Добавить статью
10:54, 30 сентября 2016 15186

Похищение девушек – это «зордук», а не «ала качуу»

Этим летом пятеро парней ворвались в дом и применив силу украли и увезли девушку с целью принудить ее вступить в брак с одним из похитителей. На этот раз все обошлось и закончилось благополучно. «Прибывшим сотрудникам милиции удалось освободить девушку. Сам подозреваемый утверждает, что считал похищение девушки как обряд «ала качуу». 

bride

Несколько парней силой воруют одну девушку. Больше всего возмущает то обстоятельство, что это считается «обрядом», присущим нашему народу. То есть в обычае нашего народа считалось нормальным вот так вот прийти впятером (!), скрутить и увезти девушку? Страна проводит «всемирные игры кочевников», где всему миру демонстрируются свободолюбивый дух воинов, честь и достоинство номадов, твердые устои предков и т.п. Почему люди не задумываются над тем, что это недостойно? Даже если и «ничо, жашап кетти» как в фильме «Боз салкын», где, к сожалению, это преступление романтизируется.

 bozsalkyn

Фильм «Боз салкын»

Важное обстоятельство, которое все еще не учитывается в нашем обществе – это то, что существуют разные статьи для похищения человека (статья 123 УК КР) и похищения женщины (статья 155 УК КР). Непонятно, почему для похищения человека и женщины существуют различные статьи Уголовного кодекса. Случаи «зордука» должны рассматриваться как похищение человека и как изнасилование (статья 129 УК КР).

ayal

Большую роль в том, что для многих это стало «нормальным» благодаря хитрой подмене понятий, когда то, что всегда считалось преступлением и насилием – «зордук», стало называться романтически – «ала качуу». Хотелось бы обратиться ко всем с просьбой не использовать термин «ала качуу», потому что это, когда как Ромео и Джульетта. То есть «ала качуу» - это когда два влюбленных сбегают вместе по обоюдному согласию. По согласию девушки, в первую очередь. И это вовсе не обычай или обряд – это просто описание случая, когда сбегают двое влюбленных, родители которых не смогли договориться. Эти случаи в прошлом были очень редки, так как даже если девушка была согласна, все же это считалось преступлением, и семья молодого человека должна была выплатить крупный штраф в случае примирения. Если примирение не достигалось, то семья жениха могла быть избита и лишена имущества, и сам жених мог быть убит. При этом ни избиение, ни убийство жениха по обычному праву не могли считаться преступлением, так как все это считалось защитой чести и достоинства со стороны семьи девушки.

Здесь возникает вопрос и к семье похищенной девушки, которая считает стыдом возвращение своей «опозоренной» дочери и в большинстве случаев, к сожалению, идет на примирение, именно благодаря тому, что боится «позора». Отдать дочку, чтобы избежать позора. Своровать чужую дочь, чтобы жениться…

Это скорее тот самый дух времени – Zeitgeist, который сегодня заключается в том, что ненормальное стало нормальным. Это не из-за культуры или ущербности – просто такой период. Он бывает у всех народов. Такой период еще называют аномией. Когда ненормальное становится нормальным, а нормальное – ненормальным.

Например, цели надо достичь любой ценой. О методах достижения цели мало кто задумывается. И это идет на всех уровнях. Казалось бы, что плохого в том, чтобы создать семью, родить детей, продолжить род. Ради этого даже солидные бабушки, байбиче ложатся на пороге и кричат о том, что если похищенная девушка перешагнет через нее, то ее ждет проклятие бесплодия. Жеңешки, которые физически выматывают жертву, постепенно внушая ей беспомощность против судьбы.

Удивляет то, что хваленная женская солидарность совершенно не работает по отношению к новоприбывшей жертве. Все женщины рады тому, что прибыла новая келинка, которая теперь возьмет на себя бремя домашних забот. Келинки не хотят быть равными, келинки хотят себе келинок. Похоже на дедовщину в армии. Там тоже деды любят рассказывать о том, что дедовщина есть установленный вселенной закон мироздания и никто не сможет изменить его. Нужно принять свою судьбу.

babovshina

Беспомощность. Это пожалуй еще один из признаков нашего времени. Переломный момент, когда люди остались без привычной опоры на государство, строй, привычные устои. Многие вещи делаются только для того, чтобы внушить беспомощность людям. Забрать у них надежду. Народ делает революции – но результат нулевой. Хочет перемен – но везде одни и те же лица, которые теперь утверждают, что именно они и делали революцию.

Казалось бы, в такие моменты самая первичная ячейка общества должна устоять и люди должны найти опору в семье. Но этого зачастую не получается. В семье девочка зачастую нежелательна еще с рождения. По крайней мере, никто еще не встречал мальчиков по имени Жаңыл, Алмаш, Бурул и т.д. Почему мы удивляемся тому же уровню насилия в семье и изнасилованиям собственных родственников, если у нас считается «нормальным», когда создается семья через «зордук» (насилие, изнасилование). Первичная ячейка общества создается через насилие и как колесо сансары порождает такие же ячейки общества, в которых насилие и порабощение пожирает нормальность бытия, где люди выживают, но не живут, хотя до голода или войны мы еще не дошли. Поэтому похищенная девушка зачастую соглашается остаться не потому, что рада тому, что ее похитили, а потому что особой разницы нет. И часто люди не разглядев этого, начинают обвинять жертву в том, что она сама виновата в том, что ее похитили или в том, что она согласилась остаться. Позже и сама жертва будет заниматься самобичеванием и оставаться жить в своем новом доме.

friendly

«Я была слишком дружелюбной». Инсталляция на тему обвинения жертвы

Обвинение жертвы или самообвинение – это почти что тренд, психологическая ловушка на которой держится власть одного человека над другим. Вспомним хотя бы то, что любые попытки критиковать власть натыкаются не только на божественное (по словам одного из чиновников) проклятие, но и на то, что сами, мол, виноваты, сами выбирали, сами продавали свои голоса. И так далее. Народ сам навешивает на себя клеймо проклятия и теряет всякую надежду. Вспоминая, как люди шли на смерть, мне кажется, что это была попытка достойной смерти, потому что не было достойной жизни. Выход для людей, зажатых между мифологизированным величием предков и ужасающей реальностью. Ножницы, на которых отлично научилась играть власть, устраивающая шоу для «ощущения гордости за свою страну». Но эти ощущения мимолетны. Реальность уже наступила.

Многие, если не все, вещи решаются в семье. У нас любят учить мир уму-разуму, при этом не умеют воспитывать детей, уважать собственную супругу или супруга. Глядя на то, что сталось с детьми советской кыргызской интеллигенции, с ребятами с Дзержинки, с трудом воспринимаешь труды наших самых цитируемых мыслителей. Наверное, неслучайно енисейские кыргызы заставляли отца вора носить его отрубленную голову. Таким образом, отец нес полную ответственность за воспитание и результат воспитания собственного ребенка. Семья – зеркало общества, и если даже в ней изначально отсутствует ответственность за собственных детей, то откуда ей взяться в государстве, среди чиновников. Зачем удивляться уровню семейного насилия, если семьи создавались с насилия?

3381

В заключение хотелось бы еще раз обратиться ко всем с просьбой использовать исторически правильный термин «зордук» вместо привычного, но неправильного «ала качуу», для обозначения похищения человека с целью женитьбы. «Зордук» сильно бьет не только по слуху, но и по сознанию. Делает похищение тяжким преступлением, а не «обычаем» или «обрядом» предков. И самое главное, когда мы говорим «зордук» (преступление, а не обычай или романтика), мы не вовлекаем своих предков в эти преступления. Используя термин «зордук», мы также не вовлекаем в эти преступления весь народ, считая его обычаем или нормальным явлением. Только здоровые семьи способны породить здоровое государство.

Стилистика и грамматика авторов сохранена
Добавить статью

Другие статьи автора

31-05-2021
Битик. Происхождение древнекыргызского (тюркского) письма
50134

23-04-2019
Украденная государственность
21751

20-03-2018
40 элементов кыргызской культуры: 34. Казылык
20987

15-03-2018
Повстанцы с палками: образ «басмачей» в жизни и в кино
20976

15-12-2017
40 элементов кыргызской культуры: 33. Эреже
22182

24-11-2017
Почему у кыргызов нет чингизидов, а у казахов – есть?
163712

13-11-2017
Зордук и предательство родителей
25407

08-11-2017
Голод 1930-х годов: казахские беженцы и Киргизская АССР
52305

20-10-2017
40 элементов кыргызской культуры: 32. Эл
23650

29-08-2017
40 элементов кыргызской культуры: 31. Кут
19093

Еще статьи

Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×