Добавить статью
12:31, 3 мая 2023 2809

Орхоно-енисейские надписи и эпос «Манас»

К 130-летию со времени дешифровки древнетюркского письма

Из Маленькой надписи (Кичине жазуудан). Памятник Кюль-тегину (Күл тегин эстелиги). “(2) Тогуз огуз бектери, эли бу сөзүмдү назарлуу эшит. Катуу тыңда” (“(2) Тогуз огузские беки, родовитая знать внимательно слушай эти мои слова. Навострить уши”) [1, с. 149]. Царевич Кюль-тегин (ум. в 731 г.) был братом кагана Восточного Тюркского каганата Бильге (Могиляна). Кюль-тегин - принц Восточного Тюркского каганата. Сын его ос¬но¬ва¬те¬ля - Иль¬те¬риш (Иль¬те¬рес)-ка¬га¬на.

По содержанию текста Йолыг тегин и его предки могли быть представителями этнического объединения тогуз огуз. Во многочисленных вариантах эпоса «Манас» отмечается, что к эпическим событиям «Тризны Кокотоя» ни много, ни мало насчитывалось всего девять племен из сорокаплеменного Кыргыз журту (каганата) (“Кырк уруу кыргыз элек, // ... Тогуз уруу кыргыз калдык”) [4, с. 8]. Судя по всему, тогуз огузы - это конфедеративное (или федеративное) межплеменное объединение, состоящие из девяти отдельных родоплеменных единиц. По существу, где еще могли параллельно сосуществовать эти рунические тогуз огузы (тогузгузы) и эпические тогуз кыргызы, кроме как в центрально-азиатском геополитическом пространстве?

“(3-4) Шантуң жайыкка чейин жортуулдадым, деңизге кичине жетпедим, түштүккө Тогуз Эрсенге чейин жортуулдадым. Түпүткө кичине тийбедим. Батышка Йнчу-Угуз кечип Темир-Капкага чейин жортуулдадым. Жогорку Йер Байырку жерге дейре жортуулдадым” [1, с. 149]. По тексту (3-4) Бильге каган со своим войском дойдет до Шантуна, чуть не доходит до моря, на юге до Тогуз Эрсена (Девять Эрсен), чуть не доходит до Тибета. На западе достигает до Железной Вороты (Темир Капыг). Доходит до Йер Байырку (Древняя Земля).

В эпосе «Манас»:

Илепси бар, Кара-Кум, (Есть Илепси и Кара-Кум,)

Күн чыгышы Сары-Арка... (На востоке Сары-Арка...)

Оролдун узун тоосу бар... (Есть длинная гора Урал...)

Эдил, Жайык жери бар... (Есть Эдил и Жайык...) [2, с. 16].

В эпических строках упоминаются средневековые топонимы Кара-Кум (Средняя Азия, Туркменистан), Сары-Арка (Восточный Казахстан), Орол тоо (гора Урал), Эдил (Итиль; река Волга), Жайык (Яик; река Урал).

Жапан атка конуптур (Их звали жапанами)

Көтөрүш деген эри бар, (У них есть воевода-герой Которуш,)

Сыймун арал жери бар (У них есть остров Сыймун) [3, с. 94].

Здесь сказывается о народе жапан (возможно, о японцах), которые проживали на острове Сыймун (возможно, японские острова). Любопытно, что сказителям-манасчы были известны не только сам остров в океане восходящего солнца, но и имя (или титул) главного жапанского героя-воеводы. Однако где и когда они впервые были осведомлены о такой загадочной островной стране, тем более о такой именитой важной личности – тайна за семью печатями. Так или иначе, древние кыргызские племена могли иметь какие-то контакты с островитянами, или с прибрежными народностями.

Урум менен Кырымга (В Уруме и Крыме)

Угуларын билдиңби? (Могли бы услышать?) [5, с. 95].

Это из речи супруги старшего брата (невестки) Каныкей (будущая супруга Манаса) о том, что ее (Каныкей) нелицеприятные выходки против Манаса могут дойти до Урума и Крыма. Кого там (в Уруме и Крыме) могли волновать причуды юной Каныкей, создавая тем самым широкий международный общественный резонанс? Значит были основания. Похоже, эпический Кыргыз журту (федерация) на тот момент располагал разносторонними связями с босфорским Урумом и черноморским Крымом. Слова, начинающиеся с согласного «р», были нетипичными для тюркских языков, поэтому чтобы облегчить произношение, их носители добавляли к началу слова гласную; «термин «урум» происходит от арабского слова رُوم‎ («рум»), означающего «римлянин, римский», а впоследствии — «византийский» (восточно-римский) и «греческий». В «Урумськом словнике»: “урум урум; грек; Урум Грецiя”.

По эпосу эпический герой, один из витязей Манаса, юноша Айдар, как и эр Ажыбай, владел шестидесятью-семидесятью языками. Был полиглотом-эрудитом, певцом-импровизатором и полномочным послом. Молодой Айдар в статусе дипломатического посла и государственного глашатая за девять месяцев пребывает в таких местах, как Балх, Кафа, пустыня Кубайыс, река Шор [3, с. 86]. Имеются сведения о топониме Кафа, где будто бы «начало эпидемии XIV в. положила осада ханом Джанибеком генуэзской крепости Кафы (современной Феодосии) в Крыму». Исходя из эпических сведений, геополитика средневекового эпического Кыргыз журту простиралась территориями на востоке до Тихого океана и японских островов, на севере-западе до уральских гор, реки Волга и реки Шор, на юге Северный Китай, Афганистан (Балх), на западе до Крыма (Кафа) и Урума (Ромея; Романия).

“(11) табгач кандан бедизчи алдырдым, чектирдим. Менин сөзүмдү сындырбады, бузбады” (“(11) приобрел скульптора от табгачского кагана, повелел чеканить текст. Мои слова не были искривлены, искажены”) [1, с. 150]. По-видимому, Йолыг тегин и его политическая элита считались образованными, интеллектуальными сановниками. Ибо, в тексте заклеймлены позором отсталость и невежесто некоторых каганов (“(5) билимсиз каган отурган эле, акылсыз каган отурган эле”) [1, с. 151]. В эпосе хан Манас характеризуется как интеллектуальная, образованная личность (“Бир чакырсак билимдүү, // Бадышалык илимдүү // Манасты гана алалык”) [3, с. 83]. В эпических строках подчеркивается, что Манас был не только интеллектуалом, но и буквально “царственной ученой личностью” (“бадышалык илимдүү”).

“(12) он ок уулдары, таттарга чейин муну көрүп билгиле, түбөлүк таш тургуздум” ((12) Смотрите и узнавайте, сыны он ока и таты, я поставил вечный камень) [1, с. 150]. Похоже, язык каменного текста был понятен всем племенам он ока (десятистрельного племени) и татам. Быть может, эти два народа были этническими близкими племенами Бильге кагана. В таком случае, таты, наряду с племенами он ок, считались бы определенно тюркскими племенами.

Из Большой надписи (Көлөмдүү жазуудан). “(1) Үстүндө көк теңири, астыда кара жер бүткөндө эки арада киши уулу жаралган. Киши уулуна менин бабам Бумын каган, Истеми каган кандыкка отурган” [1, с. 150]. В тексте говорится, что “(1) когда были образованы на верху голубое небо тенгри и внизу черная земля, появился человеческий род. Человеческим родом правили мои предки Бумын каган, Истеми каган”. Имеются такого же содержания эпические строки о Манасе (“Асман менен жериңдин // Тирөөсүнөн бүткөндөй, // Айың менен күнүңдүн // Бир өзүнөн бүткөндөй”) (Был сотворен столпом неба и земли, // Был сотворен самими луной и солнцем) [2, с. 148]. В Библии: «И рече Бог: да будут светила на тверди небесней, освещати землю, и разлучати между днем, и между нощию… Всему предшествовали небо и земля, после них сотворен свет, различены ночь и день…» [Толкования на Быт. 1:14. Свт. Василий Великий], «Вселенная созидается строго упорядоченной: небо и земля, свет и тьма, день и ночь». Думается, что авторы рунических текстов и эпические сказители вряд ли были знакомы с библейскими текстами (или, были знакомы?). Однако, быть может, что еще до сих авторов рунических текстов и первых сказителей-манасчы жили, бытовали подобные дума, мысль, познание. И все-же, как они друг друга сильно напоминают: сперва-наперво небо и земля, потом уже солнце, луна и т.д.

“(4) Жоктоочу, сыктоочулар чыгыштан Бөкли чөлүндөгү эл, табгач, тибет, апар пурум, кыргыз, үч курыкан, отуз татар, кытаң, татабы – мынча журт келишип ыйлашты-сыкташты” [1, с. 151]. «В качестве плачущих и стонущих спереди, из солнечного восхода, народ степи Беклийской (2), табгач (3), тибетцы, авар Урум (4), киргизы, уч-курыканы (5), отуз-татары (6), кытай и татабийцы (7), столько народов, придя, стонали и плакали» [Памятники древнетюркской письменности]. Видимо, здесь речь идет о региональных державных государствах, представители которых присутствовали и сильно горевали на поминках Бумын кагана и Истеми кагана. В эпосе «Манас» враждовали в основном державные объединения (журты) - Кыргыз журту и Кытай журту (кидани), за центрально-азиатское военно-политическое господство. Примечательно, что оба противоборствующие стороны отмечаются в древнетюркских рунических текстах. По эпосу в рядах, оставщихся девяти племен из сорокаплеменного Кыргыз журту, находились такие родоплеменные единицы как кыпчак, казах, ногой, нойгут, каракалпак, аргын, уйшун, алчын, катаган, калча, окчо, жедигер, татала и т.д. Вышеназванные племена не заметны в орхоно-енисейских надписях. Это, должно быть, оттого, что в рунических текстах отмечались одни каганаты, журты, крупные племенные объединения как субъекты межгосударственных отношений.

Гипотетически, эпические этнические единицы могли бы составить структуру исторического Кыргызского каганата. К примеру, в «Большой надписи» говорится о народах төлөс, тардуш, где ими управлял шад [1, с. 152]. Вероятнее всего, народности төлөс, тардуш не имели своего собственного каганата. В эпосе «Манас» племя төлөс фигурировало в рядах сорокаплеменного Кыргыз журту (“Дөөлөстүн Медер султаны”) (Медер султан доолоса) [2, с. 94], и ограничивалось автономным суверенитетом. Пожалуй, такая же картина наблюдается у племен карлук и аз (42), где их правители довольствовались титулом эльтебер [1, с. 154-156]. В эпосе есть сведения об этносе аз (“Алтайлыктын азы бар”) (Есть азы алтайцев) [6, с. 233], (“Атам түрк, айылым аз”) (Предок - тюрк, род – аз) [6, с. 236], который состоял в структуре Кыргыз журту. “(47) ... Күл Тегин сүрүп, тоңра уруусунан баатырын, эрди (он баатырды) Тоңа Тегинди жоктоп жатканда, ийрип (курчап) өлтүрдүк” [1, с. 156]. Здесь говорится, что Кюль тегин вместе со своими витязями в окружении убивают десяти героев-витязей племени тоңра (тонгра). Очевидно, этническая единица тонгра упоминается в эпосе «Манас» (“Окчу менен думара”) (Окчу и думара) [2, с. 165].

Литература:

1. Абдыразаков А. Орхон-Енисей байыркы кыргыз-түрк жазуулары жана рух башаттары. Бишкек: Бийиктик, 2004. (Абдыразаков А. Орхоно-енисейские древние кыргызо-тюркские письмена и духовные зачатки).

2. Манас. Сагымбай Орозбаковдун варианты боюнча. II китеп. Фрунзе: «Кыргызстан», 1980. (Манас. По варианту Сагымбая Орозбакова. II книга).

3. Манас. Сагымбай Орозбак уулунун варианты боюнча. III китеп. Фрунзе: “Кыргызстан”, 1981. (Манас. По варианту Сагымбая Орозбакова. III книга).

4. Манас. IV китеп. Сагымбай Орозбак уулунун варианты боюнча. Фрунзе: “Кыргызстан”, 1982. (Манас. По варианту Сагымбая Орозбакова. IV книга).

5. Манас. Шапак Рысмендеевдин айткан варианты боюнча. Бишкек: «Газета.KG», 2013. (Манас. По варианту Шапака Рысмендеева).

6. Манас. Сагымбай Орозбаковдун варианты боюнча. I китеп. Фрунзе: «Кыргызстан», 1984. (Манас. По варианту Сагымбая Орозбакова. I книга).

В «Памятнике Кюль Тегину» (Большой надписи): “(14) Оң жакта түштүктө табгач эли жоо эле, сол жакта Баз каган, тогуз эли жоо эле, кыргыз, курыкан, отуз татар, кытаң, татабы баары жоо эле” (“(14) Справа на юге народ табгач был врагом, слева Баз каган, народ тогуз огуз были врагами, кыргыз, курыкан, отуз татар, кытан, татабы все были врагами”) [1, с. 152]. Однако в тексте отмечается, что после смерти отца-кагана вместе с Баз каганом ему поставили памятник (“(16) Баз каганды баштап балбал тиктик”) [1, с. 152]. Дело в том, что Баз каган ранее считался врагом, теперь ему сооружают памятник. Там же говорится, что кыргыз был врагом, затем и кыргыз кагану соорудили памятник (“(25) Кыргыз каганды баштап балбал тиктим”) [1, с. 153]. Похоже, враждебность между древнетюркскими каганатами имел преимущественно политический характер, после примирения (или мирного соглашения) могли сосуществовать в согласии и сотрудничестве.

О руническом Баз кагане, по всей видимости, говорится в эпосе «Манас» (“Эштектен келген Жамгырчы // Бас журтунда бу бир кан”) (Из иштяков Ямгурчи // Хан в журте Бас) [3, с. 61]. (В эпосе «Манас» журт приравнивается к федерации). Очень может быть, что этот небезызвестный Ямгурчи (возможно) исторических иштяков, мог быть правителем (каганом) государства (каганата) Бас (Баз). Надо полагать, что в «Слово о полку Игореве» имеются аналогичные эпонимические сведения (“320 Всю нощь съ вечера // бусови врани възграяху у Плесньска»; «350 поютъ время Бусово, лелеютъ месть Шароканю»), где речь могла бы идти о племени барын антропонима Бус (Бас, Баз), летописном Шарукане (и эпическом Шоорук хане [2, с. 201]). По эпической идее, экзоэтноним башкорт мог бы находиться в структуре средневекового сорокаплеменного Кыргыз журту, в лице эштека Жамгырчы, хана народа Бас.

В «Памятнике Тонукуку»: “1. Билге Тонукук мен өзүм Табгач элинде тарбияландым. Түрк эли табгачка карар эле” (“1. Бильге Тонукук я сам воспитывался в государстве Табгач. Тюркский народ принадлежал к Табгачу”) [1, с. 158]. Тонюкук один из соз¬да¬те¬лей Второго (Вос¬точ¬ного) -Тюрк¬ско¬го ка¬га¬на¬та. Из знат¬но¬го тюркского ро¬да Аши¬дэ. Вос¬пи¬ты¬вал¬ся в Ки¬тае. Примечательно, что Тонукук имел древний титул бильге. Если государство Табгач воспитал такого героя, полководца, настоящего тюрка-государственника, то оно (Табгач), очевидно, не имело бы какое-либо отношение к серединному государству Чжунго (Цинь, Хань). Ибо система (школа) воспитания и образования Серединного государства, разумеется, не была бы заинтересована в воспитании умного, образованного, талантливого, совершенно враждебного к Чжунго, тюрка-чужестранца. В тексте говорится, что тюркский народ был зависим от Табгача. Известно, что Табгач “пяти северных племен” – это тюркское государство на Северном Китае (IV-X вв.).

В тексте о Тонукуке отмечается, что тогуз огузы выбрали себе кагана, отправили послов к странам табгач (Куны Сеңун) и кытаң (Тоңра Семиг) (9) [1, с. 158]. В надписи о Кюль-тегине фигурирует этнос тоңра (тоңра (47)) [1, с. 154-156]. В эпосе «Манас» (“Окчу менен думара”) (Окчу и думара) [2, с. 165]. Если слово Тоңра, в антропониме (этнотопониме) Тоңра Семиг, тюркского происхождения, то этноним кытаң, разумеется, принадлежал бы к тюркским племенным объединениям.

«Памятник Бильге кагану». Бильге-каган (Мо¬ги¬лян) (684–734), 3-й ка¬ган Вос¬точ¬но¬го (Вто¬ро¬го) Тюрк¬ско¬го ка¬га¬на¬та. Сын его ос¬но¬ва¬те¬ля Ильте¬риш (Иль¬те¬рес)-ка¬га¬на. У известного шумеролого И.М. Дьяконова имеются любопытные сопоставления, где “в шумерских поэмах это имя (Гильгамеш. - А.Э.) в большинстве случаев записывается как bil-ga-mes. Первый элемент имени – bilga “предок” (восходит к ра – bilga), второй – mes “юноша”, “герой”. Слово “билге” упоминается в трудах небезызвестного Сыма Цяна (145-86 гг. до н.э.) как один из верховных титулов древних гуннов. Очевидно, собственное имя Богю (Могилян) было интронизировано в династический антропоним-титул “Бильге” (каган). Судя по надписи-эпитафии (3-8) [1, с. 163-164], Бильге каган воевал с народами (и племенами) тангут, алты чуб согдак, табгач, чик, кыргыз, аз, тюргеш, карлук. Пожалуй, из них этносы тангут, чуб согдак, чик, аз, карлук имели статус ниже каганата, ибо их правители имели титулы шад, ябгу или элтебер. Эти народности могли сосуществовать на правах суверенной государственности вне структуры какого-либо каганатов.

“8. ... тогуз огуз менин элим эле” (“8. ... тогуз огуз был моим народом”) [1, с. 164], т.е. народ тогуз огуз был собственным народом Бильге кагана. В «Большой надписи» Кюль тегина написано “(44) Тогуз огуз эли өзүмдүн элим эле” [1, с. 156], т.е. “народ тогуз огуз был своим народом”. Должно быть, народ тогуз огуз в организационно-структурном плане состоял в структуре Восточного Тюркского каганата, в то же время, Бильге каган и Кюль тегин, могли принадлежать к одному племени родоплеменного союза (объединения) тогуз огузов.

“11. Үч огуздун колдору басып келди” (“11. Войска трех огузов напали”) [1, с. 164]. Наверное, здесь речь идет о коалиции трех крупных огузских племен. В эпосе «Манас» говорится о трех родственных племенах: алчын, үйшүн, аргын.

Алчын, үйшүн бу да бар, (Есть алчын и уйшун,)

Аргын Каракожо бар, (Есть аргын Каракожо,)

Айдаркан баатыр кошо бар (Вместе с ними герой Айдаркан) [4, с. 233].

По эпосу Айдаркан глава этноса казак (казах) (внук Барак хана, сын Камбар кана, отец эр Кокчо).

Үч уруу казак болгондон (Трехплеменный казак)

Чачкыны жок бүтүн бар (Всецело в строю) [4, с. 283].

Быть может, в руническом тексте речь идет об этих трех этнических единицах (үч огуз)? Надо отметить, что в эпических строках вышеуказанные родоплеменные структуры по преимуществу фигурируют вместе и сообща.

В надписях не комментируются (цифровые) наименования народов токуз огуз (девять огузов), токуз татар (девять татар), отуз татар (тридцать татар), үч огуз (три огуза), үч курыкан (три курыкана), он ок (десять племен). Видимо, повсюду знали о ком идет речь. Например, конфедерация (или федерация) отуз татар состояла из тридцати родственных племен. В структуре древних кыргызов находилось племенное объединение отуз уул (тридцать сыновей (племен)) - общее название сол канат (левое крыло) и оң канат (правое крыло) кыргызов. Он них сообщается в Таласском руническом тексте (VI-IX вв.). По мнению тюрколога А. Н. Кононова «отуз уул» означает тридцать племен.

“13. Огуз эли тогуз татар менен (бирге) жыйылып келди... Колун буздум” (“13. Народ огуз вместе с тогуз татаром навалились... Я разгромил их войска”) [1, с. 164]. Здесь в тексте написано “тогуз татар” (девять татар), в других надписях “тогуз огуз” (девять огузов). Должно быть, тогуз татар и тогуз огуз, один и тот же союз девяти огузских (татарских) племен. Надо отметить, что такие параллели встречаются в эпосе «Манас», где имя (эпоним) Чагоо называется иногда Чагоо татаром (“Татар Чагоо карысы”) [5, с. 20], другой раз Чагоо ногоем (“Ногойдун Чагоо кары бар”) [2, с. 59].

“14. Тогуз огуз эли жерин, суусун таштап, Табгачка барды... 15. түштүктө табгачта аты, даңкы жок болду” (“14. Народ тогуз огуз бросив землю и воду, ушли к Табгачам, и на юге в Табгаче потерял свое имя, славу”) [1, с. 165]. Судя по всему, тюркские каганы Табгача всячески переманивали в свою сторону отдельные племена или союз племен из структуры другого (дружеского или вражеского) каганата.

“16. ...Уйгурлардын элтебери жүзчө эрлери менен илгери – чыгышка качты” (“16. ... Эльтебер уйгуров со ста героями убежали подальше - к востоку”) [1, с. 165]. По тексту у уйгуров правитель назывался эльтебер. Стало быть, государственность уйгуров в какой-то мере зависела от мощных тюркских каганатов, которые ограничивали ее правителя титулом эльтебер. В орхоно-енисейских текстах этническое объединение тогуз огуз именуется по-своему (“тогуз огуз”), этническая единица уйгур по-своему (“уйгур”), каждый в отдельности. В эпосе «Манас» этнос уйгур (“Уйгурдан келген черүүгө // Кайыпкан болгон баштыгы”) (Уйгурским войском // Командовал Кайыпкан) [2, с. 31] называется собственным именем “уйгур”. По эпосу уйгуры воевали в союзе с кыргызами Манаса против калмыков (ойротов) и кара китайцев (киданей).

Эшиев Асылбек Мирзатилаевич, профессор Жалал-Абадского государственного университета имени Б. Осмонова

Литература:

1. Абдыразаков А. Орхон-Енисей байыркы кыргыз-түрк жазуулары жана рух башаттары. Бишкек: Бийиктик, 2004. (Абдыразаков А. Орхоно-енисейские древние кыргызо-тюркские письмена и духовные зачатки).

2. Манас. Сагымбай Орозбаковдун варианты боюнча. II китеп. Фрунзе: «Кыргызстан», 1980. (Манас. По варианту Сагымбая Орозбакова. II книга).

3. Манас. Сагымбай Орозбак уулунун варианты боюнча. III китеп. Фрунзе: “Кыргызстан”, 1981. (Манас. По варианту Сагымбая Орозбакова. III книга).

4. Манас. Сагымбай Орозбаковдун варианты боюнча. I китеп. Фрунзе: «Кыргызстан», 1984. (Манас. По варианту Сагымбая Орозбакова. I книга).

5. Манас. Шапак Рысмендеевдин айткан варианты боюнча. Бишкек: «Газета.KG», 2013. (Манас. По варианту Шапака Рысмендеева).

Стилистика и грамматика авторов сохранена
Добавить статью

Другие статьи автора

01-03-2024
Красный флаг Кыргыз журту
329

04-12-2023
Грандиозная тризна в эпосе «Манас»
1163

02-12-2023
«Манас» эпосунун тарыхый орду жана заманбаптыгы
1045

24-11-2023
Токтогул ырчы, Асан Кайгы жана Жаныбек хандар
916

23-06-2023
Акындар поэзиясы Чыгыш ренессансында (интегративдик тенденциялар)
1820

20-06-2023
Акындар поэзиясы орток түрк адабиятында (абалы)
1870

12-06-2023
Кыргыз жазма поэзиясынын башаты
1837

12-05-2023
Высший воинский титул в эпосе «Манас»
73846

24-04-2023
Акыны-импровизаторы в эпосе «Манас»
6472

18-04-2023
Молдо Нияздын «Санат дигарасттары» тарыхый-этнографиялык булак катары
5030

Еще статьи

Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×