Редакция АКИpress предлагает Вашему вниманию новый сборник Кулуйпы Акматовой «Игры на джайлоо», выпущенный общественным фондом «Рурал девелопмент фанд» (РДФ) при финансовой поддержке Фонда Кристенсен. В данном издании дается описание некоторых кыргызских традиционных и развлекательных игр, танцев на джайлоо. Народные игры – яркое выражение сознания народа в них играющего, отражение истории его развития, философии и моральных устоев.
Введение
«И песня твоя как стрела на лету поражает, и стрела твоя как жизнь твоя, под стать твоей смелости», - так поется в старинной песне, которую пела на ночных посиделках на джайлоо кыргызская молодежь.
Смелость и отвага были обязательными чертами характера джигита, а удаль – доказательством любви и преданности. Много воды утекло с тех пор, когда люди соревновались в играх, что было отличным способом укрепить свои дух и тело. Игры имели важную социальную роль, помогая выстраивать отношения между детьми, между молодыми, между детьми и взрослыми. Через развлекательные стихи и песни, прибаутки и пословицы, кыргызы передавали следующему поколению коды своей морали, личностные ориентиры.
Не укради, не обидь слабого, помоги нуждающемуся, защити природу и Родину, люби ближнего своего – все это было тонко вплетено в незатейливые игры кочевников.
Народные игры – яркое выражение сознания народа в них играющего, отражение истории его развития, философии и моральных устоев. В играх усматривается налет тех времен, которые были причиной игр-тренировок. Характер развлечений и игр связан, прежде всего, с историческими условиями жизни народа. Все это способствовало формированию своеобразной кочевой ментальности народа. Необходимость постоянной готовности на случай вторжения врагов требовала воспитания у детей и молодежи храбрости, геройства, силы и ловкости.
Доблестные победы всенародно праздновались, в это время проводились состязания пеших борцов, конноспортивные состязания. В играх наблюдается сезонный характер, многие из них проводились в позднелетнее и раннеосеннее время, когда скот был упитан и не требовал постоянного присмотра. А ряд игр придуман для того, чтобы сократить длинные зимние вечера. Ими занимали ребятишек, также взрослые коротали зимние вечера.
Помню, как бабушка пела колыбельную песню для нас. В песне поется о том, как джигит ведет караван к летовке отца любимой девушки, чтобы завоевать его благосклонность. В пути бури, ненастья, а караван идет, не уставая, и собаки лают, не переставая, особенно врезались в память строки о бесконечном пути каравана и лае собак. Они повторялись снова и снова. После пятикратного повтора этих строк мы засыпали, думая, когда же караванщик дойдет до караван-сарая и увидит любимую девушку.
Когда мы просыпались с первыми лучами солнца, на траве нас ждали наши камушки топ-таши. Мы могли соревноваться целый день, подкидывая камушки высоко, то по два, по три, а то и все десять, и выделывали различные конструкции из своих же пальцев в этой игре.
Сааракуль апа, с. Копуре-Базар,
Таласский район,Таласская область, Кыргызстан
В играх и состязаниях участники демонстрировали доблесть и молодечество, наиболее отличившиеся удостаивались всеобщего признания. Игры создавали приподнятое настроение, обеспечивали свободное общение. К примеру, играя в «көрүшмөк» («знакомство» или, точнее, «лицезрение») девушки могли выбрать юношей, юноши имели возможность поближе познакомиться с девушками. Правилами игр создавались равные возможности для всех участников, бессловесное общение оценивалось гораздо выше, чем общение речевое, поэтому парни и девушки, не блиставшие красноречием, могли установить бессловесный контакт друг с другом. В эпосе «Манас» говорится:
Кыркын кызып, топтошуп,
Чатыраш ойноп калынар.
Тогуз, онуң биригип,
Тогуз коргоол алынар.
Сорок человек собравшись,
Сыграйте в «чатыраш».
А девять или десять,
В игру «тогуз коргол».
С переходом к оседлости в советский период из жизни стали исчезать игры, служившие ритуально-церемониальными шагами в отношениях между юношами и девушками, имели важное воспитательное значение для девочек и мальчиков. На праздниках национальные игры ограничивались зрелищными «кыз куумай» и скачками, а на школьных уроках физкультуры дети играли в баскетбол и футбол.
За годы советской власти выросли поколения, которые не знают свадебных игр, играют в чужие игры. Маленькие дети играют в крышки от пива, а молодежь крутит вечерами бутылку или играют в карты, не зная, чем заняться, когда собираются вместе.
Абыкеева Расия, 76 лет, с.Кайынды, Кеминский район, Чуйская область, Кыргызстан
С обретением суверенитета, усилиями патриотов, общественных организаций возникла тенденция популяризации национальных игр, проводятся скачки, «көк бөрү», «аламан байге». Но пока остаются без внимания игры, воспитывающие и развивающие национальное самосознание у детей. Молодежь, не чувствуя корней, тяжело осознает себя как кыргызов. Кыргызы имели удивительные танцы, в которых движения повторяли движения диких животных. К сожалению, большая часть этих танцев утеряна.
На встречах с хранителями игр молодежь активно задавала вопросы и горела желанием научиться хоть какой-то игре, в которую играли их деды и бабушки. Возрождение народных игр – хорошая форма воспитания в детях национального самосознания. В настоящем сборнике читателю предлагаются песни, считалки, устные истории, легенды, описания игр, собранные от хранителей традиций и культуры нашей страны, а также от этнических кыргызов, проживающих в Турции и Китае.
В этот сборник не вошли все игры кыргызов, многое так и не удалось пока найти и восстановить, многие, особенно конноспортивные игры, хорошо описаны в других изданиях. Наше стремление было найти забытые игры, которые тесно связаны с кочевым воспитанием детей и молодежи.
И в заключение, хочется поблагодарить хранителей традиций, ведь каждая строчка передана нам из их сердец. Хотелось бы верить, что цепочка передачи знаний из поколения в поколение не прервется.
Игры для малышей и детей младшего возраста
Малыши для кыргызов были ангелами, их нежно называли «наристе» – чистое и нежное создание, всячески оберегали, развивали с младенческого возраста. Бабушки учили невесток (келин), как нужно обращаться с малышами, какие песни петь в какие периоды жизни. Так и передавалась народная мудрость воспитания детей через песни-прибаутки и игры. Взрослые, играя, воспитывали своих детей, в то же время усиливали свою духовную связь с ними.
В каждой юрте можно было встретить бабушку, которая пела колыбельную для внука, и он, успокоенный, агукал и погружался в сон, перебирая в мыслях свои пальчики, которые учила считать бабушка. В другой юрте засыпал отец младенца, узнавая мамины мелодии, они давали чувство тепла, защищенности и уюта в зимнюю ночь:
Сенин жанын, менин жаным,
бирге учат тооолордо,
жаман-жуман кетип калсын,
калкан тоспой ойлорго.
Твоя душа, моя душа,
Вдвоем летят среди гор,
Плохое пусть уйдет от нас,
Не препятствуя нашим мыслям.
Из семейного архива Акматова Каракойчу, с. Yч-Эмчек,
Таласский район, Таласская область, Кыргызстан
Когда нам пели колыбельные песни на ночь, руки бабушки, перекрещенные на запястьях, напоминали крылья мечты и малыш тоже старался улететь на маленьких крылышках куда-то, рисуя в мечтах свои детские фантазии.
Гульзия Вали, Урумчи, Китай
А наутро в юртах снова был слышен смех малышей и песни взрослых, подбадривающие и пробуждающие детей:
Чымчык учту көзүн аччы,
Чычкан чыкты ийин казып,
Эчки келет, кулун тебет,
Курт-кумурска быякта,
Жөргөмүшү тыякта, менин балам каякта?
Птичка летит, открой глазки,
Мышка вышла, роет норку,
Козочка пришла, жеребенок взбрыкнул,
Червячки и мураши здесь,
Иноходец там, а где мой малыш?
Из семейного архива Акматова Каракойчу, с. Үч-Эмчек,
Таласский район, Таласская область, Кыргызстан
Обычно малыши вслед за мамами повторяли движения и звуки животных, и действительно верили, что мама не узнала его под звуки голосов животных, и с криком: «я здесь» без капризов играючи просыпались.
Игры для малышей и детей младшего возраста издавна имели целью помочь развитию мышления, моторики и двигательных способностей ребенка. Детские игры развивали ловкость, силу и быструю реакцию.