Смешанный способ бытия.
В далекие времена часть людей живших и занимавшихся собирательством, охотой и разведением скота почувствовали свою зависимость от той местности, где они жили. Они ощутили свою скованность и неповоротливость. Им хотелось мобильности и определенной свободы, которой у них не было. Этого им было сложно добиться, имея стационарные восьмигранные срубные дома. Это было на Алтае.
Гений кыргызского народа заключается в том, что он решил сорганизовать свое бытие с бытием мира, не пытаясь преобразовать его в угоду себе, как это сделал тот, кого позже стали именовать оседлым человеком. Наши предки хотели быть свободными и относительно не зависимыми от окружающей среды. Для этого им необходимо было стать мобильными и относительно свободными от определенной местности. Однако этому мешал дом, который привязывал их к определенному месту. Чтобы освободиться от привязанности к одному месту ему необходимо иметь дома в разных местах. Но строить дома в разных уголках земли было экономически не выгодно. К тому же это не могло окончательно решить проблему свободы, о котором мечтали наши предки.
Кочевой способ бытия.
Одаренность и гениальность кыргызского народа заключается в том, что ему удалось создать такое жилище, которое было адаптировано к окружающей среде и которое можно было переносить с собой. К тому же для такого способа бытия подобрать таких животных, с которыми было удобнее передвигаться на новые места. Таковыми оказались конь, верблюд и овца. Кыргызу, который стал кочевником, не хотелось ради сохранения своего бытия в этом мире больше копошиться на земле.
1.Бытие в своем мире.
(Бытие в своем жилище - юрта).
Какими были.
Он организовал свой мир так, что ему не нужно было тратить много усилий для добычи пищи. Те животные, которые могли стать для него пищей, теперь паслись рядом с ним, не требуя особого ухода. К тому же он сел на коня и начал передвигаться не двигаясь. Мир сам начал передвигаться под его ногами. А у него появилась возможность созерцать его.
Созерцательность.
Благодаря коню, как было сказано выше, он передвигался не двигаясь. Находясь в таком состоянии, он не только созерцал, но и понимающе воспринимал окружающий мир. А это давало возможность гармонично сообразовать свое бытие с бытием мира.
Кыргыз – кочевник так гармонично организовал свое отношение с миром, что это не тяготило и не рушило природную экосистему. Он не требовал от природы большего, чем она могла бы дать, и не разрывал тело земли, а массировал ее и брал от нее только то, что она могла дать, и был благодарен и чуток к ней. Он будто хотел это совершенное отношение сохранить на века.
Основательность.
- это специфика кочевого способа бытия. Основательность, т.е. доведение своего бытия в этом мире почти до совершенства основой, которого является гармоничное отношение человека с миром как внешним, так и внутренним.
Кочевник и религия – кочевник-кыргыз это сын бога Тенгира наделенный свободой и ответственностью.
Кочевник и природа - кочевник-кыргыз осознает себя частью природы, поэтому он, никогда не противопоставляет себя природе. А пытается согласовать, сорганизовать свое бытие в унисон с бытием природы.
Кочевник и кочевник - отношение как к себе подобному. Отсюда уважение и почтительность.
Кочевник и оседлый – отношение как к себе подобному, но ущербному не обладающему свободой. Отсюда жалость и сочувствие.
Бинарность мира
Желание построить гармоничный мир требует упорядоченности в отношениях не только с миром внешним, но и с миром внутренним. И действительно, мир кыргыза – кочевника организован, упорядочен с помощью бинарных пар, таких как: мужское и женское; верх и низ; правое и левое; тор и босого (почетное место и порог); тундук и казан.
Алпеб (алфавит).
Бинарную организацию можно заметить и в алпебе (алфавите). Алфавит, точнее алпеб начинается из двух основных знаков (тамга) мужского «алп» означающего могучий и женского «еб» – жилище позже превратившихся в начальные буквы «а» и «б». Почти каждая буква, прежде являвшаяся знаком (тамгой) в себе несет смысловую нагрузку.
Язык и письменность.
Стремление к совершенству можно у кыргыза – кочевника заметить и через его язык, который построен на основе агглютинации. Именно такая организация языка позволяет современному кыргызу прекрасно понять без толмачей то, что было написано их предками многими веками раньше. Орхоно – енесайская или говоря точнее древнекыргызская письменность доступна и понятна нам ныне живущим. Этой письменностью можно не только гордиться, но можно было бы ее возродить и тем самым дать возможность нашему духу обрести себя в своем доме – языке базирующегося на своем родном фундаменте (древнекыргызской письменности). Использование собственного алпеба позволило бы духу кыргыза – кочевника расправить свои крылья для полета в духовно – нравственное будущее кыргызской культуры.
Душевные качества.
Гармонично устроенный кочевой способ бытия кыргыза – кочевника выработало и закрепило в нем такие качества как: оптимизм; самодостаточность; доблесть (эр – джигит); патриотизм; дух коллективизма и товарищества; мобильность, упорство; великодушие; доброжелательность; щедрость; милосердие; гостеприимство; веротерпимость; умение приспособиться к окружающему миру.
Толерантность.
Толерантность (терпимость) это форма кочевого общежития. Толерантное отношение не только к себе подобным, но и ко всему живому и не живому в мире.
Софиякратия,
т.е.мудрократия как высшая форма демократии было основой государственного устройства кыргыза – кочевника (совет старейшин, суды аксакалов, курултаи).
Древность.
О древности кыргызского языка говорит обилие одно и двузвуковых слов имеющих на себе основанные смысловые значения.
О древности кыргызского народа и культуры говорит его внутренняя закрытость и внешняя открытость, что присуще всем древним народам и культурам. К примеру, внутренняя закрытость народа и культуры присуще индусам, японцам, и другим древним народам, обладающим самобытной культурой. Это с одной стороны, а с другой внешняя открытость и готовность к диалогу и сотрудничеству. Не исключение и кыргызский народ и культура.
Более молодым культурам свойственно внутренняя открытость и внешняя закрытость. К примеру, внутренняя открытость свойственна узбекам (Когда хан Узбек в 1329 году принял ислам все племена, находившиеся под его властью стали именовать себя узбеками). Отсюда в узбекской ментальности закрепилась уверенность, что из любого можно сделать узбека. Подтверждение вышесказанному насильственная узбекизация казахов, таджиков, кыргызов и представителей других народов живущих вокруг Ташкента и в ферганской долине. При этом заметна внешняя закрытость (в виде заборов, дувалов и т.п.).
Главный принцип жизни.
Кыргыз – кочевник веровавший в Тенгир – ата. Имя всевышнего состоит из двух слов «тен» и «гир», что означает войти равным. Войти равным куда? Войти равным в мир духов предков. Значит главный принцип мира истинного, мира духов предков это равность, которую кыргыз – кочевник перенес в мир земной и пытается строить отношения на основе этого принципа.
2. Бытие в мире оседлых.
(Бытие в чуждом жилище - дом).
Какими стали.
Расширение мира оседлых людей привело к тому, что кыргыз – кочевник был вынужден либо конфликтовать, либо попытаться жить в мире оседлых. Кыргыз – кочевник в силу своего менталитета (это умение уживаться с людьми подобными себе) решил не столько уживаться, сколько подражая быть в мире оседлого человека. Но подражанием он настолько увлекся, что это почти стало его второй натурой. В нем выработался и закрепился имитационное сознание. Культивируя имитационное сознание, он стал довольствоваться имитационным существованием. А имитационное существование разрушает культурные основания и ведет к духовной деградации. У потомка кыргыза – кочевника наряду со старыми качествами появились новые качества, которые не красят потомков гордых кочевников – ущербность, продажность, зависть, неуверенность и леность. Особым пунктом можно отметить добровольное уничижение потомками кыргызов себя и собственной культуры. Они предали забвению созидательные и живительные истоки собственной культуры, либо считают их пережитками прошлого, архаикой.
3. Попытка обретения собственного бытия.
(Построить собственное жилище).
Какими хотим стать.
Кыргыз – кочевник жил не в юрте, не в боз –юй (серый дом), а в бооз – юйе (дом-лоно), в доме – лоне, рождающем кыргыза – кочевника. Утеряв свой дом – лоно, и живя в чуждом доме кыргыз – кочевник теряет свой дух. Чтобы укрепить дух потомка кыргыза – кочевника необходимо изжить в себе имитационное сознание основу имитационного существования. Это во- первых, а во-вторых необходимо создать условия для функционирования языка, возродить древнекыргызскую письменность, не отказываться от культурного наследия и от веры отцов тенгрианства. Можно быть мусульманинами, но не забывать веру отцов и самих отцов. Это придаст кыргызу мусульманину свой неповторимый уникальный культурный лик и только тогда он не будет плохой копией араба мусульманина. В этом вопросе мы можем брать пример от наших братьев японцев, которые не отказались от синтоизма в пользу буддизма. И от этого они не стали плохими буддистами, а стали буддистами, имеющими свой культурный лик, т.е. дзен – буддистами.
Чтобы сохраниться не только телесно, но и духовно необходимо знать и создавать условия для передачи и трансляции собственных культурных ценностей от поколения к поколению. Это умели делать наши предки. Умели они также сосуществовать не только с природой, но и с оседлыми и кочевыми соседями. При этом, не утрачивая ни собственных культурных оснований, ориентированных на развитие духовной чистоты, ни собственного достоинства.
Не стоит терять свою культуру, свой народ, свое лицо, не стоит становиться безликим. Ведь став культурно-безликим, теряем уважения других. А, потеряв, желаем заслужить их уважение и внимание, превращаясь в шута, напяливающего на себя разного рода маски. А не надевать не можешь так как, отвергнув свою культуру, свой народ, себя ты утерял себя и стал духовно пуст, т.е. стал безликим студнем, могущим теперь окрашиваться в любой цвет. Если такое будущее не устраивает нас, то необходимо делать определенное усилие, чтобы длить бытие свое, своего народа, культуры. Только человек, ценящий и оберегающий свое духовно-ценностное прошлое, имеет право на достойную жизнь и достойное будущее. Только уважающий себя человек может уважать других и быть достойным внимания и уважения других. Быть равным среди равных людей, народов, государств, культур. На это у кыргызской культуры, народа есть все основания.
Отказываясь от прошлого, мы отказываемся от духовного будущего могущего придать нам неповторимый культурный лик во времена глобализации обезличивающего людей и культуры. Только культивируя и адаптируя духовно – нравственные основания наших предков (материальное ради духовного) мы можем в себе сохранить и развивать дух Манаса, дух предков, дух гордых и чистых душою кыргызов - кочевников.
Саветбек Абдрасулов
кандидат философских наук, заведующий кафедрой философии и социально-гуманитарных наук КГЮА.