Добавить статью
9:33, 23 июня 2021 8541

Эпос «Манас» и «Сокровенное сказание монголов» (XIII в.): коалиции Чингиз-хана, Джамухи и Лесных народов

Ученые, исследователи позитивно отзывались о созидательной роли фольклора, былин и эпических поэм в этнических исследованиях, в создании летописей и написании отчественной истории, в фиксировании исторических фактов и событий.

Эпос «Манас» как историко-этнографический источник [23]. В эпосе особо выделяются евразийские региональные державы (журты): Кытай журту, Кыргыз журту, Кырым журту, Орус журту, Ооган журту [6, с. 152], судя по всему, манасчи-сказителями имелись в виду державные государства времен эпических событий, соответственно, империя Тан и Ляо, Кыргызский каганат, Хазарский каганат, Древняя Русь, Саффариды и трансоксанская династия Саманидов. Во всех вариантах эпоса эпические роды и племена находились в структуре сорокаплеменного Кыргыз журту (федерации). Со временем крупные и самодостаточные племена могли выйти из федерации и уйти великим переселением в просторы востока и запада. В эпохе эпических событий насчитывалось всего двенадцать [7, с. 62] (девять [6, с. 8]) племен из первоначального сорока племен.

После ухода Манаса в мир иной и развала Кыргыз журту, в результате центробежных тенденций, родоплеменные группировки, составленные по родственным признакам, могли быть разбросаны и оказаться в геополитическом пространстве Кыпчакской Степи, Центральной Азии, Южной Сибири и Северного Китая. «Период наивысшего политического подъема кыргызов в Южной Сибири (раннефеодальное государство енисейских кыргызов IX—X вв.) сыграло такую же роль в складывании эпоса «Манас», как Киевское государство в период Владимира Святославовича в IX—X вв. в сложении русских героических (богатырских) былин» [21, с. 64-66]. Как нам представляется, эпическая эпоха Кыргыз журту (предположительно, IX-X вв.) в целом совпадает с «исторической эпохой Кыргызского великодержавия (840-916 гг.)» [20], территория которого простиралась от Прибайкалья на востоке до отрогов Тянь-Шаня на западе.

По «Сокровенному сказанию монголов» (XIII в.) («Сокровенному») роды и племена были разделены и сгруппированы в основном в трех коалициях: Чингизхана, Джамухи и Лесных народов. В целом во всех лагерях встречаются эпонимы, антропонимы, этнонимы из эпоса «Манас», которые находились бы в XII-XIII вв. в пределах восточной части Центральной Азии, Южной Сибири и Северного Китая под кланово-родовыми наименованиями. В «Сокровенном» антропонимы и этнонимы татарских (тюркских) народностей написаны монголо-уйгурским и китайским письменами, и подвергнуты фонетическим изменениям. Однако в основном фонемы, морфемы антропонимических и этнических названий сохранены и доступны к идентификации с эпическими одноименными эпонимами, антропонимами, этнонимами.

Коалиция Чингизхана.

«Сокровенное сказание монголов»: § 120. Проехали без сна всю ночь. Рассвело. Осмотрелись - и видим, что к нам подошли следующие племена: из Чжалаиров - три брата Тохураун … Тархудский Хадаан-Далдурхан с братьями, всего пять Тархудов. Сын Мунгету-Кияна-Унгур со своими Чаншиутами и Баяудцами. Из племени Барулас - Хубилай-Худус с братьями. ... Из племени Бесуд пришли братья Дегай и Кучугур. Пришли также и принадлежавшие Тайчиудцам люди из племени Сульдус, а именно Чильгутай-Таки со своими братьями. ... Неудаец Цахаан-Ува. ... Из племени Дорбен - Мочи-Бедуун. ... Из племени Оронар - Харачар со своими сыновьями. Кроме того, прибыли одним куреней и Бааринцы: старец Хорчи-Усун и Коко-Цос со своими Менен-Бааринцами [1].

Итак, из лагеря Чингизхана в структуре кыргызских племен по эпосу «Манас» могли оказаться: Тархуды (тыргоот), Хадаан (катаган), Цахаан-Ува (Чаган (Чагоо)), Дорбен (дөрбөн), Харачар (Карача), Хорчи-Усун (Үйшүн), Коко-Цос (Көкөтөй). Из них в перечне кыргызских племен по «Маджму-ат таварих» (XV-XVI вв.) [4, с. 200-215] и Родословной кыргызов [2] были род Дегай (Тагай), племена катаган, баарын. В группе современных кыргызских племен имеются племена катаган, баарын, дөрбөн [3].

В этом лагере отмечено племя Чжалаир, которое незамечается в эпосе «Манас». Джалайир Galair н.-п. м. название тюркск. племени и династии [15, с. 143]. У кыргызов имеется народная поэма «Жалайыр жалгыз» в 16 вариантах [22, с. 107-156], и в сборнике народных поэм размещены три варианта. Надо отметить, что племя чжалаир состояло в передовой линии будущего властелина мира. Очень может быть, что жалаиры еще раньше до эпических событий могли выйти из Кыргыз журту и обосноваться в восточных регионах Центральной Азии. Здесь же племена Баяуд и Барулас. Племена байат [13, с. 141], [19, с. 97)], барласы [17, с. 179] отмечены как тюркские племена. «Тысяча Балагун-Калджа из племени барулас. Говорят так, что [баруласы все] вместе близки с племенами дурбан и баарин и ответвились друг от друга» [16, с. 269]. Примечательно, что племена баарин, барулас и дурбан (дорбен) этнически родственные племена. Эмировский антропоним Балагун-Калджа мог бы идентифицироваться с племенем калча в эпосе «Манас» [12, с. 200-201].

«Сокровенное сказание монголов»: § 218. Тогда Тоорил (сын Чаган-гоа. – А.Э.) и говорит: 'Как изволит то ведать государь, мои братья - племя Негус - рассеяны по всем концам. Не будет ли мне оказана милость - собрать воедино моих братьев - племя Негус?' - 'Быть по сему' - отвечал Чингисхан [1]. Племя Негус, возможно, - это эпоним Нукус (Нукусу сени урбайбы (Не проклинает ли тебя Нукус) [6, с. 183] из эпоса «Манас». Если считать, что Нукус – это фратрийный эпоним племени каракалпак, то часть каракалпаков находилась бы в коалиции Чингиз-хана. Однако, следовало бы отметить, что главный род каракалпаков эпического Бердике (Каракалпак Бердике [8, с. 69]) обнаружен в X-XII вв. в пределах Поросья (Чернъı Клобоуковъ,Търчинъ Береньди [13]).

В эпосе «Манас»: Дөрбөндөрдүн Төртайы (Төртай из Дорбенов) // Кайгыл, Богол, Тоорулчу (Кайгыл, Богол, Тогорил) [6, с. 44]. Следует подчеркунуть, что как в эпосе «Манас», так и в лагере Чингизхана эпоним Тоорул (Тоорил, Тогорил) и Дорбен находились вместе. Видимо, антропонимы Тоорил (Тоорул), Чаган, Негус (Нукус) имели тесные родственные связи. У Фасмера: «Тугарина связывали с историческим половецким ханом Тугорканом» [18]. У Рашид-ад-дина: «Он хан был государем кераитов, конкаитов и других племен, которые входили (в состав) кераитов. Вначале у Он-хана имя было Тогорил» [16, с. 108]. Антропонимы Тоорул, Тоорил, Тогорил и Тугарин могли бы иметь изначальную идентичную этимологию. Если такое возможно, то половецкий хан Тугоркан был бы представителем племен кереит и каракалпак на востоке Руси, Половецкой Степи.

Коалиция Джамухи.

«Сокровенное сказание монголов»: «§ 141. После того, в год Курицы (1201), в урочище Алхуй-будах, собрались (на сейм) следующие племена: Хадагинцы и Сальчжиуты совместно; ... договорившись с Дорбен-Татарами...; татарин Алчи и татарин Чжалик-Буха со своими; ... Унгиратский Дергек-Эмель-Алхуй со своими; Горлосский Чоёх-Чахаан со своими; из Наймана - Гучуут: Найманский Буирух-хан; Хуту, сын Меркитского Тохтоа-беки; Худуха-беки Ойратский; Таргутай-Кирилтух Тайчиудский ... Совершили обряд возведения Чжамухи в Гур-ханы... По окончании обряда возведения в Гур-ханы они уговорились выступить в поход против Чингис-хана и Ван-хана» [1]. «§ 153. Перезимовали ту зиму, а на осень в год Собаки Чингис-хан положил воевать с Татарами: Чаан-Татар, Алчи-Татар, Дутаут-Татар и Алухай-Татар» [1].

Из лагеря Джамухи (Чжамухи) в эпосе «Манас» могли бы находиться Хадагинцы (катаган), Дорбены (дөрбөн), Татар (татар Чагоо, татар Эштек), Алчи (алчын), Унгират (коңурат), Чоёх-Чахаан (Чаган), Найман (найман), Таргутай (тыргоот), Дутаут (Дуулат?). Фратрии племен Чахаан (Чаган), Дорбен (дөрбөн), Хадаан (Хадагин) (катаган), Тархуд (Таргутай) (тыргоот) обозначены одновременно в двух лагерях. Это могло бы означать, что фратрии отмеченных племен разделились при выборе союзнических коалиций.

В эпосе «Манас»: Коңшулаш жүргөн коңурат (Соседствующий конгурат) [7, с. 163]; Тыргооттон бир миң түтүн бар (Из тыргоотов тысяча семей) [7, с. 283]). Здесь еще на Алтае при первом нападении алтайских калмыков на подмогу к кыргызам вызываются первыми племена коңурат, найман, казах. Этнос тыргоот еще на Алтае при избрании Манаса ханом Кыргыз журту участвует прямым голосованием.

В эпосе «Манас»: Чаган күнү тууду деп, (Он рожден в день Чагана,) // Чаганбай коюп алыптыр (Имя ему дали Чаганбай) [7, с. 231]. Это из речи мангула Күлдүра. Чаганбай - сын Күлдүра. В тревожные дни для мангульских племен ему было четырнадцать лет, Күлдүр отдает его в гвардию сорока витязей (кырк чоро) Манаса. Антропонимы Чоёх-Чахаан, Чаан-Татар могли иметь родственные связи с эпическим эпонимом Чаган (Чаганбай).

В эпосе участвуют и другие фратрии мангулов, структурно не связанные с мангулами Күлдүра. Это главы мангулов Үйшүн, Үмөт и Жайсаңбай [7, с. 231]. Эпоним Чаган встречается, и в лагере Джамухи, и в лагере Чингизхана. Судя по всему, Чаган, как теоэпоним первого месяца нового года мангулов, традиционно пользовался во всех фратриях мангулов. По эпосу на Алтае после разгрома военщины каракитайца Нескары, мангульская фратрия Жайсаңбая (Үйшүна, Үмөта) по их просьбе принимается в ряды кыргызских племен. Примечательно, что на Алтае при выборы кыргызского хана (Манаса) мангулы участвуют с решающим голосом наравне со всеми кыргызскими племенами. Следует подчеркнуть, что фратрия Күлдүра (и Чаганбая) от начала до конца эпических событий воюют вместе с кыргызскими племенами Манаса.

В эпосе «Манас»: Алчын, үйшүн, найманды, (Алчына, уйшуна, наймана,) // Абак, тарак, аргынды (Абака, тарака, аргына) [7, с. 92]. На Алтае, еще в начале эпических событий, вышеназванные этносы приглашаются на большое празднество по случаю рождения Манаса. В эпосе говорится о казахе Үйшүн (Казактан Үйшүн карыя (Из казахов старина Үйшүн)) [7, с. 62] и мангуле Үйшүн (Бу да маңгул баатыры (И он витязь мангулов) // Үйшүн деген акырып (Яростен небезызвестный Үйшүн)) [7, с. 218]. Не исключено, что казах Үйшүн и мангул Үйшүн одно и то же эпонимическое наименование.

«Сокровенное сказание монголов»: § 208. Затем обратился Чингис-хан к Чжурчедаю: В Кереитском походе, мы, восприяв умножение сил от Неба и Земли, сокрушили и полонили Кереитский народ. Когда же мы, таким образом, выключили из объединения главнейший улус, то Найманы и Меркиты пали духом и не смогли уже оказать нам сопротивления [1]. Стало быть, после разгрома коалицию племен Джамухи, бывшие союзники - кереиты станут очередной жертвой гегемонистской амбиции Чингиз-хана. В эпосе «Манас»: Найман, дуулат кошо бар (Есть найманы и дуглаты) [8, с. 69]. Теперь уже сгущаются тучи над некогда могучими Найманами, которые считались ведущей этнической единицей среди эпических кыргызских племен.

«Сокровенное сказание монголов»: § 159. Когда Чингис-хан с Ван-ханом тронулись в обратный путь, то оказалось, что Найманский храбрец Коксеу-Сабрах на урочище Байдарах-бельчир приготовил войско и готовится дать им бой». Антропоним Коксеу-Сабрах перекликается с эпонимом Көкчө, правнука Барака (Сабрах?) в эпосе «Манас» [1].

В эпосе «Манас»: Катаган деген элинде, (В народе катакин,) // Кошой деген эр болот (Есть витязь эр Кошой) [5, с. 43]. Дөрбөндөрдүн Төртайы (Төртай из Дорбенов) [6, с. 44 ]. Алчын, үйшүн бу да бар (Есть алчыны, есть уйшуны) [7, с. 233]. Татар Чагоо карысы (Старина татарин Чагоо) [5, с. 20]. Найман, дуулат кошо бар (Есть найманы и дуглаты) [8, с. 69]. Из них в перечне кыргызских племен по «Маджму-ат таварих» [4, с. 200-215.] и Родословной кыргызов [2] были племена коңурат и найман. В группе современных кыргызских племен имеются коңурат, найман, катаган, дуулат [3].

Внеблочные родоплеменные структуры. Лесные народы.

В «Сокровенном» (§202) отмечается, что среди девяносто пяти (95) нойонов-тысячников значится имя (антропоним) Тахай. Антропоним Мегучжин-Сеульту очень напоминает кыргызского этнонима солто. В честь победы над Мегучжин-Сеульту Чингиз-хан и кереит Ван-хан удастаиваются к высшим титулам. «Племя солто идет от Тагая, одного из сыновей Ак уула... От Богорстона родится Эштек, от него Солто. ... Большинство исследователей склонны считать, что зарождение племени солто связывается с обитавшими Южный Сибирский регион средневековыми кыргызами» [2]. Эпический ногой Эштек (Ногойлордон эр Эштек (Из ногоев эр Эштек) [7, с. 62]) в эпосе иногда называется “Татарлардан эр Эштек” (Из татаров эр Эштек) [7, с. 99]. Быть может, антропонимы Тагай, Эштек, Солто связаны с историческими иштякско-тогузскими татарами. Возможно, род Тагай, племя солто, которые не упоминаются в эпосе, однако фигурируют в Родословной кыргызов, могли еще раньше отделиться от Кыргыз журту и обосноваться в пределах Южной Сибири и Северо-Восточного Китая.

«Сокровенное сказание монголов»: § 134. Узнав о смерти Мегучжин-Сеульту, Вангин-чинсян очень обрадовался и пожаловал Чингис-хану титул чаутхури, а Кереитскому Тоорилу - титул вана. § 150. После того, когда Чингис-хан находился в урочище Терсут, к нему в сотоварищи прибыл Кереитский Чжаха-Гамбу [1]. Выходит, в начале кереиты воевали в союзе с Чингиз-ханом.

В эпосе «Манас»: Аны айтып эр Манас (Сказав это эр Манас) // Карыга кабар салганы (Оповестил племени керей) [7, с. 230]; Көкөтөй жаман болду деп, (Что плоховато Кокотою,), Бар ногойго, карыга айт (Оповести всех ногоев и кереев) [10, с. 10]. Общеизвестный этноним керей (кереит) сформирован по записям европейских, российских исследователей, который мог быть подвергнут фонологическим изменениям. Как нам предполагается, этноним керей – это этноним кары (карыя), который часто встречается в эпосе «Манас». Первые сказители-манасчи, как современники исторических событий, не могли забыть имен ключевых племен, и ошибаться при озвучивании подлинных наименований этнонимов (и эпонимов).

Лесные народы в орбите военного противостояния противоборствующих лагерей. «Сокровенное сказание монголов»: (§202) Глав родов (антропонимов) Лесных народов среди девяносто пяти нойонов-тысячников (1206 г.), впоследствии воевавших на стороне Чингиз-хана, можно было идентифицировать с этнонимами в эпосе «Манас»: Гучу (кутчу; кушчу); Алак (алакчын), Коко (эпоним Көкөтөй), Халчжа (калча), Алчи (алчын), Чжедер (жедигер).

У Марко Поло имеется сведения о топониме Калача. «ГЛАВА LXXIII. От Ергинула на восток через восемь дней - область Егрегайа. Городов и замков тут довольно; и эта область Тангутская; главный город – Калачиан» [14]. Более вероятно, что топоним Тангут (соответственно, этноним тангут) в «Сокровенном» мог быть сформирован от эпического этнонима даңгыт (Даңгыттан келген Кайып кан (Из дангытов Кайып хан) [8, с. 94]; Тыргоот менен даңгыты (Тыргооты и дангыты) [8, с. 165]. Глава племени даңгыт Кайып кан был в структуре войск кыргызских племен при освобождении кыргызских земель от ойротов Орго хана, наряду с главами племен Таз, Эштек, Чубак, Бердике, Көкчө, Бакай и т.д. Это могло бы означать, что племя даңгыт состояло в союзе с кыргызами Манаса, если бы не оказались в структуре Кыргыз журту. Тангутский топоним Калачиан (Калача) сильно напоминает этноним калча Шоорук хана [8, с. 200].

В эпосе «Манас»: Кутчу бектин бул Кушчу (Этот Кушчу Кутчу бека) // Кыйыныраак шер келет (Он молодец такой бравый) [11, с. 340]. Көкөтөй деген көп бай деп (Что я, Көкөтөй, уж очень богат) // Ааламга кеткен даңкым бар (Такова у меня вселенская слава) [1, с. 9]. Калча деген калкы бар, (У него есть народец калча,) // Калча жайын сурасаң (Вообще-то, племя калча) // Кыргызга жакын каркыбар (К кыргызу родня) [8, с. 200]. Алчын менен абагы (Алчын и абак) [7, с. 62]. Жедигердин Багышы (Багыш Жедигера) [5, с. 127]. Жетиген, нойгут, думара (Жетиген, нойгут, тонгра) // Баарыбыз бир атадан (Все мы из одного предка) [12, с. 14-15].

Племена Гучу, Кетай, Тобсаха, Чжедер, отмеченные в «Сокровенном» как Лесные народы (1206 г.), могли бы значиться в списке Сол канат (кутчу (кушчу), кытай, төбөй, жетиген) Родословной кыргызов. Скорее всего, эта крылья кыргызских племен обитали в XII-XIII вв. в пределах Южной Сибири. В «Сокровенном» не говорится, что из (§ 218) Лесных народов Тубасы, киргизы, Шибир, Тухас (возможно, тогуз огуз), Тоелес воевали на стороне Чингиз-хана или Джамухи. Пожалуй, они соблюдали вооруженный нейтралитет. Надо бы отметить, что Тубасы и Тоелесы из Лесных народов, фигурируют вместе и в эпосе «Манас» (Дөөлөстүн Медер султаны, (Медер султан дөөлөсов) // Төбө бийдин Кулжаны (Кулжан Төбө бия) [8, с. 94]. В эпосе говорится о топониме Шибир, который мог быть образован от антропонима Шибир Лесных народов (Күн чыгыш жагын Шиберди (В восточной стороне Сибири) [8, с. 152]).

Таким образом, по материалам эпоса «Манас», «Сокровенного сказания монголов», «Маджму-ат таварих» и Родословной кыргызов в исторических событиях конца XII и начала XIII вв. в восточном регионе Центральной Азии, Южной Сибири и Северном Китае могли участвовать этнические сообщества из прежнего эпического Кыргыз журту. Воюющие стороны, разделенные по родоплеменным и военно-политическим интересам на коалиции Чингиз-хана и Джаумхи, были вовлечены в круговорот междоусобной гражданской войны за региональное господство. Лесные народы вначале придерживали позицию нейтралитета, далее, видимо, примкнулись к побеждающему альянсу. После затяжных кровопролитных войн и побед, противобоствующим лагерям суждено было объединиться и консолидироваться вокруг полководца Чингиз-хана, и впоследствии, всем миром сокрушать регионального гегемона Цзиньского Алтан хагана Китадского (1211 г.), и повернуться лицом к западу. Надо полагать, после южносибирских и северокитайских завоеваний, могла возникнуть идея господства всецело над центральноазиатским регионом, которая и перерастет в идею глобальной гегемонии.

Эшиев Асылбек Мирзатилаевич, доктор филологических наук, профессор Жалал-Абадского государственного университета (Жалал-Абад, Кыргызстан).

Материалы статьи опубликованы в журнале «Евразийское научное объединение», №4 (62), апрель, 2020.

Список литературы:

1. Сокровенное сказание монголов. [Режим доступа]. URL: http://altaica.ru/SECRET/tovchoo.php#I

2. Аттокуров С. Кыргыз санжырасы. Бишкек, 1995. С. 132, 186. (Аттокуров С. Родословная кыргызов).

3. Азыркы кыргыз уруулары. [Режим доступа]. URL: https://menkyrgyz.livejournal.com/3801.html

4. Маджму-ат таварих // Материалы по истории киргизов и Киргизии. Выпуск I. М., 1973.

5. Манас. Шапак Рысмендеевдин айткан варианты боюнча. Бишкек: «Газета.KG», 2013. (Манас. По варианту Шапака Рысмендеева)

6. Манас. Сагымбай Орозбаковдун варианты боюнча. IV китеп. Фрунзе: «Кыргызстан», 1982. (Манас. По варианту Сагымбая Орозбакова. IV книга).

7. Манас. Сагымбай Орозбаковдун варианты боюнча. I китеп. Фрунзе: «Кыргызстан», 1984. (Манас. По варианту Сагымбая Орозбакова. I книга).

8. Манас. Сагымбай Орозбаковдун варианты боюнча. II китеп. Фрунзе: «Кыргызстан», 1980. (Манас. По варианту Сагымбая Орозбакова. II книга).

9. Манас. Эпос. Саякбай Каралаевдин варианты боюнча. I китеп. Фрунзе: «Кыргызстан», 1984. (Манас. Эпос. По варианту Саякбая Каралаева. I книга).

10. Манас. Көкөтөйдүн ашы. Тыныбек. Семетей баатырдан бир бөлүм. Эпос // Түз. Р. Сарыпбеков. - Бишкек: Ала-Тоо, 1994. (Манас. Поминка Кокотою. Тыныбек. Часть от батыра Семетея).

11. Манас. Манасчы Шаабай Азизовдун варианты боюнча. - Бишкек: «Кут Бер», 2013. (Манас. По варианту Шаабая Азизова).

12. Манас. Сагымбай Орозбаковдун варианты боюнча. III китеп. - Фрунзе: «Кыргызстан», 1981. (Манас. По варианту Сагымбая Орозбакова. III книга).

13. Ипатьевская летопись. [Электронный ресурс]. URL: http://yakov.works/acts/12/pvl/ipat13.htm (дата обращения: 09.11.2020).

14. Марко Поло. Книга о разнообразии мира. Оригинал: Marco Polo, "Divisament dou monde". Библиотека Альдебаран. [Режим доступа]. URL: http://lib.aldebaran.ru

15. Гафуров А. Имя и история: Об именах арабов, персов, таджиков и тюрков. Словарь. М.: Наука, 1987.

16. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Том I, книга вторая. М.-Л.: Изд. АН СССР, 1952.

17. Кармышева Б. Х. Очерки этнической истории южных районов Таджикистана и Узбекистана. М., 1976.

18. Тугарин. [Режим доступа]: https://classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Vasmer-term-13912.htm

19. Каратаев О. К., Эралиев С. Н. Словарь по кыргызской этнографии. Бишкек, 2005.

20. Бартольд В. В. Киргизы: Исторический очерк. Фрунзе, 1927.

21. Чыныбаев Б. С. Вопросы генезиса и эпохи сложения эпоса // Тезисы международного научного симпозиума, посвященного 1000-летию эпоса «Манас». Бишкек, 1995.

22. Элдик поэмалар. Эл адабияты. 31-том. Бишкек, 2012. (Народные поэмы. Народная литература. Т. 31).

23. Тезисы международного научного симпозиума, посвященного 1000-летию эпоса «Манас». Бишкек, 1995.

Стилистика и грамматика авторов сохранена
Добавить статью

Другие статьи автора

12-04-2024
Манаска чейинки Алтайдагы кыргыз
527

01-03-2024
Красный флаг Кыргыз журту
839

04-12-2023
Грандиозная тризна в эпосе «Манас»
1458

02-12-2023
«Манас» эпосунун тарыхый орду жана заманбаптыгы
1354

24-11-2023
Токтогул ырчы, Асан Кайгы жана Жаныбек хандар
1163

23-06-2023
Акындар поэзиясы Чыгыш ренессансында (интегративдик тенденциялар)
2023

20-06-2023
Акындар поэзиясы орток түрк адабиятында (абалы)
2165

12-06-2023
Кыргыз жазма поэзиясынын башаты
2193

12-05-2023
Высший воинский титул в эпосе «Манас»
81681

03-05-2023
Орхоно-енисейские надписи и эпос «Манас»
2988

Еще статьи

Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×