Порой кажется, что популярность одежды и предметов быта, украшенных традиционными кыргызскими узорами, в Кыргызстане растет не по дням, а по часам. Этому можно найти множество вполне рациональных объяснений… Но, возможно, есть и объяснение, которое имеет отношение к иррациональным сторонам человеческой природы. А что, если это стремление к «узорности» есть пробуждение нашей древней памяти о том, что узор – это энергия, приводимая в этот мир из мира высшего при помощи визуальных или графических кодов? А что, если и вправду, как говорил великий китаец Конфуций, «знаки и символы правят миром, а не слово и закон»? И что, если сегодня для кыргызов настало время возродить свое древнее искусство «узорного кодирования» и использовать его во благо позитивного изменения сознания современного человека.
Графические коды кочевника
Важной частью кочевой культуры являлись традиционные узоры. Это действительно одно из удивительнейших трансцендентных явлений в жизни кочевников. Все в мире есть различные формы энергии. Когда речь заходит об энергетической природе вселенной и человека, кажется, что это нечто запредельно современное и очень уж сверхсложное, и уж точно никак не может быть связано с древностью. А на самом деле, оказывается, что именно наши предки отлично разбирались в энергиях и успешно работали с ними, с легкостью выводя их на материальный (видимый и ощутимый простым смертным человеком) уровень. Одной из очень интересных и весьма древних форм работы с энергией и являлись узоры, орнаменты, мандалы и другие графические объекты, воплощавшиеся в жизнь с применением разных материалов и техник исполнения.
Историкам известно, что с древних времен кочевники украшали предметы быта, свое жилище, одежду, оружие своеобразными узорами, свойственными только кочевой культуре. А нанесенные на тело татуировки в виде узоров были практически материализованной программой на свободу, мужество, стойкость, преданность и другие качества воина, без которых воин переставал быть воином. Одним словом, узоры являлись тем кодом, который и удерживал особенность – прежде всего, энергетику кочевника. Таким образом, графическим или визуальным кодированием энергии кочевника являлся именно узор. Узоры были своего рода способом перевести энергию в материальную плоскость.
«3D» узорного мира
Особо ярко феномен узоров проявился в кыргызской традиционной культуре. Узоры сопровождали кыргыза на протяжении всей его жизни – от рождения до самой смерти. Традиционные кыргызские узоры объединили в себе форму, символ и энергию, олицетворяя то, что кыргызы всегда жили на стыке трех миров или трех измерений – материального, ментального (разумного) и духовного (или трансцендентного, высшего).
Кыргызы издревле верили, что узоры – это живые сущности, через которые можно передавать бытовую информацию, символы чего-либо и даже энергию. Именно поэтому кыргызы применяли термин «живые узоры» (жандуу оймо). Так в прошлом узоры в большинстве случаев применялись в качестве способа кодирования культурно-социальной информации. Например, по узорам на щитах (калкане), вывешивавшихся на самом почетном месте в бозүй каждой семьи, можно было получить полную информацию о родословной, статусе и других аспектах семьи; по узорам на одежде можно было узнать о духовном и социальном положении человека. Узоры также были носителями философских символов мироздания и служили отличным способом графического благопожелания окружающему миру – бесконечности, радости, плодородности, великодушия, материнства, мужского и женского начала, гамронии и т.д. Например, через узоры на предметах быта или приданого невесты мать могла закодировать благопожелание на будущую семейную жизнь, а специальный узор на одежде больного мог быть пожеланием на выздоровление. А самым таинственным аспектом узоров, конечно же, является его способность кодировать и передавать энергию. Истинные прирожденные мастера узорного дела могут, пообщавшись с человеком, передать в графической форме его энергетику, в частности, ауру. Также у кыргызов имела место своеобразная терапия узором – мастер «ловил» узором страх, грусть, тоску, тревогу и другие негативные эмоции человека и отдавал узор «пациенту», тот сжигал его. Как показывают и сегодняшние эксперименты с такими техниками, человек после такой терапии действительно мог чувствовать облегчение. В ходе работы с мастером пациент видел удивительные сны, которые также помогали ему разобраться со своими психологическими и душевными проблемами. Более того, настоящий мастер узоров может также отразить в узоре всех покровителей человека из непроявленного мира и дать направленность личностному росту человека.
В кыргызской культуре до эпохи индустриализации подобные функции «живых узоров» были четко закреплены в носителях традиционной культуры и духовности на уровне подсознания и активно использовались в повседневной жизнедеятельности. Именно поэтому среди кыргызов применение узорного кодирования для передачи социально-культурной информации, символов (пожеланий и т.п.) и энергетических посылов наряду с обычной словесной артикуляцией, было обычным делом. С медленной утратой или временной блокировкой традиционных корней кыргызов шло медленное угасание и функций «живых узоров» в обществе.
Важной отличительной чертой кыргызских традиционных узоров является именно то, что они «живые узоры». Узоры кыргызов имеют энергетическую наполненность, трансцендентное происхождение и неограниченные возможности сочетаний и интерпретаций. Это и делает кыргызские узоры настоящим многомерным и пульсирующим феноменом, а не статичным явлением культуры.
Узоры можно условно подразделить на следующие категории: (1) новые узоры (узоры хранятся на бумажных или компьютерных носителях, доля их составляет около 2%), (2) искусственно адаптированные или академические узоры (узоры воплощены в ремесленных изделиях для широкого потребления, доля их составляет около 80%); (3) старинные узоры в современной художественной интерпретации (узоры воплощены в стилизованных ремесленных и арт-изделиях, доля их составляет около 10%); (4) старинные узоры (утерянные или утрачиваемые узоры хранятся в памяти старых носителей или на старинных предметах, доля их составляет около 2%); (5) наскальные узоры и их интерпретации (около 6%, их тоже часто применяют в ремесленном производстве для широкого потребления). Это только один параметр классификации узоров.
Но несмотря на свою уникальность, сегодня феномен «живых узоров» остается еще мало изученной частью духовного и культурного мира кыргызов. Мало изучен потенциал узоров в коллективной трансформации сознания. Между тем, существует масса таинственных аспектов существования «живых узоров», которые даже без изучения говорят о трансцендентной природе данного явления. Ряд носителей узоров получают образы узоров в состоянии транса; многие люди (столкнувшись в реальности с настоящими «живыми узорами») начинают ощущать действие узоров во сне, будто это живые сущности, с которыми возможно живое общение; наблюдаются случаи исцеления узорами. И все это, скорее всего, говорит о том, что, если кыргызы хотят познать себя и свой истинный потенциал, они должны изучить и феномен «живых узоров» наряду со всеми трансцендентными аспектами своей культуры.
В общем же, возрождение кыргызского узора прошло очень долгий путь. Сначала после получения независимости Кыргызстаном стали возрождаться старинные формы узоров для использования их, как правило, в сувенирной индустрии. К 2005 году стал проявляться большой интерес к символическому значению узоров – их древним значениям и современным интерпретациям. С 2005 года на видимую сцену традиционной культуры стали выходить новые прирожденные носители узоров, которые получают узоры через аян (в состоянии транса) и работают с энергиями узоров. Последний этап возрождения узоров и является важным современным этапом возрождения кочевой культуры.
Современные мастера узорного кодирования
Вся уникальность кочевой культуры, особенно кыргызской культуры, заключается именно в том, что она живая. Она постоянно обновляется, независимо от нашего желания и понимания. Так и искусство узоров остается постоянно живым. А живость эта, конечно же, измеряется обновлением прирожденных носителей этого уникального искусства. Ярким примером такого обновления является самородок и прирожденный художник–кыргызстанец Канат Жапаров.
Поскольку узоры – это визуальная форма кодирования энергии и информации, особая форма организации пространства при помощи линий и цветов, то люди – носители узоров должны обладать особыми способностями. «Правильно организованное микропространство может стать проводником энергии и информации из непроявленного мира, мира высших или тонких энергий, - отмечает Канат. – Но для того, чтобы создать такое пространство, носитель должен иметь доступ в проявленный и непроявленный мир одновременно, а это не под силу каждому человеку». Такое пока могут проделывать только отдельные люди.
Внешне обычное детство Каната внутренне представляло собой беспокойный и напряженный рост прирожденного художника. Сидя на уроке в школе, он не мог слушать учителя, если не рисовал узоры в уголке своей тетради. Далее пришло осознание того, что он вообще не может жить без узоров. «Бывали времена, когда грусть или какие-то другие тяжелые чувства овладевали мной, я бежал и рисовал несколько своих любимых узоров. Сразу мне становилось легче. Вот тогда я стал понимать, что узоры могут лечить и успокаивать, – вспоминает Канат. – Также я стал понимать с годами, что в узорах вообще кроется огромная сила, которую мне рано или поздно надо будет раскрыть». Далее наступила взрослая жизнь со всеми ее достоинствами и невзгодами. Стараясь жить в русле общих чаяний и принятых норм и оставить мир узоров лишь в своем внутреннем мире, Канат с каждым годом стал осознавать, что узоры просятся наружу и более того, они требуют, чтобы он сделал их смыслом своей жизни и предметов своей профессиональной деятельности. Поначалу такое ощущение рождало у Каната явное смущение – он стеснялся того, что окружающие просто будут смеяться над ним, и его близкими скажут, мол «занялся ты женским делом». Но чем больше он прятал свой тонкий мир узоров и старался наладить обычную общепринятую жизнь, тем с большими проблемами он сталкивался на своем пути. Казалось, что все иные дороги для него закрыты. В какой-то момент Канат понял, что так просто мир узоров его не отпустит и что узоры – это действительно смысл его жизни. Тогда показалось, что тучи сошли с его небосклона, и яркое солнце улыбнулось ему, осветив прекрасные горизонты и новые дороги на его новом пути. Постепенно мир узоров стал открывать ему свои тайны.
Таким образом, жизнь Каната – это по сути модель получения сакрального дара отдельными представителями кыргызского народа и несения ответственности за донесения его другим людям. «Когда высший мир выходит на связь с человеком и предлагает ему определенный дар, отказ, как правило, не принимается, - улыбаясь, отмечает Канат. – Это мир обмануть нельзя, и увернуться от него невозможно тоже...».
Узоры на каждый случай жизни
Научиться правильному использованию узоров – это сегодня одна из важных задач для кыргызов в сфере возрождения своей традиционной культуры. Важно помнить, что у каждого узора есть свое предназначение. Как отмечают носители узорного искусства, мы часто вешаем на стену те узоры, которые должны лежать на земле и передавать энергию ногам. А лежим мы часто на тех узорах, сакральный ранг которых определяет им место на стене, на самом почетном месте. Часто видно, что женские узоры применяются в одежде мужчин, а женщины носят украшения с мужскими узорами.
Иными словами, узоры – это специальные агенты, которые передают энергию из высшего мира, организуют питающую и развивающую связь с ним. Каждому месту и каждому человеку соответствует своя энергия и свой узор. Каждое событие имеет свой узор. Так же, как определенную историю можно рассказать на языке музыки, ее можно показать и выразить на языке узоров. Даже каждое состояние человека в данный момент можно поймать и отразить в виде узора! При помощи узоров можно поймать негативную эмоцию, травму души. Таким образом, правильное использование узора – это залог важного подключения к высшему разуму, космосу. «Было бы отлично, если сегодня люди научились бы, прежде всего, правильно оформлять свое жилище узорами – калканы, постель, ковры, и другие предметы быта, - сетует Канат. - Важно также правильно использовать узоры на одежде и украшениях. Отлично было бы использовать узорную терапию для лечения душевных проблем. В современном мире стрессов и других турбулентностей, узоры могли бы сослужить хорошую службу».
Научившись использовать правильно свои узоры, возможно, кыргызы снова смогут гармонично объединить в своей жизни три мира, без единства которых эволюция человека кажется уже невозможной… Материальный мир, где узоры – это декоративное изделие, приносящее эстетическое наслаждение; ментальный мир, где узоры – это носитель разнообразных символов, дающих положительные посылы и передающих безграничный объем информации; духовный мир, где узоры – это средство передачи энергии и уникальное средство поддержания связи с Мирозданием. Ведь все мы рождены, чтобы жить на стыке этих удивительных миров…
Индира Раимбердиева
Бишкек, 25.11.2011