Изгнанные из родных кыргызских земель Жакып (отец Манаса) и его сородичи жили на Алтае в соседстве с алтайскими и манчжурскими калмыками. Алтайские калмыки считали себя хозяевами и вели себя надменно, презрительно по отношению к пришедшим из далекого горного Ала-Тоо кыргызским племенам. Алтайцы только повод искали, чтобы закрутить очередную интригу и извлечь как можно больше для себя материальную выгоду. На этот раз зацепкой стала небольшая стычка еще ребенка Манаса с представителями манчжурских калмыков, которые не имели никакого отношения к алтайским калмыкам.
Эпос «Манас»:
Баласы укурук алды деп, (Сын Жакыпа укрюком)
Башчысы болгон Кортуктун (Главы манчжуров Кортука)
Башын жарып салды деп, (Разбил ему голову,)
Баланы кармап алалык, (Схватим этого мальчика,)
Башына шири салалык. (Наденем колпак из сырой кожи.) [1, с. 131]
Это из отчаянных воплей, шокированных алтайских калмыков Домабила в не столь отдаленном стойбище от кыргызских пастбищ. Здесь один из старцев китайских калмыков Кортук из-за своего неподобающего поведения получил должный отпор от малолетнего Манаса. В отместку недоброжелатели задумали примерно наказать по обычаю алтайских калмыков, надев на его голову колпак из сырой кожи (“Башына шири салалык”). Вследствие такого насильственного психо-физиологического воздействия человек превратился бы в манкурта (управляемый зомби).
Байгурдун кылган кордугу, (Унизили нас сыны Байгура,)
Башкача кылган зордугу, (Растоптали наше достоинство,)
Кыргыздын кылган кордугу, (Унизили нас кыргызы,)
Кыйын экен зордугу. (Растоптали наше величие.) [1, с. 145]
Калмыцкая верхушка позволив себе бесшабашно бряцать оружием, сотворила неимоверную психозную атмосферу в своем родовом становище. Байгур хан – прапрадед Манаса в шестом колене. Калмыки всех кыргызов величали именем Байгура. Они прекрасно были осведомлены династической историей кыргызских родоплеменных структур.
После произошедших недавних событий Жакып скажет сыну:
Калмактарды көрөлү, (Посмотрим калмыков,)
Кантер экен каапырлар, (Ну, что скажут иноверцы,)
Кааласа кунун берели. (Захотят, так дадим выкуп.)
Бала Манас кеп айтат: (Ребенок Манас скажет:)
Ай, атаке, деп айтат, (Ах, ты батюшка мой,)
Курулай корктуң дегеле, (Что ты так испугался,)
Кун дегениң эмине? (А, что такое выкуп?) [1, c. 133]
После гибели Коркута, сильно напуганный Жакып, готов был отдать калмыкам крупный выкуп. Однако Манас не понимает слово “кун” (выкуп) переспросив “Кун дегениң эмине?” (Что такое выкуп?).
Анда Жакып кеп айтат: (Тогда Жакып расскажет:)
Кун деп санап мал алат... (За выкуп возьмут скот...)
Айбына санап мал алат (За откуп возьмут много скота) [1, c 134]
Жакып разъясняет сыну, что за выкуп берут много скота. Это в лучшем случае. В худшем враги могли наказать подростка, вплоть до его физического устранения.
Эпос «Манас»:
Жакып чыкты тыш жакка, (Во всеоружии Жакып,)
Жалынып чыкты бир акка. (Помолился богу ак.)
Акбалтага айтыңар, (Передайте Акбалте,)
Бердикеге барыңар, (Найдите Бердике,)
Менден кабар салыңар... (Известить от моего имени...)
Дамбылдага нетти деп, (Как там этот Дамбылда,)
Карпаңдады бай Жакып... (Раскомандовался бай Жакып...)
Саламат менен Ошпурга (Саламату и Ошпуру)
Салам айткын ошого, (Мой доверительный привет,)
Карабек казак бийине, (Казах Карабеку бию,)
Казак кыргыз бир тууган... (Казахи и кыргызы родичи...)
Наймандан Чоро баатырга айт... (Из найманов Чоро батыру...)
Коңурат Байбак карыга айт, (Привет конгурат Байбаку,)
Айдаркан деген тың бала (Крепкий орешек Айдаркан)
Как ошого тийип кайт. (Как раз ему и довести.) [1, с. 146]
В эпических строках говорится, что Жакып вызывает к себе всех близлежащих своих сородичей, которые находились в родословном древе Байгур хана. Это нойгут Акбалта, каракалпак Бердике, тюрк Дамбылда, тейит Саламат, окчо Ошпур, казахи Карабек (и Айдаркан), найман Чоро, коңурат Байбак, имена которых являются интронизированными эпонимами династических предков.
В эпических строках описываются главные эпические эпонимы-персонажи, их принадлежность к родоплеменной структуре, отличительные свойства, отношения тем или иным явлениям.
Каракалпак Бердике (Каракалпак Бердике) [2, с. 69]
По эпосу «Манас» племя каракалпак состоял в клане Бердике. Каракалпак Бердике, как один из видных родовых патриархов, фигурировал рядом с Жакыпом на Алтае и при освобождении кыргызских земель от китайцев, калмыков (и ойротов).
Эпос «Манас»:
Катыктырып көрсөк бейм, (Муштровать-школить ли,)
Койчу башы Ошпурга (Ошпуру - главе пастухов,)
Алпарып муну берсек бейм! (Его вручить ли!) [3, с. 27]
В варианте Шапака Рысмендеева наставник подростка Манаса - “седобородый Ошпур бай” (“агала сакал Ошпур бай”).
Чыйырды: Жараткан Жапар кудайым (Чыйырды: Создатель бог мой Жапар)
Мени кандай жалмачу бала берди эле (Послал мне ребенка-живодера) [1, с. 74]
Атамдан калган жер экен (Наша Земля-Отчизна)
Испара менен Алайды (Алай и Испара) [2, с. 151].
Итак, Ошпур – эпоним, аналогичен эпическому имени бога Жапар, древнетюркскому антропониму Ишбара (Ышбара), этнотопониму Шыбыр, эпическому этнотопониму Испара (Ыспара). Очевидно, все вышеназванные кыргызские родоплеменные структуры – аргын, каракалпак, тейит, окчо, казах, найман, конгурат сформировались от прапрадеда Манаса. Следовательно, наименования родоплеменных структур сложились от имен (антропонимов) первоначальных сынов (и внуков) предка Байгур хана.
Эпос «Манас»:
Сарбанбек кабар салыптыр, (Сарбанбек известил всех,)
Ал кабарды укканда (Услышав страшную весть)
Казак, кыргыз, кара түрк (Казахи, кыргызы, кара тюрки)
Сапырылып калыптыр. (Ополчились на лету.) [1, с. 147]
Гонцом-вестовым назначается Сарбанбек, доверенное лицо Жакыпа, который оповещает племена кыргызов, казахов, кара тюрков о надвигающейся калмыцкого вооруженного погрома.
Бел байлаган жигиттен (Из бесстрашных храбрецов)
Беш жүзү чыкты бөлүнүп, (Отделились аж пятьсот,)
Беш атанын уулунан (От пятого прапрадеда) [1, с. 147]
Было собрано пятьсот отважных молодцов, готовые сражаться с врагом под пяти-шести племенными знаменами. Как видно, каждое племя имело свое родовое знамя, а сорокаплеменный Кыргыз журту единый красный флаг.
Эпос «Манас»:
Антип-минтип чогулуп, (Всего их набралось,)
Жети жүз сексен кол болду. (Воинов семьсот восемьдесят.)
Ошо колдун ичинде (Среди всех прочих)
Ортоктош болгон нойгут бар... (Компаньоны нойгуты...)
Аркасы тийген найман бар, (Соратники найманы,)
Коңшулаш жүргөн коңурат, (Сопредельные конгураты,)
Үйүрдөш жүргөн үйшүн бар. (Соплеменники үйшүны.)
Аралашкан алчын бар, (Сотоварищи алчыны,)
Аргындан Каракожо бар, (Каракожо из аргынов,)
Ата уулудан кошо бар. (Все сыны общего предка.) [1, с. 164]
Итак, первым манасчы сообщается, что какие кыргызские племена собрались сопротивляться калмыцкому нашествию - казахи, каракалпаки, нойгуты, найманы, конгураты, үйшүны, алчыны, аргыны. Надо отметить, что вместе с Жакыпом на Алтайской земле в соседстве жили и преуспевали кыпчаки Таза, ногаи Эштека, маңгулы Күлдүра. Они не значились среди пришедших на подмогу вооруженных племен, наверное, в те тревожные дни находились за пределами информационного пространства кыргыз ордо. Кыргызы заранее могли иметь доверительные сведения, что какими силами собираются напасть алтайские калмыки. Поэтому Жакып и старейшины племен могли считать нецелесообразным отправить гонца-вестовика в отдаленные регионы из-за быстротечности ходов событий.
У кыргызских племен всего набралось семьсот восемьдесят ополченцев. Итак, подсчитано точное количество кыргызских ратников против калмыцкого набега. Да, это было наскоро собранные бойцы-всадники, ибо у кыргызов еще не было регулярной войсковой конницы.
Эпос «Манас»:
Баары бирдей бакырып, (Все залпом вскрикнув,)
Кылкандай найза жапырып, (С бесчиленными копьями, )
Башка сөз келбей оозуна (Все в один голос)
“Манастап” ураан чакырып. (С боевым кличом “Манас”.)
Ак асаба, кызыл туу, (Белый флаг, красное знамя,)
Айгайлаган ызы-чуу, (Невообразимо бурлящий шум,)
Көк асаба, кызыл туу, (Голубой флаг, красное знамя,)
Көк жаңырган улуу чуу... (Всесветный грандиозный рокот...) [1, с. 165]
Перед началом битвы кыргызские бойцы замешкаются не зная под каким кличом идти в бой. Манас первым бросит клич “Манас”, “Манас”, “Манас”, и все остальные хором поддерживают боевой клич “Манас” и бросаются в гущу воинствующих калмыков.
Эпос «Манас»:
Сегиз жүз келген алтайлык, (Из восьмиста алтайцев,)
Төрөсү өлүп Домабил, (Погибнет главарь Домабил,)
Төрт жүз он үч кишисих калмыков и (И четыресто тринадцать)
Төгүлүп каны далдайды (Нашли свою смерть). [1, с. 166]
Налетевшие алтайские (тарбын) калмыки насчитывались всего восемьсот. Их главарь Домабил погибнет в бою. Из восьмиста алтайских калмыков находят свой конец четыресто тринадцать боевиков. Да, ни много ни мало именно столько. Вот, пожалуй, вам эпическая правда.
В этом первом алтайском сражении Манасу было всего десять лет. Он воюет верхом на коне Аксур бышты (Светло-голубой конь). После славной победы над калмыцкой военщиной в стойбище Жакыпа семьдесят семей в своих вежах на славу угощают семьсот воинов-победителей, подошедших на подмогу сородичам.
Ата уулулар ат алып, (Сыны общего предка на конях,)
Ар тарапка жол салып, (По своим разным тропам,)
Аскер кайтып кеткени. (Ратники отправились домой.) [1, с. 169]
В эпических строках несколько раз повторяется выражение “ата уулулар” (сыны от общего предка), которые считались династийными сородичами, произошедшие от прапрадеда Байгур хана.
Манчжурские калмыки отличались от алтайских калмыков. В те смутные времена при грозящей опасности от алтайских калмыков вплоть до поголовного уничтожения, манчжурские калмыки во главе Атакула и Шакума (сын покойного Кортука) придут к Жакыпу на поклон и просят помощи (“Кыргыздан келген сен элең, // Кытайдан келген биз элек, // Кырганы жатат алтайлык, // Кыйлабыз өлүп тамтайдык”), чтобы защитили их от произвола алтайских калмыков. Манчжурские калмыки считали себя китайскими калмыками, алтайских калмыков – алтайцами. С тех пор начинается прочный союз кыргызов с манчжурскими калмыками. Шакум-Мажик со своим родом переходит на сторону кыргызов, и впоследствии станет верным соратником и славным витязем-гвардейцем Манаса до конца эпических событий.
Итак, бой с враждебными алтайскими калмыками для кыргызских племен и подростка Манаса был первым боевым крещением на Алтайской земле. Соплеменники бай Жакыпа дали жесткий отпор и вышли победителями в весьма чрезвычайной битве со злобными противниками.
Это была первая победа кыргызских племен на Алтае над враждебно настроенными алтайскими калмыками, которые считали себя единоличными хозяевами алтайских земель, а кыргызов переселенцами, пришедшими из Туркестана. С этого времени Жакып, Манас и все кыргызские племена станут независимыми обитателями долины горного Алтая до великого переселения на родные земли Ала-Тоо.
Эшиев Асылбек Мирзатилаевич, профессор Жалал-Абадского государственного университета имени Б. Осмонова. Кыргызстан
Литература:
1. Манас. Сагымбай Орозбаковдун варианты боюнча. I китеп. Фрунзе: «Кыргызстан», 1984. (Манас. По варианту Сагымбая Орозбакова. I книга).
2. Манас. Сагымбай Орозбак уулунун варианты боюнча. II китеп, Фрунзе: «Кыргызстан», 1980. (Манас. По варианту Сагымбая Орозбакова. II книга).
3. Манас. Шапак Рысмендеевдин айткан варианты боюнча. Бишкек: «Газета.KG», 2013. (Манас. По варианту Шапака Рысмендеева).