Многие ошибочно считают, что кыргызы не пользовались лыжами, однако это не так. Например, в китайских источниках говорится, что енисейские кыргызы использовали лыжи. В китайской летописи "Тайпинхуаньюйцзи" ("Описание мира годов правления Тайпин") 976-983 гг., Сунская династия, в главе о кыргызах так пишут:
«(Эти) люди любят охотиться на животных. Все пользуются деревянными конями (лыжами). Когда поднимаются и опускаются по северному склону гор, (так) стремительно несутся, точно летят». [Перевод Н.В.Кюнер. Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. М., 1961]
В Юаньши (летопись окончена в 1370 году) так пишут о лыжах кыргызов: «Обычаи цзилицзисы отличаются от обычаев всех других владений. Их язык похож на язык уйгур. Живут цзилицзисы в хижинах и юртах. Занимаются скотоводством и кочуют в зависимости от наличия воды и пастбищ. Имеют значительные сведения об обработке земли. Как выпадает снег, верхом на деревянных конях (т.е. лыжах - Э. Б.) выезжают на охоту. В их землях есть породистые лошади, а также белые и черные охотничьи соколы». ("Юань-ши" (история династии Юань). Изд. в серии Сыбубэйяо, т.034, Шанхай, 1935-1937 гг. Цзюань 63. Географический раздел, стр 487. В Сведения в "Юань-ши" о переселениях кыргызов в XIII в. Известия Академии наук Киргизской ССР. - Фрунзе, 1965 - СОН - т. V - вып.1 - C. 59-65)
У Рашид ал-Дина в Джами ал-Таварих («Сборник летописей» - труд полностью закончен в 1310-11 году при дворе Хулагуидов на персидском языке) описыватся, что лыжи знакомы и кыргызам и вообще в Туркестане и Могулистане. "Так как в их стране очень много гор и лесов, а снег выпадает в большом количестве, то зимой по снежному покрову они бьют массу дичи. Они делают особые доски, которые называют чанэ, и на них становятся; сделавши из ремня поводья, прикрепляют их к передним концам досок, берут в руки палку и, скользя по снежному покрову, упираются той палкой в землю, подобно тому как гонят по воде судно.
Они так гоняются на чанэ/лыжах/ по степи и равнине, по спускам и подъемам, что настигают горного быка и других животных и убивают. Рядом с теми чанэ, на которых сами находятся, они тащат привязанными другие лыжи; на них они складывают убитую дичь. Если даже наложат на них две-три тысячи манов груза, то потребуется небольшое усилие, чтобы с легкостью идти по снежному насту. Если же кто-либо будет несведущий и неопытный в этом деле, то, когда он побежит, ноги его разойдутся врозь и разорвутся, особенно на спусках и при быстром разбеге. Обученный же человек бегает с великой легкостью. Никто сему не поверит, пока не увидит.
Молва достигла благословленного слуха государя ислама, он приказал привести группу лиц, которые были из той страны. Они сделали то как раз тем способом, который только что изложен. Он был доказан, и в нем не было ошибки. В настоящее время государь приказал вторично сделать испытание. Чанэ знают в большинстве областей Туркестана и Могулистана. Особенно же о них имеют понятие в областях Баргуджин-Токум, у племен: кори, киргиз, урасут, теленгут и тумат, потому что в этих областях особенно употребляют этот способ передвижения. Тот упомянутый народ твердо и непоколебимо стоит на том правиле и обычае и постоянно пребывает в лесах".
Собственно лыжами (на кыргызском чаңгы) люди пользовались еще с каменного века. Что касается кыргызов, то по крайней мере с Тагарской эпохи (VIII—III века до н. э.), кыргызы пользовались лыжами. Этому служит подтверждением петроглифы на священном для древних кыргызов и современных хакасов месте, называемом сегодня «Сундуки» на Енисее (Четвертый Сундук на р. Белый Июс – приток Енисея) и на Шелаболинских скалах у р. Тубы, правого притока Енисея.
Тагарский лыжник-воин мог выглядеть таким образом
Кстати в том регионе до сих пор традиционными пользуются лыжами, которые у наших братских народов хакасов называются – сана, у алтайцев – чана и зачастую это лыжи с камусом. Камус — шкура, снятая с голеней копытных животных — оленей, лошадей, лосей. Короткая шерсть на этих местах держится особенно прочно и практически не вытирается. Её приклеивают к лыжам шерстью по направлению скольжения. Она не мешает движению вперед, но совершенно не дает лыжам скользить назад.
По находке в могильнике Ростовка (15 км от Омска) относящемуся к сеймино-турбинской культуре (середина 2-го тысячелетия до х.э.) мы видим использование для передвижения одновременно лыж и лошадей.