Добавить статью
10:44, 19 декабря 2018 Обновлено 15:41 19 Декабря 2018 4869

Обряды кочевья: Битье палкой. В игровой форме можно было немного пожурить жениха или его друзей. Начинает игру невеста

Читать предыдущую часть

Автор: Кулуйпа Акматова

Битье палкой (Токмок урмай)

В игровой форме можно было немного пожурить жениха или его друзей. Те, кто был недоволен свадьбой, имели возможность слегка подшутить. В некоторых родах схожие традиции называются по-другому.

Саат Ашырлукун кызы, 37 лет, с. Ак-Тоо,

Кызыл-Суйский Кыргызский округ, СУАР, КНР

Начинает игру невеста. Она опоясывается длинной веревкой (веревка сплетается заранее из черной шерсти или из полосок синего или черного материала длиной примерно три метра, но не белого). Вот девушка встает и показывает всем пояс, затем идет к жениху и отдает пояс ему в знак разрешения начать веселье. Он берет пояс, поет сам или сопровождающий его акын. Рассказав в песне впечатления о свадьбе, он подходит к невесте и слегка притрагивается поясом до плеча девушки. Он может пожать ее руку или погладить лицо. Сигнал подхватывают его друзья. Они поют, и каждый в стихах рассказывает о своих впечатлениях, и веселье идет дальше.

Начало веселья (Оюн башы)

Это часть традиции проводов невесты. Чтобы развлечь гостей, невесту, жениха и его друзей, подруги начинают веселье. Но главная причина веселья в том, чтобы в непринужденной обстановке жених и невеста могли привыкнуть друг другу.

Аксакалы говорят, что бывали такие случаи, когда жених или невеста отказывались от брака после традиции «оюн башы». Это было скандальным событием, но люди прощали девушке, поскольку она еще не переступила порог юрты будущего мужа.

Батмабубу Токтосун кызы, с. Ак-Тоо,

Кызыл-Суйский Кыргызский округ, СУАР КНР

Друг жениха берет комуз. Другом обычно назначаются акыны-импровизаторы. Веселье начинают таким образом:

"Ак жар ылдый жорголоп,

Оюнун түштү кыз-бийкеч.

Ак боз атка жүк артып,

Тоюң түштү кыз-бийкеч".

Вниз по белому яру,

иноходью снизошла твоя свадьба, кыз бийкеч,

на гнедом коне с грузом

приданого дошла до твоей свадьбы, кыз бийкеч.

И дальше:

"Көк жар ылдый жорголоп,

Оюнуң түштү кыз-бийкеч.

Көк боз атка жүк артып,

Тоюң түштү кыз-бийкеч.

Калпагымды кырдадым,

Күйөө-кыз үчүн ырдадым".

Вниз по белому яру иноходью

Снизошла твоя свадьба, кыз бийкеч.

На гнедом коне с грузом приданого

Дошла до твоей свадьбы, кыз бийкеч.

Поправляя свой калпак,

пою для жениха и невесты я просто так.

Когда акын поет, жених и невеста встают, кланяются и снова садятся. Таким образом они выказывают уважение певцу, парням и девушкам, которые пришли поздравить их и повеселиться на их свадьбе. Вот так и будет идти череда песен, каждый воспевает невесту и жениха, молодые снова и снова встают и всем кланяются. Дальше продолжается церемонии с поглаживанием друг друга, это дает шанс молодым лучше узнать и привыкнуть друг другу.

Гладить волосы (Чач сылаар)

После окончания праздника в доме отца невесты, наступало время уезжать из отчего дома. Девушку провожали снохи, жены старших братьев. И тот аил, куда должна была приехать невестка, тоже выполнял свои обряды по ее встрече. С того момента, как только на краю аила показывался караван, который сопровождал невесту, приходило время начинать разные обряды. Один из них назывался «Гладить, нежить волосы».

Акылбекова Шайыр, с. Чолпонбай, Кара-Буринский район,

Таласская область, Кыргызстан

181219

Когда невестка впервые переступала порог дома мужа, ее сажали за ширму, а ее свекровь сразу же стелила на землю белую козью шкуру. Считалось, чем мягче козья шкура, тем мягче будет характер невестки. День приезда невесты сопровождался различными играми-представлениями. Подруга невесты, сопровождавшая ее в аил мужа и жеңе (невестка, жена брата) мужа расплетали девичьи косички и заплетали волосы в две косы: с этого дня у них только две дороги: её и мужа.

Сноха вплетала в косы косоплетки, подвязывала к ним украшения, золотые монеты, серьги. Косы девушки теперь плели не у виска, как раньше, а откидывали на спину. Родственница невесты должна была тоже что-нибудь подвязать на косу, которую она плела. Например, браслет. Говорят, в древности кыргызы к косе девушки могли подвязать мясо с костью, которую ложили в матерчатый мешочек.

Объявлялись соревнования по бегу. Нужно было пробежать до определенного места, чтобы получить вещи, которые подвязывались к косам девушки. Тем, кто прибегал первым, доставались подарки. Подарки снимались из расплетенных кос. Заплетенные заново две косы с украшениями чач-учтук откидывались назад. Девушка стала снохой с двумя косами и должна была носить элечек (головной убор замужней женщины).

Читать продолжение

Стилистика и грамматика авторов сохранена
Добавить статью

Другие статьи автора

18-12-2019
Игры на джайлоо: О соревновательных песенных развлечениях
13253

20-11-2019
Игры на джайлоо: Танцевальные ритуалы для излечения болезней
10034

11-11-2019
Игры на джайлоо: Кара-жорго должны танцевать три человека
9725

25-09-2019
Игры на джайлоо: Увидеть эту игру было мечтой всех подрастающих девочек
9750

02-08-2019
Игры на джайлоо: Бой подушками
7945

12-07-2019
Игры на джайлоо: Томук катмай – играть в эту игру можно было очень долго, иногда более 2 месяцев
9036

02-07-2019
Игры на джайлоо: «Битье дубинкой»
12493

18-06-2019
Игры на джайлоо: С помощью таких игр вдохновляли игроков на пение
7630

07-06-2019
Игры на джайлоо: Такыя саймай – мать девушки, если юноша ей понравился, отвечала «направо», если нет, то «налево»
8597

30-04-2019
Игры на джайлоо: Альчики - что значит «айкур»?
15667

Еще статьи

Комментарии будут опубликованы после проверки модератором

×