В относительно недавнем прошлом у интеллигенции была высокая миссия быть фарватером передовых идей в обществе, основной канвой которых выступала духовная составляющая. Ученые, писатели, художники, в целом деятели культуры обладали особенной силой, способной увлечь за собой целые поколения, предвосхищая, вдохновляя и выражая высокую значимость духовных ценностей, создавая золотой фонд культурного наследия.
Сейчас Кыргызстан – суверенное государство, по Конституции ориентированное на построение саморазвивающегося демократического общества с рыночной экономикой. В разрезе социальной стратификации акцент ставится на формирование среднего класса, долженствующего предстать основной экономической силой. Это необходимость, диктуемая современностью. Что такое средний класс? Слой экономически самодостаточных представителей общества, способных стать прочной базой благосостояния государства. В этом разрезе акцент ставится на материальной составляющей, являющейся критерием экономической стабильности. Замечательно, если этот слой будет неуклонно расти, что будет означать становление экономического фундамента государства.
Вместе с тем по логике вещей возникает сопутствующий вопрос – если основной экономической силой предстает средний класс, то кто является выразителем духовного развития? Понятное дело, что духовность имеет отношение ко всем людям, так или иначе выражая внутреннее состояние человека, вместе с тем, и материальные ценности также присущи всем, но при этом акцент делается именно на средний класс как некий материальный оплот государства. На кого возможно и имеет смысл положиться в отражении духовных ценностей? Ведь издавна говорится, что не хлебом единым жив человек. И тут по старой памяти вспоминается интеллигенция, в разрезе преемственности выросшая из «прослойки» до отдельного класса, учитывая, что критерием сформированности ее как страты является наличие трех поколений, представляющих ее структурное развитие. И в этом смысле правомерен вопрос – интеллигенция, где вы?! Какие такие идеи забрасываете в общество для раскрутки духовной составляющей?
Более двадцати лет серьезных экономических и политических катаклизмов не могли не сказаться на прежде особенной когорте людей. Борьба за выживание в первые годы обретения независимости и формирования рынка, перманентные бунты-революции как будто стерли характер некогда передового слоя общества. Можно ли считать, что интеллигенция отошла в тень истории, и в таком случае, есть ли сила, способная инициировать движение общества, основной канвой которых должны стать духовные подвижки. Возможно ли, чтобы общественные катаклизмы, противоречия и кризисы разрушили значимость этого некогда важного в представлении духовных ценностей слоя? Или же интеллигенция осталась символом ушедшего советского периода, когда ее представители находились в первых рядах тех, кто проецировал высоту духа и самосознания нации?
Достаточно вспомнить плеяду кыргызской интеллигенции, совершившей некоторый скачок в развитии общества, к которым в разное время можно отнести К.Тыныстанова, А.Сыдыкова, Б.Исакеева, Ж.Абдрахманова, позже Т.Сыдыкбекова, И.Раззакова… Особенную искру высек Ч.Айтматов, сумев возвысить ценности кыргызского духа и культуры до глобальных высот. Из наших современников можно вспомнить недавно ушедших К.Омуркулова и И.Абдуразакова, каждый из которых стремился нести в своем творчестве или своих идеях духовные ценности.
Сейчас в отражении общего состояния развития государства принято акцентировать внимание на гражданском обществе. Объективно развитость гражданского общества проецирует уровень демократичности государства в целом, у нас гражданское общество в большей степени ассоциируется с НПО, у которых своя миссия в развитии общества, в основном связанная с заострением социально-правовых проблем и тем самым преподнесением демократических ценностей. Однако развитие общества помимо экономических и социально-политических проблем в равной степени, а возможно и большей, имеет проблемы и противоречия духовного развития, проявляющиеся в состоянии культуры. В этом отношении возможно ли и необходимо ли возрождение прежней значимости интеллигенции как существенной духовной силы?!
Решая насущные экономические проблемы и политические противоречия, нельзя забывать о состоянии духовности: нет ни одного исторического периода, не несущего в себе особую духовную нить, что в историческом разрезе и позволяет говорить о преемственности духа. Возможно, в настоящее время акцент имеет смысл сделать на интеллектуальной элите, призванной восполнить баланс духовных ценностей? Как бы ни называлась эта страта, хорошо бы, если бы это движение усилилось: есть отдельные вкрапления, и было бы замечательно, если бы они превратились в стабильный поток, центрируя наиболее значимые ценности в обществе.
Жылдыз Урманбетова, доктор философских наук, профессор