Иакинф сообщает о трагической участи Дома Хунну, где после разгрома соседним недружеским племенем у них остается живым один десятилетний мальчик. Он будет вскормлен волчицей, и у них родится десять сыновей. От них появятся особливые роды. В числе их будет род Ашина [10, с. 257]. Такого же содержания миф о волках встречается у древних римлян: «Стих 566. Марсов волк… - По римской мифологии волки считались священным животным бога Марса. Волки вырастили сыновей Марса, первых основателей Рима - Ромуля и Рема» [9]. По Плутарху день праздника назывался издавна «фебрата». У греков ему соответствует праздник Ликеи, что служит доказательством, что в глубокой древности празднование его перенесли сюда в Аркаадии товарищи Эвандра. Мнение это разделяется всеми: имя праздника происходит от «волчицы» [21, с. 75]. Э. Б. Тайлор приводит любопытные примеры на предмет размышления, с которыми нельзя не согласиться. Так, «Неужели и римские близнецы были также случайно действительно покинуты и вскормлены кормилицей, которая именно называлась Лупа (в переводе с латинского – волчица) … Славянское народное предание рассказывает о волчице и о медведице, вскормивших двух сверхъестественных близнецов … Германия имеет свою легенду о Дитерихе, прозванном Вольфдитрихом, по имени своей кормилицы-волчицы. Существует также легенда, рассказывающая о Бурта-Чино о мальчике, который был брошен в озеро, спасен волчицей и сделался основателем туркского государства» [24, с. 127]. Вышеназванные этносы (римляне, славяне, германцы, тюрки) живут в разных частях евразийского континента, однако по их же легендам все они взаимосвязаны с волчицей-кормилицей.
Волк-вожатый
По Уйгурскому варианту... не ранее VI-VII в. н.э. Огуз-каган вместе с Алтун-каганом при сопровождении в качестве вожатого волка (одно из тотемных животных древних турок) отправился войной против Urum bega, т.е. Римского “бега”. Речь идет, по всей вероятности, о столкновении турок-кочевников с Византией [4, с. 39-40]. Это могло произойти в 576 г., и наиболее поздние события, отраженные в легенде, относится ко времени не позднее XII в. н.э. и кончается печенего-половецкими этапами. «В башкирских легендах и преданиях мифический волк (корт) выступает предводителем некоторых племен, переселившихся на Южный Урал» [11, с. 14]. Или, «сюжет о «волке-вожатом» очень близок преданию о происхождении самнитского (древнеиталийского) племени гирпинов (гирпус волк). Гирпины пришли на завоеванную ими территорию, ведомые волком («волк, подойдя к нему, стал его спутником и вожатым»)» [1, с. 95]. Итак, тотем волк не только волчица-кормилица, но и волк-вожатый. Не все тотемы могли владеть такими уникальными свойствами.
Бирюк – это волк
Бирюк (тат. бюрю) разг. волк – одиночка. Этимологические словари единодушно сближают это слово с татарским бюре, кумыкским берю волк [3, с. 5]. В российских научных работах XIX в.: «Волк lupus: слово дославянское; оно сродни нем. Wulf, лат. lupus, сан. varkos. Областные названия: рус. бирюкъ волкъ (Даль, Носов)» [5, с. 195]. Здесь слово “волк” считается дославянским, оно роднится с немецким, латинским, греческим, санскритским вариантами. Однако главное, по Далю и Носову, старинное название волка - это бирюк, т.е. оно созвучно с тюркским берю (бөрү; волк). «Владимир согласился и велел бирючам, или герольдам, в стане своем кликнуть охотников для поединков» [12, с. 109]. Здесь имеется в виду бирючи-глашатаи, которые по древней традиции волчьим воем зазывали соперников к состязаниям. Известно, что когда болгарин Константин Философ (Кирилл) шел к хазарам, “когда в первом часу он молился, напали на него венгры, воя, как волки, желая убить его” [23, с. 78]. У Д. С. Лихачева: «Овлур или Влур может быть успешно объяснено из древнетюркского корня Ulu - “выть по-волчьи”, откуда ulu-r – “воющий по-волчьи, что совпадает с имеющимся в «Слове» сравнением Влура-Овлура с волком (“тогда Влур влъкомъ потече”)» [17, с. 160]. Надо думать, что Влур-Овлур входил в кыпчакский род бөрү (волк), и, сопровождал Игоря в мнимом бегстве по наущению самого Кончака, свата князя.
В конце VII – начало VI в. до н.э. в Нижнем Побужье и Нижнем Поднепровье появились первые греческие колонии, из которых наиболее ранней является Борисфен (Березань) [22, с. 5]. Березань и Змеиный – так называются два острова на северо-западе Черного моря... Название «Березань» происходит от тюркского Бирюк Юзень-ада, то есть: «Остров у впадения Волчьей реки» [14, с. 169]. Любопытно, что приднепровские топонимы Борисфен (Березань) были образованы еще до времени геродотовского, и связаны с тюркским зоонимом Бирюк. Или, «в подтаежной местности Кузнецкого Алатау обитали бирюсинцы (по-хакасски “пурус”), объединявшие под своим именем сеоки: харга, хый, хобый, хызыл хая, таяс» [6, с. 87]. Скорее всего, этноним бирюс (пурус) образован при участии тотема бөрү.
Варяги-волки
Волки, волки! – кричал Ролав. - Мы дань сполна платили! А вы деревню сожгли, людей пленили! На вас кровь моего отца! [19, с. 13]. Тут новгородский парень отчаянно защищается от нападавших варягов, презиренно обзывая их варяжский родовой тотем (“волки”). «Большой раздел ее статьи (Л. Грот. - А. Э.) посвящен разоблачению лингвистов и историков, которые корень слова (варяг. - А. Э.) возводили сначала к древнескандинавскому vargur – “волк”, а позднее к var – “вода”...» [16, с. 194]. Все же, некоторые лингвисты и историки считали, что этимология слова “варяг” возводится к лексеме vargur (волк). Г. З. Байер стремясь доказать шведское происхождение варягов, утверждал, что «Скандия от некоторых называется Вергион и что оное значит остров волков, что в древнем языке не всегда значит волка, но разбойника и неприятеля». О. Верелиус в его примечании к Гервардовой саге: «от великого разбоя на море, поскольку волки (Wargur) – это те, кто грабят и опустошают и на суше, и на море» [16, с. 195]. Как нам представляется, те “разбойники и неприятели”, и, “те, кто грабят и опустошают и на суше, и на море” - это древнескандинавские этносы, носившие тотем “волк”.
Известно, что отсутствуют тотемы глобального масштаба, названных от собак и лошадей, самых близких домашних животных людей. Они поздние явления в жизни человека: собаки и лошади тогда еще были дикими животными. «Древнейшимъ домашнимъ животнымъ вообще считается собака, но и она появляется впервые лишь въ неолитический перiодъ» [20, с. 534]. Похоже, собака относительно поздний спутник в первобытной жизни разумного человека. К тому периоду у людей симбиотического понимания мира, тотемы заполнены были названиями диких животных. Получается так, что самому древнейшему тотему волк не менее 10000 тыс. лет. У древних родов и племен тотем волк олицетворял силу, ловкость, хитроумность и коллективизм.
Волк - главный тотем кыргызов
В эпосе «Манас»:
Угуз уулу Манаска мазак болду... (Сыну Огуза Манасу насмешка ...)
Кыргыздын он төрт беги (Четырнадцать глав племен кыргызов)
Ушу болду Кошойго айткан кеби (Так и сказали Кошою) [27, с. 8].
Это из речи ханов (и беков) крупных этнических единиц Кыргыз журту, представляющие племена кыпчак, казак, ногой, эштек, окчо, жедигер и т.д. Они Манаса называют сыном Угуз хана, т.е. кыргызские родоплеменные правители были осведомлены о свох предках, в том числе о (восьмом) предке Огуз хане.
Огуз-хан. У Абуль-Гази (XVII в.), Хивинского хана, в «Родословном древе тюрковъ»: У Угузъ-хана «быль внукъ по имени Киргизъ: Киргизы происходятъ отъ него» [2, с. 38]. По констатированию известного среднеазиатского историка и писателя, Огуз хан и кыргызы – одно эпонимо-этнонимическое понятие. Русский историк XVIII в. П. И. Рычков отмечает, что по имеющимся сведениям персидского посла при Бориса Годунова, легендарный Огуз-каган жил в VII в. до н.э. Так, «по его Страленбергову мнению сей Огусъ-ханъ былъ до рождества Христова за шесть сотъ летъ, и отъ него до Чингисъ хана славнаго жъ въ Татарской исторiи (который въ 1154 году по рождествъ Христовъ родился), тридцать два государя были» [8, с. 71]. Судя по всему, это время совпадает со скифо-сакской эпохой (700-300 гг. до н.э.) в Восточной Европе и Византии. Об эпохе Огуз-кагана имеются и другие сведения. В книге «Түрк тарыхы» («История тюрков») (Оренбург, 1919) Кабира Туйка, Фазыла Туйка написано, что «Огуз хан - великий каган проживавший за 3400 лет до пророка Ийса». Эти данные ими использованы из родословной ханских историй «Кен Жан» в «Китай «Шу-цзин» - «История Битигине» [18, с. 81]. Со времен Н. Я. Бичурина (отца Иакинфа) Маодунь-шаньюя сопоставляют с легендарным предком тюрок Огуз-каганом. Речь идет, по словам В. С. Таскина, "о поразительном сходстве биографии Огуз-кагана в тюрко-персидских рукописях... с биографией Маодуня в китайских источниках" [28, с. 103]. По приведенным источникам, эпоха Огуз-хана локализуется с IV тыс. л. до н.э. - III в. до н.э. Из чего следует, что историческому хронотопу родовых предков главных эпических героев не менее двух с половиной тысяч лет.
Кызматта жүргөн кырк чилтен (Служивые сорок чилтены)
Бир силкинип бирөөбү (Один из них встряхнулся)
Көк бөрү болуп калганы (И, превратился в синего волка) [26, с. 97].
По эпосу сорок чилтены – это (сорок) люди-волки (онгоны), покровители и доброжелатели кыргызских племен. Они защищают еще юного, неокрепшего Манаса в трудные моменты жизни. Человек-чилтен мог превращаться в волка и наоборот. В эпосе речь идет о синих волках, которые могли бы идентифицироваться с историческими аналогичными древнетрюкскими тотемами. В «Огуз-наме»: «На рассвете в шатер Огуз-кагана проник луч, подобный солнечному. Из того луча возник сивошерстный, сивогривый большой волк и произнес: «Теперь двигайся с войском, Огуз-каган. Веди сюда народ и беков, я буду тебе показывать дорогу» [25, с. 37, 46]. Монгольская хроника «Сокровенное сказание» сообщает о рождении Чингисхана: «Предком Чингисхана был Борте-Чино, родившийся по соизволению Вышнего Неба. Супругой его была Гоа-Марал». В переводе с монгольского Бурте-Чино – «серый волк», Гоа-Марал – «прекрасная лань» [13, с. 179]. В источниках говорится о “синем”, “сивошерстном, сивогривом”, “сером” волках, т.е. устойчивая цветовая символика колоративной лексики (“көк бөрү”, “көк жал”, “көк серек”) в «Манасе», «Огуз-наме», «Сокровенном сказании» в целом совпадают.
Примечательно, что первоначальными предками тюркских родов Хунну, Ашина, рода Аспар (es-bori), эпонимов Огуз-хан, Манас, Чингизхан считались волки. По всей видимости, кыргызский «этноним “чети бөри” (в формах чедибер, чедигер, четпер)» [6, с. 69] сформирован из семи фратрийных племен рода бөрү. В родоплеменной структуре адигине, правого крыла кыргызов, имеется племя бөрү и т.д. Кыргызские племена, причастные к наименованию (тотему) бөрү (волк), могли бы считаться самыми древнейшими этнонимами.
Бөрү болгон биз деди ... (Мы есть - волки ...)
Кызыр Иляс деген бар, (Есть некий Кызыр Ильяс,)
Сизди кырк күндөн бери издеди. (Вас искал сорок дней.)
Кырк чилтен деген биз деди (Мы есть - сорок чилтены) [26, с. 114]
Здесь сорок чилтены сообщают Манасу, что его сорок дней искал Кызыр Ильяс. Это могло бы означать, что древний духовный мир сорокаплеменных кыргызов (в лице сорока чилтенов) сотрудничал с последующими духовно-религиозными субъектами (в лице агионима Кызыра Ильяса). В башкирской культуре Хызыр-Ильяс — это «имя пророка, бродящего по земле в облике старика, странника в белом или нищего и приходящего на помощь в нужный момент», «духа дороги» [Хисамитдинова, 2010, 336]. В работе азербайджанской исследовательницы Х. А. Бабаевой выделяются функциональные особенности образа Хызыр-Ильяса в тюркских дастанах «Манас», «Деде Коркыт» и «Алпамыш» [Babayeva, 2013]. ... Хызыр / Хидр в мусульманской мифологии — образ, вобравший в себя черты разных мифологических персонажей доисламского Ближнего Востока» [15].
Хан Жакып айтып болгону, (Закончил рассказ хан Жакып,)
Кайышып бала толгонду. (Изгибался в корчах юноша.)
Кайда кетип калды экен, (Куда же запропастились,)
Бөрү болгон кырк киши, (Те сорок людей-волков,)
Кайда экен деп ойлонду. (Задумчиво смотрел по сторонам.) [26, с. 137].
Услышав от отца родословную предков и нелицеприятную текущую ситуацию, юноша Манас на определенное время опустил руки и сдался. Все это время за сыном украдчиво и внимательно следил бай Жакып. Однако через некоторое время с высоко поднятым красным знаменем, вновь появились сорок чилтены.
Кырк кишини көргөн соң (Только увидев сорока человек)
Кыйкырыгы баш жарып, (Безмерно возрадовался, возликовал,)
Бала күлүп калганы (Так рассмеялся юноша) [26, с. 37].
Следовательно, добрый молодец сильно нуждался в морально-психологической поддержке сорока людей-волков. Надо отметить, что красный флаг был главным государственным символом предков Манаса, Кыргыз журту, как и у сорока чилтенов.
Жабырлашып кырк чилтен (Сорок чилтены всей гурьбой)
Балага келип калганы ... (К юноше подошли ...)
Анда чилтен кеп айтат: (Тогда чилтены скажут:)
Ак буйругу биздики, (Повеление бога Ак наше,)
Аскердин баары сиздики. (Все это войско ваше.) [26, с. 138-139].
Заново появившиеся сорок чилтены привели с собой многотысячное превосходно экипированное войско. Здесь чилтены сообщают юноше Манасу, что по повелению бога Ак, все это войско принадлежит ему. Теоним Ак – это, надо полагать, один из 99 имен бога Алла таала.
Бөлүнсөң бөрү жеп кетет, (Отделившегося съест волк,)
Бөлүнүп калды кыргыз деп, (Что кыргызы разобщились,)
Бөлөк элге кеп кетет. (На радость чужакам.) [27, с.195]
Это из речи хан Бакая (старший двоюродный брат Манаса) в назидание эр Чубаку, и в поддержку эр Алманбета. Видимо, эпическая строка “Бөлүнсөң бөрү жеп кетет” (“Отделившегося съест волк”) – это одна из древних кыргызских поговорок, которая могла формироваться еще на заре возникновения тотема волк.
Очевидно, главным тотемом кыргызов был тотем волк (бөрү). Тотем волк, должно быть, тесно связан с изначальным древним этнонимом кыргызов – бурут (бөрүлөр; волки) донеолитического периода. «Сплоченность волков в стаю, распределение функций внутри стаи (“законы” стаи) напоминали древним людям их собственных коллектив, что и вело к представлениям о родственной связи людей с волками» [7, с. 54]. Каждый чилтен (волк) мог представлять одно из племен сорокаплеменного Кыргыз журту. Вероятнее всего, впоследствии из первичных сорока племен бурутов, представителями которых являлись эпические (сорок) онгоны-волки, образовался журт (объединение) из сорока племен: Кырк (сорок), Ок (племя), Аз (глобальный эпоним) – Кыргыз. Эпические сорок чилтены-волки, как мифологический пласт эпоса, очередное удачное творческое сочинение первого манасчи-интеллектуала, вдохновляющее соотечественников на новые свершения в алтайском периоде изгнания.
Лебедь, как и волк, воплощает в себе коллективный образ жизни. Тотемом лебедь могло владеть племя кыпчак (кыучак), одно из ведущих, сильных и компактных родоплеменных структур сорокаплеменных кыргызских этносов. В этнониме кыпчак могли бы присутствовать тотем Кыу (Лебедь), глобальный эпоним Аз и теоним Ак. Возможно, род Ооганского Акун хана, отца эпической лунной красавицы Айчүрөк, мог быть причастен к тотему лебедь [29, с. 372]. По эпическим данным, род Манаса и род Акун хана состыковывались бы в сороковом прапрадеде родословного древа кыргызов [29, с. 370], т.е. предположительно, в IV в. до н.э. Амбициозные, честолюбивые дикие животные тигр (жолборс), барс (илбирс), медведь (аюу), пожалуй, не могли быть тотемами кыргызов, ибо они животные, персонифицирующие индивидуальный образ жизни. Однако имена (прозвание; титул) Тигр, Барс, Медведь, как символ силы, отваги и гармоничности, могли присваиваться отличившимся героям, витязям и отважным защитникам Отечества.
Эшиев Асылбек Мирзатилаевич
доктор филологических наук, профессор Жалал-Абадского государственного университета (Жалал-Абад, Кыргызстан).
Материалы статьи опубликованы в книге «Манастын улуу кыргыз мамлекети» (Бишкек, “Улуу тоолор”, 2014) и журнале «Евразийское научное объединение», №3 (61), март, 2020 («The eponymous totem Wolf in mythologies, epics, legends and folk traditions»).
Список литературы:1. Абаев В. И. Скифо-европейские изоглассы. На стыке Востока и Запада. М., 1965.
2. Родословное древо тюрковъ. Сочинение Абуль-Гази, Хивинского хана. Казанъ, 1906.
3. Баскаков Н. А. Тюркизмы в русской лексике // Советская тюркология, 1979, №6.
4. Бернштам А. Н. Историческая правда в легенде об Огуз-кагане. Без выходных данных (Центр. библ. НАН КР).
5. Будиловичъ А. Первобытные славяне въ их языке, быте и понятияхъ по данным лексикольнымъ. Часть I. Кiевъ, 1878.
6. Бутанаев В. Я. Историческая ономастика Южный Сибири. Бишкек: «Maxprint», 2013.
7. Волошина Т. А., Астапов С. Н. Языческая мифология славян. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996.
8. Рычков П. И. История оренбургская (1730-1750). Оренбургъ, 1896.
9. Европейский эпос античности и средних веков. М.: «Детская литература», 1984.
10. Иакинфъ О. Часть I. СПб., 1851.
11. Ильясов Р. Ф. Башкирские сказки о животных // Советская тюркология, Баку, 1981, №3.
12. Карамзин Н. М. Предания веков. М.: «Правда», 1988.
13. Козин С. А. Сокровенное сказание Монгольская хроника 1240 года. М.-Л., 1941.
14. Кондратов А. М. Атлантиды ищите на шельфе. Ленинград: «Гидрометеоиздат», 1988.
15. Хазиева Г. С. Агионим Хызыр-Ильяс в локальных культурных традициях татар. [Электронный ресурс]. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/93946/1/vopon_2020_3_15.pdf
16. Кучкин В. А. Был ли русский север варягский в праиндоевропейское время? // Российская история, №4, 2010.
17. Лихачев Д. С. Слово о полку Игореве. М.: «Просвещение», 1982.
18. Өмүралиев Ч. Теңирчилик. Бурут тамга-Жандырмак. Бишкек: «Кыргыз жер», 2013.
19. Муравьев В. Во времена Перуна. М.: «Дет. лит.», 1980.
20. Обермайеръ. Г. Доисторический человек. СПб., 1913.
21. Плутарх. Избранные жизнеописания. Том II. М.: Изд.: «Правда», 1990.
22. Сапрыкин С. Ю. Эллинизация и варваризация античных государств Северного Причерноморья (каллипиды и миксэллины догетской Ольвии) // Вестник древней истории. «Наука», 2013, №3.
23. Сказания о начале славянской письменности. М.: «Наука», 1981.
24. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М.: Изд. полит. лит. 1989.
25. Щербак А. М. Огуз-наме. Мухаббат-наме. М., 1959.
26. Манас. Сагымбай Орозбак уулунун варианты боюнча. 1-китеп. – Фрунзе, 1984. (Манас. По варианту Сагымбая Орозбакова. I книга).
27. Манас. Сагымбай Орозбаковдун варианты боюнча. IV китеп. Фрунзе, «Кыргызстан», 1982. (Манас. По варианту Сагымбая Орозбакова. IV книга).
28. Е. И. Кычанов. Сказка о Маодуне-Шаньюе и Огуз-кагане // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. М.: «Наука», 1986.
29. Манас. Манасчы Шаабай Азизовдун варианты боюнча (Семетей. Манасчы Шаабай Азизовдун варианты боюнча). Бишкек: «Кут Бер», 2013. (Манас. По варианту Шаабая Азизова. (Семетей. По варианту Шаабая Азизова)).