Добавить статью
14:39, 13 сентября 2021 Обновлено 14:50 13 Сентября 2021 10069

Аз (Ас, Ач, Язы, Osi) – эпоним Востока и Запада

Эпоним Аз (Ач, Ас, Аж).

Эпоним аз, этноним кыргыз. В тюрко-енисейских надписях неоднократно упоминается народец или племя ач [1, с. 176]. Обращаясь к загадочному этнониму “аз” или “ач”, авторы (коллектив авторов ХГУ им. Н. Ф. Катанова. – А. Э.) предлагают новую трактовку, согласно которой хакасский сеок “ажыг” исторически связан с древним народом “ач” и кыргызским правящим домом “ажэ” [16, с. 209]. Хакасский ажыг мог бы идентифицироваться с кыргызским этнонимом азык, кыргызский правящий дом ажэ с этнонимом аз (ач). Китайские историки Ду Рункун, Го Бинян отмечают, что по письменному источнику «Новой истории династии Тан», в то время верховный правитель кыргызов именовался «Аз». По мнению уроженца Урумчи, китайского лингвиста и переводчика Жаанбая Асаналы этимология слов Ажо и Азы идентичны [17, с. 62]. Древнекыргызский титульный термин “ажо”, скорее всего, восходит к эпониму “аз”. По В. В. Бартольду «вместе с киргизами несколько раз упоминается народ аз; в одном месте азы называются вместе с тюргешами, следовательно, жили, вероятно, от киргизов к юго-западу, между Саянским хребтом и Алтаем» [3, с. 189]. Быть может, “народ аз” был одним из архонт родов в многочисленных фратриях древних кыргызов. Н. А. Аристов отмечает, что «пять аймаков нушиби были следующие: 1) асиги, 2) вешу, 3) басайван дуншибо, 4) асиги-нишу, и 5) гешу-чубан. В первом и четвертом из этих аймаков можно видеть кыргызский род или точнее кость ассык (Assyk у г. Радлова) …» [2, с. 218]. Возможно, этнонимы асиги и асиги-нишу образованы при участии эпонима Аз.

В эпосе Манас:

Алтайлыктын азы бар (Есть азы алтайцев) [18, c. 233].

Атам түрк, айылым аз (Предок мой тюрк, колено аз) [18, c. 236].

Это половинчатый ответ Жакыпа (отца Манаса) вражеским лазутчикам, где он поведает им о своем древнем роде, при этом скрывая от них свое имя (эпоним).

В объяснении этимологии собирательного этнического имени огуз А. Н. Кононов считает, что его исходной основой является ог (ок) род, племя + афф. множ. ч. – (у)з [7, с. 84]. Как нам кажется, здесь (у)з - это аз (эпоним Аз). По В. Н. Тадыкину мундус образован от лексем: мен + таг + аз, т.е. «я горный ас», этноним хакас восходит к сочетанию көк + ас; төлөс к словосочетанию теле (древнетюркский этноним) + ас «народ», отсюда значит «телецкий ас» [14, с. 22-23]. Очевидно, этнонимы огуз (ок+аз), мундуз (я горный ас), хакас (көк+ас), төлөс (теле+ас) образованы с участием антропонима аз. А. Н. Бернштам: «В названии “асии” мы видим усеченную форму имени исседон, давно сопоставляемую в литературе с именем усунь... Речь идет о разных вариантах одного и того же названия имевшего основу ас, ис, ус» [4, с. 204-206]. По соображению кыргызского исследователя, «…значительное число древнетюркскиx племен средневековья были потомками кочевников «азов» и происxодили от ниx». Он предполагает «о существовании уже в эпоxу Ранниx кочевников двуx ветвей древниx тюрков: Западной – «Азы» и Восточной – «Куны» [21, с. 73].

В эпосе Манас:

Кыпчактардан Таз чечен (Краснослов Таз кыпчаков) [18, с. 62].

Эр Тазбаймат мыктуусу (Тазбаймат, он добрый молодец) [19, с. 50].

Тас. Название рода у алтайцев. Не имеет значения «лысый или камень лед». Восходит к словосочетанию таг + ас «горный ас» [14, с. 22]. Такой эпоним (Таз) имеется в эпосе «Манас», и, наверное, имя одного из героев эпоса Тазбаймата состоит из этого же эпонима. Антропоним Таз встречается в летописях: «Убиша же Таза, Бонякова брата» [10, с. 271]. Это произошло 1107 г., когда половецкий хан Таз был убит князем Святополком.

В эпосе Манас:

Аргын кандын Ажыбай… (Ажыбай сын хана Аргына…)

Жетимиш бурку тил билген (Знал семьдесят языков) [19, с. 190].

Пожалуй, эпическое имя Ажыбай состоит из эпонима Аз и теонима Бай (Аз+Бай). Сын хана Аргына (главы племени аргынов) мог иметь родословное сношение с эпонимом Аз. В Бехистунской наскальной надписи (VII в. до н.э.) «слово ахаменид, т.е. - haxamanisiya, обозначало (manis, manah, manas) – добрая мысль и haxa, sakha – родство, родное» [8, с. 105]. Главное, что в бехистунском слове хахаманисийа (haxamanisiya) имеется понятие manis (manah, manas). Исходя из такой трактовки слово haxamanisiya можно было бы воспринять как Добрая Мысль Аза.

Эпонимы Оsi, Языги, Asir, Азик на Западе.

Только у Тацита (Germania) содержится упоминание о lingua Pannonica «паннонском языке», на котором якобы говорили племя Оsi [15, с. 11]. Похоже, в древней Паннонии существовало племя аз, если его можно было бы идентифицировать с паннонским племенем Osi. Из «Географических Указаний» Птолемея (II в.): «Южную границу составляют язиги – переселенцы от южного предела Сарматских гор до начала горы Карпата …» [9, с. 532]. «С ними (аланами. - А.Э.) соседствовали другие сарматские племена, в основним аорсы и языги» [12, с. 177]. Здесь речь идет о I в. н.э., где этноним языги значится в пределах Азовского моря. «Языги же от ароксолан отделяются только рекой Алутой» [23, с. 80]. По Иордану языги граничили с сарматами как отдельные этносы. Судя по всему, язиги Птолемея, языги Иордана, азовские языги, асиги у Н. А. Аристова, тюрингец Азик имеют идентичную этимологическую основу и могут отождествляться с Assyk В. В. Радлова.

Некоторые западные ученые попытались распознавать древнескандинавских мифологических асов (Asir) с геонимом Азия. Так, «…видеть в асах древних внешних завоевателей у нас не больше оснований, чем у Снорри Стурлусона, который выводил буквально асов из созвучной Азии» [15, с. 7]. На мифологические асы претендовали не только древнескандинавские, но и древнегерманские племена в лице готов. Так, «... именно к асам возводили свой род древнегерманские династии (ср. генеалогии норвежских и англосаксонских королей). Однако наименование асов представителями “своей [то есть готской. – Н. Г.] знати” (proceros suos) показывает всю глубину укоронения исконной готской традиции в германской: по сути дела, асы в изложении Иордана вдруг оказывается natione Gothi» [5, с. 109]. По утверждению отдельных исследователей, «сохранившиеся топонимы: в Австрии – Далаас, в Исландии – Асдал и подтверждающие эти переселения асов археологические и культурологические артефакты убедительно свидетельствуют о необходимости сохранения исторической топонимики ...» [24, с. 196]. Очень может быть, что вышеотмеченные западные топонимы содержат в себе единый эпоним (Аз) евразийского пространства.

Видукинд Корвейский (X в.): «Азик же с саксами и остальными вспомогательными отрядами немедля ринулся на врагов и большую часть и сокрушил оружием, остальных же обратил в бегство и вернулся в лагерь победителем» [22, с. 155]. Об Азике в комментарии пишется, что он «тюрингец – о нем больше сведений нет» [22, с. 231]. Нужно отметить, что на Каталаунских полях (451 г.) тюринги воевали на стороне Аттилы. Это один из редких случаев, который содержал бы значимую информацию о племени азык средневековья (936 г.), по воле судьбы наравне с другими гуннскими (аланскими, аварскими), протоболгарскими племенами, очутившегося на европейском западе. Скорее всего, Азик – это антропоним, глава племени (возможно, языги у Иордана), успевшего уже романо-германизироваться и поменять свой облик: образ жизни, религию, язык и т.д. Надо полагать, такая же участь постигла и небезызвестных печенегов, черных клобуков, торков, берендеев, ковуев, западных и восточных половцев, оказавщихся втянутыми в водоворот грандиозных исторических потрясений.

Аз в пределах древней Руси. ««В лето 6473 (965. - А.Э.). Иде Святославъ на козары; слышавшее же козари, изидоша противу съ княземъ своимъ Каганомъ, съступишася битися, и бывши брани, одоле Святославъ козаромъ и градъ ихъ и Белу Вежю взя. И ясы победи и касогы…» [11, с. 30]. Не исключено, что древнерусский летописный (965 г.) этноним ясы фонетическая разновидность этнонима ас (аз). В «Сказании черноризца Храбра «О письменах» (конец IX в. - начало X в.) есть такая фраза: «… святой Кирилл создал первую букву «аз». Но потому что «аз» было первой буквой данной от бога роду славянскому …» [13, с. 103]. Любопытно, что первая буква рода славянского перекликается с наименованием эпонима аз. В По сведениям Джувейни (XIII в.) наряду с государствами Булгар и Русь, существовало и государство Аз [6, с. 170]. Известно, что только преодолев мощь и силу “Великыи город Болгарьскыи”, Аз и Кыпчакской Степи, в течение 1229-1237 гг., Батыево войско смогло перейти границу Русской земли.

Таким образом, эпоним Аз имел не региональный, а континентальный характер, и, должно быть, это следствие глобальности, мобильности и адаптивности эпонима Аз (Ас, Ач, Аж, Яз) в геополитическом пространстве Востока и Запада. Примечательно, что глобальный эпоним Аз фигурирует в эпосе «Манас», как главный эпоним, племенной этноним и родословное династическое имя. Как нам представляется, в этнониме кыргыз могли бы находиться сакральное слово кырк (сорок), ок (стрела; род) и аз (эпоним).

Эшиев Асылбек Мирзатилаевич, доктор филологических наук, профессор Жалал-Абадского государственного университета (Жалал-Абад, Кыргызстан).

Материалы статьи опубликованы в журнале «Евразийское научное объединение», №12 (58), декабрь, 2019.

Использованная литература:

1. Аристов Н. А. Труды по истории и этническому составу тюркских племен. Бишкек: «Илим», 2003.

2. Аристов Н. А. Усуни и кыргызы или кара-кыргызы. Бишкек, 2001.

3. Бартольд В. В. Избранные труды по истории кыргызов и Кыргызстана. Бишкек, фонд «Сорос - Кыргызстан», 1996.

4. Бернштам А. Н. Избранные труды по археологии и истории кыргызов и Кыргызстана. Т.1. Бишкек, 1997.

5. Ганина Н. А. Реликты готской аппелятивной лексики в латинских памятниках // Вопросы языкознания, 2013, №5.

6. История России: народ и власть. Спб.: Издат. «Лань», 1997.

7. Кононов А. Н. Родословная туркмен: Сочинение Абу-л-Гази хана хивинского: [Исследование, тексты, переводы] / Акад. наук СССР. Ин-т востоковедения. М.-Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1958.

8. Оранский И. М. Введение в иранскую филологию. М.: Изд. Восточной литературы, 1960.

9. Откуда есть и пошла Русская земля. М.: «Молодая гвардия», 1986.

10. Повесть времянных лет по Лаврентьевскому списку. Ленинград, 1926.

11. Русская литература XI-XVIII вв. М.: «Худ. лит.», 1988.

12. Сапрыкин С. Ю., Парфенов В. Н. KAIZAP о Тоте энкомия из Пантикапея: Домициан или Коммод? (К вопросу о датировке и интерпретации надписи боспорского полководца) // Вестник древней истории. М.: «Наука», 2012, №1.

13. Сказание о начале славянской письменности. М.: «Наука», 1981.

14. Тадыкин В. Н. Этимология этнонима мундус // «Вестник» КНУ им. Ж.Баласагына, 2004, серия 1, выпуск 3.

15. Трубачев О. Н. Языкознание и этногенез славян // Вопросы языкознания, 1985, №4.

16. Цыбенов Б. Д. Очерки истории Хакасии (С древнейших времен до современности) / Гл. ред. В.Я. Бутанаев, науч. ред. В. И. Молодин. Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2008 // Российская история. №3, 2010.

17. Ду Рункун, Го Бинян. Кыргыздардын түпкү конушу жана алардын батышка көчүшү. Бишкек: «Ала-Тоо» жур., 1997. (Ду Рункун, Го Бинян. Исконное земля кыргызов и их переселение на запад).

18. Манас. Сагымбай Орозбаковдун варианты боюнча. I китеп. Фрунзе, 1984. (Манас. По варианту Сагымбая Орозбакова. I книга).

19. Манас. Сагымбай Орозбаковдун варианты боюнча. II китеп. Фрунзе, 1980. (Манас. По варианту Сагымбая Орозбакова. II книга).

20. Манас. Эпос. Саякбай Каралаевдин варианты боюнча. I китеп. Фрунзе: «Кыргызстан», 1984. (Манас. Эпос. По варианту Саякбая Каралаева. I книга).

21. Эсен уулу Кылыч. Азия или Кочевники Азы. Бишкек, 1993.

22. Видукинд Корвейский. Деяния саксов. М.: Наука, 1975.

23. Иордан. О происхождении и деяниях готов. Getica. М.: Изд. вост. лит., 1960.

24. Проскурина Ж. Топонимика – как источник этнической истории Казахстана // Отан тарихы. Алматы, 2010, №2.

Стилистика и грамматика авторов сохранена
Добавить статью

Другие статьи автора

31-05-2024
Барпы апыздын төрт такылети
8443

08-05-2024
Первая победа на Алтае в эпосе «Манас»
6032

12-04-2024
Манаска чейинки Алтайдагы кыргыз
6220

01-03-2024
Красный флаг Кыргыз журту
6623

04-12-2023
Грандиозная тризна в эпосе «Манас»
7169

02-12-2023
«Манас» эпосунун тарыхый орду жана заманбаптыгы
7291

24-11-2023
Токтогул ырчы, Асан Кайгы жана Жаныбек хандар
6935

23-06-2023
Акындар поэзиясы Чыгыш ренессансында (интегративдик тенденциялар)
7360

20-06-2023
Акындар поэзиясы орток түрк адабиятында (абалы)
8141

12-06-2023
Кыргыз жазма поэзиясынын башаты
7725

Еще статьи

Комментарии будут опубликованы после проверки модератором

×