Ипатьевская летопись и Суздальская рассказывают о гибели Чингисхана в походе на Тангутов: после Калки татары дошли до Новагорода Святополчского и повернули на восток «и повоеваша землю Таноготьскую и ины страны, и тогда же и Чагониз-кан их убиен бысть» [9]. Ипатьевская летопись: «и воеваша землю таногоутьскоу и на инии страны, тогда же и Чагониз кан их таногоуты убиен бысть их же прельстивше и после же лестию погубиша...» [10]. Лаврентьевская летопись: «Тогда же и Чагонизъ канъ их оубиенъ бысть» [11]. Галицко-Волынская летопись, включенной в Ипатьевский свод, ПСРЛ, 1998, стб. 745: Чаногизъ кано; ПСРЛ, 2000 (2), стб. 282: Чагонизъ канъ; ПСРЛ, 2001, c. 132: Чаногизъ канъ; ПСРЛ, 2000 (4), с. 90: Чаногыз, канъ; ПСРЛ, 2004, с. 121: Чаногизъкан; ПСРЛ, 2006, с. 69: Чагонис кан [12].
Общепринятое прозвание Чингизхан (Чингисхан), по всей видимости, сформировалось из древнерусских летописных записей: Чаногизъ канъ (Чаногыз канъ, Чаногизъкан, Чаногизъ кано). Быть может, это одно из поздних версий титульного имени великого хана, которое закрепилось и широко использовалось в последующих письменных сообщениях, сведениях. Впоследствии, скорее всего, летописные прозвища Чаногыз канъ, Чаногизъкан, Чаногизъ кано, Чаногис кан постепенно трансформировались в популярные Чынгызхан, Чингизхан, Чингисхан. Следует подчеркнуть, что во всех летописных версиях ханский титул написан кан (канъ), а не хан (ханъ).
Однако главное, как нам представляется, Тэмуджин (Темучин, Темучжин) в венчании на трон (1206) был интронизирован в ЧаганАз кан. Мы склонны считать, что древнерусские летописцы записывали более достоверное и подлинное титульное наименование Чингизхана (Чагониз-кан, Чагонис кан, Чагонизъ канъ). Возможно, антропоним Чагониз состоял из лексем Чаган и Аз. Чаган [1, с. 231] – это теоэпоним маңгульских родоплеменных структур, Аз - глобальный теоэпоним тюрко-татарских этносов.
В эпосе «Манас»:
Чаган күнү тууду деп, (Он рожден в день Чагана,)
Чаганбай коюп алыптыр (Имя ему дали Чаганбай)
[1, с. 231].
Это из речи главы маңгулов Кюлдюра. Чаганбай - сын Кюлдюра. Еще на Алтае в тревожные дни для маңгульских племен, Кюлдюр отдает Чаганбая в гвардию сорока витязей (кырк чоро) Манаса. Похоже, ему было дано имя маңгульского династического теоэпонима Чаган.
«Чаганбай (сын Кюлдюра, один из верных соратников Манаса)» [5].
По «Сокровенному сказании монголов» («Сокровенному») в коалиции Чингизхана значится: § 120. Цахаан-Ува; § 202. 24) Цаган-Гова [8]. В коалиции Чингис-хана, из структуры кыргызских племен по эпосу «Манас» имеется антропоним Цахаан-Ува (и Цаган-Гова) (наверное, эпический теоэпоним Чаган).
В коалиции Джамухи: § 141. Горлосский Чоёх-Чахаан; § 153. Чаган-Татар [8]. Из племен коалиции Джамухи в структуре кыргызских племен по эпосу «Манас» могли бы находиться Чоёх-Чахаан (возможно, эпический теоэпоним Чаган), Чаган-Татар (возможно, эпический татар Чагоо).
В варианте С. Каралаева эпоса «Манас»:
Түп атасы Бөйөнкан, (Предок Бөйөнкан,)
Бөйөнкандан Чаянкан, (От Бөйөнкана Чаянкан,)
Чаяндан Ногойкан (От Чаяна Ногойкан)
[3, с. 26]
В варианте Жусупа Мамая:
Атын Бөйөн коюптур, (Дали имя ему Бөйөн,)
Бөйөндөн Чайан төрөлдү. (От Бөйөна рожден Чайан.)
Чайандан туулду Каракан … (От Чайана рожден Каракан ...)
[4, с. 6-7]
Не исключено, что антропонимы Цахаан-Ува, Чоёх-Чахаан, Чаан-Татар в «Сокровенном» родословные сородичи эпического эпонима Чаянкан (Чайан) (прадеда Манаса), теоэпонима Чаган, эпического эпонима Чагоо. Антропонимы Чоёх-Чахаан, Чаан (теоэпоним Чаган, родовой эпоним Кюлдюра, Чаганбая) числились в коалиции Джамухи. В коалиции Чингис-хана находился антропоним Цахаан-Ува. Примечательно, что антропонимы Цахаан, Чахаан, Чаан замечаются одновременно в коалициях Чингис-хана и Джамухи. Чаган, как эпоним первого месяца нового года маңгульских племен, традиционно почитался во всех фратриях маңгулов.
Антропоним Чагатай.
Чагатай-хан (монгольский: Цагадай,ᠲᠰᠠᠭᠠᠳᠠᠢ; Уйгурский: چاغاتايخان , Цагадай; Китайский:察合台, чагетай; Турецкий: aatay; Персидский: جغتای , Joghatai; 22 декабря 1183 - 1 июля 1242) был вторым сыном Чингисхана. Он был ханом Чагатайского ханства в 1226–1242 гг. н.э. [13]. Чагатай (Цагадай, Чагетай, Ааtay, Joghatai), наверное, интронизированный антропоним от родословного эпонима Чагоо (Чаган) и скифского теоэпонима дэой (дай, тай, дей). Судя по всему, еще раньше (в эпическом IX в.), так же были сформированы эпические эпонимы Чагатай (сын Орозду, старшего брата Жакыпа (отца Манаса)), Чагалдай [5] (второй сын Усена, старшего брата Жакыпа), Көкөтөй, Семетей, а во времена Чингизхана антропонимы Чагатай, Угэдэй (Оготай, Акатай), Субедей. Семетей и Субедей как синонимичные эпонимы могли бы иметь идентичную родословную основу. «Чагатай был вторым сыном Чингиз-хана; его матерью была его [Чингиз-хана] старшая жена Бортэ-фуджин, дочь Дайи-нойона из племени кунгират, мать четырех сыновей, пользовавшихся влиянием» [7].
В эпосе «Манас»:
Аркасы тийген найман бар, (Есть дружелюбный найман,)
Коңшулаш жүргөн коңурат, (Есть добрый сосед конгурат,)
Үйүрдөш жүргөн үйшүн бар. (Есть соплеменник уйшун.)
[1, с. 163]
Тюркское племя кунгират, отмеченное у Рашид-ад-Дина, значится в эпосе «Манас». На Алтае в тревожные дни для кыргызских племен, племя коңурат вместе с племенами найман, алчын, аргын мужественно воевали против алтайских калмыков.
Общественно-политическое состояние племени маңгул в эпосе «Манас».
Күлдүрдүн уулу Чалыбай (Чалыбай сын Кюлдюра) [2, с. 43].
«Про Кунтувдея летописец говоритъ, что он «бе мужъ дерзъ и надобенъ в Руси». Его вместе съ Кульдеюремъ мы видимъ въ походе Игоря Святослевича на половцевъ къ Хоролу въ 1183 г.» [6, с. 151]. Если летописный Кульдеюр и эпический маңгул Күлдүр - династические сородичи, то такой тюркский (татарский) антропоним фигурировал бы в Поросье еще за полвека до вторжения батыевских полчищ (1238 г.). Это могло бы означать, что родословный эпоним Күлдүр и его маңгульские фратрии находились одновременно, и на Руси (в Поросье), и в Южной Сибири.
Одна любопытная деталь, где летописный Кульдеюр 1183 г. совместно с русскими князями ополчается против дешти-кыпчакских половцев. Однако спустя сорок лет (1223 г.) против тех же дешти-кыпчакских половцев идут войной династические сородичи Кульдеюра, только теперь не с юго-запада Руси, а из Центральной Азии.
В эпосе «Манас»:
Казак, кыргыз камалап, (Казахи и кыргызы, гурьбой,)
Калмак, маңгул жабылып ... (Калмыки, и маңгулы, скопом ...)
Бала Манас баатырды (Юношу Манаса, богатыря)
Ак кийиздин үстүнө ... (На белый войлок ...)
Олтургузуп алганы. (Складно посадили.)
[1, с. 289].
В эпосе при избрании Манаса ханом, вместе с кыргызскими племенами (кыпчак, казак, аз, нойгут, ногой, каракалпак и т.д.) прямым голосованием участвует и племя маңгул. Здесь речь идет о клане Кюлдюра (отца Чаганбая) маңгулов. Очевидно, эпическое племя маңгул наравне со всеми остальными кыргызскими племенами состояло в сорокаплеменном Кыргыз журту. Иначе у племени маңгул не было бы прав и возможностей участвовать в таком судьбоносном историческом событии. Пожалуй, эпос сам подсказывает об общественно-политическом состоянии племени маңгул в средневековом Кыргыз журту.
Эшиев Асылбек Мирзатилаевич
доктор филологических наук, профессор Жалал-Абадского государственного университета (Жалал-Абад, Кыргызстан).
Список литературы:
1. Манас. Сагымбай Орозбаковдун варианты боюнча. I китеп. Фрунзе, 1984. С. 231. (Манас. По варианту Сагымбая Орозбакова. I книга).
2. Манас. Сагымбай Орозбаковдун варианты боюнча. IV китеп. Фрунзе, 1982. С. 43. (Манас. По варианту Сагымбая Орозбакова. IV книга).
3. Манас. Эпос. Саякбай Каралаевдин варианты боюнча. I китеп. Фрунзе: «Кыргызстан», 1984. (Манас. По варианту Саякбая Каралаева. I книга).
4. Манас. Айтуучу: Жүсүп Мамай. Шинжаң эл басмасы, 2004. (Манас. Сказитель: Жусуп Мамай).
5. «Манас» эпосундагы 536 каармандын ысымы. [Электронный ресурс]. URL: https://aimak.kg/taryhyi_okuyalar/2700-manas-eposundagy-536-kaarmandyn-ysymy.html (дата обращения: 24.11.2020). (Имя 536 персонажей в эпосе «Манас»).
6. Печенеги, торки и половцы до нашествия татар. История южно-русских степей IX-XIII вв. Монография П. Голубовскаго. Киев, 1884.
7. Рашид-ад-Дин. Сборник летописей. Джами ат таварих. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_3/frametext4.html (дата обращения: 24.11.2020).
8. Сокровенное сказание монголов. [Электронный ресурс]. URL: http://altaica.ru/SECRET/tovchoo.php#I (дата обращения: 12.12.2020).
9. ПСРЛ. Т. 1. Стб. 509. [Электронный ресурс]. URL: http://www.snowforum.ru/forums/?board=history&action=view&id=147063 (дата обращения: 22.11.2020).
10. ПСРЛ Т. 2. Стб. 745. [Электронный ресурс]. URL: [Электронный ресурс]. URL: http://www.snowforum.ru/forums/?board=history&action=view&id=147063 (дата обращения: 22.11.2020).
11. Катюк Г. П. Исконно русская Европа. Откуда мы? [Электронный ресурс]. URL: https://books.google.kg/books?id=NTvmCQAAQBAJ&pg=PT95&lpg=PT95&dq=%D1%87%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B7&source=bl&ots=8JfZF93ilt&sig=ACfU3U2egGrlAQ-YXFH80lTyk5A9ITYIJQ&hl=ru&sa=X&ved=2ahUKEwitwJrPpZbtAhX5CRAIHVAAD_UQ6AEwEnoECAUQAg#v=onepage&q=%D1%87%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B7&f=false (дата обращения: 22.11.2020).
12. Астайкин А. А. Дробышев Ю. И. Упоминания Чингисхана в русских летописях. [Электронный ресурс]. URL: https://vostokoriens.jes.su/s086919080010697-3-1/ (дата обращения: 22.11.2020).
13. Чагатай-хан. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.qaz.wiki/wiki/Chagatai_Khan (дата обращения: 12.12.2020).