Добавить статью
10:40 29 Ноября 2018 Обновлено 10:08 30 Ноября 2018

Обряды кочевья: Обычай дарить серьги - это не сватовство как таковое, а проявление чувств молодых людей, начало любви

Читать предыдущую часть

Автор: Кулуйпа Акматова

Свадебные традиции и обряды

Кыргызские свадебные церемонии, это как слепок души народа, где будет показан весь калейдоскоп быта и культуры двух семей, двух родов, а иногда двух народов, только с лучшей стороны, ведь создание крепкого союза двух любящих сердец продолжение неисчислимых граней этого калейдоскопа.

181129

Свадебный церемониал отличается деталями: широтой проведения, массовостью участников, количеством дней или другими местными особенностями. Но при всех различиях, основные этапы, логическая очередность во многом похожа. Мы постарались восстановить примерную цепочку этих традиций и обрядов.

По рассказам аксакалов, когда начинались переговоры о создании новой семьи, среди молодежи в предвкушении предстоящего праздника поднималось настроение. Молодежь сватающихся сторон получала возможность встречаться для того, чтобы поближе познакомиться, беседовать друг с другом, развлекаться, состязаться в песнях-импровизациях, чтобы испытать достоинства друг друга.

Отсюда и много обрядов и ритуалов, дающих возможность молодежи чаще собираться и больше веселиться. Кыргызы придавали большое значение свадебным традициям и обрядам, потому что браки были союзом не только молодых супругов, но и семей, рода, клана, порой и народов.

Сватовство нерожденных детей (Бел куда)

В обычае друзей детства и юности было договариваться поженить своих детей, когда они появятся на свет и вырастут. Молодые люди хотели укрепить дружбу, мечтали, что их дети будут вместе. Поскольку невозможно было установить пол нерожденных детей, то договаривались или поженить их, если это будут разнополые дети, или, если дети окажутся одного пола, сделать их преданными друзьями.

Слова «Бел куда» говорят о том, что сватовство происходит, когда ребенок еще находится в лоне матери. Когда такие дети взрослели, родители старались, чтобы они лучше узнали друг друга. И все равно молодые могли отказаться выполнять договор родителей и жениться по их воле.

Эта традиция не слишком широко распространена, молодые отцы боялись сглазить своих беременных жен.

Из рассказа жителей Лейлекского района, Баткенская область, Кыргызстан

Молодые люди за праздничным ужином в присутствии почетных людей и жен дают друг другу обещание поженить будущих детей, если родятся девочка и мальчик. Если же дети родятся однополыми, то просто сделать их друзьями. Это традиция давала возможность заботиться друг о друге во имя грядущего. Ожидая рождения детей, друзья делали подарки беременным женам друг друга, это могли быть угощения, одежда, ювелирные изделия.

Дарение серег (Сөйкө салуу, кайындоо)

По свидетельству аксакалов, эта традиция уходит корнями в седую старину, когда кыргызы жили в процветающих городах, где было развито ювелирное производство. Восточные ювелиры отличались особой манерой изготавливать изящные украшения. Было честью иметь такое ювелирное изделие, его дарили самым близким людям.

Но когда парни дарили любимой девушке дорогие вещи, это не могло остаться без внимания родителей, поэтому подобные знаки внимания были узаконены традицией объявления серьезных намерений джигита. Обычай дарить серьги - это не сватовство как таковое, а именно чувства молодых людей. Этот обряд подразумевает начало любви.

Особым размахом отмечались эти церемонии между двумя племенами или родами, которые хотели бы урегулировать отношения через будущий брак молодых людей. Хотя чаще обряд обставлен довольно скромно и без помпезных мероприятий.

Жакан Аалы уулу, 56 лет, мастер конского снаряжения,

с. Кара-Чий, СУАР, КНР

Парень, который хотел бы встречаться с девушкой, должен подарить ей серьги в знак любви. Это обсуждается в узком кругу родственников. Родителям парня рассказывает об этом жеңе, (жене старшего брата). Если родители против, их придется долго уговаривать. После согласия и обсуждения покупаются серьги. Заранее можно узнать предпочтение девушки. Вместе с серьгами готовятся угощения для родителей девушки, которым сообщается день визита. При встрече родители парня говорят родителям девушки о том, что сыну нравится их дочь, в знак чего ей преподносятся серьги. Если родители девушки не против, юноше и девушке дается разрешение встречаться. Родители девушки встречают родителей парня, но особого праздника не проводят.

Люди всегда помнят свои корни, и хотят остаться такими, какими были их отцы и матери, – это естественное желание. Но нам трудно уже быть такими, как они, потому что они жили в Пакистане, Афганистане, они сами были молодые, когда убегали от коммунистов. В долгих мытарствах они просто выживали, многое переняли от жителей стран, где мы временно проживали. Было бы хорошо, если бы ваша организация не просто написала о том, что мы помним, а помогла нам возродить наши традиции. Вот есть обряд «нышан», это курдский или турецкий, в общем, не наш обряд, но наша молодежь начала это принимать и проводить проводы невесты по этому обряду. Я помню, мама говорила, что наши обряды проводы невесты очень красивые.

Касымбек Шакир уулу, с. Улуу Памир Кыргыз, Ван, Турция

Сватовство (Куда түшүү)

Эта традиция считается самой древней из всех, что проводятся для соединения судеб молодых. "Куда түшүү" - сватовство - озвучивание желания породниться. Сватовством преодолевали конфликты во взаимоотношениях, демонстрировали окружающим мощь, соединение сил и возможностей. Если это было в интересах обеих сторон, люди судили о таком союзе как о взаимовыгодном деле. В старину говорили, что даже если никто не придет на подмогу (на войне), то сваты выручат обязательно.

Абдиваит Жусупов, 75 лет, с. Тоо-Керме, Араванский район,

Ошская область, Кыргызстан

Задолго до свадьбы родители парня просят у родителей девушки согласия на их брак. Если в этом вопросе достигнуто согласие, то обговаривают детали и подробности предстоящей женитьбы. Если же договориться не удалось, родители парня просят авторитетного человека о посредничестве. Свататься едут самые почетные люди семьи, чтобы сторона девушки почувствовала важный статус семьи жениха, чтобы не смогла отказать им. Кроме уважаемых людей старшего поколения брали с собой веселых молодых парней, умеющих снять напряжение, развеселить народ, и акынов-импровизаторов, чтобы воспевали успехи и достижения сватающихся сторон.

Сторона невесты встречает гостей обильным столом, даже если не согласна выдавать замуж свою дочь. Не последнюю роль в положительном решении вопроса играла величина калыма, сроки его доставки, общее представление о дальнейшей судьбе молодых.

Читать продолжение

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

20-03-2019
Игры на джайлоо: Теке тырмак - перетягивание каната на четвереньках спиной друг к другу
1190

19-03-2019
Обряды кочевья: Запреты, связанные с природой
1112

14-03-2019
Игры на джайлоо: В ходе этой игры нужно было пинать свою шапку
907

13-03-2019
Обряды кочевья: Почему взрослые не хвалили детей
2826

06-03-2019
Игры на джайлоо: Овцы и волки
757

28-02-2019
Обряды кочевья: После совершения этого обряда на голову коня одевали белый платок
1344

21-02-2019
Обряды кочевья: Семья матери ребенка должна была давать ему долю от своего богатства (энчи берүү)
1647

20-02-2019
Игры на джайлоо: Пять камушков - чем шакылдак отличается от дүмпүлдөк?
1621

15-02-2019
Обряды кочевья: Малыша в колыбель впервые должна класть бабушка по материнской линии – тайэне
1557

12-02-2019
Игры на джайлоо: Хромая старушка, убегай!
1127

Еще статьи

Комментарии в ВЫХОДНЫЕ дни и НОЧНОЕ время (с 18.00 до 9.00 по Бишкеку) будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком
X
Для размещения комментария авторизуйтесь

×