(32) … В самом начале (сражения) он (Кюль-Тегин) бросился в атаку, сев на белого коня, (принадлежащего) Тадыкын-Чуре; этот конь там
(33) пал. Во второй раз (т.е. при второй схватке) он сел верхом на белого коня, (принадлежащего) Ышбара-Ямтару; этот конь там пал; в третий раз он сел на осёдланного гнедого коня Йегин-Силиг-бега и произвел атаку; этот конь там пал [1].
По сведениям древнетюркского текста Кюль-Тегин в бою с табгачами чаще меняет лошадей, искусно обученные лучники целились собственно на боевые кони именитых витязей. Владельцами мощных скакунов были именитые титулованные личности (Тадыкын-Чур, Ышбара-Ямтар, Йегин-Силиг-бек; Йер Байырку, Алп Шалчы, Аз), и, пожалуй, Кюль-Тегину заранее были подготовлены, опробованные в боевых условиях подкованные кони. Так, «настоящей кавалерии требовались и настоящие боевые кони, в предчувствии предстоящего кровопролития грызущие удила и роющие землю копытом… Породы боевых лошадей — злых и храбрых — выводили специально» [3]. Кюль-Тегин в сражении мог воспользоваться неприятельскими конфискованными конями, такие маститые лошади были общеизвестны, и кочевники к ним относились с почтением. В бою реквизированных вражеских коней, обычно дарили видным почтенным старцам как особо ценный дар. В кыргызском героическом эпосе юноша Манас преподносит в дар скакуна, поверженного Шаңмусара (соратника Нескары), родному деду Баю (брат Жакыпа).
Бай тулпарын алганы, (Бай принял борзого скакуна,)
Бар кудай жардам берсин деп, (Пусть поддержит господь Бар,)
Батасын берип салганы. (Так он благославил юного витязя.) [8, с. 224]
В эпосе «Манас» у главного героя было несколько боевых коней (Аккула, Аксаргыл, Айбанбоз, Койонбоз, Торучаар, Тайбуурул). В нужный момент только они могли заменить друг друга, другие не менее мощные кони, как-никак, не годились к продолжительному сражению. Например, когда каракитайский лучник Каражой сражает наповал Торучаара (конь Манаса), эр Кошой смог во время заменить его Айбанбозом (по варианту С. Каралаева). В другом варианте вражский стрелок убивает Айбанбоза, его заменяют Аккулой ((Абакеңиз эр Бакай // Аккула атын бош коштоп) (Дядя ваш эр Бакай // Привел коня Аккулу) [11, с. 335]. Несомненно, боевые кони, как и отважные воины-витязи, внесли весомый вклад на исход сражений.
Доспехи воинов. Из «Большой надписи в честь Кюль-Тегина»:
(33) Жарагына (соотуна) жүздөн артык ок тийди, башына бирди да (тийгизбеди) [6, с. 172] (В кольчугу Кюль-Тегина более чем ста стрелами попали, в голову (шлем) ни разу (не попали)).
«(33) ... В его вооружение и в его (40/41) плащ более чем ста стрелами попали» [1].
Кюль-Тегин в битве долго оставался в строю. Должно быть, средневековые воины-кочевники облачались в добротные доспехи, иначе нельзя было – уязвимого воина-богатыря можно было сразить несколькими мощными стрелами. Безусловно, в него целились лучшие табгачские, киданьские или тюргешские стрелки. Здесь надо бы отметить о прочности кольчуги и шлема главного героя рунического текста. Стало быть, в раннем средневековье тюрки-кочевники могли изготавливать высококачественные доспехи, ведь не пробили же кольчугу Кюль-Тегина более ста стрел неприятелей.
В эпосе «Манас» красочно описываются воины, облаченные в панциры (Күрөөкө, соот жаркылдап, // Күлүк буудан алкылдап) (Красуются кольчуги и шлемы, // Неудержимы резвые скакуны) [9, c. 32]. Эпическая героиня Кыз Сайкал перед тем, как сражаться с Манасом обрядится в кольчугу (Туулга менен калканы, // Туюк болот, көк темир // Тула бойго салганы) (Шлема и щита, // Стального синего панциря // Надевает во весь рост) [9, c. 53]. В бою в эр Кокчо попадает вражеская стрела и насквозь пробивает его панцирь (Соотун тешип өтүптүр) (Пробили насквозь кольчугу) [9, с. 136]. Вошедший в доверие каракитаец Коңурбай сильно ранит Манаса, когда он находился без боевых амуниций (Коңурбай менен кошулуп, // Желбегей торко кийишип, // Мындай ишин билбеди) (Сблизился с Коңурбаем, // Был одет в легкий камзол, // Был в неведении его коварства) [12, с. 278]. Следовательно, и славные герои-богатыри без должной экипировки, могли оказаться в очень уязвимом положении.
Все же, вражеские бывалые стрелки доставали доблестных героев, иначе говоря, не числом, а умением. Так, небезызвестный эпический лучник Шыпшайдар умудряется уложить четырех витязей-гвардейцев (эр Алманбета, эр Чубака, эр Сыргака, эр Серека) Манаса и букарского хана Музбурчака (Баягы төртөө өлгөн соң, // Буудайыктын Музбурчак // Бу да кирип келди эми. // Уруму тийди чекеге // О да кетти Мекеге) (После убиенных четырех, // Музбурчак сын Буудайыка // Бросился в гущу сражения. // Ему попали в висок // И он отправился в Мекку) [11, c. 283]. Очевидно, видалый каракитайский стрелок находил бреши в доспехах благородных рыцарей, и многие достославные сподвижники Манаса погибают от точечного выстрела из лука.
О лучниках имеется немало легендарных и народных преданий, где прославляются их судьбоносные личные подвиги. Так, «лишь мужество персидских конных стрелков и их полководца Бахрама Чубина отвело от страны смертельную угрозу» [2, с. 11]. Здесь речь идет о том, что в 589 г. персидский полководец Бахрам Чубин сам лично застрелит из лука с дальней дистанции тюркского предводителя Савэ-шаха. Легендарный Робин Гуд - популярный герой средневековых английских народных баллад [5], историко-эпическая Жаңыл Мырза, главная героиня кыргызского героического эпоса «Жаңыл Мырза» [7].
«Табгач(тын) аттуу колун (он жети миң) колун ... жөө аскерин экинчи күнү көп өлтүрдүм» [6, с. 165] (Во второй день перебил много конных (семнадцать тысяч) ... пеших войск Табгача). По древнекыргызскому тексту у табгачей кроме конных войск, функционировали и пешие полки. В надписи говорится, что (32) Кюль-Тегин в пешем строю бросился в атаку [1]. Как видно, в особых случаях, главный герой был вынужден сражаться в пешем строю, похоже, с вражескими линейными пешими подразделениями. Однако в эпосе «Манас» отсутствуют сведения о своих или неприятельских пеших отрядах.
Элементы военной демократии. Высказывалось предположение, что войско гуннов строилось по десятичному принципу: оно состояло из отрядов в сотню, тысячу, десять тысяч воинов [4, с. 106].
Бадышалык өкүмөт (Царское правительство)
Алмамбетке өттү деп (Перешло к Алманбету) [11, с. 122].
В эпосе «Манас» говорится, что войсковой хан (полководец) Алманбет вводит десятичный принцип построения подразделений. По новому походному армейскому уставу, вновь назначаются командиры отделений (он башы), рот (жүз башы), полков (миң башы) и дивизий (корпусов) (түмөн башы). Например, сам Манас будет зачислен в отделение Тазбаймата, глава витязей-гвардейцев Кыргыл в отделение Бозуула.
По Аммиану Марцеллину боевой порядок гуннов состоял из «клиньев» (cunеas). Возможно, речь идет о родовых группах [4, с. 106]. По эпосу войска сорокаплеменного Кыргыз журту были сформированы по родоплеменному признаку. Во главе родового (племенного) полка (дивизии, корпуса) стоял хан или бек рода (племени). В военном положении хану Манасу подчинялись главы родов и племен со своими родовыми войсками, беспрекословно выполняли его указы и распоряжения. Вожди крупных племен и войсковых единиц, на ханский указ Манаса, обязаны были поставить свои подписи и родовые печати (Катчыга катын жаздырды, // Жыйып алып кандардын // Жыгалуу мөөрүн бастырды (Писцу повелел записать, // Ханские гербовые печати // Повелел на указ поставить) [11, с. 62].
В невоенных обстановках (сборах, тризнах, праздниках, играх) родоплеменные армейские структуры выполняли указания главы родов (племен) (Ат байгесин алышып, // Таарынып жолго салышып, // Баары кетти жол менен, // Алда нече кол менен) (Получив призы скачки //Обиженные всерьез, // Все разошлись по домам, // С немалым числом войск) [12, с. 177]. По варианту Шапака Рысмендеева, на тризне Кокотая, после большой ссоры между участниками конной скачки, войсковые единицы, составленные по родоплеменным признакам, выполняя приказания глав родов (и племен), оставляют поле противостояния. По эпическим сведениям, независимо от государственного и общественного положений, правители (ханы, беки, полководцы) (в том числе, и хан Манас) строго соблюдали вековечные законы военной демократии кочевников, неписаные общинные нормы и традиции предков.
Эшиев Асылбек Мирзатилаевич, доктор филологических наук, профессор Жалал-Абадского государственного университета (Жалал-Абад, Кыргызстан).
Статья опубликована в научном журнале «Евразийское научное объединение», №3 (61), март, 2020. С. 327-329.
Список литературы:
1. Большая надпись в честь Кюль-Тегина. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://greylib.align.ru/540/bolshaya-nadpis-v-chest-kyul-tegina.html (дата обращения: 03.03.2020).
2. Гумилев Л. Н. Подвиг Бахрама Чубины. Ленинград: Изд. гос. эрмит., 1962.
3. Кавалерия древности и средневековья. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://old.mirf.ru/Articles/art478.htm]/ (дата обращения: 05.03.2020).
4. Корсунский А. В., Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств (до середины VI в.). М.: Изд. Московского университета, 1984.
5. Робин Гуд и доблестный рыцарь. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://facetia.ru/node/2064 (дата обращения: 05.03.2020).
6. Абдыразаков А. Орхон-Енисей байыркы кыргыз-түрк жазуулары жана рух башаттары. Бишкек: «Бийиктик», 2004. (Абдыразаков А. Орхоно-Енисейские древние кыргызско-тюркские надписи и духовные начала).
7.Жаңыл Мырза туурасындагы жети факты.
[Электронный ресурс]. (Семь фактов о Жаныл Мырзе). Режим доступа: https://sputnik.kg/culture/20160430/1024898001.html (дата обращения: 04.03.2020).
8. Манас. Сагымбай Орозбаковдун варианты боюнча. I китеп. Фрунзе: «Кыргызстан», 1984. (Манас. По варианту Сагымбая Орозбакова. I книга).
9. Манас. Сагымбай Орозбаковдун варианты боюнча. II китеп. Фрунзе: «Кыргызстан», 1980. (Манас. По варианту Сагымбая Орозбакова. II книга).
10. Манас. Сагымбай Орозбак уулунун варианты боюнча. III китеп. Фрунзе: «Кыргызстан», 1981. (Манас. По варианту Сагымбая Орозбакова. III книга).
11. Манас. Сагымбай Орозбак уулунун варианты боюнча. IV китеп. Фрунзе: «Кыргызстан», 1982. (Манас. По варианту Сагымбая Орозбакова. IV книга).
12. Манас. Шапак Рысмендеевдин айткан варианты боюнча. Бишкек: «Газета.KG», 2013. (Манас. По варианту Шапака Рысмендеева).