Добавить статью
14:44, 1 февраля 2021 Обновлено 16:24 1 Февраля 2021 3276

Древние титулы: кан (хан), каган, король, князь

Титул кан (хан). По пантеону богов тенгрианства (В.В.Радлова) самый высокий ярус неба значится 17 номером. Это – божество Кайра кан, «решивший судьбами вселенной» [3]. В эпосе «Манас» говорится о титуле кан (хан), титулы каган, хакан отсутсутвуют. В родословной предков Манаса первым родоначальником считается Кара кан. Имя божества Кайра кана из пантеона тенгрианства по семантическому значению и фонологическому звучанию более подошел бы к персоне первого предка Манаса Великодушного. Все эпические предки Манаса имели титул кана (хана): Кара кан, Огуз хан, Аланча хан, Бабыр хан, Түбөй кан, Көгөй кан, Ногой кан [23, с. 33], хан Жакып (25, с. 215].

В эпосе «Манас» говорится о родоплеменных канах (казах (Кокчо), кыпчак (Тоштюк, Урбю), ногой (Жамгырчы), окчо (Санжыбек), калча (Музбурчак), катаган (Кошой) [26, с. 8] из сорокаплеменного Кыргыз журту. В Древней Руси правители черных клобуков, которые значились в эпосе «Манас» в лице главы племени каракалпаков Бердике [24, с. 69] (эпоним “торчин Беренди”; черные клобуки) носили титул хана: «не випадково лiтописець пiдкреслюе важливу роль у битвi чорноклобуцьких ханiв» [19, с. 4].

Титул каган (хакан). Согласно Вовину, слово qa-qan «великий-хан» (qa- для «великий» или «высший») имеет не алтайское происхождение, но вместо этого связано с енисейским qεʔ «большой» или «великий». Хан (титул) [27]. Пожалуй, каган - тоже, что кан (хан), только великий.

Древнерусские каганы. Так, «первое упоминание о русах находим в Бертинских анналах, содержащих сообщение о посольстве византийского императора Феофила, отправленном к императору франков Людовику Благочестивому. Среди прибывших находились люди, которые говорили, что их, то есть их народ, зовут рос и которых… царь их по имени Хакан отправил к нему (Феофилу) ради дружбы… Тщательно расследовав причину их прибытия император (франков) узнал, что они принадлежат к народности шведской» [8, с. 20]. Или, «але сам титул “каган” (“хакан”) руси використовували вже у IX ст., про що свiдчить повiдомлення такого вiдомого джерела, як Бертинськi аннала (839 р.)» [13, с. 11]. В самом деле, «в 838 г. послы “хакана росов” побывали сначала в Константинополе, а затем, в 839 г., в Ингельгейме, при дворе франкского императора. ... Русский каганат возник несколько раньше рюриковой Руси» [16, с. 3].

Упоминание о русах в Бертинских анналах датируется 839 г. Здесь речь могла идти о дорюриковом (862 г.) руском государстве. Нет сомнения, что капеллан Галиндо писал именно «народ рос и царь по имени Хакан», а не Кънаsь (или König, Кuningaz). Однако о каком руском Хакане? Должно быть, о Хакане дорюрикового народе рос. Ибо Рюрик был призван спустя 23 года после посольства византийского императора Феофила к франкам. Можно предположить существование каганата росов в первой половине IX в., с которым, судя по всему, считались, и Византия, и Западно-Франкское королевство. Известно, что только равные по рангу государства могли отправить соответствующее государственное посольство. По И. В. Стеблевой «каган является фигурой самого высокого ранга, лицом божественного происхождения» [20, с. 25], следовательно, государственный институт каганат по международному статусу стоял выше княжества, королевства, султаната, эмирата. Такая преемственность титулования в Руси продолжались и во времена Святого Владимира, его сына Ярослава Мудрого и внука Святослава Ярославича. «Митрополит Иларион в своих трактатах «Слово о законе и благодати» и «Исповедание веры» (1040-е годы) называет каганом Владимира Святославича («великий каган нашей земли», «каган наш Владимир») и его сына Ярослава Мудрого («благоверному кагану нашему Георгию», «благоверному кагану Ярославу»)» [17]. «Короткая надпись, граффити на стене Софийского собора в Киеве: «Спаси, Господи, кагана нашего». Полагают, что речь идёт о сыне Ярослава Мудрого - Святославе Ярославиче, княжившем в Киеве в 1073-1076 годах» [4, с. 49-52]. По М. Фасмеру: «каган “князь, государь” (у хазар), др.-русск. каганъ (митрополит Илларион о кн. Владимире)» [21, с. 155].

О титуле каган говорится в древнерусской поэме: «674. Ольгова коганя хоти» [18]. Здесь речь идет о супруге (хатыне) кагана Олега. «Автор «Слова о полку Игореве» (конец XII века) называет каганом тмутороканского князя Олега Святославича» («Рекъ Боянъ и ходы на Святъславля пѣстворца стараго времени Ярославля Ольгова коганя хоти») [22]. Этот исторический период (вторая половина XI в. - 1115) означал бы о величии и могуществе древней Руси, ибо не все князя могли (или имели право) интронизироваться в титула кагана, с последующим признанием державных (имперских) государств. Еще в начале VII в. «Феофилактъ Симоката описалъ Императора Греческаго войну съ Хаганом повелителем полуденныхъ Славянъ. Сей Хаганъ просилъ помощи у Балтийских Славянъ против императора, но отказано ему въ томъ» [9, с. 42]. Как видно, правители полуденных Славян (возможно, Булгаро-Славянское царство) раннего средневековья имели титул Хагана. Очень может быть, что завидное геополитическое положение древней Руси первой половины IX в. (дорюриковой Руси) и устоявшаяся традиция титулования сопредельных полуденных Славянъ, сделало статутным их правителей титуловаться Хаганом (каганом).

Скандинавские каны (ханы) и каганы (хаконы). У Ю. Н. Дроздова имеются любопытные сведения. Так, «Слово канут (король Канут. – А. Э.) – это сложное тюркскоязычное слово, которое делится на две составляющие части: кан-ут. Первая составляющая кан – это фонетический вариант титула хан, а вторая составляющая ут в буквальном переводе означает огонь. Канут в переводе на русский язык означает Хан огня или Хан огненных. Отсюда следует, что, во-первых, правитель датских племен имел когда-то титул кана или хана, и, во-вторых, еще раз подтверждается их приверженность к культу огня» [5, с. 143]. В скандинавском сказании: «На следующее утро Эйрик ярл, сын Хакона, собрался в Англию, к конунгу Кнуту Могучему, своему родичу. А власть в Норвегии он оставил своему сыну Хакону, поручив и сына и управление заботам брата своего Свейна ярла, ибо Хакон был годами еще ребенок» [15, с. 32]. Кажется, здесь речь идет о небезызвестном скандинавском короле Кануте или о одноименной династической фамилии. По замыслу авторов саги, если раньше (IX в.) правил Норвегией конунг (король), то со второй половины X в. уже хакон (каган). Возможно, конунг был вторично официально интронизирован в более могучего и титулованного кагана. Однако в XI в. норвежские правители стали титуловаться уже конунгами: «...сватання до дочки Ярослава Мудрого - Елизавети норвезького конунга Харальда в 1043 р.» [13, с. 12]. Это могло означать, что к тому времени (середина XI в.) норвежская государственность потеряла былую популярность в когорте державных государств. В исторической памяти замечаются такие прецеденты. Известно, что еще до установления Кыргызского великодержавия (840 г.) правитель кыргызов «вновь лишится титула “каган”, начиная с IX в. он именуется в источниках “Ажо”» [7, с. 82]. Стало быть, титул ажо стоял ниже кагана.

Титул король. Титул король, вероятнее всего, берет свое начало со времен Великого переселения народов (419 г., первое варварское королевство вестготов в Тулузе во владении Римской империи). Согласно Иордану (VI в.) когда Аттила умер (454 г.) «отборнейшие всадники всего гуннского племени» поминали его подвиги в таком погребальном песнопении: «Великий король гуннов Аттила… Ты, который… один овладел скифским и германским царствами, который захватом городов поверг в ужас обе империи римского мира …» [6, с. 117]. По Иордану у Аттилы был титул король (разумеется, Иордан не писал буквально слово “король”). Слово король считается славянской адаптацией имени Карла Великого, т.е. он не отражает первоначальное предназначение данного титула. Король у германоязычных народов König (нем.), kungen (швед.) king (англ.), и, по всей видимости, великий вождь кочевых племен по традиции гунно-тюркской интронизации имел титул кана (или кагана). Имеется и такая версия на предмет происхождения титула короля: «Кон, сын ярла, победил Дана и Данпа, женился на Дане, дочери Данпа, и стал таким могучим, что от его имени произошел титул короля» [2, с. 700]. Примечательно, что титул король (т.е. König, kungen) произошел от имени Кона. Надо полагать, имя Кон и титул кан имеют одинаковую этимологическую основу.

Титул князь. По М. Фасмеру: князь, укр. князь, ст-слав. кънаsь, болг. кнез “старейшина”, сербохорв. кнез “князь”, словен. knez, славц. knaz “священник”... Праслав. kъnedzь заимств. из прагерм. kuningaz или гот. kuniggs, д.-в.-н. kuning, производного от kuni “род”, откуда и фин., эст. kuningas “король” [21, с. 266]. В этимологическом словаре «князь . – Старое заимств. изъ герм.: дрвнм. kuning, chuninc (нн. konig), дрсев. konungr князь., дрсак. kuning, aнг. king къ корню gen -, gene – рождать» [14, с. 324]. Любопытно, что корни слов князь (кънаsь, кнез, kъnedzь) и король (kuni, kuning, kuningaz) тождественны, т.е. славянское титульное слово заимствовано из германских языков. Похоже, в таком мнении известные личности: «Самое имя князя, данное нашими предками Рюрику, не могло быть новым, но, без сомнения, и прежде означало у них знаменитый сан гражданский или воинский» [10, с. 55]. По заключению польского ученого К. Модзелевского («Варварская Европа», Варшава, 2004) «князья и короли - равнозначные термины» [12, с. 38].

У Хосе Аргуэльеса в «Факторе Майе»: «Кан [Kan] Семя, Идея, Упорядочивающая сила роста. Порождающий принцип, Размножение» [1, с. 126]. Быть может, первичная сущность Kan Священной знаковой системы Майя имеет идентичное этимологическое гнездо с древними понятиями кан (тюрк., кырг. кровь; род), ген (др.-греч. γένος - род), ге́незис (греч. Γένεσις, Γένεση - происхождение, возникновение, рождение, зарождение) и глобальными властными титулами кан (хан), каган (хакан), König (король), кънаsь (князь).

Эшиев Асылбек Мирзатилаевич, доктор филологических наук, профессор Жалал-Абадского государственного университета (Жалал-Абад, Кыргызстан).

Статья опубликована в научном журнале «Евразийское научное объединение», №2 (60), февраль, 2020. С. 321-324.

Список литературы:

1. Аргуэльес Х. Фактор Майя. Внетехнологический путь. Киев: «София», 1996.

2. Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о нибелунгах. М.: «Худ. лит.», 1975.

3. Вестник Института философии и политико-правовых исследований НАН КР. Бишкек, 2012.

4. Высоцкий С. А. Древнерусские надписи Софии Киевской XI—XIV вв. Киев, 1966.

5. Дроздов Ю. Н. Тюркскоязычный период европейской истории. М.; Ярославль: ООО ИПК «Литера», 2011.

6. Иордан. О происхождении и деяниях гетов. М., 1960.

7. Историко-культурный атлас Кыргызстана. Довер-Москва-Бишкек, 2001.

8. История России: народ и власть. Спб.: «Лань», 1997.

9. Исторiя разныхъ славянскихъ народовъ. СПб., 1795.

10. Карамзин Н. М. Предания веков. М.: «Правда», 1988.

11. Лихачев Д. С. Избр. работы. Т. 3. Ленинград: «Худ. лит.», 1987.

12. Лукин П. В. «Ваварская Европа» и современные проблемы изучения раннесредневековых славянских обществ // Славяноведение, №2, 2008.

13. Моця О. П. Киiвска Русь i краiни Европи... // Украiнський историчний журнал, 2007, №1.

14. Преображенский А. Г. Этимологический словарь русского языка. Т. 1. М., 1959.

15. Сага о Греттире. Новосибирск: «Наука», 1976.

16. Семенов И. Г. К вопросу об отношениях Руси и Хазарского каганата в IX – первой половине X века // Славяноведение, 2010, №2.

17. Слово о законе и благодати митрополита Илариона Киевского. Наследие отцов. [Электронный ресурс]. URL: http://culturolog.ru/index2.php?option=com_content&task=view&id=97&pop=1&page=0

18. Слово о полку Игореве. Ленинград: «Сов. писатель», 1990.

19. Украiнcький историчный журнал, 2005, №2.

20. Урманчеев Ф. Имя эпического героя // Советская тюркология, 1986, №4.

21. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М.: «Прогресс», 1973.

22. Энциклопедия «Слова о полку Игореве». Т. 3. СПб., 1995.

23. Манас. Сагымбай Орозбаковдун варианты боюнча. I китеп. Фрунзе, 1984. (Манас. По варианту Сагымбая Орозбакова. I книга).

24. Манас. Сагымбай Орозбаковдун варианты боюнча. II китеп. Фрунзе, 1980. (Манас. По варианту Сагымбая Орозбакова. II книга).

25. Манас. Сагымбай Орозбаковдун варианты боюнча. III китеп. Фрунзе, 1981. (Манас. По варианту Сагымбая Орозбакова. III книга).

26. Манас. Сагымбай Орозбаковдун варианты боюнча. IV китеп. Фрунзе, 1982. (Манас. По варианту Сагымбая Орозбакова. IV книга).

27. Хан (титул) - Khan (title). [Электронный ресурс]. URL: https://ru.qaz.wiki/wiki/Khan_(title)

Стилистика и грамматика авторов сохранена
Добавить статью

Другие статьи автора

25-04-2021
Древнетюркские этнонимы в эпосах «Идегей» и «Манас»
890

19-04-2021
Древний Восток и Новый Свет: тотемические, языковые параллели, аналогии
4195

29-03-2021
Поэма «Илиада» и эпос «Манас»: этнографические параллели, аналогии
1062

19-03-2021
Этнос маңгул в эпосе «Манас»
1283

11-03-2021
Табгач «Пяти северных племен» и эпос «Манас»: параллели, аналогии
1978

05-03-2021
Эпос «Манас» и древний теоэпоним Спар: параллели, аналогии
2059

01-03-2021
Древнетюркские надписи и эпос «Манас»: параллели, аналогии
1802

22-02-2021
Эпос «Манас», «Слово о полку Игореве» и «Повести временных лет»: антропонимические, этнонимические параллели, аналогии
2044

16-02-2021
«Памятник Кюль-Тегину» и эпос «Манас»: антропонимические, этнонимические параллели, аналогии
3566

13-02-2021
Старейшина хан Кошой, племя катаган в эпосе «Манас»
1712

Еще статьи

Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×