Впервые Котян Сутоевич появился в истории в 1205 г. Этот хан принадлежал к племени дурут. «Мстислав Удатный женился на дочке Котяна, которая была при крещении названа Марией. В 1223 г. Котян обратился за помощью к своему зятю» [Головко 2007, 81-82; Головко 2006, 259, 272; Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов 1950, 62, 265; Тизенгаузен 1884, 541]. В Ипатьевской летописи имеются сведения, что князь выступил как союзник кыпчаков в войне против монголов [Ипатьевская летопись 1962, 742] [7]. Перед битвой на Калке, половцы в лице Котяна, первыми обратились за помощью к русским князьям. Наверное, дешти-кыпчакцы были осведомлены о том, что собственно кто к ним приближается с мобильным войском с азиатского востока, в любом случае, не из родственных или дружественных племен. Русский зять хана Котяна, Мстислав Мстиславич, был не удельным князьком, а князом Новгорода (1209-1218), Галиции (1215-1216?, 1219-1226), правил Руской землей в Понизье Днепра, а в Торческе (1203-1207, 1226-1228) в сообществе с ханами черных клобуков Береньди. Он активный участник проигранной битвы на Калке (1223), где ему удалось спастись от гибели. Разумеется, быть зятем главы всей Кыпчакской Степи, или тестем именитого князя из династии Рюриковичей – это вопрос уже не межэтнического (или межкультурного) характера, а вопрос прежде всего геополитического диапозона. Видать, у половецкого хана Котяна был влиятельный и крепкий союзник на Руси.
Антропоним Сутоевич (Сеулту, Солто), этноним шато (чата).
Племя шато входило в состав «Десятиствольного народа» и жило на реке Чу. Г. А. Гейбуллаев (1978, с. 80) отмечает, что шато как древнетюркский этноним утрачен в IX веке, сохранился только как название подразделения среди разных народов. Например, племя шато в XIX веке отмечено среди киргизов. В VI-VII вв. от Западной Сибири до Северного Кавказа раскинулся тюркский каганат, в состав которого входило и это племя (Гейбуллаев Г. А. 1977, с. 13) [9, с. 150]. Тюрки-шато (кит. упр. 沙陀, пиньинь shātuó, палл. шато или кит. упр. 沙陀突厥, пиньинь shātuó tūjué, палл. шато туцзюэ) - тюркский кочевой народ, потомки среднеазиатских хуннов из объединения чуйских племен алты чуб, произошли от племен чуюе [6, с. 374]. Здесь речь идет об этносе шато, который состоял в древнетюркском племенном сообществе алты чуб. Из надписи Кюль Тегина: «sekiz yegirmi yasima alti cub sugdak tapa suledim, budung anda bozdum» [21, с. 60] (буквально: в восемнадцать лет шел войной против шести чуб и сугдак, их народ там разбил). В орхонской каменной надписи говорится об этническом объединении алты чуб, поверженные Кюль Тегином еще в первой четверти VIII в. во владении Второго Восточно-тюркского каганата. В эпосе «Манас» близким соратником главного героя был эр Чубак. Быть может, эпический эпоним (до интронизации: Болот) Чубак состоял из антропонима Чуб и теонима Ак (в эпосе «Манас»), и, возможно, мог быть причастен к орхонскому клану алты чуб.
В историческом труде Мойсея Каганкатваци (X в.): «Католикосъ Виро построил 6 городовъ во имя Шата, сына хазарскаго князя, Джебу-Хагана: Шатаръ, Шаки, Ширванъ, Шамахъ, Шапоранъ и Шимкаръ» [10, с. 363]. В названии города Шатарь легко просматривается антропоним Шато принца Хазарского каганата, соответственно, в X в. племенное сообщество шато могло главенствовать в пределах Южного Кавказа. По всей видимости, средневековому армянскому писателю суждено было стать очевидцем громадного градостроительства во владычестве Джебу-Хагана. В эпосе «Манас» говорится о Кырым журту, числившийся в когорте евразийских региональных журтов [16, с. 152], похоже, манасчы-сказителем имелось в виду державное государство времен эпических событий - Хазарский каганат. В комментарии к книге «История государства киданей» В. С. Таскина: «Ли-Кэ-юнь (856-908) был отцом Ли Цунь-сюя – создателя Поздней династии Тан, вошедшего в истории под именем императора Чжуан-цзуна, происходил из тюркского племени шато» [20, с. 349]. Главное, что Позднетанская династия состояла из тюркского племени шато. Или же «Тана. … Ал-Асир среди предводителей части огузов, поселившихся при Вахоудане (XI в.) в Азербайджане, называет личное имя Дана. Этноним тана известен у казахов, узбеков и туркмен» [22]. Если огузский антропоним Дана (Тана) располагал родственными узами к Позднетанской династии, то речь могла бы идти о наличии этноса шато в рубежах Южного Кавказа в XI веке, после того, как прекратил свое существование Хазарский каганат. Выходит, род Шато (этнос шато) доминировал в Тюркском и Хазарском каганатах, и Поздней династии Тан, и, не удивительно, что военно-политический субъект с таким историческим и политическим багажом господствовал далее и на просторах Дешт-и Кыпчака с XI века до вторжения татаро-монгол (1238 г.).
В эпосе «Манас»:
Куткарбады кудайым (Бог нас еще не вызволил)
Кытай, калмак, чатадан (От киданей, калмыков и чата) [2, с. 103].
Здесь речь могла бы идти об историческом этнониме шато (чата). Эти эпические строки озвучены в период изгнания в далеком Алтае, в сборе политической элиты кыргызских племен, по случаю наречения имени новрожденному Манасу. Не исключено, что некоторые тюркские (кыргызские) племена (возможно, и племя шато) уже бывшей Позднетанской империи (и Табгач), по политическим и деградированным ментальным соображениям, могли примкнуться к победителям-киданям Тай-цзу (Абаоцзи) (IX-X в.) (эпическое племя чата, соответственно, к каракитайцам Эсенкану и Алооке хану).
Имеются любопытные мнения об этнониме Шато. Так, «Лингвистический анализ этнонима Шато, а также имен императоров шатосцев показывает, что лексемы пратюркского языка, передающие семантические позиции основных компонентов древнекитайских форм совпадают с основными компонентами генеалогической схемы кыргызского племени Солто. «Чуюэ» – «Tiolgu» на праалтайском языке – «Тагай» на кыргызском языке; «Шато» – «Ešdik» на пратюркском языке – «Эштек» на кыргызском языке; «Чжуо» – «Joldo» на пратюркском языке – «Солто» на кыргызском языке [11]. Не излишне было бы напомнить, что «племя солто идет от Тагая ... От Богорстона родится Эштек, от него Солто» [17], в «Сокровенном сказании монголов» (XIII в.) упоминаются антропонимы Тахай (Дегай), Сеульту.
В эпосе «Манас»:
Карыядан Эштек бар (Из старейшин есть Эштек) [3, c. 14].
Эштектен келген Жамгырчы (Йамгурчи из Эштека)
Бас журтунда бу бир кан (Хан в народе Бас) [4, c. 61]
Этнонимы тагай и солто в эпических строках не замечаются, как нам кажется, они могли дистанцироваться от сорокаплеменного Кыргыз журту еще до эпических событий. Племя солто числился в роде Тагай родословной Отуз уул (Тридцать племен). Так, «Отуз уул. Тагай: Сарыбагыш, Саяк, Солто, Бугу, Жедигер, Багыш, Азык, Баарын, Коңурат, Моңолдор, Черик» [12]. Примечательно, что этносы солто, азык, баарын, коңурат, моңолдор, как соучастники знаменательных событий в евразийском пространстве, состояли в роду Тагай.
Антропоним Сеулту ярче проявляется в «Сокровенном сказании монголов». Так, «§ 133. … Чингис-хан с Тоорил-ханом выбили Мегучжина с его Татарами из этих укреплений, причем Мегучжина-Сеулту тут же и убили. В этом деле Чингис-хан взял у Мегучжина серебряную зыбку и одеяло, расшитое перламутрами» [8]. Думается, здесь скрывается причина кровной вражды между чингизидами и дешти-кыпчакскими половцами, где Мегучжин-Сеулту, родословный сородич Котяна Сутоевича (Шато), был убит противниками. Однако главное в том, что Чингис-хан забирает себе как военный трофей “серебряную зыбку и одеяло, расшитое перламутрами”, погибшего главы племени Мегучжина-Сеулту. Должно быть, такой не совсем аристократичный поступок маңгульского вождя, воспринималось дешти-кыпчакскими сородичами не только, как поругание чести и достоинства павшего в сражении главы рода, а всей родоплеменной структуры Мегучжина-Сеулту. В истории имеются подобные примеры, когда за совлечения доспехов у убитого Патрокла, Ахилл жестоко мстит Гектора подобным же образом.
Антропоним Котян, полиэтноним дурут.
В источниках: Этноним дурут обозначал союз четырех (dоrt, tört) племен или родов [Тизенгаузен 1884, 541; Ипатьевская 1962, 641; Golden 1997, 112]. Дуруты зафиксированы в Венгрии в этнониме Törtel [baski 2006, с. 50-51]. Этот этноним можно также сопоставить с родом тертоул племени аргын, родом тортул племен найман и керей Среднего Жуза. … Легендарным предком всех казахов считается Котан. В Крыму есть ойконимы Бек-Кутан и Бек-Котан-Конрат. … Тертеробичи или дурут были одним из племен, входящих в состав коалиции правителей, организованной Кончаком против вторжения Игоря Святославича [7]. Потомки Аргын-Аги – Кодан [1]. Нужно заметить, что этноним аргын и антропоним Кодан числились в одной родословной династии.
Очевидно, к племенному объединению дурут и роду Котян (Котан) входили племена аргын, найман, кары, коңурат, состоящие в структуре Кыргыз журту Манаса.
В эпосе «Манас»:
Аркасы тийген найман бар, (Есть дружественный найман,)
Коңшулаш жүргөн коңурат (И соседствующий конгурат) [2, с. 163]
Аргын Каракожо бар (Есть аргын Каракожо) [3, c. 14].
Көкөтөй жаман болду деп, (Плохо стало Кокотою,)
Бар ногойго, карыга айт (Ивестить всех ногоев и кереев) [5, с. 10].
У Рашид-ад-дина: «Затем между ним и государями найманов, с которыми Чингиз-хан несколько раз сражался вследствие вражды, которую они имели с Он-ханом, государем кераитов, и дружбы Чингиз-хана с последним, утвердилась вражда и неприязнь, и злоба укрепилась в их сердце» [18, с. 66]. По сведениям персидского ученого-энциклопедиста, Чингиз-хан с кереитами и найманами находился во враждебных отношениях, которые впоследствии переросли в ожесточенные столкновения. Известно, что после нескольких сражений коалиция Чингизхана одолевает кереитов (1203) и найманов (1204). Если, в самом деле, племена аргын, найман, керей, коңурат считались структурными компонентами этнического объединения дурут (төрт эл) и антропонима Котян (Котан), обосновавщихся в Кыпчакской Степи в XI веке, то, думается, были веские причины враждовать с кланом Чингизхана в начале XIII века. По всей видимости, между востоком и западом существовало функционирующее информационное пространство, и обо всех значимых событиях другая сторона, со временем непременно была осведомлена. Кыпчаки Котяна (Котана) порядочно знали о родословной чингизидов (теоэпоним Чаган, племенное объединение татар, этноним маңгул), об их родственных племенах и союзниках (катаган, жалаир, барлас, мангыт, баарин, дорбен и т.д.), и последних событиях в Южной Сибири, Северном Китае, Центральной Азии, где их восточные сородичи Сеулту, найман, керей были разбиты чингизидами. Судя по всему, по таким узловым причинам восточные половцы (кыпчаки) и чингизиды не могли договориться, скорее всего, об этом не могло быть и речи. Громадный Дешти-Кыпчак был родиной Котяна (Котана) и его предшествующих сородичей (Гзак (Кезек), Шарукан (Шоорук кан), Кончак (Кыпчак)), и, похоже, не входило в их планы жить в подчинении какого бы то ни было другого правителя.
В эпосе «Манас»:
Кезектин уулу Шоорук кан (Шоорук кан - сын Кезека) [3, с. 201]
В «Памятнике Тонукуку»: (14) Справа на юге народ табгач был врагом, слева Баз каган, народ тогуз огуз были врагами, кыргыз, курыкан, отуз татар, кытан, татабы все были врагами) [15, с. 152]. Далее говорится, что тогуз огузы выбрали себе кагана, отправили послов к странам табгач (Куны Сеңун) и кытаң (Тоңра Семиг) (9) [15, с. 158]. Если антропоним Тоңра Семиг тюркского происхождения, то рунический этноним кытаң принадлежал бы к тюркским народам. Следует подчеркнуть, что выбранный каган тогуз огузов отправляет послов к странам Табгач и Кытаң, следовательно, наравне с Табгачом существовало такое равное им государство Кытаң, название которого могло бы идентифицироваться с кыпчакским антропонимом Котан.
Антропонимы Боняк (Манак), Таз (Үрбү), Тугоркан (Тоорул).
По сведениям древнерусских летописей, отличались весьма популярные летописные герои – приднепровский хан Боняк, глава западных половцев и хан Котян, глава Половецкой Степи. Так, возможно, антропоним Котян (Котан, Köten, Kutan, Хотен) мог быть связан с антропотопонимом Котон, родным краем эр Төштүка, одного из главных персонажей эпоса «Манас», хана кыпчакских племен. Кыпчакский клан эр Төштүка назывался дөгөөн, а среда обитания – долина Кең-Котон. Другой эпический топоним Таш-Котон принадлежал к племени Шоорук кана. Если топоним Таш-Котон – это эпотопоним Таз-Котон, тогда речь шла бы о родственной близости летописных антропонимов Таз (Тааз), Шароканъ (Шаруканъ) и эпического Сары Таза.
В эпосе «Манас»:
Төштүктүн жерине келди, (Прибыли в землю Төштүка,)
Дөгөөн кыпчак элине келди … (Прибыли в народ дөгөөн кыпчак ...)
Керме тоонун ою, (Низина горы Керме тоо,)
Кең-Котондун бою (Долина Кең-Котона) [16, с. 9-10]
Таш-Котондун талаадан (Степь Таш-Котон) [3, с. 346]
В эпосе «Семетей»:
Сары Таз менен эр Төштүк, (Сары Таз и эр Төштүк,)
Кошо келип жанына. (Вместе рядом с ним.) [19, с. 178].
По эпическим строкам «Семетея» кыпчаки Сары Таз и эр Төштүк находились вместе в сборах политической элиты. Кажется, Сары Таз представлял клан Таз кыпчаков, оставщихся среди кыргызских племен после Чоң казата, ибо во второй части трилогии не замечаются глава тору кыпчаков Таз (Үрбү). Быть может, к тому времени тору кыпчаки были уже на полпути к Поросье? Надо отметить, что кыпчакские племена Таза (Үрбү) и эр Төштүка отличались автономией и территорией. Ставка Үрбү располагась в Үрүмчү.
В эпосе «Манас»:
Кыпчактардан Таз чечен (Из кыпчаков Таз златоуст) [2, с. 62]
Жүз элүү миң кол менен (Со ста пятидесяти тысячным войском)
Үрбү баатыр бөлүндү (Вышел витязь Үрбү) [3, с. 96]
Кара кыргыз уругу, (Род кара кыргыз,)
Тору кыпчак улугу, (Глава тору кыпчаков,)
Атасынын аты Таз, (Имя отца Таз)
Шаары Үрүмчү, дөөлөт мас (Град его Үрүмчү, сам в величии) [16, с. 11]
Сандыргалуу кырк бөрү: (Сорок бравых волков:)
... Кайгыл, Бөгөл, Тоорулчу (... Кайгыл, Бөгөл, Тоорулчу) [16, с. 44]
Возникает вопрос: не связан ли половецкий антропоним Тугоркан (Тогорил; Тоорул, Тоорулчу) с этнонимом тору (кыпчак). В источниках отмечается, что Тугарин состоял в союзе с ханами Боняк (Манак), Таз (из тору кыпчаков), и, очень может быть, что антропоним Тугоркан (Тогорил) сформирован от наименования кыпчакского племени тору (тоорул; эпоним Тоорулчу). «В. Стоянов считает, что глава половцев Тугоркан (Тугор-хан) принадлежал к племени дурут» [7]. Однако Тугоркан принадлежал к т.н. западным половцам (Боняк (Манак), Таз (Урбү)) Поросья, поэтому он не мог числиться в этническом сообществе дурут Кыпчакской Степи. По летописным сведениям по¬ло¬вец¬кий хан Ту¬гор¬кан (1028 – 1096) был тестем ки¬ев¬ско¬го (полоцкого, новгородского, туровского) князя Свя¬то¬пол¬ка Изя¬сла¬ви¬ча (1050-1113). Стало быть, приднепровский половец Тугоркан (близкий соратник Боняка, Таза (Үрбү)), за сто лет до итило-донского дурута Котяна Сутоевича, имел видного и внушительного зятя в лице великого киевского князя. Это многое значит.
Летописный хан Таз (Тааз) был братом летописного хана Боняка (Манака), его кыпчакский клан обосновался в пределах Приднепровья и Причерноморья, а хан Котян Сутоевич (возможно, родич эр Төштүка) главенствовал в обширной Половецкой Степи. Надо полагать, после «Манаса», кыпчаки рода Таза (Үрбү) отправились в регионы Приднепровья, а кыпчаки эр Төштүка населяли Кыпчакскую Степь. Пожалуй, эти двоюродные кыпчакские племена сделали выбор – в западных просторах каждому клану как и прежде жить в отдельности.
Итак, «в 1237-м году Котян с войском разбит монголами Батыя. … Половецкие степи покорены. Войско Котяна сопротивлялось, сколько могло» [13]. Очевидно, в судьбоносной битве на реке Сура, притока Итиля (декабрь, 1237 г.), главной силой половецко-булгарских войск были кыпчаки Котяна (Котана). После того, как все было кончено, «в 1237 году разбитый монголами Батыя Котян бежал с 40 тысячами единоплеменников в Венгрию» [14]. Любопытно, была ли попытка оказать помощь приднепровскими кыпчаками (потомством Боняка (Манака), Таза (Үрбү), Тугоркан (Тоорул)) к своим восточным сородичам в Половецкой Степи, когда решалась судьба всего кыпчакского народа? Нет сомнений, что половцы (кыпчаки) Котяна (Котана) мужественно и геройски сражались с харизматичной, амбициозной армией Батый хана, ибо вопрос стоял быть или не быть обетованной Кыпчакской Степи.
Более вероятно, что известный летописный персонаж, половецкий хан Котян Сутоевич принадлежал к племенному союзу дурут (Törtel, Тертер-оба, Тертеробичи), в котором находились племена аргын, найман, керей, коңурат, а прозвание Сутоевич (возможно, Шато, Чата, Сеулту, Солто) было его родословным титульным антропонимом. Родоплеменные геополитические амбиции, приверженность памяти предков, непримиримость к неприятелям дешти-кыпчакской правящей верхушки (Котян (Котан), потомков Гзака (Кезек), Шарокана (Шаруканъ; Шоорук кан), Кончака (Кыпчак)), накануне падения Рязани (декабрь, 1237 г.), предопределили историческую судьбу Великой Степи.
Эшиев Асылбек Мирзатилаевич, доктор филологических наук, профессор Жалал-Абадского государственного университета (Жалал-Абад, Кыргызстан).
Список литературы:
1. Кара Кыпшак. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/wall-730750_2807 (дата обращения: 12.12.2020).
2. Манас. Сагымбай Орозбаковдун варианты боюнча. I китеп. Фрунзе: «Кыргызстан», 1984. (Манас. По варианту Сагымбая Орозбакова. I книга).
3. Манас. Сагымбай Орозбаковдун варианты боюнча. II китеп. - Фрунзе: «Кыргызстан», 1980. (Манас. По варианту Сагымбая Орозбакова. II книга).
4. Манас. Сагымбай Орозбак уулунун варианты боюнча. III китеп. - Фрунзе: «Кыргызстан», 1981. (Манас. По варианту Сагымбая Орозбакова. III книга).
5. Манас. Көкөтөйдүн ашы. Тыныбек. Семетей баатырдан бир бөлүм: Эпос // Түз. Р. Сарыпбеков. Бишкек: «Ала-Тоо» жур., 1994. (Манас. Тризна Кокотоя).
6. Материалы по истории древних кочевых народов группы дунху. Введение, перевод и комментарии В. С. Таскина. М., 1984.
7. Пилипчук Я. В. Хан и его род. [Электронный ресурс]. URL: http://istorja.ru/forums/topic/2991-polovetskiy-han-kotyan-sutoevich/ (дата обращения: 11.12.2020).
8. Сокровенное сказание монголов. [Электронный ресурс]. URL: http://altaica.ru/SECRET/tovchoo.php#I (дата обращения: 12.12.2020).
9. Ханмагомедов Х. Л. Топонимия и миграция населения. Вопросы географии Сибири. Томск, 1993. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_27194090_43998238.pdf (дата обращения: 11.12.2020).
10. История агванъ Мойсея Каганкатваци, писателя X века. СПб., 1861.
11. Абдысадыр уулу А. Об этнониме «Шато» – «Солто». [Электронный ресурс]. URL: https://kghistory.akipress.org/unews/un_post:1925 (дата обращения: 11.12.2020).
12. Солто, уруу. Кыргыз уруулары. [Электронный ресурс]. URL: https://ky.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D1%82%D0%BE,_%D1%83%D1%80%D1%83%D1%83 (дата обращения: 16.12.2020).
13. Басовская Н. И. Половецкий хан Котян. [Электронный ресурс]. URL: https: // echo.msk.ru/programs/vsetak/ (дата обращения: 12.12.2020).
14. Vásáry István. Az Arany Horda. - Budapest, Kossuth Könyvkiadó, 1986. (Иштван Васарий. Золотая Орда. - Будапешт, Кошут Кёнивкиадо, 1986).
15. Абдыразаков А. Орхон-Енисей байыркы кыргыз-түрк жазуулары жана рух башаттары. Бишкек: Бийиктик, 2004. (Абдыразаков А. Орхоно-енисейские древние кыргызо-тюркские письмена и духовные зачатки).
16. Манас. Сагымбай Орозбаковдун варианты боюнча. IV китеп. Фрунзе: Кыргызстан, 1982. (Манас. По варианту Сагымбая Орозбакова. IV книга).
17. Аттокуров С. Кыргыз санжырасы. Бишкек, 1995. С. 132, 186. (Аттокуров С. Родословная кыргызов).
18. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Том I, книга вторая. М.-Л.: Изд. АН СССР, 1952.
19. Манас. Семетей. Манасчы Шаабай Азизовдун варианты боюнча. Бишкек: «Кут Бер», 2013. (Манас. Семетей. По варианту Шаабая Азизова).
20. Таскин В. С. «История государства киданей» как исторический источник // Е Лун-ли. История государства киданей. М.: «Наука», 1979.
21. Huseyin Namik Orkun. Eski turk yazitlari. Ankara, 1994.
22. Гейбуллаев Г. А. О некоторых азербайджанских этнотопонимах. [Электронный ресурс]. URL: https://journal.iea.ras.ru/archive/1980s/1985/no3/1985_3_086_Gejbullaev.pdf.