Добавить статью
11:37, 6 марта 2019 5944

Игры на джайлоо: Овцы и волки

Читать предыдущую часть

Автор: Кулуйпа Акматова

Юношеские игры

Я сейчас вспоминаю эту игру, смеясь, как я был горд, что меня выбрали вожаком. Бегая вокруг «табуна» я чувствовал себя моим любимым жеребцом – Кер Кашка. Я повторял его повадки и старался оберегать свой табун от врагов, и тем самым я хорошо понимал его движения.

Асылбек ата, 93 г., с. Көлдүк, Узгенский район,

Ошская область, Кыргызстан

Кыргызские мужчины испокон веков защищали свой народ, свою родину от завоевателей. Они должны были быть выносливыми, ловкими, сильными, находчивыми. Поэтому кыргызские мальчики и юноши играли в игры, направленные на воспитание и развитие таких качеств.

Битье черных овец (Кара коюм дүмпүлдөк)

Строки из эпоса «Манас» свидетельствуют о том, что эта игра идет из глубины веков.

Кымыз ичип кызышып,

Сөктөру ысышып,

Чекеден терин сызышып,

Дүмпүлдөк оюн салышып.

Хмельные от кымыза,

Разгорячив тела и кости,

С каплями пота на лбу и висках,

Играют в битье.

В "Кара коюм дүмпүлдөк" юноши играют поздними вечерами. Участники делятся на две команды: одни «овцы», другие «волки». Овец защищает пастух. В игре испытывались ловкость, сила и расторопность юношей.

Количество игроков: 10 человек.

Место проведения: поросшая травой лужайка.

Реквизиты: длинная веревка (аркан), верхняя одежда игроков, кошма, скрученный в веревку платок.

Ход игры. Участники делятся на две команды, каждая избирает ведущего. Два предводителя с повязанными на голове платками (это считалось знаком вражды, войны или соперничества) подходят друг к другу и проводят жеребьевку путем поочередного захвата ладонью палки с одного конца до другого. Команда того, чья ладонь захватила конец палки, становится волками.

Овцы располагаются на траве на ровном и чистом месте. Они сидят, склонив головы друг к другу, или лежат, соединив головы. Спасаясь от предстоящего нападения волков, они закрываются кошмой или верхней одеждой. Пастух протягивает веревку вокруг сидящих или лежащих. Один конец он привязывает к своей ноге, другой дает одному из "овец". Протянутая веревка как бы служит границей защиты овец. Пастух имеет возможность защитить овец на территории, ограниченной протянутой веревкой. Чем длиннее веревка, тем больше возможностей у пастуха.

Волки осаждают овец, стараются достать их через защитный аркан. Пастух бегает вокруг, он может дать подножку волку или достать скрученным платком. Если пастух в течение определенного времени сумеет сделать подножку одному из волков или достанет его скрученным платком, то команды меняются местами: овцы станут волками, а волки – овцами.

Та команда, которая больше раз была волками, признается победившей. Побежденная команда исполняет шуточные желания и прихоти победителей, и, таким образом, игра заканчивается весельем.

Правила игры. Нельзя бить сильно. Если волк нарушает это правило, группа становится овцами.

Воспитательное значение игры. Эта игра учит находчивости, скорости, ловкости, отваге.

Описано по рассказам жителей Сельского округа Көлдүк, Узгенского района, Ошская область, Кыргызстан

Шабыят

Игры – это всегда состязание и закалка характера. Начиная с младенческих лет нас учили соревноваться, не сдаваться, быть сильным, но не жестоким. Когда я смотрю фильмы, на которых воспитываются наши дети, хочу найти в них соревновательный здравый смысл, но часто не нахожу.

Султаев Жалалидин, 50 л., с. Кызарт, хранитель традиционных знаний,

Жумгальский район, Нарынская область, Кыргызстан.

В шабыят играли летом на джайлоо, она напоминает "кара коюм дүмпүлдөк" и проводится на лугу. Каждый айыл создавал свою команду, но случалось, формировались смешанные команды для более близкого знакомства молодежи двух айылов.

Количество игроков: 10-12 человек.

Место проведения: зеленая лужайка.

Реквизиты: длинная веревка (аркан), одежда игроков, альчики, скрученные в веревку платки.

Приготовления к игре. Делается круг радиусом 5-6 метров, для этого один конец веревки фиксируют в центре круга, на другой привязывают остроконечную палку, которой вычерчивали круг. Затем определяется рубеж, его отмечают, разбросав верхнюю одежду участников.

Ход игры. Игроки снимают обувь, ведущий раздает всем по альчику. Каждый подбрасывает свой альчик. Те, чей альчик встал неправильно, садятся в центр круга, касаясь спинами друг друга, и вытянув ноги. Те, чей альчик встал положенной стороной, берет по скрученному платку.

По знаку ведущего волки входят вовнутрь и стараются скрученными платками достать сидящих внутри овец. Овцы обороняются не вставая, пинают нападающих, стараются поймать их. Если им это удается, пойманный волк присоединяется к сидящим. Если сидящие присоединили к себе или достали ногами троих, команды меняются местами и игра возобновляется.

Правила игры. Нельзя бить сильно. Если нападающий нарушает это правило, его команда занимает место обороняющейся.

Воспитательное значение игры. Воспитывает силу, скорость, ловкость, быстроту реакции.

Описано по рассказу жителей сельского округа Ленин, Алайского района, Ошской области, Кыргызстан.

Читать продолжение

Стилистика и грамматика авторов сохранена
Добавить статью

Другие статьи автора

18-12-2019
Игры на джайлоо: О соревновательных песенных развлечениях
12643

20-11-2019
Игры на джайлоо: Танцевальные ритуалы для излечения болезней
9597

11-11-2019
Игры на джайлоо: Кара-жорго должны танцевать три человека
9177

25-09-2019
Игры на джайлоо: Увидеть эту игру было мечтой всех подрастающих девочек
9331

02-08-2019
Игры на джайлоо: Бой подушками
7599

12-07-2019
Игры на джайлоо: Томук катмай – играть в эту игру можно было очень долго, иногда более 2 месяцев
8521

02-07-2019
Игры на джайлоо: «Битье дубинкой»
11812

18-06-2019
Игры на джайлоо: С помощью таких игр вдохновляли игроков на пение
7321

07-06-2019
Игры на джайлоо: Такыя саймай – мать девушки, если юноша ей понравился, отвечала «направо», если нет, то «налево»
8108

30-04-2019
Игры на джайлоо: Альчики - что значит «айкур»?
14605

Еще статьи

Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×