Добавить статью
15:01, 12 января 2021 2743

Теоэпоним Кок Ул (Сын Неба) в эпосе «Манас»

Лев Диакон (X в.) в «Истории» описывает встречу князя Киевской Руси Святослава Игоревича и императора Византии Цимисхия: «Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос — признак знатности рода» [19]. Похоже, средневековый автор был осведомлен о значении «клока волос – признака знатности рода». Спустя восемь с половиной веков Н. М. Карамзин довольно красноречиво переписывает эти строки: «… на голове один клок волос, в знак его благородства…» [4, с. 94]. Главное, что у князя Руси на голове был чуб (оселедец), т.е. кокул, көкүл (тюрк., кырг.).

Однако такая сугубо этно-племенная традиция носит чубы, скорее всего, имеет свою стародавнюю историю. Так, «в Каневском районе Черкасской области, на берегу реки Рось, украинские археологи нашли древнейшее в мире изображение казака с чупрыной, начертанные на кости мамонта. Возраст изображения 20000 лет» [18]. «Типичную казацкую прическу с «оселедцем» и усами можем увидеть на рельефе в гробнице египетского фараона Хорембеха (14 в. до н.э.), где она принадлежит пленному митанийському арию» [18]. Еще полторы тысячи лет назад до князя Святослава (X в.), в стихотворении древнегреческого поэта Архилоха (VII в. до н.э.) встречаются такие строки: «Пускай близ Салмидесса ночью темною // Взяли б фракийцы его // Чубатые, - у них он настрадался бы, // Рабскую пищу едя!» [1, с. 119]. В Примечании: «Чубатые. – О чубах фракийцев говорилось и в «Илиаде» [1, с. 516]. Здесь речь идет о фракийцев, которые носили чубы. Или, «… в Пазырыкском кургане ?5 был обнаружен ковер датируемый V веком до н.э. с изображением конного скифа (гунна) - у него явно европеоидная внешность, длинные усы, бритая борода и прическа "ирокез" - в точности, как на Фестском диске!» [17]. «Кокуль (Кукуль). Островерхий головной убор схимников (принявших постриг в Великую схиму), функциональный аналог клобука с покрывалом у монотейних монахов» [7].

Примечательно, что островерхие головные уборы схимников и монотейных монахов называются, соответственно, Кокуль (Кукуль) и клобук (колпак), очень напоминающие тюрк. (кырг.) Кок Ул (Көк уул; көкүл; чуб) и калпак (национальный головной убор кыргызов, каракалпаков, казахов). Любопытно, что здесь лексемы Кокуль (Кукуль) и клобук (колпак) имеют идентичные понятия.

В эпосе «Манас»:

Манас - Манас болгон жер, (Земля, где Манас стал Манасом,)

Манас атка конгон жер. (Земля, которая назвалась Манасом.)

Ак калпакты кийди эми, (Белый колпак себе надел,)

Алчайып атка минди эми (На коня теперь грузно сел) [14, с. 104].

Кырк калпактуу кыргызды (Сорока колпачного кыргыза) [11, с. 249].

Из надписи Кюль Тегина: «sekiz yegirmi yasima alti cub sugdak tapa suledim, budung anda bozdum» [16, с. 60] (буквально: в восемнадцать лет шел войной против шести чуб и сугдак, их народ там разбил). По всей видимости, здесь говорится об этническом сообществе чуб. Возникает вопрос: имеет ли оно какое-либо отношение к славянской лексеме чуб? Известно, что в эпосе «Манас» близким соратником главного героя был эр Чубак. Возможно, эпический эпоним (до интронизации: Болот) Чубак состоит из этнонима Чуб и теонима Ак (одно из имен бога Алда таала в эпосе «Манас»).

Как нам представляется, имеются важные эпические сведения. Так, в эпосе «Семетей» (вторая часть трилогии «Манас») есть такие строки:

Сенин атаң эр Чубак (Батенька твой эр Чубак)

Түп Бээжинди сураган… (Повелевал Тюп Бейжином...)

Эрдиги бар өзүндө, (Он сам молодец,)

Көкүлү бар көзүндө… (У него на лбу хохолок...)

Деп ошентип эр Бакай (Сказал так эр Бакай)

Эми сөзүн салды эле (Вот занялся излагать) [15, с. 594].

Здесь Бакай рассказывает юноше Канчоро о героическом прошлом его славного отца эр Чубака. Однако, главное, здесь говорится о том, что у Чубака на лбу висели чубы («Көкүлү бар көзүндө»). По всей видимости, Бакай на эпическом языке вскользь напоминает о племенной принадлежности эр Чубака. Подобные поэтические приемы имеются в древних произведениях (напр., у др. гр. поэта Архилоха (VII в. до н.э.).

По эпосу войсковые лазутчики эр Алманбет и эр Сыргак на подступах к киданям встретят неприятельского дозорного Карагула. Карагул там распознает Сыргака. Ибо у Сыргака, в отличие от Алманбета, все было кыргызское: одежда, внешний вид, главное, у него на голове был клок волос («Атынын мойну бир кулач, // Узун сакал, такма чач» («Шея коня в два аршина // Длинная борода, клочок волос») [13, с. 281].

В китайских источниках: «Шаболио-Хан (Нйету) жил у гор Дубинь... число войск его простиралось до 400000... Шаболио отправил к Двору посланный с грамотою, который писал: «в лето Чень (584 г. – А. Э.) в десятый день девятого месяца рожденный Небом великий Тукюе, мудрейший и святейший в поднебесной Сын Неба Или Гюйлу-ше Мохэ Шыболо-Хан посылает грамоту императору великого дома Суй». Вынь-ди в ответной грамоте писал: «Сын Неба великого Дома Суй посылает грамоту Велико-Тукуюескому Или Гюйлу Ше Мохэ Шаболио Хану» [9, с. 215]. В грамоте Шаболио-Хан (Бага-Ышбара каган) называет себя Сыном Неба (Кок Ул). Любопытно, что и Вынь-ди величает себя Сыном Неба. Должно быть, Сыном Неба титуловали тех, у которых «на лбу висели благородные чубы» (или «имел на голове один клок волос»), т.е. принадлежавшие к династическому роду Кок Ул (Дому Сын Неба). Выходит, только «каганский род и знать назывались «кок» («голубые») [3, с. 317].

Отрывки из эпоса «Манас». В варианте Ч. Валиханова, записанного от неизвестного манасчи XIX в., главным героем произносится типичный эпитет вестового гонца юноши Айдара:

Жайма көкүл жаш Айдар кул ай, (Айдар, ты, малый, со складным чубом,)

Бокмурун билер кебимди... (Бокмурун один знает наш уговор...) [10, с. 35].

Жайма көкүл жаш Айдар (Айдар юноша со складным чубом)

Оозун бербей тартып келет (Тянет уздцы коня на себя) [10, с. 67].

Из речи Манаса на Алтае перед первым походом в Восточный Туркестан:

Башыңды байлап өлүмгө, (Привязав голову к ангелу смерти,)

Чачыңды байлап өрүмгө (Заплетав чубы в косичку) [12, с. 22].

По всей видимости, перед началом бескомпромиссной битвы у кыргызских воинов бытовала традиция заплетать чубы в боевую косичку.

После всенародного решения сорокаплеменного кыргыза о великом переселении из Алтая на Кыргызскую землю царит всеобщее ликование:

Баштын көркү чач болду (Красовались чубы на голове)

Баш-аламан сөз сүйлөп (В эйфории славословия)

Баары жаман ач болду (Все были голодны) [12, с. 155].

В других вариантах эпоса:

Алтын көкүл жаш Айдар (Юноша Айдар с чубом золотым)

Акын ырчы бул бала (Сам он певец-акын молодой) [11, с. 76].

Имеются сведения, что и чингизиды носили на голове один клок волос. Так, «Чингиз-хан сказал в ответ Улуг-бахадуру: «Я был подобен спящему, ты меня дернул за мой чуб [какул] и разбудил меня!» [6, с. 89].

Почему определенные этнические единицы (и сообщества) носили на голове кокул (чуб, оселедец, хохол)? Видимо, он имел религиозно-духовное и сакрально-священное значения. В религиозных культах и родоплеменных верованиях большинства народов волосы традиционно считались вместилищем жизненной силы, космической энергии, медиаторами энергетического контакта между Небом и Землей.

В эпосе «Манас» говорится о калмыко-китайской мужской заплетенной косе (айдар). Разумеется, нельзя ее перепутать с кыргызским кокулом. Айдар был большего размера и находился на спине постоянно заплетенным. Например, так сказывается о восьмидесятилетнем Коңурбае с белым косой-айдаром на спине:

Өзү сексен жашка толуптур, (Ему уже восемьдесят,)

Айдары аппак болуптур, (Коса его беленькая,)

Абдан бою соолуптур (Ростом он уже не велик) [10, с. 96].

У В.В.Радлова: «Еще в ХIХ в. у калмыков мужчины носили косы, которые назывались kahkül, kekil или kökül [5, т. 2, с. 1224], а у мальчиков на маковке головы оставляли не обритым клочок волос, который назывался айдар» [5, т. 1, с. 50].

В эпосе позорно ретировавшийся восвояси от эр Кокчо кара китаец Тугалык (витязь хана Акунбешима) имел косу-айдар:

Айдары бар аркада (На спине огромная коса)

Тору айгырдын жалындай... (Она как конская грива...)

Туулга бар башында, (У него шлем на голове,)

Тулуму бар чачында (Под ним заплетенная коса) [12, с. 134].

Пожалуй, лексема хохол сформирована от теоэпонима Кок Ул. Исследования лингвистов свидетельствуют, что хохлы – это волосы. Так, «… к ней (лексема хохулинка. – А. Э.) семантически близка новг. диал. хохалка «сноп льна», хохолок «ключок нескошенной травы», хохлы «волосы» [2, с. 103]. У М. Фасмера: «Хохол, укр. хохол – тоже, блр. хахал, чеш. chochol «хохол», в.-луж. khochol, н.-луж. khochol «макушка, холм, чуб», ср.славац. kochol «чуб» [8, с. 272].

Таким образом, сакральная традиция иметь благородный “один клок волос” существовала у “казака с чупрыной” на берегу Рось позднего палеолита, митанийськом арие (XIV в. до н.э.), троянских фракийцев (XIV в. до н.э.) и фракийцев античной эпохи (VII в. до н.э.), гуннов Аттилы (V в.), древних кыргызов (по эпосу «Манас»), тюрков раннего средневековья (VI-IX вв.), восточных славян (X-XI вв.), половцев (XI-XIII вв.), чингизидов (XIII-XV вв.) и, скорее всего, у донских, запорожских, кубанских, уральских казаков и казаков Переяславской Рады (XVII в.). Не исключено, что эти этнические сообщества, когда-то могли иметь общее теоэпонимическое начало и адекватную этнокультурную самоидентификацию.

Эшиев Асылбек Мирзатилаевич, доктор филологических наук, профессор Жалал-Абадского государственного университета (Жалал-Абад, Кыргызстан).

Статья опубликована в научном журнале «Евразийское научное объединение», 2019, №5 (51), май. Москва. - С. 457-458.

Список литературы:

1. Античная лирика. М.: Худ. лит., 1968.

2. Васильев В. Л. Гидронимы близ озера Илмень // Русская речь. 2009, №1.

3. История Китая // В. В. Адамчик и др. М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2005.

4. Карамзин Н. М. Предания веков. М.: «Правда», 1988.

5. Радлов В. В. Т. 1, с. 1061, 1065; т. 2, с. 1224.

6. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Том I, книга вторая. М.-Л.: Изд. АН СССР, 1952.

7. Словарь изографа. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. В. В. Филатов. 1997.

8. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Том IV. М.: Прогресс, 1972.

9. Джуманалиев Т. Хрестоматия по древней и средневековой истории Кыргызстана (VII до н.э. – нач. XIII в.). Т. 1. Бишкек, 2007.

10. Манас. Көкөтөйдүн ашы. (Ч. Валихановдун көлдүк манасчыдан жазып алган варианты). «Ала-Тоо» жур., 1994.

11. Манас. Манасчы Шаабай Азизовдун варианты боюнча. Бишкек: «Кут Бер», 2013.

12. Манас. Сагымбай Орозбаковдун варианты боюнча. II китеп. Фрунзе, 1980.

13. Манас. Сагымбай Орозбаковдун варианты боюнча. IV китеп. Фрунзе, 1980.

14. Манас. Эпос. Саякбай Каралаевдин варианты боюнча. I китеп. Фрунзе: «Кыргызстан», 1984.

15. Семетей. Манасчы Шаабай Азизовдун варианты боюнча. Бишкек: «Кут Бер», 2013.

16. Huseyin Namik Orkun. Eski turk yazitlari. Ankara, 1994.

17. Магерамов А. А. Мое «крайнее» исследование на историческую тему.

http://artofwar.ru/m/maa/text_0580-1.shtml/

18. Про казацкий чуб и чупрыну. http://getmanat.org/ru/pro_chub_ta_chuprynu/

19. Отрывки из книги Льва Дьякона «История» (книги 9, 10).

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c574a34e-4a4d-4326-8967-acae2c070217/%5BIS6IR_2-05%5D_%5BTS_10%5D.html

Стилистика и грамматика авторов сохранена
Добавить статью

Другие статьи автора

25-04-2021
Древнетюркские этнонимы в эпосах «Идегей» и «Манас»
890

19-04-2021
Древний Восток и Новый Свет: тотемические, языковые параллели, аналогии
4198

29-03-2021
Поэма «Илиада» и эпос «Манас»: этнографические параллели, аналогии
1062

19-03-2021
Этнос маңгул в эпосе «Манас»
1283

11-03-2021
Табгач «Пяти северных племен» и эпос «Манас»: параллели, аналогии
1978

05-03-2021
Эпос «Манас» и древний теоэпоним Спар: параллели, аналогии
2059

01-03-2021
Древнетюркские надписи и эпос «Манас»: параллели, аналогии
1802

22-02-2021
Эпос «Манас», «Слово о полку Игореве» и «Повести временных лет»: антропонимические, этнонимические параллели, аналогии
2044

16-02-2021
«Памятник Кюль-Тегину» и эпос «Манас»: антропонимические, этнонимические параллели, аналогии
3566

13-02-2021
Старейшина хан Кошой, племя катаган в эпосе «Манас»
1712

Еще статьи

Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×