Автор: Кулуйпа Акматова
Обряд табунщика и жены брата (Жылкычылык ырымы, жеңкетай)
Это традиция уходит корнями в те времена, когда мужчины семьи сторожили табун, а девочки оставались дома и занимались только домашним хозяйством. Мальчик считался табунщиком, то есть «жылкычы».
Асылбеков Ысмайыл, 88 лет, с.Оттук, Нарынский район,
Нарынская область, Кыргызстан
После объявления размера калыма, родители невесты распределяли его. Калым обычно давали в виде животных и «жамбы» – слитков золота. Говорили, что за дочь такого-то дали 10 жамбы и столько-то голов лошадей и овец. Здесь отбирается мужчина, который, по мнению родителей невесты, внес самый большой вклад в воспитание девушки или проведение проводов невесты. Это может быть дядя девушки, двоюродной брат, но кто-то не из ближайших родных. Ему отдается часть калыма в виде благодарности за участие в ее судьбе. Человек, который принял подарок, встает и делает поклон. Подарок дается также тете или старшей женщине, которая заботилась о девочке, пока она росла, или готовила ее к проводам, шила платья или делала украшения. Это называется «жеңкетай» от слова «жеңе».
Праздник невесты (Келин той)
Келин той – это свадьба в доме жениха. Когда люди видели приближение свадебного каравана, начинали кричать: «келин едет», и брали "сүйүнчү" – подарок за радостную весть от родителей жениха. «Келин той» проводится более широко, чем проводы невесты. Родственники жениха могли приготовить целый лагерь юрт для приема гостей и неделями праздновать свадьбу, чтобы продемонстрировать уровень жизненного благополучия и достатка.
Гульзия Вали, г. Урумчи, СУАР, КНР
Мальчики толпятся у юрты невесты, с нетерпением ждут ее приезда, поскольку этот момент сопровождается раздачей сладостей, различными веселыми действами. Вот показался свадебный караван. Коня невесты за узду ведет самый шустрый мальчуган, который встретил караван у въезда в аил. Он громко поет:
"Келин келди көргүлө, көз акысын бергиле!"
Приехала невестка, дайте мне плату за взор на ее лик!
Услышав это, родственники жениха кричат ему:
"Аттан тай бердим!"
Из лошадей даю жеребенка.
Мальчик, делая вид, что не слышит, продолжает петь:
"Келин келди көргүлө, көз акысын бергиле!"
Приехала невестка, дайте мне плату за взор на ее лик!
Родственники жениха увеличивают плату:
"Тоодон тайлак бердим, койдон козу бердим!"
Из верблюда даю верблюжонка, из овец – ягненка.
Так продолжается три раза, пока родственники жениха не приведут ягненка, козленка, барашка или даже жеребенка. Приняв выкуп, мальчик передает уздечку коня родственникам невесты. Они подхватывают эстафету и говорят слова «передачи»:
"Көлөкө жерде баккан кыз,
Көкүлгө шуру таккан кыз
Саялуу жерде баккан кыз,
Саамайга шуру таккан кыз
Жакшы асырап алгыла".
Девушка, взращенная в тени,
Девушка, носившая кораллы,
Девушка, взращенная в садах,
Привыкшая к коралловым украшениям,
Девушка, взращенная в садах,
Заботьтесь о ней хорошо!
Заранее готовится юрта для молодых, девушку снимают с коня и заводят домой. Жених должен удалиться. В знак изобилия и пожелания счастливой семейной жизни в нее бросают муку, осыпают детей сладостями, чтобы дорога и жизнь молодых была светлой и сладкой. Затем старшая и уважаемая женщина с благословлениями надевает на невесту платок. Невеста, по поверью, должна быть такой же благополучной и мудрой, как она. Девушку прячут за "көшөгө" – свадебную занавеску. К ней присоединяется и ее свита – подруги, сестры и близкая жеңе (невестка, жена брата). Жеңе должна быть бойкой и шустрой, чтобы не дать девушку в обиду, и в первые дни в доме мужа помочь ей адаптироваться в непривычных условиях.
Брачная ночь (Төшөк салаар)
Эту традицию узаконили, чтобы исключить добрачные отношения между молодыми без согласия родителей. В некоторых родах брачная ночь проводилась в аиле невесты, чтобы девушка смогла привыкнуть к мужу.
Из рассказа этнических кыргызов жителей с.Улуу Памир Кыргыз,
Ван, Турция
Здесь главную роль играют жеңе из свиты невесты, которые приехали с ней в дом молодого мужа. Жеңе участвуют в приготовлении брачного ложа, придирчиво подбирают одеяла и матрацы, набивают ей цену разговорами, что их дочь не любит то или это. Готовят напитки и легкую закуску для молодых. В первую ночь жеңе ложится между супругами. Наутро приходит мулла и проводит церемонию бракосочетания молодых – нике. Молодые дают обещание жить в согласии и любви. Свидетели берут ответственность за их судьбу, даются наставления старших людей. Затем свадьба продолжается.
Во вторую ночь пребывания жениха в аиле, молодых оставляют наедине. Для этого подруги и жеңе должны подготовить невесту, переодеть ее и расплести косы. Показав девушке, где и какие стоят угощения, и пожелав счастья, они удаляются. Наутро они получат подарок от матери жениха за оказанную услугу.