Добавить статью
6:03, 21 августа 2012 5066

К истокам духовной культуры – небесные горы Кыргызстана

«В чем изначальное назначение

истории – приблизить разумных к

божественным высотам любви и сострадания?»

Ч.Айтматов

«Во всем должен быть смысл»

Абу Силг

В западной европоцентристской исторической и гуманитарной науке о тюркской цивилизации Востока сложился широко распространенный миф-стереотип как о кочевнической, дикой, варварской культуре, которой не свойственны высокие полеты мысли и достижения в философии, религии, искусстве - архитектуре, литературе, музыке, живописи, поэзии, - науке, медицине, политике, военном деле, государственном строительстве и других областях знания.

Этот стереотип сложился не сегодня и не вчера, он складывался и устойчиво поддерживался на протяжении многих веков, более того, активно внедрялся в подсознание тюркских народов, формируя образ темной, несознательной толпы или плохо управляемого стада, которому нужен пастырь-миссионер, естественно из представителей западной духовной традиции.

Типичным выражением этого стереотипа является следующая цитата одного российского автора, который в начале 20 века писал: «Идеал кочевника – безграничная степь (в нашем случае горные степи или альпийские луга – И.Д.), покрытая стадами тучного скота, и поэтому он при первой возможности сметает с лица земли все, что мешает ей стать пастбищем. Сады, дома, великолепные здания и произведения искусства не нужны и не понятны для кочевника, как непонятна и не нужна вся оседлая культура. Если бы кочевники могли, они весь мир обратили бы в пастбище»…(!)

Или цитата другого автора: «Поймем ли мы, что номад есть враг и природы и цивилизации, что он разрушитель богатств, созидаемых только трудами оседлости и земледелия»… Проявление этого стереотипа сегодня можно найти и в анекдотах и поговорках, имеющих широкое распространение в быту, в частности, в следующем: «Там, где земледелец-(здесь следует наименование представителя оседлого народа) посадит дерево, кочевник-(представитель народа) его вырубит».

Заметим, что этот образ-стереотип, имеющий большей частью подсознательную природу, оказывает скрытое и прямое влияние на вопросы самоидентификации и самооценки, вследствие чего можно наблюдать массовое увлечение современной любознательной молодежи, а также части прогрессивно думающей творческой интеллигенции, догматами и ценностями традиционных и нетрадиционных духовных учений и религий, щедро спонсируемых соответствующими институтами, организациями, частными фондами и лицами.

Следует отметить, что отголоски этого стереотипа можно проследить и в статьях некоторых отечественных авторов, которые иногда появляются на сайтах Кырнета. С ними автор уже вступал в дискуссию по данным вопросам, см. статьи «О лирике и истории», «Манас и Мухаммад – Тенгри и Ислам» и др.

Исследованию этого мифа-стереотипа и будет посвящена настоящая статья, которую следует рассматривать как логическое продолжение предыдущих авторских публикаций по данной теме, их перечень приводится ниже.

Как указывалось в некоторых из них, интересные и оригинальные публикации по историческому прошлому и культурному наследию кыргызов, появившиеся в последнее время, заставляют задуматься над многими вопросами. В частности, каковы же были основы идеологической, философской и религиозной доктрины наших предков - тенгрианства, которая помогала им жить и творить, создавать бессмертные произведения искусства и культуры, сохранять свое «я» и выживать на протяжении многих веков.

Под воздействием каких исторических факторов и причин древняя религия тюрков или, как пишут некоторые авторы, - мировоззрение, господствовавшая на громадных просторах Евразии, сошла с исторической сцены, уступив место новым религиям – христианству и исламу. Здесь следует отметить, что исчезновение этой религии тесно связано и с другим известным историческим фактом – утратой древней тюркской, орхоно-енисейской рунической письменности и рунических текстов, - важнейших источников информации о мировоззрении и мироотношении наших предков.

Также отмечалось, что сегодня в книжных магазинах и библиотеках можно найти тонны литературы по христианству, исламу, иудаизму, буддизму, индуизму, даосизму различным их течениям и разновидностям, в последние годы появилась масса эзотерической литературы, а вот литературы по тенгрианству практически не встретишь.

Кроме того, подчеркивалось, что эти вопросы особенно актуальны сегодня, в условиях стремительно ускорившегося процесса глобализации, когда, с одной стороны, многие страны и народы, в том числе и Кыргызстан, поставлены перед вопросами сохранения культурной и национальной самобытности и идентичности, с другой стороны, они стоят перед проблемами интеграции в международный рынок, торговлю, развитие экономических связей и т.д.

Размышления над этими и порождаемыми ими другими вопросами неизбежно заставляют обратиться к вопросам мировой истории и по-новому взглянуть на общеизвестные исторические артефакты, основываясь на анализе интересных монографий и работ оригинальных авторов.

В статье «Салам, шалом и ассалоум алейкум – к истории кыргызов» автор уже комментировал одну из них, - научно-популярный исторический очерк А.Бекбалаева, - «Аттила – предок кыргызов», посвященный периоду кыргызской истории II–VII вв.

В ней акцентировалось внимание на некоторых положениях, которые представляются ключевыми для целей настоящего исследования, в частности, обращение к Тенгири-хану, упоминание о кресте, использовавшемуся при похоронах погибших воинов Атиллы, солнцепоклонничестве древних гуннов, а также этимологическом значении топонимов «Алтай – Алты-Тао» и «Ала-тоо», которые переводятся А.Бекбалаевым как «шестигорье» и «пестрые горы» соответственно.

Между тем, анализ работ другого оригинального исследователя М.Аджи, специализирующемуся на истории тюрков, религий и, прежде всего, тенгрианства, дают другую трактовку этих положений, показывают весьма и весьма интересную картину нашего прошлого, в том числе и завоевательных походов Атиллы, которого, он относит к кыпчакскому роду керей. Эти войны, оказывается, имели религиозные корни и были войнами за то, чтобы покоренные народы приняли веру в Бога Небесного – Тенгри. Его взгляды на исторические процессы в корне отличаются от общепринятых в академической исторической науке, разбивают сложившиеся мифы-стереотипы, в том числе и вышеприведенный.

Так, по его мнению, именно древние тюрки принесли в Европу из Алтая идею Единобожия, веру в Бога Небесного – Тенгри со всеми соответствующими этой древней религии атрибутами – равносторонним крестом, который являлся у них символом солнца и неба, а не страдающего Христа, религиозными книгами, написанными тюркскими рунами, молитвами, которые читались на тюркском языке, песнопениями, церковными ритуалами и обрядами, имевшими совершенно другой смысл в то время, храмовую архитектуру и др. Затем эта идея была скопирована на Ближнем Востоке, но уже под другим оформлением.

Эта идея и ее атрибуты были позаимствованы христианской церковью на этапе ее становления в начальные века 1 тысячелетия, переработаны «чиновниками в рясах» к условиям того времени и культуры распадающейся или разлагающейся Римской империи, а первоисточники либо рафинировались, либо уничтожались во времена средневековой инквизиции, окрепшей к тому времени многочисленной армией монахов-иезуитов и богословов. Эта работа возглавлялась и координировалась из Ватикана, который подмял под себя многие правящие верхушки средневековой Европы.

Таким образом, он доказывает, что на начальном этапе зарождения христианства произошел элементарный плагиат, причем не самый лучший, поскольку людей, идейно воспринявших восточную тюркскую религию Тенгри и пытавшихся адаптировать ее к условиям западной Европы, в то время было немного. Потом аналогичная история повторилась и с исламом.

Это мнение он обосновывает анализом и ссылками на многие литературные и археологические источники, древние и современные, преимущественно западные, персидские и арабские, выискивая неточности и противоречия в описаниях и трактовке многих общеустановленных исторических артефактов. Из его работ складывается достаточно убедительная картина - история ранней и средневековой Европы и царской России на протяжении многих веков неоднократно переписывалась в угоду политическому заказу правящих режимов и церковной бюрократии римского Ватикана, византийского Константинополя и царской династии Романовых в России, а о советских историках и говорить нечего.

Кроме того, весьма интересны его взгляды о влиянии древних тюрков на духовную культуру Индии, Персии и Ближнего Востока, все, кто интересуется этими вопросами, могут найти его работы в Интернете.

Приведем некоторые выдержки из его книги «Европа, тюрки, Великая Степь», которые представляются наиболее интересными и проливают свет на многие вопросы, но хотелось бы сразу подчеркнуть, что многие спорные и непонятные положения на взгляд автора, содержащиеся в его книгах, пока опускаются, они требуют более тщательного рассмотрения и анализа:

«…Наши предки обожествляли горы. В горах, в их вечном спокойствии издревле искали они тайну мироздания. Алтай - древняя Родина тюрков*…

*Под словом "Алтай" предки подразумевали иную территорию, чем принято ныне. По сути, это вся Южная Сибирь, захватывающая Байкал и Забайкалье на востоке и Памир на западе. Я в своей книге буду называть ее Древний Алтай.

Вот почему в Степи тюрки отсыпали курганы, строили храмы, а место последнего упокоения для героев всегда искали на самой высокой горе. Люди издревле следовали традициям, к сожалению, ныне во многом забытым.

Хакасы, алтайцы, тувинцы, буряты, не познавшие степных просторов, навсегда остались хранителями тайн и древностей тюркского мира. Конечно, их историческая память ослабела, многое забылось, но каждый день они ступают по земле, хранящей тепло шагов предков, видят те же горы божественной красоты…

Конечно, не каждая гора на Алтае попадала в поле зрения. Мы никогда не узнаем, почему гора становилась священной, не всем дано это узнать. Но каждый тюрк обязан знать вершины, которым поклонялись предки: Кайласа, Хан-Тенгри, Уч-Сумер, Борус...

…I - III века и весь "индийский период" тюркской истории абсолютно забыты тюрками, но не забыты в самой Индии и Иране. Там по-прежнему обожествляют хана Канишку (78 - 123), чистого душой и стойкого в вере. Богу Небесному - Великому Тенгри поклонялся он, основоположник северной ветви буддизма…

…При царе Канишке (правильнее все-таки Хан Ерке, или Канерка - так чеканилось его имя на монетах) Алтай жил Кушаном (Кашмиром?) - тысячи тенгриан-паломников приходили сюда с севера, чтобы поклониться святым местам, которые обустроил Канишка.

Тогда тюрки и дали свой - новый для буддистов! - обряд почитания Бога Небесного, Тенгри-хана. Этот факт зафиксирован в истории буддизма и Индии

Поныне на Востоке помнят и чтут тех тюрков, сохраняя предания об их священной стране Шамбхале (Шамбкале)*, которая лежала далеко на севере и в которой жили святые люди... Это опять о тюрках! Священная страна Шамбкала была в горах Алтая, где семь снежных вершин и где хранится божественный железный крест - мировая ваджра... Всё по-прежнему так. Но только тюрки о ней не вспоминают.

*Шамбкала (по-тюркски "светящаяся крепость") иногда произносят как Шамбала и связывают ее с Гималаями. Такая версия вызывает вопросы, потому что в преданиях речь идет не о Гималаях, хорошо известных в Индии, а о стране, лежащей далеко на севере. Алтай как раз находится далеко на севере от Индии, он с давних пор, наравне с Гималаями, считался духовным центром Востока. Кроме того, на Алтае выплавляли железо и делали кресты из него, на Тибете же древние следы черной металлургии не обнаружены.

…Великое переселение народов, что бы ни говорили, было продуманным движением вперед. Оно не могло возникнуть вдруг. Оно готовилось семь веков! С момента изобретения тюрками металлургического горна. Не сразу прорезали Великую Степь дороги и оросительные каналы. Не сразу между поселениями была налажена почта (ямы). В трудах и поисках верных решений проходили десятилетия... Пока, наконец, в Степи появились цветущее Семиречье, ставшее прообразом Шамбкалы, и другие оазисы в степи. (Их и не дали исследовать академику А.Х. Маргулану.)

Они возникли не по мановению волшебной палочки. Их строили люди, которые знали, как строить и что строить.

Конечно, не вписывается всё это в теории о "диких кочевниках"... Но в Великой Степи сохранились остатки той тюркской цивилизации. Мало того, есть китайские, персидские, арабские хроники, которые упоминают о ней.

Две тысячи лет назад к западу от Алтая начала зарождаться удивительная страна с удивительной культурой. Она быстро превращалась в центр мировой духовной жизни. Это тоже факт, зафиксированный в мировой истории.

Сюда приезжали учиться!.. Видимо, одним из приезжих в Тенгри-Тау был еврей по имени Йешуа. Его воспоминания о неминуемом приходе всадников - посланцев Божьих - отражены в древнейшей книге христиан - Апокалипсисе. Позже имя "Йешуа" превратилось в "Иисус Христос"... Нигде, кроме Алтая, он не мог встретить конное войско и духовенство, служившее Богу Небесному…

…В знаменитой Британской энциклопедии есть сведения о стране тюрков. Но Европу интересует тюркская (кипчакская) тема ровно настолько, насколько позволяет идея европоцентризма. Весь мир ей видится как приложение к Европе.

Вот и не знаем, что совершил хан Баламир? Как возвысился царь Харатон? Чем увековечил себя мудрый Донат? В "кочевнических" монографиях о них нет и строчки.

Видимо, авторам страшно даже подумать, что именно кипчакские цари - Баламир, Харатон, Донат - вывели степняков в Европу; что перед тюрками склонялись правители Византии и Рима. Не сказана правда и о величайшем из великих тюрков - Аттиле, гордости нашего народа!

Аттила завершил Великое переселение тюрков: Европа лежала у его ног, платила дань... Но ныне о тех событиях рассказывают совсем по-другому. Тюрки не знают своей истории и получают ровно столько, сколько оставляют им.

Непобедимого Аттилу победили не римское войско, не объединенная армия Европы - собственное величие. Тяжелейшее это бремя. Оно раздавило Аттилу, он забрал мир у своего народа! После смерти полководца осталось сто восемьдесят четыре (!) сына, девочек не считали. Могли ли претенденты на трон отца сидеть спокойно, имея в жилах кровь самого Аттилы? Конечно, нет. Начались жесточайшие междоусобицы... Тюрки дрались сами с собой. Пока не надели себе ошейник раба...

Народ раскололся.

С них, с этих осколков, началась история бургундов, савойцев, хорват, баварцев, саксонцев, каталонцев, сербов, чехов, болгар и других "малых народов" Европы, которые в представлении европейских историков вдруг возникли из ничего... Будто с неба упали.

После Аттилы Великая Степь разделилась на враждующие каганаты, улусы, семьи... Начался бой всех против всех. Междоусобицы никогда не стихали. Продолжаются они и поныне. С неприязнью к ближнему входило и уходило из жизни каждое новое поколение…

…О гуннах, то есть о кипчаках, написано много, они, мол, диким валом прокатились по Европе и исчезли... А как возникли эти дикие орды? Кто их растил, одел, обул, кормил? Обучил военному искусству, вооружил, наконец. Требовались огромные материальные затраты.

На ровном месте самое сильное в мире войско не появится! "Кто не вырастит жеребенка, тот не сядет на коня" - учит тюркская пословица. Семьсот лет растили кипчаки "своего жеребенка", тогда они стали всадниками, всколыхнувшими мир... Много вопросов пришлось задать, чтобы открыть картины двухтысячелетней давности.

Заинтересовавшись геологией Алтая, я понял, почему именно там зародилась новая металлургическая технология: здешняя руда очень богата железом и полезными примесями... Потом внимание привлекли слова "Багатур-Тенгри", их сохранили китайские летописи. Так тюрки две с половиной тысячи лет назад назвали нового Бога Небесного, который открыл им тайны железа.

И возник вопрос: а что мы вообще знаем о духовной культуре древних тюрков? По крупицам собирались сведения о Тенгри-хане.

Культ нового Бога был связан с железом. Но почему? Видимо, не случайно в древности железо называли "небесным металлом"... А не метеориты ли и помогли "создать" этот культ? Небесные камни познакомили древних людей с железом - с "металлом неба"! Возник культ Бога-кузнеца, переросший в веру у людей, познавших силу небесного металла. Только с конкретного могла начаться религия! Вера в силу Бога Небесного, в его карающий и защищающий стальной меч…

Алтай, даровавший тюркам дух и Бога Небесного, - святыня тюркского народа! Предки обожествляли Родину, называли ее раем земным. Это острое чувство осталось в крови кипчаков. Ностальгия - болезнь тюркская. Она была, даже когда не было тюркского языка и только зарождалась речь. Люди с восторгом смотрели на вершины Алтая и не могли жить без них.

Древние тюрки почитали гору трех вершин Уч-Сумер. О ней сложены легенды. Центр мира! Здесь устраивали моления и праздники... Около этой горы и поныне не охотятся местные жители, громко не разговаривают - священное место. Показательно, в буддийской мифологии гора Сумеру - универсальный космогонический символ.

Позже на Алтае поклонялись и другим вершинам - Хан-Тенгри, Борусу... Им, святым горам, доверяли ритуальные рисунки, а потом и священные тексты. Слово и образ на камне слились воедино, став на века духовной традицией. Отсюда торжественность молитв и убранство храмов... Отсюда иллюстрации книг и летописей...

Но особо почиталась гора Кайласа на Тибете. Она была местом паломничества для тысяч людей. Сюда, к Кайласе, по преданию, спускался Тенгри-хан. Контуры священных Кайласы и Уч-Сумер приводили в трепетный восторг людей, поверивших в Бога Небесного. Эти горы, видимо, подсказали тюркам идею храмовой архитектуры... Ее простота и изящество поражают. Все это звенья одной цепи, которая начиналась на Алтае.

В Степи традиции почитания гор, конечно же, не забылись: на равнине люди создавали "копии" священных гор! Сперва отсыпали курганы - рукотворные килисы, около них собирались на молитву. Потом храм стал символом священной горы. Молились рядом, на специальной площадке... В Степи все было, как прежде на Алтае: традиции берегли и дополняли.

Кипчаки, храня в душе Бога Небесного, запечатлевали Его образ на камнях. То было напоминание о Боге. Оно очищало душу, настраивало на общение с Создателем. Отсюда - "икона" или "айконе"... Поразительны глубина и простор мысли наших предков, по сути для них храмом оставался весь окружающий мир, накрытый куполом Вечного Синего Неба - Тенгри.

И чем глубже постигали тюрки образ Тенгри-хана, тем больше обращений было к нему: "Бог", "Алла", "Ходай", "Господи" - взывали они к Всевышнему... Каждое имело свой смысл. Позже эти тюркские слова, слегка переиначенные, вошли в лексикон других религий и народов...

Из глубины тысячелетий тянутся корни тюрков. Дошли отрывки древнетюркских литературных произведений. Их язык вызывает восхищение своей глубиной и образностью. А где сами книги? Таинственно исчезли. Но возвращение их неизбежно.

Немало ценного хранят, например, архивы Армении и Грузии. Там есть древние фолианты, написанные армянской графикой, но на тюркском языке.

Должно что-то сохраниться в Индии, на Тибете, в Иране - эти страны имели долгие контакты с Великой Степью. Науке известны древнейшие тюркские тексты, написанные еще на брахми. Буддисты хранят их как священные реликвии.

И в Европе есть архивы, которые приведут в восторг любого тюрколога: например, на Балканах до XIX века помнили тюркские руны. Они служили монахам для тайнописи…

…Географическая карта - серьезный исторический документ, несущий информацию не меньшую, чем пухлая книга. Но нужно уметь читать ее: Великое переселение народов оставило на карте свой след. Тогда, во II - V веках появилась огромная степная страна - Дешт-и-Кипчак, с ее поселениями, городами, станицами, дорожными станциями.

Тюркская культура доминировала от Байкала до Альп. По всей степной зоне. Европа тогда "начиналась" в Сибири!..

Самые далекие от Алтая земли при Аттиле назвали "альман" - по-тюркски "дальний". Отсюда топоним Альмания - ныне Германия. Многие "германские племена" были синеглазыми, скуластыми, с явной кипчакской внешностью, и говорили они по-тюркски, что доказывает их руническая письменность, древние обычаи и народная память. Они - выходцы с далекого Алтая!

(Здесь весьма интересны анализ сходства и параллелей, которые приведены в очерке А.Бекбалаева, в отношении музыкального ряда между немцами и кыргызами, а также интонационных структур немецкого и кыргызского языков – И.Д.)

Та же ранняя история у части населения Франции и Италии, Англии и Австрии, Югославии и Чехии. Если судить по архивам, почти до конца XVI века здесь в ходу был тюркский язык. Правда, потом во времена инквизиции Западная церковь провела в этих архивах "великую чистку", но некоторые документы, к счастью, уцелели. Они и позволяют утверждать непривычное - в Центральной Европе жили тюрки...

…В IV веке начал складываться лик современной Европы! Европейские народы обрели свободу от власти римских деспотов. Ненавистная империя рухнула, языческий Рим пал. А вместе с ним пала прежняя зависимость, унижение, рабство и страх, которые более семи веков терзали Европу, делая ее едва ли не самым отсталым уголком цивилизованного мира - очень много было не заселенной земли.

К сожалению, документов той поры сохранилось ничтожно мало - пожалуй, лишь записки византийского посланника Приска и еще несколько бумаг. Только они написаны очевидцами. Остальное выведено много позже трусливой рукой и на лживой бумаге.

Ни об одном народе, ни об одной стране в Европе не написано столько откровенной лжи, как об Аттиле и его соплеменниках, основателях Дешт-и-Кипчака. Все грехи, известные миру, приписаны тюркам. Дикари, кочевники, гунны, разрушители, варвары... Что еще?

Европейские историки, словно издеваясь над кипчаками, разделяли их на "народы" и "народики", редко кто говорил об общности пришельцев, об их национальном единстве. Об их культуре, наконец. Слово "тюрк" обрело оттенок безликой дикости. Называться тюрком стало неприличным!...

…И кто они, с точки зрения европейцев?

В Британской энциклопедии статья о них весьма пунктуальна. Акцент делается на кочевом характере их жизни, о культуре подчеркнуто умалчивается. Даты исторических событий точны... Но понять, что за народ скрывает слово "гунны", невозможно. На каком языке он говорил, тоже не установить. Сказано много и - ничего.

Вроде бы есть статья, формально правильная, но отсутствие важнейших деталей не позволяет считать ее источником информации. Это, надо заметить, стало почти негласным законом для научной литературы о тюрках. Складывается ощущение, что недоговорки едва ли обязательное условие иных публикаций... Видимо, такова цель авторов: говорить, не договаривая.

В России писали о гуннах куда грубее и откровеннее: "Кочевой народ, сложился во II-IV веках в Приуралье из тюркоязычных хунну и местных угров и сарматов, - читаем в Энциклопедическом словаре, самом распространенном сегодня. - Массовое переселение гуннов на запад (с 70-х годов IV века) дало толчок так называемому Великому переселению народов. Подчинив ряд германских и других племен, возглавили мощный союз племен, предпринимавший опустошительные походы во многие страны. Наибольшего могущества достигли при Аттиле. Продвижение гуннов на запад было остановлено их разгромом на Каталаунских полях (451). После смерти Аттилы (453) союз племен распался".

Здесь, в каждой строчке ложь. Большая или маленькая, злонамеренная или случайная. Так, например, Великое переселение народов началось не в конце IV, а в начале II века, началось не с Урала, а с Алтая. К 70-м годам IV века тюрки уже давно сложились как народ, были хорошо известны на Востоке, имели свою литературу. В 372 году хан Баламир перешел Дон (Танаис) и вошел в степи Европы. А веком раньше тюрки заселили предгорья Кавказа и всю степь от Алтая. Говорить о том, что народ сложился в какие-то племена, явно неправильно. Как и то, что сарматы жили в Приуралье, они выходцы из Персии. И не было разгрома армии Аттилы в 451 году, это придумано европейцами…

…Государство Дешт-и-Кипчак меньше всего напоминало собой "союз племен". Тюркская государственность с единым правителем, институтами власти, экономикой уже две тысячи лет назад приводила в восхищение китайцев, об этом свидетельствуют китайские хроники и, например, "Книга правителя области Шан"...

Да, были Римская империя, Византия - великие европейские державы, но был и Дешт-и-Кипчак, которому обе эти державы платили дань с начала IV века. И, право, неловко напоминать о том, что написано даже в Британской энциклопедии.

Пространства Дешт-и-Кипчака впечатляли современников. Перед страной тюрков Римская империя выглядела жалкой провинцией, а Византия - захолустным уездом. На западе она захватывала Альпы, самый центр Европы у истоков Дуная и тянулась на тысячи километров на восток - за озеро Байкал: по свидетельству византийского сановника Зимарха, араба Ибн Баттуты и других путешественников путь с востока на запад по стране тюрков занимал восемь месяцев.

На юге рубежи Дешт-и-Кипчака упирались в Босфор, граница в общих чертах сохранилась поныне, она по-прежнему разделяет Грецию и Болгарию, которая позже была каганатом Дешт-и-Кипчака и называлась Великая Булгария.

Северную границу царства Аттилы отсекала сама природа: непроходимые для всадника хвойные леса и болота. Один из ее участков шел по Москве-реке, другие - по Оке, Полесским болотам... Земли нынешнего Татарстана были самыми северными в Дешт-и-Кипчаке.

Огромная страна, впечатляющие масштабы... Сильнейший раздражитель для завистливых правителей Рима и Византии, которые до середины V века безоговорочно подчинялись тюркам.

Великая степная страна возникла почти на "пустом" месте... О ее существовании успела забыть Европа, ослепившая сама себя. Но страна-то была! И жили в ней тюрки, кони которых дошли до берегов Атлантического океана и Средиземного моря, топтали землю Британских островов... Это - реальная и забытая история Европы IV-V и всех последующих веков. Обратно же со своих земель тюрки никуда не уходили! Разве что в Америку.

И как бы ни отзывались потом европейцы об Аттиле, есть документы той поры. Вот по счастливой случайности неуничтоженные слова римского сановника Ромула: "Никто из тех, которые когда-либо царствовали над Скифией или над другими странами, не произвел столько великих дел, как Аттила, и в такое короткое время. Его владычество простирается над островами, находящимися в океане. И не только всех скифов, но и римлян заставляет он платить дань. Военная сила его такова, что ни один народ не устоит против нее (выделено мною. - М.А.)" Надо ли комментировать сказанное? Человек этот был искушен в политике, он сам делал политику того времени.

Не только Европа, но и Китай, Персия платили дань тюркам…

…Об армии, подобной тюркской, в мире не мечтали. Кипчаки воевали железными шашками и длинными пиками, они имели железные кольчуги и шлемы. Оружие и доспехи европейцев в основном были из бронзы. Степняки шли в бой на конях, для европейцев и конь был неслыханной роскошью... У тюрков все было не так. Все намного лучше. Их нельзя было не ненавидеть, потому что раб всегда ненавидит своего господина.

Говоря о войске кипчаков, историки обычно не замечают их явного технического и тактического превосходства. Именно тактикой боя и прекрасным вооружением побеждали тюрки отсталых европейцев. Армия их была хорошо оснащена и организована. Диких орд, нагрянувших с Востока, не было!..

…На Византию кипчаки смотрели как на своего данника, которому по степным адатам (обычаям) они обязаны были помогать. И помогали. В 306 году Константин сел на императорский трон, но сидел на нем не очень уверенно. По сути он был формальным императором, пока конный отряд тюрков ("варваров") не разбил в 312 году войско Максенция на Мульвийском мосту, неожиданно появившись у стен самого Рима! Так кипчаки освободили Византию от римской власти. Византийский император был обязан платить за это дань.

За свободу платили греки: нормальные отношения двух стран - вассала и господина.

Аттила на правах старшего иногда позволял себе говорить с византийскими послами, сидя верхом на коне и не подавая им знака расположения. Он был хозяином Европы и послы знали об этом. Они стояли перед повелителем в придорожной пыли и ловили каждый его взгляд... От бессилия византийцы сходили с ума, они не раз пытались отравить Аттилу - другого способа свергнуть его они не знали. Разоблачив очередной заговор, в ответ на извинения Аттила произнес только одно слово: "Война!" И этого оказалось достаточно - одно-единственное слово вызвало переполох во всей великой Византии.

Император Феодосий сразу же вдвое увеличил размер дани, Константинополь смиренно выполнял любые приказы разгневанного Аттилы: только не война. Трусливые греки сжимались при каждой туче, приходившей с севера.

Они платили 350 ливров ежегодно. Но потом, после смерти Аттилы, слова потеряли былой вес, а некоторые и смысл. Страх и зависимость передавались совсем по-другому, и историки назвали эту дань "незначительным денежным взносом, вроде подарка". Хорош подарок - два ведра золотом! Позже греки отдавали уже 2000 ливров, и тоже "вроде подарка".

Важно подчеркнуть, разногласия царя Аттилы с Римом и Византией тоже не носили военный характер: на поле брани спора не было. Все протекало сложнее и глубже - здесь снова столкнулись две культуры, восточная и западная. Два разных миропонимания, две морали. Тюрки верили в Бога Небесного, Тенгри-хана, с Его именем связывали свои победы и радости, а европейцы оставались язычниками, хотя их правители и отказались от языческих богов: к сожалению, сознание человека меняется куда медленнее, чем слетают слова с его уст.

Вольнолюбивые тюрки, протестуя против язычества Византии и Рима, предлагали свои духовные ценности... Выходит, прозвище Аттилы Бич Божий более чем точно и оправдано. Его войны были не против веры! Они были за веру в Бога Небесного!

Единственная и самая древняя версия царствования Аттилы - это "Гетика", произведение VI века, подписанное Иорданом. К сожалению, автор о своем герое имел смутное представление: он писал через сто лет после смерти полководца, писал предвзято и лукаво, под диктовку римской цензуры. Едва ли не вся черная краска, которая имелась тогда в Европе, была собрана на его страницы. Но другая литература уничтожена.

Правда, сохранилась логика событий, их канва, они-то и не увязываются с предлагаемым текстом.

В VI веке в Европе все быстро менялось, облекалось в одежды тайны, которую оберегали, как святыню. Европа скрывала позор, который скрыть нельзя. Она принялась за откровенное сочинительство.

Почему по берегам Дуная так много "малых" народов? Почему их история начинается будто из сказки?.. Почему не говорится, что они пришли на Дунай при Аттиле? Потому что после его смерти, чтобы остаться здесь, тюрки стали "лягушками", сменив имена и придумывая о себе сказочные истории.

Однако факт остается фактом: вплоть до начала XVI века (!) Центральная Европа умела говорить и писать по-тюркски…

…Справедлив вопрос: почему именно в XV-XVI веках тюркский язык исчез из Центральной Европы? Какие причины побудили европейцев быстро вычеркнуть его из своей речи? Из своей памяти? Причины, очевидно, были две - инквизиция римской Церкви, которая планомерно уничтожала все тюркское в Европе. И новое нашествие с Востока! Вновь тюрки. Но на этот раз не кипчаки, а огузы, они заняли в 1453 году Константинополь и вскоре начали с юго-востока колонизировать Центральную Европу, неся в христианские страны идеи ислама. Жестокое противостояние тюрков-огузов и тюрков-кипчаков продолжалось в Центральной Европе веками, оно, как известно, продолжается и поныне. Якобы недавно вспыхнувшая война на Балканах между сербами-христианами и мусульманами на самом деле лишь один из эпизодов той нескончаемой войны, которая то вспыхивает, то затухает уже столько веков. Забыты причины, забыты истоки, забыты знамена, а братоубийственный бой продолжается. И опять ведут его тюрки!..

…тюркские документы просто уничтожались, как уничтожалось в средневековой Европе все тюркское. Европейских тюрков и назвали еретиками, их предавали анафеме, их сжигали на кострах, их мучили и пытали, заставляя отказаться от своей древней культуры и веры. Именно для них была создана папская инквизиция, которая работала на возрождение былой римской власти над Европой... Отсюда - эпоха Возрождения!

Но не всё уничтожалось. Как свидетельствует очевидец, один из древнейших текстов Библии - "Псалтырь", который хранится в библиотеке Ватикана, написан на тюркском языке, его в V-VI веках привезли в Рим с Дона, из города Тан. Об этой и других священных книгах, ставших христианскими и написанных на "гуннском языке", упоминал историк раннего средневековья Моисей Каганкатваци...

…В сознании миллиардов людей Европа - оплот христианства. И кажется, что так было всегда, ибо именно религия сложила ту культуру, которая вот уже полторы тысячи лет называется европейской. И как бы ни различались между собой мир немца, англичанина, француза, серба, итальянца или русского, единство веры связывает их, объединяя в одно общее, имя которому - европеец. А значит - христианин.

Колыбелью европейского христианства считается Рим, потому что, как утверждает католическая доктрина, первым главой Церкви там был апостол Петр, якобы возглавивший после ухода Христа коллегию двенадцати апостолов - наивысшую инстанцию Церкви. Вот почему и поныне римские папы считают себя первыми в христианском мире.

Эту версию "Апостольского престола" в Риме впервые выдвинул римский епископ Дамасий I (366 - 384 годы папства), авторитет которого был очень высок. Его поддержало духовенство западных провинций империи, которые увидели в этом нововведении усиление Церкви как института власти. Разумеется, никаких документов на "Апостольский престол" представлено не было, их приняли на веру, как и многое другое в религиозных новациях того времени.

Однако восточные провинции империи решительно запротестовали против самовозвеличивания Рима. Много позже подобные несогласия высказали и протестанты, которые нашли серьезные доводы, чтобы поставить под сомнение эту мнимую данность. С доводами их нельзя не считаться.

Действительно, не сохранилось никаких документов, подтверждающих главенство апостола Петра над другими апостолами. Христос тоже об этом не говорил. Откуда у папы Дамасия возникла такая уверенность?

Больше того, ни в послании 58 года, адресованном римлянам, ни в других посланиях, написанных в самом Риме, апостол Павел из Тарса ни словом даже не намекнул ни на пребывание там Петра, ни на его папство. Будь ему известен этот факт, он не смог бы умолчать о нем. А согласно официальным данным самой римской Церкви апостол Петр якобы возглавлял римскую Церковь вплоть до 67 года... Выходит, один апостол много лет не замечал в Риме другого апостола? Даже не знал о нем.

Кто был на самом деле первым епископом Рима? Неизвестно. Кто был вторым? Десятым? Тоже неизвестно. Когда возникла Церковь и как появились первые христианские общины в Вечном городе, сколь велики были они? Это вопросы, открытые для дискуссий и споров. Тайна витает над ними…

Лишь в IV веке появились первые письменные упоминания о папах. Правда, едва ли не против каждого имени стоят слова "сведений нет" либо "данные отсутствуют". Но список понтификов появился именно по прошествии нескольких веков.

Конечно, эти сведения не имеют абсолютно никакой исторической достоверности, их ценность в другом - они позволяют проанализировать историю Церкви как института власти. Такой подход открывает глаза на то, что "не замечает" церковная литература... Видимо, поэтому имена первых пап, равно как и другие сведения о них, в Риме всегда произносили без особой уверенности в голосе. За правдивость сказанного никто не ручался, но и не отказывался от него.

Действительно, сомнительны не только главенство самой католической доктрины, но и известные данные о раннем христианстве. И они больше похожи на сказку - уж слишком много в них розовых красок.

Иные христианские легенды и предания, как выяснили историки, появлялись через века после якобы случившегося. Потом тексты многократно редактировались. Пример тому - Новый завет или любая другая книга Библии. Их по политическим причинам не раз "правили" редакторы в черных сутанах... Ведь христианская Церковь изначально задумывалась и создавалась как институт власти, стоящий над колониями бывшей Римской империи.

Легенды о ее божественном истоке возникли много позже - с приходом образа Бога Небесного. До этого религии как таковой не было: у раннего христианства отсутствовал канон, то есть свой обряд! Оно было небольшой сектой иудаизма. Например, в 300-тысячном Риме насчитали бы от силы несколько десятков христиан.

Но их все знали и сторонились, полагая, будто те совершают ритуальные детоубийства. Находились даже свидетели, видевшие, как христиане ели плоть и пили кровь человеческие. А их знаменитые "вечери любви" горожане называли оргиями, складывая о них легенды. Религиозным обрядом все это можно назвать с очень большой натяжкой...

Людей восстанавливало против ранних христиан и то, что христиане отрицали существование богов и отвергали любую мораль! Они называли себя атеистами, прятались в катакомбах, их считали дном общества... Так продолжалось до IV века. Рим терпел безбожников, устраивая порой на них гонения.

В 380 году в Риме все изменилось. После неудачных попыток навязать языческому обществу новую религию (митраизм), император Феодосий вынужденно признал главу христианской общины Дамасия I.

Почувствовав свою власть и силу, папа Дамасий собственноручно составил перечень книг Священного писания, повелел церковному писателю Иерониму "поработать" с текстами Нового завета, которых к тому времени насчитывалось более сотни. Из-под перьев римских и византийских писателей вышли и другие библейские книги.

Папа Дамасий окружал себя людьми, прекрасно знавшими новые церковные обряды (позднее они стали докторами Церкви): Василий, Григорий Назианзин, Иоанн Златоуст, Иероним, Амвросий, Августин и другие... Но где они могли получить знания по теологии, о которой ни в Европе, ни в Палестине не знали? На каком языке говорили новые духовные деятели? Откуда были родом? К сожалению, эти важнейшие детали историки оставили без внимания.

А нелишне напомнить, что только в 312 году перед европейской аудиторией впервые была прочитана молитва во имя Бога Небесного. О Христе в ней не упоминалось... Прозвучала эта святая молитва на тюркском языке. Следовательно, теологическими знаниями в то время владели только тюрки, почитавшие Бога Небесного. Они одни.

Европа была языческой! А христиане - атеистами…

… Если вдуматься в события тех сложных лет, вернее во всю логику случившегося, то нельзя не содрогнуться: река Времени неожиданно для всех повернула в Европе куда-то в сторону. Рухнула Римская империя, которой именно тогда (после блестящих побед императора Диоклетиана) пророчили золотой век и небывалую устойчивость. На континенте вдруг появилась новая духовная культура, на которую еще вчера устраивали кровавые гонения; Юпитера, верховного бога Римской империи, ее высшего покровителя, вышвырнули из храмов!.. Могло ли такое случиться само собой?

Нет. Так не бывает...

Именно тюрки на своих знаменах принесли в Европу равносторонний крест, они молились Богу Небесному, а историки древности (Приск, Иордан и другие) называли Аттилу, его отца Мундзука и других кипчаков "христианами", хотя это слово здесь явно не точное*. Христианами они не были.

*Равносторонний крест был тамгой (тотемным знаком) улуса керей. Видимо, Аттила принадлежал к этому роду, раз на его знамени был крест. Каждый тюркский улус имел свой знак, своего покровителя, свое дерево, свою птицу. Род керей известен практически у всех тюркских народов.

До знакомства с "варварами" христиане не знали не только Бога Небесного, но и креста - нынешнего своего символа. Не знали они крестного знамения, храмов, икон, колокольных звонов, сегодняшних молитв. Повторяю, христианской религии не было!.. Отсутствовал не только символ веры, но и канон, то есть обряды! А без канона, без символа какая же религия?..

Раннее христианство отличалось упрощенным обрядом, если он вообще был. Обрезание, например, считалось обязательным для мужчин. Как выглядел ритуал молитвы? Что окружало первых христиан, не имевших ни храмов, ни постоянных мест для молитвы? Неизвестно. Церковная литература молчит.

Историческая литература конкретнее... Она убеждает, не Христос принес крест, а Аттила. Увы, это действительно так... Ныне различают много крестов - латинский, греческий, патриарший, андреевский и десяток других, - однако никто не скажет: какой из них связан с Христом?

Никакой!

Если быть точным, Христос нес на Голгофу не крест, а Т-образную балку - на таких казнили. Святой апостол Варнава, как и все древнехристианские авторы, учил: "В букве T ты имеешь крест".

А равносторонний тюркский крест ранние христиане называли "знаком зверя". Можно десять раз перечитать Библию, однако там нет и слова о том, чтобы кто-то из христиан осенил себя крестным знамением. Даже Христос. Ни креста, ни крестного знамения у них не было!...

…В IV веке Европа обратилась к Богу Небесному - Тенгри-хану. Европейцы отвергли все другие религии - и новые, и старые, потому что им стало ясно, что кипчаки побеждали не оружием, не неведомой тактикой боя - все это проходящее. Главная сила тюрков таилась в их духе! Они побеждали силой Бога Небесного.

Украсть чужого бога, вот что вознамерился византийский император, мечтавший о всемирном господстве. Вот почему он придумал "новое" христианство, в котором присутствовал бы и всесильный Бог, Создатель мира сего. Из-за этого кипели страсти на церковных Соборах, из-за этого произошел раскол в раннехристианских общинах. Все делалось незаметно и постепенно.

Воровство Бога... Оно захватило умы правителей Византии, а потом и Рима.

Тенгрианство - называлась религия тюрков.

Что это за вера? Почему в истории Церкви о ней нет и слова? Почему бытописатели Европы демонстрируют свое подчеркнутое незнание этой древнейшей религии человечества?.. Почему единодушно молчат, выставляя тюрков "погаными татарами", не имевшими зачатков культуры?

Но сохранились в Сибири памятники, запечатлевшие тюркское духовенство. Найден и ритуальный инвентарь... И всё это было задолго до появления легенд о Христе. Очень важные находки, которые позволяют непредвзятому человеку задуматься и иначе взглянуть на корни европейской духовной культуры...

…Оказывается, было пять обращений к Всевышнему. Первое, общее, - Тенгри, потом - Бога (Божат), Ала (Алла, Элой), Ходай (Кодай), Гоз-боди (Господи). Каждое обращение имело свой оттенок, каждое сохранилось поныне.

"Алла билэ!" ("С Богом!") - выкрикивали кипчакские всадники, устремляясь в атаку... Возможно, это не ускользнуло от внимания императоров Византии и Рима, которые охотно звали тюрков в свое войско - им хотелось приблизиться к Богу, встать под Его защиту…».

На этом пока прервем цитирование М.Аджи и резюмируем изложенное в виде следующих тезисов:

а) История тюрков, а значит и кыргызов – одного из древнейших тюркских этносов, тесно связана с историей тенгрианства и с историей мировых религий – буддизма, христианства и ислама, - но по ряду причин она не заняла должного места в мировой истории. Однако исторические артефакты, приведенные в работах М.Аджи и А.Бекбалаева, требуют дальнейшего осмысления и развития, они свидетельствуют об огромном вкладе древних тюрков в развитие мировой цивилизации, предопределившем ход мировой истории на протяжении последних двух тысячелетий. Не случайно ЮНЕСКО назвала Атиллу и Чингисхана людьми первого и второго тысячелетия соответственно, как исторических личностей – последователей Тенгри, оказавших наибольшее влияние на ход человеческой истории.

Очевидно, что необходимы дальнейшие совместные углубленные исследования этого вопроса историками, археологами, лингвистами, филологами, религиоведами, философами и другими учеными-гуманитариями, как тюркских стран, так и других государств, заинтересованных в объективном изучении тюркской истории.

б) Этимология топонима «Ала-Тоо» должна означать «Божественные горы», а не «пестрые», в этом смысле она больше соответствует мировоззрению наших предков обожествлявших природу и ее составляющие: небо, горы, реки, леса, животных и т.д. Излишне говорить, что этот смысл несет совершенно другую, колоссальную идеологическую функцию и требует кардинального пересмотра многих наших взглядов, представлений и отношений.

В этой связи хотелось бы отметить, что если понятия «Небо» и «Бог» в представлении наших предков были синонимами, то китайское название гор «Тянь-Шань - Небесные горы» достаточно точно переводится с языка оригинала. По-видимому, китайское название вторично по отношению к кыргызскому, здесь необходимы углубленные знания китайской лингвистики и значения соответствующих иероглифов. Отсюда напрашивается бренд страны «Кыргызстан – страна небесных гор», который выглядит предпочтительнее «Поднебесного Китая».

в) При трансформации тенгрианства в христианство идеологами Церкви был упущен важнейший компонент вероучения Тенгри – взаимоотношения Человека с Природой. Человек был поставлен в центр мироздания, а вся окружающая природа (среда) и ее ресурсы были призваны обслуживать его потребности. В то время как тюрки-тенгрианцы обожествляли Природу, в духе изречения Спинозы «Бог или Природа», что требовало уважительного отношения и культа соответствующих духовных ценностей.

В этом видится принципиальное различие между тенгрианством и возникшим на его основе христианством и исламом. Это упущение, имеющее в своей основе материальную природу, и привело в настоящее время к обществу потребления, культу материально-денежных ценностей, нерациональной эксплуатации природных ресурсов и, в конечном счете, глобальному экологическому кризису.

(продолжение следует)


Другие авторские статьи на данную тему:

«Плаха» - пророческий образ или программа действий?»

«Образ Тенгри в творчестве Ч.Айтматова»

«Манас и Мухаммад – Тенгри и Ислам»

«О духовной консолидации кыргызов»

«Он памятник воздвиг себе нерукотворный. Перечитывая Ч.Айтматова»

«Сказка о рогатой Матери-оленихе»… Заново открывая Ч.Айтматова»

«Почему в Кыргызстане возможна единая идеология?»

Об «Истории кыргызов»

«О лирике и истории»

«Этнос и этногенез»

«История, Религия и Политика»

«Салам, шалом и ассалоум алейкум – к истории кыргызов»

«Об истоках кыргызской культуры и возрождении Кыргызстана»

«Культура и идеология»

«В поисках национальной идеи»

«Глубинная экология» - отправная точка формирования нового сознания и культуры»

Стилистика и грамматика авторов сохранена
Добавить статью

Другие статьи автора

08-06-2021
«Жети-ата» - фундамент духовно-нравственного возрождения
10365

12-05-2019
Об истоках кыргызской культуры и возрождение Кыргызстана
5319

19-07-2013
«Манас», Тора и Библия – о сравнительном анализе Саяка
7140

24-01-2013
Ала-Тоо – Божественные горы
3939

26-07-2012
Салам, шалом и ассалоум алейкум – к истории кыргызов
4383

12-09-2011
Он памятник воздвиг себе нерукотворный. Перечитывая Ч.Айтматова
4104

25-08-2011
20 ЛЕТ НЕЗАВИСИМОСТИ – ЧТО ДАЛЬШЕ?
2490

02-08-2011
Центральная Азия: Вода и политика
2233

14-06-2011
Этнос и этногенез
3231

04-06-2011
В поисках национальной идеи
2867

Еще статьи

Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×