Нет фото
Асылбек Эшиев

Все статьи автора [32]

18:00, 20 сентября 2021
Дешт-и-Кыпчак делился на Восточный (от Алтая до Каспия) и Западный (от Каспия до Дуная) Кыпчак. Территория Западного Кыпчака известна в источниках под названием «Кыпчакская степь», «Половецкая земля» или «Половецкая степь», в византийских и европейских...
2202 Развернуть статью
14:39, 13 сентября 2021
Эпоним Аз (Ач, Ас, Аж). Эпоним аз, этноним кыргыз. В тюрко-енисейских надписях неоднократно упоминается народец или племя ач [1, с. 176]. Обращаясь к загадочному этнониму “аз” или “ач”, авторы (коллектив авторов ХГУ им. Н. Ф. Катанова. – А. Э.) предлагают новую...
2037 Развернуть статью
15:48, 6 сентября 2021
Топоним Тоң (Тон). В исторических сочинениях топоним известен в разных вариантах: Дун, Тунк, Тон. Название Тон сохранено в наименовании реки, притока озера Иссык-Куль. Кроме того, на западной оконечности Кунь-Луня имеются реки Тон, Тондарья, Тонбадан, Кичине-пик Тонзоо и др....
2852 Развернуть статью
16:46, 23 августа 2021
Былины как след исторических событий. Былины - стихотворный героический эпос Древней Руси, отразивший события исторической жизни русского народа. «В своем Словаре Даль дал такое толкование слова былина: Бывалка, бывальщина, былица, былина, быль ж. что было, случилось,...
3593 Развернуть статью
15:12, 16 августа 2021
Половецкий хан Котян Сутоевич. Впервые Котян Сутоевич появился в истории в 1205 г. Этот хан принадлежал к племени дурут. «Мстислав Удатный женился на дочке Котяна, которая была при крещении названа Марией. В 1223 г. Котян обратился за помощью к своему зятю» [Головко 2007, 81-82;...
2152 Развернуть статью
14:57, 9 августа 2021
Гу́нны (Ούννοι, Hunni) и готы (Gothi, Gotthi). Приск Панийский (V в.) в «Готской истории»: «Представляя разноплеменную смесь, скифы, кроме своего варварского языка, легко изучают и унский или готский, а также и авсонский, если у кого из них есть сношения с римлянами,...
3979 Развернуть статью
13:19, 2 августа 2021
Черные клобуки, торки, берендеи. В летописи: «Влето 6493. Иде Володимеръ на болгары съ Добрыною, съ воемъсвоимъ, в лодьях, а торъки берегомъ приведе на конихъ. И победи бол[г]ары» [Лаврентьевская летопись]. «В лѣто [6493] Иде Володимиръ на Болъгары съ Добрынею оуємъ своимъ...
2250 Развернуть статью
10:54, 30 июня 2021
Этнонимы сколот, сакалат, Сары, сорочины. У Геродота: «Так вот, от Липоксаиса, как говорят, произошло скифское племя, называемое авхатами, от среднего брата – племя катиаров и траспиев, а от младшего из братьев – царя – племя паралатов. Все племена вместе...
7964 Развернуть статью
09:33, 23 июня 2021
Ученые, исследователи позитивно отзывались о созидательной роли фольклора, былин и эпических поэм в этнических исследованиях, в создании летописей и написании отчественной истории, в фиксировании исторических фактов и событий. Эпос «Манас» как...
2950 Развернуть статью
09:43, 15 июня 2021
Волчица-кормилица Иакинф сообщает о трагической участи Дома Хунну, где после разгрома соседним недружеским племенем у них остается живым один десятилетний мальчик. Он будет вскормлен волчицей, и у них родится десять сыновей. От них появятся особливые роды. В числе их...
3825 Развернуть статью
08:33, 8 июня 2021
Тотем Лебедь. Эпонимо-тотемическое понятие Лебедь (Ку, Куу, Хуу, Кыу, Куо, quw, kugu) часто встречается в мифологии, легендах, народных эпосах и летописях, и можно проследить их типологические параллели. В греческой мифологии Елена Прекрасная была дочерью Зевса, превращенного в...
988 Развернуть статью
16:10, 24 мая 2021
В 1223 году, после битвы на Калке, татаро-монгольские войска, уходя на восток через земли Волжских Булгар, были наголову разбиты булгарскими войсками. Возможно, это было первое крупное поражение войск Чингизхана. Однако в 1229 г. татаро-монголы вновь появились. Булгары,...
3385 Развернуть статью
15:54, 24 мая 2021
Древнерусские летописи о Чингизхане. Ипатьевская летопись и Суздальская рассказывают о гибели Чингисхана в походе на Тангутов: после Калки татары дошли до Новагорода Святополчского и повернули на восток «и повоеваша землю Таноготьскую и ины страны, и тогда же и...
4708 Развернуть статью
17:00, 25 апреля 2021
Эпитафия Кюль-тегину - памятник тюркской рунической письменности VIII в.: Нести из рода в род велю вам: пусть войдут Они в народ «он ок» и в племя тат, и пусть, О тюрки, пусть всегда средь вас они живут! [9]. Примечательно, что в надписи наравне с небезызвестным этническим...
2199 Развернуть статью
08:51, 19 апреля 2021
Великое переселение народов в Американский континент. В Библии (1906): «Потомки Иафета двинулись на восток и север Азии, в Индию, преимущественно населили Европу и проникли в Америку» [18, с. 20]. Известно, что до XVI века не было слова «Америка», оно, скорее всего, в...
7641 Развернуть статью
13:41, 29 марта 2021
В поэме «Илиада»: Не из-за храбрых троянцев я прибыл сюда, не с желаньем Им отомстить: предо мною троянцы ни в чём не повинны. Не отгоняли они моего табуна или стадо [2, с. 51] По эпическим сведениям, Ахейский вождь Ахиллес, один из главных героев «Илиады», троянцев...
2377 Развернуть статью
16:49, 19 марта 2021
Этноним монгол в источниках «Сокровенное сказание монголов» («Сокровенное») в оригинале «Монголын нууц товчоо» (транслит. «Monggul nighucha tobchiyan»), китайское наименование «Юань-чао би-ши» (или «Юань-чао ми-ши») («Секретная (фамильная) история...
2539 Развернуть статью
13:53, 11 марта 2021
В историографии имеется геополитическое понятие Табгач и «пять северных племен». О стране Табгач. Византийский автор раннего средневековья Феофилакт Симокатта (VI-VII вв.): «Те варвары, которые живут около Тавгаста, являются племенем очень сильным и многочисленным,...
3069 Развернуть статью
16:52, 5 марта 2021
Древний теоэпоним Спар Геродот (V в. до н.э.): «Ариапифа коварно умертвил Спаргапиф, царь агафирсов, и престол по наследству перешел к Скилу вместе с одной из жен покойного отца, по имени Опия» [2, (I, 211) с. 206]. Спаргапиф, династический родоначальник скифов, жил в VII в. до н.э....
3407 Развернуть статью
14:37, 1 марта 2021
«Күл Тегин эстелигинен» (из «Памятника Кюль Тегину» (Большая надпись). “(14) Оң жакта түштүктө табгач эли жоо эле, сол жакта Баз каган, тогуз эли жоо эле, кыргыз, курыкан, отуз татар, кытаң, татабы баары жоо эле” (“(14) Справа на юге народ табгач был врагом,...
2851 Развернуть статью
17:11, 22 февраля 2021
Общеизвестно, что в исторических источниках говорится о черных клобуках, берендеях, торках и половцах. Этнонимы торк, берендеи, черные клобуки – это, очевидно, эндонимы. Этническое название половцы (половец) – это русское имя [8, с. 57], т.е. экзоним. Однако какие этносы...
3203 Развернуть статью
12:50, 16 февраля 2021
Из Маленькой надписи (Кичине жазуудан). Памятник Кюль-тегину (Күл тегин эстелиги). “(2) Тогуз огуз бектери, эли бу сөзүмдү назарлуу эшит. Катуу тыңда” (“(2) Тогуз огузские беки, родовитая знать внимательно слушай эти мои слова. Навострить уши”) [1, с. 149]. Царевич...
4667 Развернуть статью
09:59, 13 февраля 2021
Кошой - один из главных героев эпоса «Манас», глава племени катаган, старейшина кыргызских родоплеменных структур. Племя катаган считалось устойчивой и надежной этнической единицей в сорокаплеменном Кыргыз журту. В эпосе «Манас»: Катаган эр Кошой [8, с....
2623 Развернуть статью
09:33, 9 февраля 2021
В эпосе «Манас» и «Сборнике летописей» Рашид-ад-дина (XIII-XIV вв.) могли бы находиться идентичные этнонимы, антропонимы (и эпонимы). Эпос «Манас»: Калча деген калкы бар, (У него народец калча,) Калча жайын сурасаң (В сущности, род калча) Кыргызга жакын каркыбар (К...
5148 Развернуть статью
14:57, 5 февраля 2021
В этимологических словарях: катуна «татарка», только в Сказ. Мам., ср. болг. кадън «турчанка», сербхорв. кадуна – то же. Из тюрк.: ср. тур. kadyn «госпожа, хозяйка» [14, с. 211]; катуна, ж., стар. жена, женщина. Др.-рус. катуна (с 1496 г.) жена (?); монг. chatun жена (Срезневский, 19...
1603 Развернуть статью
14:44, 1 февраля 2021
Титул кан (хан). По пантеону богов тенгрианства (В.В.Радлова) самый высокий ярус неба значится 17 номером. Это – божество Кайра кан, «решивший судьбами вселенной» [3]. В эпосе «Манас» говорится о титуле кан (хан), титулы каган, хакан отсутсутвуют. В родословной...
4561 Развернуть статью
14:45, 28 января 2021
Титул Эр в исторических источниках и эпических произведениях. Так, «слово er является наиболее часто встречающимся в памятниках енисейской письменности обозначением мужчины, имевшего официальный статус феодала. Поэтому этот термин можно переводить не только как...
4182 Развернуть статью
15:09, 25 января 2021
Боевой конь. Из «Большой надписи в честь Кюль-Тегина»: (32) … В самом начале (сражения) он (Кюль-Тегин) бросился в атаку, сев на белого коня, (принадлежащего) Тадыкын-Чуре; этот конь там (33) пал. Во второй раз (т.е. при второй схватке) он сел верхом на белого коня,...
4374 Развернуть статью
09:41, 20 января 2021
Высокие островерхие тюрбаны и остроконечные шапки. У Геродота (V в.): «Саки же (скифское племя) носили на головах высокие островерхие тюрбаны, плотные, так что стояли прямо. Они носили штаны, а вооружены были сакскими луками и кинжалами» [1, с. 333], «саки-амиргийцы жили в...
3539 Развернуть статью
12:20, 16 января 2021
Древние формы института гостеприимства. У Геродота: «Гистией ведь был тираном Милета и, когда эти наксосцы – прежние гостеприимцы Гистиея – прибыли в Милет, как раз находился в Сусах» [2, с. 246]. В примечании: «В Греции существовали особые союзы (ксении) между...
3694 Развернуть статью

×