Нет фото

Все статьи автора [19]

17:00, 25 апреля 2021
Эпитафия Кюль-тегину - памятник тюркской рунической письменности VIII в.: Нести из рода в род велю вам: пусть войдут Они в народ «он ок» и в племя тат, и пусть, О тюрки, пусть всегда средь вас они живут! [9]. Примечательно, что в надписи наравне с небезызвестным этническим...
890 Развернуть статью
08:51, 19 апреля 2021
Великое переселение народов в Американский континент. В Библии (1906): «Потомки Иафета двинулись на восток и север Азии, в Индию, преимущественно населили Европу и проникли в Америку» [18, с. 20]. Известно, что до XVI века не было слова «Америка», оно, скорее всего, в...
4198 Развернуть статью
13:41, 29 марта 2021
В поэме «Илиада»: Не из-за храбрых троянцев я прибыл сюда, не с желаньем Им отомстить: предо мною троянцы ни в чём не повинны. Не отгоняли они моего табуна или стадо [2, с. 51] По эпическим сведениям, Ахейский вождь Ахиллес, один из главных героев «Илиады», троянцев...
1062 Развернуть статью
16:49, 19 марта 2021
Этноним монгол в источниках «Сокровенное сказание монголов» («Сокровенное») в оригинале «Монголын нууц товчоо» (транслит. «Monggul nighucha tobchiyan»), китайское наименование «Юань-чао би-ши» (или «Юань-чао ми-ши») («Секретная (фамильная) история...
1283 Развернуть статью
13:53, 11 марта 2021
В историографии имеется геополитическое понятие Табгач и «пять северных племен». О стране Табгач. Византийский автор раннего средневековья Феофилакт Симокатта (VI-VII вв.): «Те варвары, которые живут около Тавгаста, являются племенем очень сильным и многочисленным,...
1978 Развернуть статью
16:52, 5 марта 2021
Древний теоэпоним Спар Геродот (V в. до н.э.): «Ариапифа коварно умертвил Спаргапиф, царь агафирсов, и престол по наследству перешел к Скилу вместе с одной из жен покойного отца, по имени Опия» [2, (I, 211) с. 206]. Спаргапиф, династический родоначальник скифов, жил в VII в. до н.э....
2060 Развернуть статью
14:37, 1 марта 2021
«Күл Тегин эстелигинен» (из «Памятника Кюль Тегину» (Большая надпись). “(14) Оң жакта түштүктө табгач эли жоо эле, сол жакта Баз каган, тогуз эли жоо эле, кыргыз, курыкан, отуз татар, кытаң, татабы баары жоо эле” (“(14) Справа на юге народ табгач был врагом,...
1802 Развернуть статью
17:11, 22 февраля 2021
Общеизвестно, что в исторических источниках говорится о черных клобуках, берендеях, торках и половцах. Этнонимы торк, берендеи, черные клобуки – это, очевидно, эндонимы. Этническое название половцы (половец) – это русское имя [8, с. 57], т.е. экзоним. Однако какие этносы...
2044 Развернуть статью
12:50, 16 февраля 2021
Из Маленькой надписи (Кичине жазуудан). Памятник Кюль-тегину (Күл тегин эстелиги). “(2) Тогуз огуз бектери, эли бу сөзүмдү назарлуу эшит. Катуу тыңда” (“(2) Тогуз огузские беки, родовитая знать внимательно слушай эти мои слова. Навострить уши”) [1, с. 149]. Царевич...
3566 Развернуть статью
09:59, 13 февраля 2021
Кошой - один из главных героев эпоса «Манас», глава племени катаган, старейшина кыргызских родоплеменных структур. Племя катаган считалось устойчивой и надежной этнической единицей в сорокаплеменном Кыргыз журту. В эпосе «Манас»: Катаган эр Кошой [8, с....
1712 Развернуть статью
09:33, 9 февраля 2021
В эпосе «Манас» и «Сборнике летописей» Рашид-ад-дина (XIII-XIV вв.) могли бы находиться идентичные этнонимы, антропонимы (и эпонимы). Эпос «Манас»: Калча деген калкы бар, (У него народец калча,) Калча жайын сурасаң (В сущности, род калча) Кыргызга жакын каркыбар (К...
3898 Развернуть статью
14:57, 5 февраля 2021
В этимологических словарях: катуна «татарка», только в Сказ. Мам., ср. болг. кадън «турчанка», сербхорв. кадуна – то же. Из тюрк.: ср. тур. kadyn «госпожа, хозяйка» [14, с. 211]; катуна, ж., стар. жена, женщина. Др.-рус. катуна (с 1496 г.) жена (?); монг. chatun жена (Срезневский, 19...
993 Развернуть статью
14:44, 1 февраля 2021
Титул кан (хан). По пантеону богов тенгрианства (В.В.Радлова) самый высокий ярус неба значится 17 номером. Это – божество Кайра кан, «решивший судьбами вселенной» [3]. В эпосе «Манас» говорится о титуле кан (хан), титулы каган, хакан отсутсутвуют. В родословной...
3276 Развернуть статью
14:45, 28 января 2021
Титул Эр в исторических источниках и эпических произведениях. Так, «слово er является наиболее часто встречающимся в памятниках енисейской письменности обозначением мужчины, имевшего официальный статус феодала. Поэтому этот термин можно переводить не только как...
2822 Развернуть статью
15:09, 25 января 2021
Боевой конь. Из «Большой надписи в честь Кюль-Тегина»: (32) … В самом начале (сражения) он (Кюль-Тегин) бросился в атаку, сев на белого коня, (принадлежащего) Тадыкын-Чуре; этот конь там (33) пал. Во второй раз (т.е. при второй схватке) он сел верхом на белого коня,...
2802 Развернуть статью
09:41, 20 января 2021
Высокие островерхие тюрбаны и остроконечные шапки. У Геродота (V в.): «Саки же (скифское племя) носили на головах высокие островерхие тюрбаны, плотные, так что стояли прямо. Они носили штаны, а вооружены были сакскими луками и кинжалами» [1, с. 333], «саки-амиргийцы жили в...
2594 Развернуть статью
12:20, 16 января 2021
Древние формы института гостеприимства. У Геродота: «Гистией ведь был тираном Милета и, когда эти наксосцы – прежние гостеприимцы Гистиея – прибыли в Милет, как раз находился в Сусах» [2, с. 246]. В примечании: «В Греции существовали особые союзы (ксении) между...
2498 Развернуть статью
15:01, 12 января 2021
Лев Диакон (X в.) в «Истории» описывает встречу князя Киевской Руси Святослава Игоревича и императора Византии Цимисхия: «Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос — признак знатности рода» [19]. Похоже, средневековый автор был...
2743 Развернуть статью
19:10, 8 января 2021
Акыны-импровизаторы в эпосе «Манас» В эпосе «Манас» часто встречаются понятия акын (акын-импровизатор), ырчы (певец-импровизатор), жарчы (глашатай, бирюч). Быть в статусе певца-глашатая для каждого акына-певца считались честью и свершением. В нужный момент в...
2965 Развернуть статью

×