Добавить статью
9:24, 11 декабря 2014 9862

Акбалта баатыр, кодекс чести кыргыза или о миссии Чоң жомокчу (сказителя)

Статья посвящается 120-летию Саякбая Каралаева и светлой памяти всех Чоң жомокчу

«Эл башына күн түшсө,

Элин сактаар эр чыгат».

В данной статье речь пойдет о миссии великих сказителей кыргызского народа, именуемых в наше время манасчы. Однако было время, когда имя великого кыргыза было сакральным и всуе его имя звучало иносказательно как Айкөл (Великодушный), Баатыр (Богатырь), Кабылан (Тигроподобный). И только в момент сказывания его имя гордо и к месту звучало из уст сказителя Манас, наполняя пространство особой энергетикой духа. Сакральность имени не позволяло использование его имени даже по отношению к тем людям, которые имели непосредственное отношение к миру Айкөл (Великодушного), т.е. даже сказителей не именовали его именем. В наше время их именуют манасчы в смысле глашатай мира Великодушного. В те времена, когда знали и ценили сакральный смысл слова, глашатаев мира Великодушного, т.е. сказителей именовали Чоң жомокчу.

141211karalaev
 Саякбай Каралаев

Словом Чоң (большой) подчеркивали не только объем сказываемого материала, но и сказительское мастерство сказителя, и его избранность, причастность к миру Сакральному. И как причастный к миру Сакральному такой сказитель не просто сказывал, а своим сказыванием привносил или, говоря точнее, объективировал, доносил в мир человеческий закодированный энергоинформационный посыл Сакрального мира. Учитывая вышеизложенное, можем сделать предположение, что слово Чоң не столько большой, сколько Великий, следовательно, Чоң жомокчу – это Великий сказитель мира Великодушного.

В недавнем своем исследовании заметил удивительный факт, который приоткрыл для меня завесу неизведанного, что дало мне дополнительное знание о сказителях и об их миссии на Земле [1]. Об этом и будет идти речь в данной статье.

На основании существующих данных про сказителей мира Великодушного, где изложена информация о годе рождения и смерти, а также возраст инициации некоторых сказителей [2], мною была составлена таблица года рождения и таблица года инициации в сказительство [1; 3]. В таблице по году инициации отражен год рождения не человека, а сказителя. Сложение года рождения человека с возрастом инициации его в сказительство дало мне возможность получить год рождения сказителя. Сравнивая таблицу по году инициации с таблицей по году рождения, и первое, что можно было заметить – так это то, что между рождениями определенной группы сказителей есть разрывы как по годам рождения человека, так и по годам рождения сказителя. Это подтвердило предположение, высказанное мной ранее в ряде статей, а именно то, что сказители приходят в этот мир волнами в соответствии со своей эпохой [4]. Это место нуждается в более детальном изложении для понимания истинного смысла высказывания – «приходят в этот мир волнами в соответствии со своей эпохой». Надо сказать, что сказители рождаются как люди раньше той эпохи, с которым будет связана их миссия. Более того, они инициацию тоже получают раньше того момента, который может определить судьбу будущего. Если это так, то появляется вполне уместный вопрос, а почему это происходит именно так, а не иначе?! Видимо, это связано с тем, что происходящий мир, или говоря точнее момент настоящего, происходящее, случающееся «здесь и сейчас», по сути своей, вариативен. Возможны варианты выбора. Именно выбор человека определяет будущее человека, рода, народа, государства, человечества.

Человек, обладая свободой воли, не всегда выбирает то, что соответствует Сакральному миру. Он волен выбирать, при этом выбирать не всегда то, что могло бы быть полезным и соответствовать его событийствованию с бытием Мироздания. Он склонен ошибаться, и результат ошибки испытывает на себе, но также человек способен, обладая свободой воли, исправить допущенную ошибку, т.е. скорректировать свой путь новым выбором. Однако это будет сделать сложнее, поскольку существующие или порожденные выбором человека связи будут сопротивляться осуществлению нового выбора, но это не означает, что это невозможно, это говорит только о том, что это сделать будет сложнее, нежели прежде. Никогда не поздно скорректировать свое бытие с бытием Сакрального мира, но чем позже человек встает на путь гармонизации своего бытия с бытием Сакрального мира, тем сложнее ему это сделать, учитывая, то, что пройденный путь, накопивший определенное содержание, не соответствующее Сакральному миру, будет мешать человеку переорганизовать, переформатировать свое бытие. Однако, несмотря на это, соорганизация своего бытия с бытием Сакрального мира возможно. В кыргызской культуре эту возможность помогает реализовать мир Великодушного, связывающийся с человеком при посредничестве Чоң жомокчу (сказителя), доводящего до него закодированный энергоинформационный посыл Сакрального мира, способный дать ему возможность осуществления выбора, гармонизирующего его бытие с бытием Мироздания.

Можно говорить о двух формах реализации выбора: пассивная и активная. Пассивная форма реализации выбора – это только воздействие сказителя, а активная – это не только восприятие, осознание, но и способствование реализации выбора через познание закодированного энергоинформационного посыла Сакрального мира.

Миссия Чоң жомокчу (сказителя) – донести до человека для него, необходимый в данный период времени, закодированный энергоинформационный посыл Сакрального мира, а задача человека – уловить, раскодировать закодированный энергоинформационный посыл Сакрального мира и на основании этого сделать свой судьбоносный выбор.

Для наглядности приведем пример, используя таблицы по годам рождения и по годам инициации [3]. Возьмем группу сказителей определенной волны, к примеру, к которой принадлежит Саякбай Каралаев. Он в таблицах указан как Саякбай Карала уулу. Группа № 9 по году рождения объединяет следующих сказителей:

Акмат Ырысменде уулу 1891-1966, год инициации неизвестен;

Саякбай Карала уулу 1894-1971, год инициации 16 лет;

Мамбет Чокмор уулу 1896-1973, год инициации 20 лет;

Мамбеталы (Кокчеке) Ашымбай уулу 1897-1969, год инициации неизвестен.

Эта же группа по году инициации, фиксирующему год рождения сказителя, группируется немного иначе. В данной таблице по году инициации, при суммировании года рождения человека и возраста инициации в сказительство, мы получаем год рождения сказителя. К примеру, в таблице по году инициации в группе № 5, суммируя год рождения, Саякбай Карала уулу – 1894 год и его возраст инициации в сказительство – 16 лет, мы получаем его год рождения как сказителя – это 1910 год (1894 год рождения + 16 лет год инициации = 1910 год рождения сказителя). Суммируя также год рождения Мамбета Чокмор уулу – 1896 год и его возраст инициации в сказительство – 20 лет, мы получаем его год рождения как сказителя – это 1916 год (1896 год рождения + 20 лет год инициации = 1916 год рождения сказителя). В группе № 5 в таблице по году инициации порядок их, т.е. Саякбай Карала уулу (1910 год рождения сказителя) и Мамбет Чокмор уулу (1916 год рождения сказителя) не изменился. С учетом того, что здесь приведены данные только двух сказителей, у которых известен возраст инициации в сказительство, что делает заключение по этой группе только предположительным, поскольку отсутствует полная информация, точнее, из-за отсутствия у двоих из них возраста инициации в сказительство. Но, есть группы, где возраст инициации многих сказителей известен, что делает их список в группе более объективным и точным. В некоторых группах не только порядок рождения сказителей, но и сам состав сказителей в группе может измениться в зависимости от года инициации человека в сказительство. В таблице по году инициации можно увидеть реальную картину очередности прихода в мир человеческий сказительского дара как вестника, призванного по определению донести до нас весть мира Сакрального о нашем бытии «здесь и сейчас».

Исходя из вышеизложенного, рассмотрим другую группу сказителей, у которых год инициации известен. В группе № 12 таблицы по году рождения сказители раположились в следующем порядке:

Сатыбалды Аалы (1933 год рождения),

Уркаш Мамбеталиев (1934 год рождения),

Сапарбек Касмамбетов (1934 год рождения),

а так они расположились в группе № 7 таблицы по году инициации:

Сапарбек Касмамбетов (1934 год рождения + 9 лет год инициации = 1943 год рождения сказителя);

Уркаш Мамбеталиев (1934 год рождения + 10 лет год инициации = 1944 год рождения сказителя);

Турдумамбет Акматалиев (1922 год рождения + 25 лет год инициации = 1947 год рождения сказителя).

Что же касается сказителя Сатыбалды Аалы (1933 год рождения + 39 лет год инициации = 1972 год рождения сказителя), то сравнивая таблицы № 1 и № 2, можно заметить, что он, занимавший первую строчку в группе № 12, рожденный с 1930 по 1940 годы таблицы по году рождения, оказывается на второй строчке группы № 9 таблицы по году инициации. Сказитель Сапарбек Касмамбетов, находившийся на последнем месте в группе № 12, рожденный с 1930 по 1940 годы таблицы по году рождения, оказывается на первой строчке в группе № 7 таблицы по году инициации. А сказитель Турдумамбет Акматалиев, располагавшийся на второй строчке в группе № 11, рожденный с 1920 по 1930 годы таблицы по году рождения, оказывается замыкающим в группе № 7 таблицы по году инициации.

Таким же образом можно рассмотреть другую группу сказителей, близкую к нашему времени. К примеру, возьмем сказителей группы № 16, рожденных с 1980 по 1990 годы таблицы по году рождения – Замир Баялиев (1980),

Камил Мамадалиев (1981),

Тилек Асанов (1982),

Дөөлөт Сыдыков (1983),

Самат Кочорбаев (1983),

Улан Исмаилов (1984).

Сравнивая таблицы № 1 и № 2, можно заметить, что в таблице по году инициации в группе № 11 они расположились совершенно в ином порядоке:

Камил Мамадалиев (1981 год рождения + 12 лет год инициации = 1993 год рождения сказителя),

Тилек Асанов (1982 год рождения + 12 лет год инициации = 1994 год рождения сказителя),

Дөөлөт Сыдыков (1983 год рождения + 12 лет год инициации = 1995 год рождения сказителя),

Замир Баялиев (1980 год рождения + 15 лет год инициации = 1995 год рождения сказителя),

Самат Кочорбаев (1983 год рождения + 14 лет год инициации = 1997 год рождения сказителя).

К примеру, сказитель Камил Мамадалиев (1981 год рождения + 12 лет год инициации = 1993 год рождения сказителя), находившийся на второй строчке в группе № 16, рожденный с 1980 по 1990 годы таблицы по году рождения, оказывается на первой сторочке в группе № 11 таблицы по году инициации. Т.е. Камил Мамадалиев возглавляет эту группу, в то время как Улан Исмаилов (1984 год рождения + 17 лет год инициации = 2001 год рождения сказителя), замыкавший группу № 16 таблицы по году рождения в таблице по году инициации, не только переместился в другую группу (мною обозначенной № 11+ ввиду близости годов рождения представителей групп № 11 и № 11+), но и возглавил ее.

Эти различия в двух таблицах не только могут вызвать удивление или недоумение, но они у некоторых из нас в первую очередь могут вызвать желание узнать истинную причину такой перегруппировки. Ибо перегруппировка сказителей в таблице по году инициации (год рождения сказителя), отличающихся от таблицы по году рождения (год рождения человека) наводит нас на мысль, что это произошло не просто так. Скорее всего, в такой перегруппировке кроется что-то важное и очень существенное для людей, живущих в мире опытном, т.е. «трансцендентальном», как бы сказал Иммануил Кант.

Для полного понимания волнообразного рождения сказителей необходимо выявить содержание мира «трансцендентального», а также специфику и направленность его движения – это с одной стороны. С другой стороны выявить отличительную черту данного сказителя от других сказителей, т.е. отличие его сказительского мастерства от сказительского мастерства других сказителей. Здесь важно все: как сказывает сказитель, т.е. его ритмика, жесты, а также то, что чаще он сказывает (эпизод мира Великодушного). Даже то когда он сказывает: утром, днем, вечером, ночью. Мотивы сказывания могут быть различными – это непосредственное сказывание по желанию людей или опосредованное сказывание сказителем по велению мира Сакрального в определенном месте в определенное время и определенный эпизод мира Великодушного, где присутствие или отсутствие слушателей, в лице людей не имеет значения. И многое другое.

А пока я могу лишь предположить, что трансцендентальный, т.е. опытный, человеческий мир находится в постоянном изменении. Изменения могут быть разнообразными. Одни изменения можно характеризовать как позитивные, а другие изменения как негативные. Позитивные изменения именуют прогрессом, а негативные изменения – регрессом. Различают также развитие и разрушение как материальное, так и духовное. К тому же не всегда материальное развитие влечет за собой развитие духовное. Чаще оно влечет за собой духовную деградацию в силу ориентированности человека только на приумножение материального мира. Говоря иначе, материально ориентированный человек действует всегда по принципу: «Материальное ради материального начала!».

Современный мир – это материально ориентированный мир, именуемый нами миром цивилизационным. В этом цивилизационном, т.е. технико-технологически ориентированном мире люди мотивированы материальным, что является основанием того, что люди чаще думают о материальном комфорте для своего материального начала, т.е. для тела, нежели о комфорте духовном для своего духовного начала, т.е. для души. Такой подход породил в современном мире культ тела, а не души. Именно он породил выражение: «В здоровом теле здоровый дух!». Хотя мы знаем, что это не всегда так, что говорит об отсутствии между ними жесткой связи. В здоровом теле может быть и нездоровый дух (как и наоборот) тогда, когда человек зациклен только на здоровом теле. У такого человека дух, душа больная, т.е. такой человек душевно деградирует. Такие люди видят в другом человеке только телесное начало. Зацикленность на телесном и дает им основание видеть в других людях только телесное начало и восхищаться им, говоря, к примеру, по отношению к девушке, – «О, какая тёлка!». Здесь я не имею возможности развивать тему того, что она может быть другой, а хочу лишь подчеркнуть, что в современном материально ориентированном мире тёлкообразных людей становится больше в силу их востребованности. И это – проблема. Ибо в современном человеке все меньше остается человеческого, т.е. духовного начала. На такую ситуацию и реагируют люди духа, такие как сказители мира Великодушного, желая подправить, подкорректировать направленность человеческого развития.

Изменения (прогрессивные, регрессивные), к которым себя подвергает человек, можно рассматривать в виде волнообразного движения, где не все волны созидательны. Есть волны разрушительные. Их нужно укрощать. Пути укрощения разрушительных волн могут указать сказители. Сказители, как посредники мира Сакрального и мира человеческого, приходят в человеческий мир, так же как и вызванные человеком изменения, волнами, чтобы донести до людей закодированный энергоинформационный посыл Сакрального мира, способный гармонизировать бытие человека с бытием Сакрального мира. Сказителям дана возможность донести до людей энергоинформационный посыл Сакрального мира не только о надвигающейся проблеме (волне), но и о путях их решения. К примеру, разберем современное духовное состояние Кыргызской Республики. Если выразить одним словом современное духовное состояние Кыргызской Республики, то его можно назвать состоянием дезориентированности, порождающей проблемы второго и третьего порядка. Наше время – это уже не время порождения проблем, а время порождения проблемами проблем нового порядка. Решение таких проблем сложно в силу того, что решение их будет порождать новые проблемы, но уже проблемы третьего и четвертого порядка. Для решения такого рода проблем необходимо найти и ликвидировать основную проблему, порождающую все другие проблемы. Такую проблему можно назвать маточной проблемой. Поэтому важна не трата драгоценной энергии на решение производных проблем, проблем второго, третьего порядка, а нахождение маточной проблемы. В случае с кыргызами один из путей выявления маточной проблемы связан с носителями сакральности, каковыми являются сказители. Как было сказано выше, сказители приходят в этот мир, чтобы донести до людей в закодированном виде не только ожидаемую проблему, но и пути их устранения – это смена курса, ситуации до проявления проблемы, либо решение проблемы после ее порождения.

Современный Кыргызстан – это страна, попавшая в мир зеркальных проблем. Выйти из мира зазеркалья, порождающего только зеркальные проблемы, можно, отыскав истинный выход, а не ложные выходы, которые способны воспроизводить или порождать другие проблемные пространства [5]. Решение ложных производных проблем подобно движению человека, провалившегося в трясину болота, где любое хаотическое движение только усугубляет положение. И в этой ситуации просить помощи у тех, кто желает видеть тебя утопшим, по крайней мере, абсурдно. Властьимущие люди Кыргызстана, вместо поиска истинного пути спасения своей страны, пошли по миру с протянутой рукой не для созидания того, что могло бы спасти его, а для удержания власти и наполнения собственных карманов. Такой абсурдный поступок властьимущих людей Кыргызстана может довести страну до того, что она протянет ноги.

Итак, если сказители – это вестники предстоящих событий в судьбе народа, страны, то осмысление их энергоинформационного посыла должно стать одним из важных направлений исследовательской деятельности манасологов – представителей науки манасологии, а не манасоведения [6]. Попробуем с этих позиций проанализировать некоторых сказителей. К примеру, в варианте сказывания о мире Великодушного Камиля Мамадалиева большее внимание уделяется образу Акбалта баатыра. Ранее в вариантах других сказителей на образ Акбалта баатыра не обращали должного внимания, быть может, потому что его время еще не наступило, что и было причиной необъективирования его образа. Так, какими же деяниями отличился, кем был в сказании о мире Великодушного и что значит Акбалта батыр для кыргызского народа? Акбалта баатыр (богатырь) был тем, кто, дав первоначальное воинское и нравственное воспитание Великодушному, передал его в руки мудрецу Бакаю. Так же в варианте Камиля Мамадалиева Акбалта баатыр был тем, кто спас от неминуемой смерти часть кыргызов, притесненных китайцами на южных склонах гор Алтая (приблизительно северо-западные территории современной Монголии), приумножив скот вместе со своим тестем Чыйыр-ханом на Энесае (Енисее) и найдя укрытие в горах Алтая. Акбалта баатыр был тем, кто начал объединительные процессы разрозненных кыргызских родов, которые будут завершены чуть позже самим Великодушным. Итак, если сказать одним словом, то Акбалта баатыр является оберегом кыргызского народа.

Если в наше время объективируется образ Акбалта баатыра в варианте Камиля Мамадалиева, то мы можем констатировать, что снова наступило время, когда бытие кыргызов, как и в былые времена, под вопросом, или как бы выразился немецкий философ Мартин Хайдеггер – Sein zum Tode (Бытие перед лицом смерти) [7]. В отличие от былых времен в наше время «кыргызские» чиновники с помощью внешних игроков (преследующих только свои интересы) довели свой народ до такого состояния, когда уже разворованы и распроданы колхозы, совхозы, заводы и предприятия, но еще не все распроданы недра и земли кыргызского народа. И в то время, когда кыргызские чиновники заняты распродажей материальных благ Кыргызстана, внешние игроки рушат духовные устои кыргызского народа руками самих же кыргызских политиков, внедряясь в систему дошкольного, школьного и вузовского образования, а также растаскивая кыргызов по разным религиозным конфессиям. В такой ситуации кыргызскому народу просто необходим такой оберег как Акбалта баатыр, который может, как и в былые времена, привести к власти, но уже потомка Великодушного и начать объединительный процесс кыргызов и кыргызских земель. Исходя из вышесказанного, можно сказать, что основная задача кыргызов на сегодняшний день – это найти такого мудрого баатыра как Акбалта и беречь его, если хотят сохраниться не только как народ, но и как государство.

В своем варианте сказания о мире Великодушного сказитель Улан Исмаилов, возглавивший новую группу в таблице по году инициации, мной означенной группой № 11+, обратил внимание не только наше, но и внимание других сказителей на перекосы в отношении как к миру Великодушного, так и к сказительскому мастерству в целом. Говоря точнее, Улан Исмаилов первым среди здравствующих сказителей предпринял попытку сказывать о мире Великодушного дольше, чем это делали другие сказители. Тем самым, он вернулся к истокам сказительского мастерства, к традиционной форме сказывания о мире Великодушного. Стал сказывать так, как это делали истинные сказители, именовавшиеся среди кыргызского народа Чоң жомокчу, которые сказывали о мире Великодушного неделями, месяцами. Со слов самого Улана Исмаилова, получившего инициацию в сказительство в 2001 году, мир Великодушного вынуждал его сказывать так, как это делали настоящие Чоң жомокчу (сказители) и это, т.е. сказывание о мире Великодушного происходило вначале не по его воле и к тому же ночи напролет во время сна. И только 19 августа 2004 года он решился сказывать о мире Великодушного в сакральном для каждого кыргыза месте – в Манас Ордо. Улан Исмаилов сказывал о мире Великодушного в Манас Ордо в течение 7 дней по 13-16 часов в день, что дает основание нам по праву именовать его достойным преемником Великих сказителей (Чоң жомокчу). Он – такой сказитель, кто первым выступил против утилитарного использования сказительского дара и против восприятия их не только как артистов развлекательного жанра, но и вообще как артистов. Он – такой сказитель, кто еще раз напомнил кыргызскому народу о сакральности мира Великодушного, о сакральных основах их культуры. Этим он хотел сказать, что нельзя относиться к основам своей духовности легкомысленно, как к развлекательной вещи, а надо не только бережно относиться, но и всем миром в единстве созидать свою духовность. Кстати, его имя Улан означает паренек, но также мы в ней можем слышать другое слово улаан – длить, продленный. Значит, Улан улаан – это тот, кто призван длить, продолжить, восстановить истинную форму сказывания о мире Великодушного, т.е продолжить путь Великих Сказителей и путь кыргызской культуры основанной на кыргызском духе. Имя другого сказителя Камиля Мамадалиева можно расшифровать, соотнеся его к древним корням кыргызских слов кам и ил, где кам означает забота, а ил – повесить. Отсюда Камиль – это тот, на ком висит забота о собственном народе, т.е. тот, кто призван миром Великодушного позаботиться о собственном народе.

Расшифровывая закодированный энергоинформационный посыл мира Великодушного в вариантах Камиля Мамадалиева и Улана Исмаилова, можем сказать, что судьба кыргызского народа зависит не только от Акбалты баатыра, который может привести к власти потомка Великодушного – истинного сына кыргызского народа, но и от самого народа, осознавшего свою духовность и желающего поддержать старания своих духовных лидеров современных продолжателей дела Акбалты баатыра в сохранении и созидании своей духовности. Итак, кыргызы могут не только сохранить, но и длить свое бытие во здравии и согласии с миром Великодушного в эпоху глобализации только на основе духовности своих предков.

Наше время – это время, когда часть кыргызов, дрогнув под напором других культур и религиозных конфессий, теряют свою душу, т.е. себя, а другая часть находится в растерянности, ибо нет той силы и опоры на уровне государства, которая могла бы их удержать на позициях своей духовности созданием условий для этой духовности. Профессиональное разъяснение и объяснение специфики бытия духа на уровне народов также может дать народу осознание того, что без духа не может быть и народа. Именно такое осознание и понимание природы духа в народе способно удержать его на уровне своего духа. И только сильные духом Великодушного, т.е. те, кто почувствовал, осознал и понял необходимость в себе духа Великодушного, духа кыргыза, стараются с помощью духа Великодушного сохранить в себе не только свою душу, но и душу своего народа. И это для них – дело чести, поэтому завершу свою статью кодексом чести кыргыза.

Кодекс чести кыргыза

1. Кыргыз чтит Создателя как отца своего, и отца своего, т.е. родителей, как Создателя, ибо в нем (них) есть частичка Создателя, способствующая длить дело Создателя в созидании его подобных и сохранении им созданного.

2. Самое важное для кыргыза – быть самим собой. Быть самим собой – это значит быть таким, каким его создал Создатель.

3. А Создатель создал кыргыза способным отстаивать и защищать справедливость, гармонию мира на основе наделенной Создателем свободы, дающей ему возможность нести личную ответственность за совершенный им осознанный выбор.

4. Ради сохранения гармонии мира кыргыз может проявить изначально заложенную Создателем возможность мужчине быть мужем, отцом, сыном, братом, другом, воином, а женщине – женой, матерью, дочерью, сестрой, подругой, при необходимости воином.

5. Тот, кто не достоин быть воином, другом, братом/сестрой, сыном/дочерью, отцом/матерью, мужем/женой, тот не достоин быть кыргызом.

6. Желание кыргыза быть самим собой порождает уважительную требовательность к себе и другим: 1) Быть великодушным (умение прощать и сострадать); 2) щедрым и гостеприимным (способность поделиться последним куском хлеба); 3) отважным и жертвенным (готовность отдать все, даже свою жизнь за самое дорогое – Отчизна, Народ, Род, Семья, Друг), для него смерть предпочтительнее бесчестия; 4) честным и справедливым (судить себя и других с позиции сохранения установленных Создателем гармоничных отношений: человека к Создателю; человека к роду, народу; человека к человеку; человека к окружающему миру.

7. Чистота помыслов и поступков кыргыза, т.е. их ясность и определенность, порождают цельность и силу кыргызского духа.

8. Порожденная чистотой цельность и сила духа делают дела и поступки кыргыза логическим продолжением его слов. Кыргыз – человек слова. Поэтому кыргызу чуждо состояние неопределенности, неискренности, двуличия и даже сама возможность допущения ситуации двойных стандартов.

9. Каждый кыргыз знает, что в его жилах течет закодированный дух Манаса Великодушного. Поэтому святая обязанность каждого кыргыза не только помнить, но и быть достойным духа Манаса Великодушного.

10. Кыргыз как потомок Манаса Великодушного по определению не может быть человеком без чести. Быть кыргызом означает быть человеком чести. Кыргыз – человек Чести.

11. Понимать и почитать прошлое, ценить и любить настоящее, а также создавать условия для будущего (мира, народа, рода, семьи, себя) является делом чести кыргыза.

12. Кыргыз передает в наследство своим детям самое дорогое, что у него есть – это свою честь, честь семьи, честь предков, рода, народа. Все остальное – дело наживное. [8]

Саветбек Абдрасулов, кандидат философских наук, заведующий кафедрой философии и социально-гуманитарных наук КГЮА

Литература

1. Абдрасулов С.М. Опережающий ритм бытия манасчы. //Вестник физической культуры и спорта № 1 (10) Кыргызской государственной академии физической культуры и спорта. Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Цивилизация кочевников: эпические произведения и национальные виды спорта» (с.Булан-Соготту, 6-9 сентябрь, 2014)

2. http://kyrgyzcore.blogspot.com/2011/10/blog-post.html

3. Приложение № 1. Таблица по году рождения

 

 

ФИО

 

Год рождения

 

Возраст инициации

 

1.

Балык (Бекмурат) Кумар уулу

1793-1873

 

2.

Келдибек Барыбоз уулу

 – 1880

 

3

Назар Болот уулу

1828-1893

 

4.

Чоодан

1835-1900

 

5.

Акылбек

Тыныбек Жапый уулу

1840-?

1846-1902

 

18

6.

Жандаке Байболот уулу

1853-1917

 

7.

Чоюке Омюр уулу

Деңизбай Эшимбек уулу

Шапак Ырысменде уулу

Жүгөрү Назар уулу

Кайдуу Сопу уулу

Сагымбай Орозбак уулу

Жаныбай Кожек уулу

Азиз Омүр уулу

Дыйканбай Тойчубек уулу

Касымбай Бирназар уулу

1863-1925

1863-1935

1863-1956

1864-1941

1865-1950

1867-1930

1869-1942

1870-1970

1873-1923

1873-1943

14

 

13

 

 

 

16

 

8.

Жакшылык (Кара ырчы) Сарык уулу

Сейде Дейди кызы

Молдобасан Мусулманкул уулу

Дункана Кочуке уулу

Алмабек Тойчубек уулу

1880-1934

1881-1946

1883-1961

1886-1981

1888-1962

12

 

 

 

7

9.

Акмат Ырысменде уулу

Саякбай Карала уулу

Мамбет Чокмор уулу

Мамбеталы (Кокчеке) Ашымбай уулу

1891-1966

1894-1971

1896-1973

1897-1969

 

16

20

10.

Жусуп Мамай

1918-2014

18

11.

Сейдана Молдокеева

Турдумамбет Акматалиев

Уркасым Бегалиев

Кааба Атабеков

Шаабай Азизов

1920-2006

1922-

1924-1990

1924 (1926)-2008

1927 (1924)-2004

38

25

 

12

6

12.

Сатыбалды Аалы

Уркаш Мамбеталиев

Сапарбек Касмамбетов

1933-2006

1934-2011

1934

39

10

9

13.

Назаркул Сейдракманов

Кубанычбек Алмабеков

Анарбек Жумалиев

Алимбай Маатов

Салимбай Турсунбаев

1951

1955

1958

1958

1959

 

7

24

12

25

14.

Шайлообек Рашев

1968

8

15.

Талантаалы Бакчиев

Рысбай Исаков

1971

1975

12

12

16.

Замир Баялиев

Камил Мамадалиев

Тилек Асанов

Дөөлөт Сыдыков

Самат Кочорбаев

Улан Исмаилов

1980

1981

1982

1983

1983

1984

15

12

12

12

14

17

17.

Кадырбек Бейшенов

1992

13

18

Үмөт Дөөлөтөв

2007

3

Приложение № 2. Таблица по году инициации

 

 

ФИО

 

Год рождения

 

 

+ возраст инициации

 

 

Год рождения манасчы

1.

Тыныбек Жапый уулу

1846-1902

+18

1864

2.

Шапак Ырысменде уулу

Чоюке Омюр уулу

1863-1956

1863-1925

+13

+14

1876

1877

3.

Жаныбай Кожек уулу

1869-1942

+16

1785

4.

Жакшылык (Кара ырчы) Сарык уулу

Дункана Кочуке уулу

1880-1934

1886-1981

 

+12

+7

 

1892

1893

5.

Саякбай Карала уулу

Мамбет Чокмор уулу

1894-1971

1896-1973

+16

+20

1910

1916

6.

Шаабай Азизов

Жусуп Мамай

Кааба Атабеков

1927 (1924)-2004

1918-2014

1924 (1926)-2008

+ 6

+18

+12

1933

1936

1936

7.

Сапарбек Касмамбетов

Уркаш Мамбеталиев

Турдумамбет Акматалиев

1934

1934-2011

1922

+9

+10

+25

1943

1944

1947

8.

Сейдана Молдокеева

Кубанычбек Алмабеков

1920-2006

1955

+38

+7

1958

1962

9.

Алимбай Маатов

Сатыбалды Аалы

Шайлообек Рашев

1958,

1933-2006

1968

+12

+39

+8

1971

1972

1976

10

Анарбек Жумалиев

Талантаалы Бакчиев

Салимбай Турсунбаев

Рысбай Исаков

1958

1971

1959

1975

+24

+12

+25

+12

1982

1983

1984

1987

11.

Камил Мамадалиев

Тилек Асанов

Дөөлөт Сыдыков

Замир Баялиев

Самат Кочорбаев

1981

1982

1983

1980

1983

+12

+12

+12

+15

+14

1993

1994

1995

1995

1997

11+

Улан Исмаилов

Кадырбек Бейшенов

Үмөт Дөөлөтөв

1984

1992

2007

+17

+13

+3

2001

2005

2010

4. Абдрасулов С.М. Эпос «Манас» и манасчы в духовной культуре кыргызов. // Второй Всемирный симпозиум эпоса народов мира. Бишкек. 7-10 сентября 2011 г.; Абдрасулов С.М. Сакральный феномен эпоса «Манас» и манасчы. // Вестник КНУ. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию КНУ им. Жусупа Баласагына «Преподавание манасоведения в ВУЗах КР: проблемы, поиск и решение». Кыргызско-Китайский институт (7 декабря 2012 г.). Спецвыпуск. – С. 172-181; Абдрасулов С.М. Эпос «Манас» и манасчы – сакральные феномены кыргызской духовности. // Эпос «Манас» – памятник мировой эпической культуры. – Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Институт стран Азии и Африки. Международная научно-практическая конференция (Москва, 18-19 декабря 2012 г.); Саветбек Абдрасулов. Носитель сакральности в современном мире.// http://www.akipress.org/kgcode/news:13968/; Саветбек Абдрасулов. Будущее сакральности и носителя сакральности в современном кыргызском обществе// http://www.akipress.org/kgcode/news:13971/

5. Льюис Кэрролл. Алиса в Зазеркалье. //http://book2.me/read/alisa2.html

6. Саветбек Абдрасулов. Будущее сакральности и носителя сакральности в современном кыргызском обществе// http://www.akipress.org/kgcode/news:13971/

7. См.: Хайдеггер М. Бытие и время: Статьи и выступления: Пер. с нем. – М.: Республика, 1993.

8. Республика Кыргыз 2. – Б.:2014

Стилистика и грамматика авторов сохранена
Добавить статью

Другие статьи автора

11-01-2021
Истоки и проблемы современной кыргызской интеллигенции
4316

22-11-2016
Оправдание философии, или о философах и философии, и не только о них в Международный день философии
4014

23-11-2015
К вопросу прочтения этимологии теонима Тенгри
4829

11-11-2015
История одной поездки
4233

07-04-2015
События 24 марта 2005 года и 7 апреля 2010 года: философский аспект
4665

06-01-2015
Кто или что может сохранить, развить или разрушить не только суверенный Кыргызстан, но и любую другую страну?
8149

15-09-2014
Опережающий ритм бытия манасчы
5735

11-09-2014
Сакральный смысл игры
3950

26-05-2014
Будущее сакральности и носителя сакральности в современном кыргызском обществе
4781

23-05-2014
Носитель сакральности в современном мире
3660

Еще статьи

Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком
X
Для размещения комментария авторизуйтесь

×