Добавить статью
8:52, 31 марта 2023 Обновлено 9:31 31 Марта 2023 3064

«Жаңы таңнаама» (XI в.) о традициях, обычаях древних кыргызов

«Жаңы таңнаама» (XI в.) о традициях, обычаях древних кыргызов

Автор: Асылбек Эшиев

Исторический труд «Жаңы таңнаама» («Новая таннаама») (1060 г.) неизвестного китайского автора XI века переведен с китайского на кыргызский язык китайскими учеными-филологами Мамбеттурду Мамбетакуном и Макелек Өмүрбай Кармыштегином (2004).

«Жаңы таңнаама»: «Кыргыз тутук мекемеси Жингуандын 22-жылы Ишбара ябгунун элине курулуп, оң канаттагы Анбий коргоочу мекемесине карады» [1, с. 191].

В «Жаңы таңнааме» говорится, что ордо Кыргыз тутука в 22-году Жингуана располагался на земле Ишбары ябгу, и отнесен к ордо оң канат Анбийа. В списке каганов Западнотюркского каганата антропоним Ышбара (ышбара): 1) Эль-бильге ышбара-ябгу-каган, 630-631 (631 г.?) гг. 2) Ышбара Эльтериш Шир-каган, 634-639 гг. 3) Эль-бильге Ышбара-ябгу-каган, 640-641 гг.4) Ышбара-каган, 651-657 гг.) [6, с. 166]. В эпосе «Манас»: “Окчо кыргыз уругу, (Род кыргызский окчо,) // Ыспаранын улугу … (Он глава Ыспары …) [9, с. 51]. Атамдан калган жер экен (Наша Земля-Отчизна) // Испара менен Алайды … (Алай и Испара …)” [9, с. 151]. По всей вероятности, эпический этнотопоним Ыспара (Испара) назван в честь родового антропонима Ышабара (Ишбара). Очевидно, Ишбара ябгу в китайском источнике и Ышбара ябгу-каганы в древнетюркском каганате из одной древней родоплеменной структуры. Если антропоним Ышбара связан родственными узами с кыргызами, то речь могла бы идти о родовых связях кыргызов со скифским, сакским, массагетским антропонимом Спар (VII-VI вв. до н.э.).

«Жаңы таңнаама»: «Кыргыздар уйгурларды чаап алып, Тайхы каныш кызды колдоруна алышкан; кадыресе, өздөрүн Ли Лиңдин урпактарынанбыз, Таң менен тектеш келебиз, дешкен» [1, с. 268].

В «Жаңы таңнааме» отмечается, что 839-840 гг. кыргызы побеждают уйгуров, завладевают принцессу Тайхы (Танской династии), себя считают потомками Ли Лиң и сородичами Танской династии. По историческим сведениям, Ли Лиң (ум. 74 г. до н. э.) - полководец китайской династии Хань. Енисейские кыргызы считали себя его потомками, кыргызские каганы вели свою генеалогию от него. Ли Лиң был этническим кыргызом, призванный Ханской династией возглавить китайскую армию. В истории много таких примеров, когда знатные и славные герои, полководцы призывались возглавить армию сопредельных государств. Например, византийский федерат гунн Аспар (V в.), командовал варварскими силами Византийской империи, или грузинские цари средневековья призывали тюркских полководцев возглавить их армию и защитить Грузию от внешних захватчиков. Судя по всему, кыргыз Ли Лиң командовал армией Ханской династии, включая войск кочевников.

Китайский автор в «Жаңы таңнааме» подтверждает, что кыргызы были потомками Ли Лиңа, сородичами Таңской династии, которое согласуется с историческими сведениями. Так, у истоков династии Тан, на время правления которой (VII-IX вв.) приходится расцвет Китая как империи и «золотой век» китайской культуры, стояли выходцы из тюркских степных народов [5, с. 18]. Или, в 709 г. по инициативе Барсбека создается мощная антитюркская коалиция, в которую входят Кыргызский каганат, империя Тан и Тюргешский каганат [4, с. 80]. Таңская династия в Северном Китае, помимо союзнических отношений, имела родственные корни с тюркскими и кыргызскими племенными объединениями. Главное в том, что кыргызы считались родичами правящей элиты империи Таң (618-907 гг.), следовательно, определенная часть кыргызских племен могла участвовать в прямом управлении огромной империей в пределах Северного Китая.

«Жаңы таңнаама»: “Баш кишисин “Эр” деп аташат. “Эр” сөзү тек атка айланып кеткен” [1, с. 294].

В «Жаңы таңнааме»: “Главу Кыргыз ордо называли “Эр”. Слово “Эр” стало нарицательным”. По мнению исследователей “слово er является наиболее часто встречающимся в памятниках енисейской письменности обозначением мужчины, имевшего официальный статус феодала” [7, с. 58]. “Наиболее поздним наращением к имени Манаса является, вероятно, типичное для древнего и средневекового тюркского эпоса определение эр в форме Эр Манас по типу киргизского Эр Тёштюк или казахских Ер Саин, Ер Таргын” [15, с. 30]. У Манаса титул эр впервые замечается в период первого похода кыргызских войск из Алтая в родные Кыргызские земли (“Эринбей турган эр Манас” (Неутомимый эр Манас)) [9, с. 60]. По эпическим данным, титул эр (герой) не передавался по наследству, а присваивался за особые заслуги и отвагу в боевых действиях.

«Жаңы таңнаама»: “Эр кыштын күнү суусар тебетей кийет, жайында төбөсүнө алтын отогот тагылган төбөсү шоңшогой, кизеги кайрылган калпак кийет; нөөкөр-жөөкөрлөрү демейдеги калпактарды кийишет” [1, с. 294].

«Жаңы таңнаама» о кыргызском калпаке: Главный Эр зимой носил тюбетей куньей опушкой, летом носил высокий островерхий калпак на верху с золотой бусинкой отогот, а воины носили обычные калпаки. В эпосе «Манас»: Кырк калпактуу кыргызды (Сорока колпачного кыргыза) [16, с. 249]. Ак калпакты кийди эми, (Белый колпак себе надел,) // Алчайып атка минди эми (На коня теперь грузно сел) [11, с. 104]. Пожалуй, китайский летописец еще раз напоминает, что кыргызы носили высокий островерхий калпак. Как известно, о таком головном уборе говорилось в древнейших шумерских письменах, древнеперсидских источниках, трудах Геродота.

«Жаңы таңнаама»: “Бир чоң туу сайышат. Демейде туусу кызыл болот да, ар кайсы уруу өздөрүнүн белгисин түшүрүп алат [1, с. 294].

Китайский историк отмечает, что кыргызы водружают один большой флаг. Обычно флаг был красного цвета, каждое племя на нем изображало свой родовой знак. В эпосе «Манас»: Ногойдон калган кызыл туу, (Красный флаг от Ногоя,) // Жакыпта калган мына бу, (Хранился у Жакыпа,) // Оболотуп аштады (Подняли его вверх) [8, с. 290]. Агала байрак, кызыл туу (Бело-пестрое знамя, красный флаг) // Абам Кошой абаке (Дядя мой Кошой дяденька) // Эми колго алды эми (Вот теперь взял в руки) [12, с. 509]. Следует подчеркнуть, что во всех вариантах эпоса «Манас» говорится о красном государственном флаге Кыргыз журту. Агала байрак (бело-пестрое знамя), это, должно быть, знамя хан ордо.

«Жаңы таңнаама»: “Адам өлсө, жерлигине койордо ый-ойында бетин тилишпейт. Сөөктү үч тегеренип өкүрүп ыйлашат” [1, с. 295].

В китайском средневековом труде пишется о кыргызском ритуальном мужском плаче, где при смерти человека не царапают лица. Вокруг тела кружатся три раза с мужским плачом. По Иордану (VI в.), когда Аттила умер (454 г.) отборнейшие всадники всего гуннского племени поминали его подвиги в погребальном песнопении [3, с. 117]. Стало быть, в ритуальном мужском плаче (өкүрүү) гуннских отборных всадников мужчин-плакальщиков (өкүрүп кошок айткандар), отражается пройденная жизнь и героические подвиги великого гунна.

В эпосе «Манас» хан Кокотой накануне своей смерти наставляет: Кырк уруу кыргыз балдары, (Сыны сорокаплеменного кыргыза,) // Кыйкырып келип калбасын! (Должны сдерживать обрядовый плач!) [10, c. 13]. По замыслу эпоса, по стародавней традиции, представители всех племен Кыргыз журту были наготове верхом на конях с великим плачем предстать перед многотысячной, горевавшей публикой на поминках Кокотой хана. Однако, наставление Кокотой хана одно, а традиция предков другое. И в этой знаменитой тризне кыргызского хана, соблюдены все предписания кыргызского древнего поминального обряда.

«Жаңы таңнаама»: “Закон жосуну аябай бекем. Согуштан коркуп качкандардын, элчиликти аткара албагандардын, мамлекет ишине ушак тараткандардын башы алынат” [1, с. 295].

В «Жаңы таңнааме» подчеркивается, что у кыргызов закон был очень строг. За дезертирство, за невыполнение обзанности посла, за клевету государственных структур отрубали головы. В эпосе «Манас»: Ууру кылып ат алсаң, (За конокрадство,) // Кокус элге катылсаң, (За разбой и насилие,) // Ажалдан мурун өлөсүң, (Будете казнены,) // Акыретти көрөсүң! (Отправитесь на тот свет!) [13, с. 133]. На тризне Кокотая Манас издает указ, что за нарушение общественного порядка, конокрадство, виновные будут приговрены к смертной казни.

«Жаңы таңнаама»: “Уйгурлар бара-бара алсырайт. Эр өзүн каган атайт. Анын энеси Түркөштүн кызы экен. “Эне катын” деп атайт экен. Аялы Карлук ябгунун кызы экен. Ал “катын” деп аталат экен” [1, с. 298].

По сведениям “Жаңы таңнаама”: “Уйгуры постепенно ослабевали, Эр себя назовет каганом. Мать Эр кагана кыргызов была дочерью кагана Тюргешского каганата с высоким титулом “Эне катын”. А супруга Эр кагана была дочерью Карлука ябгу с титулом “катын”. Как видно, в канун своего великодержавия кыргызы имели крепкие общественно-политические, родственные связи с державными тюргешами, карлуками и мощными племенами хатунских родов. В исторических источниках: “Докуз-хатун [принадлежащая] к кости кереит, дочь Уйку сына Онг-хана. Так как она была женою отца [Хулагу-хана] … Еще жена – Кутуй-хатун, дочь … от кости государей народа конкурат” [14, с. 18]. “Сами каганы женились на представительницах «хатунских родов» Ашидэ и Басмыл, а также на принцессах суверенных держав” [2, с. 154].

В эпосе «Манас»: Бердикенин катыны (Катын Бердике) // Беленденип калыптыр, (Во всеоружии,) // Дамбылданын катыны (Катын Дамбылды) // Даярданып калыптыр, (Готова на все сто,) // Акбалтанын катыны (Катын Акбалты) // Азыр болуп калыптыр (Держит ухо востро) [8, с. 74]. Надо отметить, что по эпосу мужья (Бердике, Дамбылда, Акбалта) вышеупомянутых катын (жен) были главами племен каракалпак, тюрк, нойгут. Возможно, эти небезызвестные эпические герои состояли в браке с представительницами именитых древнетюркских хатунских родов (ашиде, басмыл, барсилей, кереит, конгурат и т.д.). Примечательно, что историко-этнографические параллели, аналогии в средневековом китайском источнике и кыргызском героическом эпосе «Манас» в основном совпадают и идентичны.

Эшиев Асылбек Мирзатилаевич, профессор Жалал-Абадского государственного университета имени Б. Осмонова. Кыргызстан

Список источников информации:

1. Жаңы таңнаама // Ханзу жазмаларындагы кыргыздар. Шинжаң коомдук илимдер академиясы. Башкы түзүүчү: Мамбеттурду Мамбетакун. Шинжаң эл басмасы, 2004. (Новая таннаама // Кыргызы в летописях Ханзу. Шинжанская общественная научная академия. Главный составитель: Мамбеттурду Мамбетакун).

2. Из истории дореволюционного Киргизстана. Фрунзе: «Илим», 1985.

3. Иордан. О происхождении и деяниях гетов. М., 1960.

4. Историко-культурный атлас Кыргызстана. Довер-Москва-Бишкек, 2001.

5. Кадырбаев А. Ш. Тюрки евразийских степей в средневековых империях арабов, иранцев, индийцев и китайцев. VII-X вв. // Иран-наме, 2007, №1.

6. Кляшторный С. Г. Генеалогия и хронология западнотюркских и тюргешских каганов VI-VIII вв. // Из истории дореволюционного Киргизстана. Фрунзе: «Илим», 1985.

7. Кызласов И. Л. Древнехакасские надписи на плитах кургана Узун оба // Советская тюркология, 1985, №1.

8. Манас. Сагымбай Орозбак уулунун варианты боюнча. I китеп. Фрунзе: «Кыргызстан», 1984. (Манас. По варианту Сагымбая Орозбакова. I книга).

9. Манас. Сагымбай Орозбаковдун варианты боюнча. II китеп. Фрунзе: «Кыргызстан», 1980. (Манас. По варианту Сагымбая Орозбакова. II книга).

10. Манас. Сагымбай Орозбаковдун варианты боюнча. III китеп. Фрунзе, 1981. (Манас. По варианту Сагымбая Орозбакова. III книга).

11. Манас. Эпос. Саякбай Каралаевдин варианты боюнча. I китеп. Фрунзе: «Кыргызстан», 1984. (Манас. По варианту Саякбая Каралаева. I книга).

12. Манас. Манасчы Шаабай Азизовдун варианты боюнча. Бишкек: «Кут Бер». 2013. (Манас. По варианту Шаабая Азизова).

13. Манас. Шапак Рысмендеевдин варианты боюнча. Бишкек: «Газета.KG», 2013. (Манас. По варианту Шапака Рысмендеева).

14. Рашид ад Дин. Сборник летописей. Том II. М.-Л., 1960.

15. Урманчеев Ф. Имя эпического героя // Советская тюркология, 1986, №4.

Стилистика и грамматика авторов сохранена
Добавить статью

Другие статьи автора

31-05-2024
Барпы апыздын төрт такылети
579

08-05-2024
Первая победа на Алтае в эпосе «Манас»
564

12-04-2024
Манаска чейинки Алтайдагы кыргыз
952

01-03-2024
Красный флаг Кыргыз журту
1410

04-12-2023
Грандиозная тризна в эпосе «Манас»
1998

02-12-2023
«Манас» эпосунун тарыхый орду жана заманбаптыгы
2025

24-11-2023
Токтогул ырчы, Асан Кайгы жана Жаныбек хандар
1628

23-06-2023
Акындар поэзиясы Чыгыш ренессансында (интегративдик тенденциялар)
2356

20-06-2023
Акындар поэзиясы орток түрк адабиятында (абалы)
2663

12-06-2023
Кыргыз жазма поэзиясынын башаты
2694

Еще статьи

Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×