Добавить статью
11:10, 1 августа 2016 10288

Когда виновата жертва – интерпретации 1916 года

Сто лет назад в регионе Центральной Азии начали разворачиваться события, которые стали переломными в судьбах здешних народов, в том числе и для кыргызов. 8 июля (25 июня по старому стилю) исполнилось ровно 100 лет со дня выхода царского указа о мобилизации инородческого населения на тыловые работы, который стал поводом для восстания местного населения в Центральной Азии. 17 июля (4 июля по старому стилю) начало центральноазиатских восстаний против российского колониализма в Ходженте, тогдашней Самаркандской области.

Столетие 1916 года отмечается не только в Кыргызстане – к нему основательно подготовились и в России. Там прошли множество конференций, изданы архивные документы, организованны поездки ученых с презентацией сборника документов. Одна из конференций, кстати, имела название «Цивилизационные и исторические основы гуманитарного сотрудничества России с государствами Центральной Азии» (к 100-летию восстания 1916 г.)

marasm

«Гуманитарное сотрудничество» и восстание 1916 года? Я глубоко убежден, что у дружественных и союзных наций, каковыми, по словам наших руководителей, на сегодня являются Кыргызская Республика и Россия, не должно быть лжи в отношениях, особенно по поводу прошлого, особенно по поводу 1916 года. Почему же России так важно если не контролировать, то влиять на ход мероприятий по 1916 году в нашей стране?

В первую очередь потому, что Россия все еще является государством со своими национальными окраинами, и с имперским мышлением руководства и мыслителей, которым необходимо внедрять идею о том, что именно Москва принесла завоеванным стабильность, порядок, прогресс, развитие, цивилизацию – в общем, обычные внушаемые колониальные штуки. Если это перестанет работать в постсоветском пространстве, то это перестанет работать и в российском.

Несмотря на то, что даже советская историография вначале оценивала продвижение России в Центральной Азии как «завоевание», оно считалось прогрессивным актом, принесшим стабильность в регион, спасшим кыргызов от мрачного средневекового феодализма, прозябания на задворках истории, от Кокандского ига, от завоевания Китаем или Британией. Эти аргументы до сих пор используются не только среди населения, но и в большей части научного Кыргызстана.

Всем понятно, что такие события как истребление кыргызов в 1916 году, изгнание их с земель, по всем законам жанра должны осложнить отношения между двумя народами. Однако, наоборот, эта величайшая трагедия кыргызского народа бессовестно используется московской пропагандой в свою пользу, которая идет еще с советского периода в истории России. Советская пропаганда производит еще большую ложь, о спасении кыргызского народа от погибели. В советском мифе важнейшую роль играют события 1916 года, известные кыргызам под названием «Чоң Үркүн» («Большой исход»), когда в результате подавления восстания спровоцированного мобилизацией инородческого населения, погибло сотни тысяч кыргызов. Большевистская революция 1917 года и лично В. И. Ленин, усиленно использовались в пропаганде спасения кыргызов от истребления царской Россией. «Если бы не Ленин – кыргызов бы не было» - это один из важнейших источников идеализации советского режима, который зафиксирован в литературе и кино с участием видных кыргызских деятелей искусства того периода. Таким образом, события 1916 года, хотя и хронологически относятся к царскому периоду, но играют важнейшую роль в советизации кыргызов.

Между тем, те же китайские кыргызы или афганские и турецкие кыргызы не делают никакой разницы между царской или советской Россией. У китайских кыргызов зафиксированы три исхода связанные со словом «Үркүн»: «Чоң Үркүн» - «Большой исход» (1916 год), «Орто Үркүн» - «Средний исход» (революция 1917 года и басмачество), «Кичи Үркүн» - «Малый исход» (коллективизация). Все три события имеют отношение к советизации и русификации Кыргызстана. Все три события делают, а точнее их сегодняшние интерпретации, делают такие вещи как прогресс, стабильность, индустриализация выше человеческой жизнь – что является одним из главных факторов советизации и мышления homo soveticus. Собственно, современная Россия сама делает и показывает, что нет разницы между царской и советской Россией.

71

Деидеологизации событий 1916 и последующей большевистской революции 1917 года в рамках одной страны, а не разных режимов. В этом случае одна из главных индульгенций для оправдания советского режима для кыргызов (наряду с победой во второй мировой войне), будет пересмотрена, что даст возможность для десоветизации кыргызов в целом. И если в победе есть хоть доля правды, если не считать, что сама война была чужой, то в спасении кыргызов Октябрьской революцией нет никакой доли правды. Более того потери кыргызов после революции могут быть гораздо большими. В таких случаях люди, которые привыкли к своим идолам, цепляются за то, что все-таки в результате революции, кыргызы смогли вернуться на свои земли. Можно благодарить за это волю бога, хотя не думаю, что богу есть до нас дело. В таком случае нужно поставить также памятник маньчжурскому императору Цяньлуню, который разбил Ойратскую державу, в результате чего, по версии историков, кыргызы также вернулись на свои земли.

Qianlong

Айсиньгёро Хунли (Цяньлун) – шестой маньчжурский император

Если говорят, что необязательно мемориальный комплекс должен быть в Бишкеке, можно поминать жертвы в любом месте, если говорят, что надо было съездить спокойно, получить денег за тыловые работы и выжить, если говорят, что не надо ворошить прошлое, если говорят, что это был удар в спину во время войны, если говорят, что это были происки германцев и османцев, если говорят, что сами кыргызские феодалы больше эксплуатировали своих и из-за них и произошло восстание – то люди, которые говорят такое – не признают право народа на сопротивление. Это слова «дежурных».

Нет никаких кыргызских феодалов, были царские московские чиновники-кыргызы, так было и так, иногда кажется, что, судя по всему, есть. Поэтому все эти идеологические сказки о двойном гнете, о том, что от «своих» страдали больше чем от колонизаторов – все это остатки былой мощной советской пропаганды

Неверно также считать, что все мужчины были призваны на фронт. Новые переселенцы, не родившиеся в Семиречье, а таких было большинство, имели бронь и не призывались, именно из них формировали казачьи сотни и дружины на местах.

sotni

Нельзя было просто так съездить на «тыловые работы» и вернуться и еще и денег получить за это. В трилогии «Кровь и пот» («Сумерки» 1961, «Мытарства» 1964, «Крушение» 1970) казахского писателя А. К. Нурпеисова (родился в 1924 году, его роман переведен на кыргызский язык «Кан менен тер») описываются такие тыловые работы, когда множество призванных погибло на турецком фронте зимой 1916/17 годов, каким унижениям они там подвергались:

«Еламан шел по степи, а видел горы, снег, мороз. Всю зиму русскую армию преследовали снежные завалы. Но завалы расчищали каждый раз, вспыхивала перестрелка, звонко бахали в горах орудия, армия продвигалась еще за один перевал.

Пройдя с боями, с большими потерями триста километров, русские захватили крепость Арзрум, заняли город Сарыкамыс и порт Трапезунд, после чего командование стало усиленно готовить Мосульскую операцию.

Еламан шел домой, а мыслями был все далеко, в горах. В свисте, в сумраке горной метели мелькали выбеленные снегом солдатские шинели, черные жала штыков, оранжевые вспышки и глухие хлопки выстрелов. Как тесно потом, после боя, по всему ущелью грудились снежные бугорки, из которых то торчали сапоги с синевато блестевшими, стертыми подковками, то папахи, то высовывалась вверх скрюченная желтая рука…

Бог ты мой, как много народу погибало каждый день! Бывало, долго болеет, пока не умрет какой-нибудь старик, — разве не оплакивал его весь аул? Разве не носили женщины траур по нему целый год? А там, на фронте, на глазах ежедневно тысячами падали в снег и умирали люди. Живые, спотыкаясь о закостеневшие трупы, проваливаясь в сугробах, тащились все дальше и дальше.

qanmenter

Экранизация романа в 1978 году. Режиссеры Азербайджан Мамбетов, Юрий Мастюгин

Чем глубже забирались русские в горы, тем непостояннее была связь с тылом. Обозы не успевали за армией. В армии кончались боеприпасы, не стало продовольствия. Солдаты начали голодать. Рабочие батальоны— тысячи казахов, узбеков, киргизов — на лютом морозе, голодные, полуголые, вслед за армией, тоже оборванной и голодной, прокладывали в горах железную дорогу. Строительных материалов не хватало, не было рельсов. Целый месяц в начале зимы стояла работа: ждали, когда снимут и привезут из далекой России рельсы Вологдо-Архангельской железной дороги.

Ослабевшие от голода, обмороженные, худые, люди умирали быстро, падали в снег и уж не поднимались. Страшно было смотреть и на живых. Рай еле двигался и все плакал последние дни. «Какой холодный ветер! — говорил он. — Выдувает из глаз слезы». Еламан отдал ему всю свою теплую одежду, но Рай все равно не мог уже согреться. С поднятым воротником, в надвинутой на уши шапке, с лопатой под мышкой, он все норовил стать спиной к ветру. Еламан работал, а сам глаз с него не спускал, боялся, что Рай упадет и заснет. А когда человек падает и засыпает, его уж не разбудить, это Еламан знал.

Однажды вечером среди казахов пошел слух, что к ним на помощь пришлют большой конный отряд. На другой день к обеду в облаках пара показался отряд. Казахи, укладывавшие в это время шпалы, разогнулись, стали глядеть на всадников. Солдаты, которых сняли с теплого места, были злы. Один особенно бросился всем в глаза. Долговязый, конопатый, он сразу спешился, отошел от своих, поглядел на работу, на казахов и заматерился. Проходя мимо Рая, он вдруг встопорщил усы, крикнул:

— У, морда, мать твою… — и ударил Рая в ухо.

Рай покачнулся, схватился за голову. Еламан, бросив лопату, подскочил к солдату и рванул его за шиворот. Солдат крутнулся, вырвался.

— Ах т-ты! Ребята!

Кое-кто из солдат успел уже спешиться. К конопатому сразу подошли четверо, заухмылялись. Еламан покосился на казахов, казахи моргали, отворачивались.

— Ты, гад, кого хватаешь? — хрипло сказал конопатый и ударил Еламана в глаз.

Еламан мотнул головой, зубы его стукнули, а конопатый, тяжело задышав, ударил его второй, потом третий раз… Еламан зажмурился и, вытянув руки, кинулся на конопатого. Товарищи конопатого заржали от удовольствия. Но Еламану удалось-таки добраться до конопатого, он схватил его за горло, рухнул на него всей тяжестью, повалил и стал душить, рыча и сплевывая кровь. Тогда вступили в дело друзья конопатого. Они ухали, подскакивали, били Еламана в голову, в бока, и он, все еще сжимая крепкую шею конопатого, почувствовал вдруг, что сейчас его забьют до смерти».

И если кто-то думает, что призванных ожидало тепленькое место «тыловых крыс», да еще и с денежным вознаграждением, то он глубоко ошибается, или хочет ошибаться в угоду конъюктуре или сам таковым является.

Стоит отметить, что потери обеих сторон на Кавказском фронте неизвестны из-за развала обеих империй (Российской и Османской), но есть факты того, что та же Мосульская операция была отменена не только из-за Февральской революции, но и больших небоевых потерь из-за малярии среди русских солдат. Тогда что говорить о тех «инородцах», которые были призваны на «тыловые работы».

Достаточно прочитать этот документ «Правила о порядке использования инородцев, привлекаемых по реквизиции для работ внутри Империи на государственную оборону», чтобы понять отношение к «инородцам», которых «реквизировали» и «использовали» - лексика применяемая к скоту, а не к людям – чтобы понять, каково было тем, кто был «реквизирован».

rekvizitsiya

Появились также обвинения в том, что кыргызы и другие “инородцы” жирели на войне, отсиживаясь в тылу и продавая все для фронта, и что они должны быть благодарны царю за то, что их защищали от врагов и не брали в армию. Послушаем самих кыргызов о причинах бунта и какова была цена того, что инородцы не были военнобязанными.

Повстанцы о причинах восстания (Восстание 1916 года в Средней Азии. Сборник документов. Ташкент, 1932. С. 163 – 164)

Кульджа. Копия прошения кара-киргиз Пржевальского уезда на имя российского консула в Кульдже.

Мы, Кара-Киргизы Пржевальского уезда, Курткамерганской, Багатинской, Кунгейаксуйской, Тюпской, Курмектинской, Кенсуйской, Тургенской, Бехназарской всего восемь волостей, пришли к границе в количестве 4595 кибиток. Среди пришедших есть много женщин и детей. Прошение наше заключается в нижеследующем:

Принадлежащие нам земли от нас взяли под предлогом, что мы не отбываем воинскую повинность, нам же оставили горы. Но горы, занятые лесом, оказались казенными. На скот и юрты наложили подать. Поля отошли к крестьянам, а горы отошли в казну и нам нечем было жить. Отопляться нам тоже было очень затруднительно. Цены на лес повысились в десять раз, так что деревья дошли от 3-х до 15-ти рублей штука. Билеты заставили брать по два раза в год и бедные не в состоянии делать это, а если срубят одно дерево, то лесная стража составляет протокол на десять деревьев. Каждая волость ежегодно платила штрафа по несколько тысяч рублей, причем, кто был в состоянии, тот платил, а бедные отсиживали под арестом. Приказывали помогать России в войне и мы помогали раз пять. Кроме двух налогов, которые мы платили каждый год, на нас наложили на каждую юрту по 4 рубля. Взято налога с 80 юрт. Понадобились юрты для армии, попоны для лошадей. Заставили нас, по распоряжению губернатора, сеять опий и установили таксу по 12 рублей за фунт, а если кто будет продавать на сторону, то приказали сажать в тюрьму на 4 месяца или платить 500 рублей штрафа. Оказалось, что мы потерпели убыток. С нас взяли приговор о том, чтобы мы отдали на службу с 19-ти до 31 года, а если не отдадим то будем расстреляны, но молодежь, не слушавшись старых людей, стала бежать. Уездный начальник говорит, что молодежь бежит по вашему убеждению и потому мы были наказаны. Сидевшие в тюрьме и показавшиеся на глаза, кроме татар, были убиты – это говорили нам бежавшие раненые из Пржевальска. Услышав такие вести, испугавшись и думая, что нас ни одного в живых не оставят, стали бежать к границе Китая, жившие по дороге крестьяне начали стрелять, сколько ими убито – неизвестно. Оставшиеся в живых лишились скота, юрт, а сзади гнали нас войска. Китайские власти задержали нас на границе. Сейчас у нас нет пищи, юрт, корма для лошадей, на которых бежали. Наступает зима, для нас и скота будет плохо. Обращая внимание на наши слезы, просим направить наше прошение к Вашему начальству, так как у нас нет хлеба и соли и потому обращаемся к Вашему высокородию, не найдете ли возможным помочь нам. Расписавшись, приложили печати (Следуют подписи и печати).

Верно: Секретарь Консульства А. Зилькевич.

То, что изначально кыргызы собирались бежать в Китай, а не поднимать восстание подтверждают и российские официальные документы того времени.

doc_00041

doc_00042

Все это позволяет согласиться с современником восстания Г.Бройдо, который считал это восстание спровоцированным, а не спланированным национально-освободительным. Цель - «очистка земель от ненужного человеческого материала». Об этом в следующей статье.

Стилистика и грамматика авторов сохранена
Добавить статью

Другие статьи автора

31-05-2021
Битик. Происхождение древнекыргызского (тюркского) письма
49858

23-04-2019
Украденная государственность
21615

20-03-2018
40 элементов кыргызской культуры: 34. Казылык
20843

15-03-2018
Повстанцы с палками: образ «басмачей» в жизни и в кино
20831

15-12-2017
40 элементов кыргызской культуры: 33. Эреже
22066

24-11-2017
Почему у кыргызов нет чингизидов, а у казахов – есть?
162158

13-11-2017
Зордук и предательство родителей
25268

08-11-2017
Голод 1930-х годов: казахские беженцы и Киргизская АССР
51843

20-10-2017
40 элементов кыргызской культуры: 32. Эл
23463

29-08-2017
40 элементов кыргызской культуры: 31. Кут
18963

Еще статьи

Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×