Добавить статью
12:50, 16 февраля 2021 4667

«Памятник Кюль-Тегину» и эпос «Манас»: антропонимические, этнонимические параллели, аналогии

Из Маленькой надписи (Кичине жазуудан).

Памятник Кюль-тегину (Күл тегин эстелиги). “(2) Тогуз огуз бектери, эли бу сөзүмдү назарлуу эшит. Катуу тыңда” (“(2) Тогуз огузские беки, родовитая знать внимательно слушай эти мои слова. Навострить уши”) [1, с. 149]. Царевич Кюль-тегин (ум. в 731 г.) был братом кагана Восточного Тюркского каганата Бильге (Могиляна) [7]. Кюль-тегин - принц Восточного Тюркского каганата. Сын его ос¬но¬ва¬те¬ля - Иль¬те-риш (Иль¬те¬рес)-ка¬га¬на [8].

По содержанию текста Йолыг тегин и его предки могли быть представителями этнического объединения тогуз огуз. Во многочисленных вариантах эпоса «Манас» отмечается, что ко времени эпических событий «Тризны Кокотоя» насчитывалось всего девять племен из сорокаплеменного Кыргыз журту (“Кырк уруу кыргыз элек, // ... Тогуз уруу кыргыз калдык”) [4, с. 8]. Древнетюркские тогуз огузы могли быть отождествлены с эпическими девятью племенами тогуз кыргыз. Возможно, тогуз огузы - это конфедеративное (или федеративное) межплеменное объединение, состоящие из девяти отдельных родоплеменных единиц (огузов). По существу, где еще могли параллельно сосуществовать эти рунические тогуз огузы (тогузгузы) и эпические тогуз кыргызы, кроме как в центральноазиатском геополитическом пространстве?

“(3-4) Шантуң жайыкка чейин жортуулдадым, деңизге кичине жетпедим, түштүккө Тогуз Эрсенге чейин жортуулдадым. Түпүткө кичине тийбедим. Батышка Йнчу-Угуз кечип Темир-Капкага чейин жортуулдадым. Жогорку Йер Байырку жерге дейре жортуулдадым” [1, с. 149]. По тексту (3-4) Бильге каган со своим войском дойдет до Шантуна, чуть не доходит до моря, на юге до Тогуз Эрсена (Девять Эрсен), чуть не доходит до Тибета. На западе достигает до Железной Вороты (Темир Капыг). Доходит до Йер Байырку (Древняя Земля).

В эпосе «Манас»:

Илепси бар, Кара-Кум, (Есть Илепси и Кара-Кум,)

Күн чыгышы Сары-Арка... (На востоке Сары-Арка...)

Оролдун узун тоосу бар... (Есть длинная гора Урал...)

Эдил, Жайык жери бар... (Есть Эдил и Жайык...) [2, с. 16].

В эпических строках упоминаются средневековые топонимы Кара-Кум (Средняя Азия, Туркменистан), Сары-Арка (Восточный Казахстан), Орол тоо (гора Урал), Эдил (Итиль; река Волга), Жайык (Яик; река Урал).

Жапан атка конуптур (Их звали жапанами)

Көтөрүш деген эри бар, (У них есть воевода-герой Которуш,)

Сыймун арал жери бар (У них есть остров Сыймун) [3, с. 94].

Здесь говорится о народе жапан (возможно, о японцах), которые проживали на острове Сыймун (возможно, японские острова). Любопытно, что первым сказителям-манасчи были известны не только сам остров в океане восходящего солнца, но и имя (или титул) главного жапанского героя-воеводы. Однако где и когда они впервые были осведомлены о такой загадочной островной стране, тем более об именитом полководце - в эпических строках не сообщается. Так или иначе, древние кыргызские племена могли иметь какие-то контакты с островитянами, или морскими прибрежными народностями.

Урум менен Кырымга (В Уруме и Крыме)

Угуларын билдиңби? (Могли бы услышать?) [5, с. 95].

Это из речи жены старшего брата (невестки) Каныкей еще в Букаре о том, что ее нелицеприятные выходки могут дойти до Урума и Крыма. Кого там (в Уруме и Крыме) могли волновать причуды юной Каныкей, создавая тем самым широкий международный общественный резонанс? Стало быть, были на то основания. Похоже, эпический Кыргыз журту на тот момент располагал разносторонними связями с босфорским Урумом и черноморским Крымом. «Слова, начинающиеся с согласного «р», были нетипичными для тюркских языков, поэтому чтобы облегчить произношение, их носители добавляли к началу слова гласную; «термин «урум» происходит от арабского слова رُوم‎ («рум»), означающего «римлянин, римский», а впоследствии — «византийский» (восточно-римский) и «греческий» [9]. В «Урумськом словнике»: “урум урум; грек; Урум Грецiя” [10].

По эпосу эпический герой, один из витязей Манаса, юноша Айдар, как и эр Ажыбай, владел шестидесятью-семидесятью языками. Был полиглотом-эрудитом, певцом-импровизатором и полномочным послом. Молодой Айдар в статусе дипломатического посла и государственного глашатая за девять месяцев пребывает в таких местах, как Балх, Кафа, пустыня Кубайыс, река Шор [3, с. 86]. Имеются сведения о топониме Кафа, где «начало эпидемии XIV в. положила осада ханом Джанибеком генуэзской крепости Кафы (современной Феодосии) в Крыму» [11]. Исходя из эпических сведений, геополитика средневекового эпического Кыргыз журту простиралась территориями на востоке до Тихого океана и японских островов, на севере-западе до уральских гор, реки Волга и реки Шор, на юге Северный Китай, Афганистан (Балх), на западе до Крыма (Кафа) и Урума (Ромея; Романия).

“(11) табгач кандан бедизчи алдырдым, чектирдим. Менин сөзүмдү сындырбады, бузбады” (“(11) приобрел скульптора от табгачского кагана, повелел чеканить текст. Мои слова не были искривлены и искажены”) [1, с. 150]. Йолыг тегин и его политическая элита считались образованными, интеллектуальными сановниками. Ибо, в тексте заклеймлены позором отсталость и невежесто некоторых каганов (“(5) билимсиз каган отурган эле, акылсыз каган отурган эле”) [1, с. 151]. В эпосе хан Манас характеризуется как интеллектуальная, образованная личность (“Бир чакырсак билимдүү, // Бадышалык илимдүү // Манасты гана алалык”) [3, с. 83]. В эпических строках подчеркивается, что Манас был не только интеллектуалом, но и буквально “царственной ученой личностью” (“бадышалык илимдүү”).

“(12) он ок уулдары, таттарга чейин муну көрүп билгиле, түбөлүк таш тургуздум” ((12) Смотрите и узнавайте, сыны он ока и тата, я поставил вечный камень) [1, с. 150]. Надо полагать, язык каменного текста был понятен всем племенам он ока (десятистрельного племени) и татам, возможно, эти два этноса были этническими близкими племенами Бильге кагана. В таком случае, таты, наряду с племенами ок ок, считались бы определенно тюркскими племенами.

Из Большой надписи (Көлөмдүү жазуудан).

“(1) Үстүндө көк теңири, астыда кара жер бүткөндө эки арада киши уулу жаралган. Киши уулуна менин бабам Бумын каган, Истеми каган кандыкка отурган” [1, с. 150]. В тексте говорится, что “(1) когда были образованы на верху голубое небо тенгри и внизу черная земля, появился человеческий род. Человеческим родом правили мои предки Бумын каган, Истеми каган”. Имеются такого же содержания эпические строки о Манасе (“Асман менен жериңдин // Тирөөсүнөн бүткөндөй, // Айың менен күнүңдүн // Бир өзүнөн бүткөндөй”) (Был сотворен столпом неба и земли, // Был сотворен самими луной и солнцем) [2, с. 148]. «И рече Бог: да будут светила на тверди небесней, освещати землю, и разлучати между днем, и между нощию…» Всему предшествовали небо и земля, после них сотворен свет, различены ночь и день… [12], «Вселенная созидается строго упорядоченной: небо и земля, свет и тьма, день и ночь» [13]. Думается, что авторы рунических текстов и эпические сказители вряд ли были знакомы с библейскими текстами (или, были знакомы?). Однако, еще до авторов рунических текстов и первых сказителей-манасчи, могли существовать, иметь хождение подобные донаучные знание, мысль, познание. И все-же, как они друг друга сильно напоминают: сперва-наперво небо и земля, потом уже солнце, луна и т.д.

“(4) Жоктоочу, сыктоочулар чыгыштан Бөкли чөлүндөгү эл, табгач, тибет, апар пурум, кыргыз, үч курыкан, отуз татар, кытаң, татабы – мынча журт келишип ыйлашты-сыкташты” [1, с. 151]. «В качестве плачущих и стонущих спереди, из солнечного восхода, народ степи Беклийской (2), табгач (3), тибетцы, авар Урум (4), киргизы, уч-курыканы (5), отуз-татары (6), кытай и татабийцы (7), столько народов, придя, стонали и плакали» [14]. Здесь речь идет о региональных державных государствах, представители которых присутствовали и сильно горевали на поминках Бумына кагана и Истеми кагана. В эпосе «Манас» враждовали в основном державные объединения (журты) - Кыргыз журту и Кытай журту (киданы), за центральноазиатское региональное господство. Примечательно, что оба эпические противоборствующие стороны отмечаются в древнетюркских рунических текстах.

По эпосу в рядах, оставщихся девяти племен из сорокаплеменного Кыргыз журту, находились такие родоплеменные единицы как кыпчак, казак, ногой, нойгут, каракалпак, аргын, уйшун, алчын, катаган, калча, окчо, жедигер, татала и т.д. Вышеназванные племена не подчеркиваются в орхоно-енисейских надписях. Это, должно быть, оттого, что в рунических текстах особо выделялись собственно каганаты (журты), крупные племенные объединения как субъекты межгосударственных отношений. В эпосе «Манас» Кытай журту (киданы) выступали вместе с калмыками, ойротами, маньчжурами, как союзнические силы. Однако в древнетюркских текстах речь идет единственно об одном державном политическом субъекте кыдан (киданы).

Как нам представляется, эпические этнические единицы могли находиться в структуре исторического Кыргызского каганата. К примеру, в «Большой надписи» говорится о народах төлөс, тардуш, где ими управлял шад [1, с. 152]. Скорее всего, народности төлөс, тардуш не имели своего собственного каганата. В эпосе «Манас» племя төлөс фигурировало в рядах сорокаплеменного Кыргыз журту (“Дөөлөстүн Медер султаны”) (Медер султан доолоса) [2, с. 94], и ограничивалось автономным суверенитетом. Пожалуй, такая же картина наблюдается у племен карлук и аз (42), где их правители довольствовались титулом эльтебер [1, с. 154-156]. В эпосе есть сведения об этносе аз (“Алтайлыктын азы бар”) (Есть азы алтайцев) [6, с. 233], (“Атам түрк, айылым аз”) (Предок - тюрк, род – аз) [6, с. 236], который состоял в структуре Кыргыз журту. “(47) ... Күл Тегин сүрүп, тоңра уруусунан баатырын, эрди (он баатырды) Тоңа Тегинди жоктоп жатканда, ийрип (курчап) өлтүрдүк” [1, с. 156]. Здесь говорится, что Кюль Тегин вместе со своими витязями в окружении убивают десяти витязей племени тоңра (тонгра). Очевидно, об этнической единице тонгра говорится в эпосе «Манас» (“Окчу менен думара”) (Окчу и думара) [2, с. 165].

Эшиев Асылбек Мирзатилаевич
доктор филологических наук,
профессор Жалал-Абадского государственного университета (Жалал-Абад, Кыргызстан).

Статья опубликована в научном журнале “Евразийское научное объединение”, №5 (63), май, 2020.

Список литературы:

1. Абдыразаков А. Орхон-Енисей байыркы кыргыз-түрк жазуулары жана рух башаттары. Бишкек: Бийиктик, 2004. (Абдыразаков А. Орхоно-енисейские древние кыргызо-тюркские письмена и духовные зачатки).

2. Манас. Сагымбай Орозбаковдун варианты боюнча. II китеп. Фрунзе: «Кыргызстан», 1980. (Манас. По варианту Сагымбая Орозбакова. II книга).

3. Манас. Сагымбай Орозбак уулунун варианты боюнча. III китеп. Фрунзе: “Кыргызстан”, 1981. (Манас. По варианту Сагымбая Орозбакова. III книга).

4. Манас. IV китеп. Сагымбай Орозбак уулунун варианты боюнча. Фрунзе: “Кыргызстан”, 1982. (Манас. По варианту Сагымбая Орозбакова. IV книга).

5. Манас. Шапак Рысмендеевдин айткан варианты боюнча. Бишкек: «Газета.KG», 2013. (Манас. По варианту Шапака Рысмендеева).

6. Манас. Сагымбай Орозбаковдун варианты боюнча. I китеп. Фрунзе: «Кыргызстан», 1984. (Манас. По варианту Сагымбая Орозбакова. I книга).

7. Памятники древнетюркской письменности. 02.12.2017. Рубрика: О Кыргызстане / История / Исторические хроники. [Электронный ресурс]. URL: https://www.open.kg/about-kyrgyzstan/history/historical-records/32369-pamyatniki-drevnetyurkskoy-pismennosti.html (дата обращения: 02.05.2020).

8. Кюль-тегин. Энциклопедия. Всемирная история. [Электронный ресурс]. URL: https://w.histrf.ru/articles/article/show/kiul_tiegin (дата обращения: 02.05.2020).

9. [Электронный ресурс]. URL: http://wiki-org.ru/wiki/%D0%A3%D1%80%D1%83%D0%BC%D1% (дата обращения: 03.05.2020).

10. Гаркавець О. Урумський словник. – Алмати: Баур, 2000. - С. 492.

11. 100 величайших загадок истории. От Древнего Египта до наших дней / А. А. Спектор. – Минск: Харвест, 2015. – С. 118. [Электронный ресурс]. URL: https://books.google.kg/books?id=z93NDwAAQBAJ&pg=PA103&lpg=PA103&dq=%D0%BA%D0%B0%D1%84%D0%B0+%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4+%D0%B2+%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D1%82%D0%B5&source=bl&ots=tDLgDyuBRO&sig=ACfU3U26oKCXhWdIxZFgXy1 (дата обращения: 03.05.2020).

12. Толкования на Быт. 1:14. Свт. Василий Великий. [Электронный ресурс]. URL: http://bible.optina.ru/old:gen:01:14 (дата обращения: 06.05.2020).

13. В начале. [Электронный ресурс]. URL: https://foma.ru/v-nachale.html (дата обращения: 06.05.2020).

14. Памятники древнетюркской письменности. Рубрика: О Кыргызстане / История / Исторические хроники. [Электронный ресурс]. URL: https://www.open.kg/about-kyrgyzstan/history/historical-records/32369-pamyatniki-drevnetyurkskoy-pismennosti.html (дата обращения: 06.05.2020).

Стилистика и грамматика авторов сохранена
Добавить статью

Другие статьи автора

20-09-2021
1185 год. Половцы Западного (Дешт-и) Кыпчака
2198

13-09-2021
Аз (Ас, Ач, Язы, Osi) – эпоним Востока и Запада
2037

06-09-2021
Тоң (Тонг, Чон, Чоң, Джон, Жан) – это народ
2852

23-08-2021
Соловей-Разбойник – сказитель народных эпических песен
3593

16-08-2021
Котян (Котан), Сутоевич (Шато, Чата, Сеулту, Солто), дурут (Törtel, Тертеробичи) в источниках
2152

09-08-2021
Асылбек Эшиев. Гунны, готы. Накануне падения Римской империи (V в.)
3979

02-08-2021
Кыргыз журту, Поросье: Торчинъ Беренъди, Чернии Клобуци
2250

30-06-2021
Сколоты, Саклаб, Сары (сорочины), Сары Таз в источниках
7964

23-06-2021
Эпос «Манас» и «Сокровенное сказание монголов» (XIII в.): коалиции Чингиз-хана, Джамухи и Лесных народов
2950

15-06-2021
Волк – главный тотем эпического Кыргыз журту
3825

Еще статьи

Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×