Добавить статью
17:00, 25 апреля 2021 Обновлено 11:38 27 Апреля 2021 6301

Древнетюркские этнонимы в эпосах «Идегей» и «Манас»

Эпитафия Кюль-тегину - памятник тюркской рунической письменности VIII в.:

Нести из рода в род велю вам: пусть войдут

Они в народ «он ок» и в племя тат, и пусть,

О тюрки, пусть всегда средь вас они живут! [9].

Примечательно, что в надписи наравне с небезызвестным этническим объединением «он ок» («десятистрельное племя») фигурирует этнос тат. По Махмуду Кашгари этнические субъекты тавгач и тат – тюркские этносы [6, с. 783]. Возможно, этноним тат был одним из архаичных родовых названий тюркских народов.

О родоплеменных структурах тат и татар говорится в историческом эпосе татарского народа «Идегей». Эпос начинается с ключевыми историческими и этнографическими сведениями. В нем сгруппированы главные действующие субъекты: этнонимы тат, татар, нугай, кыпчак, булгар; исторические топонимы Булгар, Идиль, Яик, стольный Сарай, Золотая Орда; хан Токтамыш [2]. Все основные эпические события происходят вокруг главного героя Идегея.

Эпос «Идегей»:

Ответствовал Идегей (Шах-Темиру. – А. Э.):

Реки мои — Мать-Идиль и Яик.

Булгар — моя страна …

Татский неистребимый род;

Нугая лучезарный дом –

Вот откуда мой приход … [2].

В стихотворных строках подразумевается принадлежность Идегея к “татскому неистребимому роду”.

Ответствовал Шах-Темир (Идегею. – А. Э.):

Был в Уняне могучий хан, —

Никогда твой татский род

Не склонял пред ним головы … [2].

Здесь эпический Шах-Темир подтверждает принадлежность Идегея к роду тат.

Так сказал тогда Нурадын (Идегею. - А. Э.):

Татары твои, нугаи твои

Свергнуть злобного хана хотят [2].

По эпическим данным, главный герой Идегей был представителем рода тат, племенного объединения татар и племени нугай, страны Булгар. «Вряд ли звуковое сходство этнонимов татар и тат является случайным. В эпосе «Идегей» этноним тат иногда даже употребляется как синоним этнонима татар» [10]. В героическом эпосе отмечается, что в начале был предок Татар, затем Нугай:

В стародавние времена,

Там, где была нугаев страна,

А предком Нугая был Татар

Там, где стольный Сарай стоял [2].

В эпосе «Манас» (по варианту Шапака Рысмендеева) на Алтае старейшина татар Чагоо в иерархии кыргызских родоплеменных структур располагался после нойгута Акбалты, каракалпака Бердике, кыпчака (окчо) Ошпура, кыргыза Байжигита, казаха Айдаркана. Главное, что он состоял в обществе главных героев эпоса.

В эпосе «Манас»:

Татар Чагоо карысы (Старец татар Чагоо) [5, с. 20].

В варианте Сагымбая Орозбакова тот же Чагоо представитель племени ногой:

Ногойдун Чагоо кары бар (Из ногоев старина Чагоо) [4, с. 14].

Так, у Шапака Рысмендеева татар Чагоо, у Сагымбая Орозбакова ногой Чагоо. Таким образом, одновременно старец Чагоо, и татар, и ногой. Это, скорее всего, от того, что племя ногой состояло в структуре объединения татарских племен. Поэтому его называли иногда татаром, иногда ногоем. Надо отметить, что эпический Чагоо, как и эпический Идегей, является татаром и ногоем. Эти эпические строки из «Манаса» перекликаются с эпическими строками в «Идегее» “А предком Нугая был Татар” [2].

Такая же картина замечается с одним из главных персонажей эпоса Эштеком. Он в начале эпоса, когда кыргызы находились еще на Алтае, называется татаром:

Татарлардан эр Эштек (Из татар эр Эштек) [3, с. 99].

Эштек в иерархии кыргызских видных деятелей отмечается третьим после хотанского кыпчака Элемана (отца эр Төштүка) и алайского кыпчака Таза (отца эр Үрбү). Позже, перед всеобщим переселением из Алтая в Кыргызскую землю, Эштек становится уже вторым видным деятелем после казаха Айдаркана (отца эр Көкчө).

Карыядан Эштек бар (Из кереев есть Эштек) [4, с. 14].

Байдын уулу Баймырза, (Сын Бая Баймырза,)

Көкөтөй жаман болду деп, (Плохо стало Кокотою,)

Бар ногойго, карыга айт (Оповести всех ногоев и кереев) [11, с. 10].

Судя по всему, керей Эштек и ногой Чагоо, помимо племенных принадлежностей, считались представителями племенного объединения татар.

Этническая принадлежность эпического татара Эштека могла бы идентифицироваться с иштякско-токузскими татарами [8, с. 75-85]. Очевидно, у древних кыргызских родоплеменных структур бытовала практика называть глав (и представителей) родов (и племен), иногда по племенной принадлежности, иногда по состоянию к этническому сообществу. У Марко Поло есть сведения, где предводитель племени кереит (гирей; керей) правил над татарами. Так, «ГЛАВА LXXIV… Здесь главным образом пребывал поп Иван, когда властвовал над татарами и владел этими областями и соседними царствами…» [12]. Поп Иван, он же кереит Ван-хан, современник Чингиз-хана, по-видимому, в определенное время властвовал и над татарским сообществом. Следует подчеркнуть, что кереит Ван-хан (Он хан), как и эпические ногой Чагоо, керей Эштек и ногой Идегей, находились в рядах родоплеменного объединения татар.

В эпосе «Манас» этносы татар, ногой, кары находились в структуре сорокаплеменного Кыргыз журту. У Махмуда Кашгари: «2368 татаар – татар, түрк уруусу» («2368 татаар – татар, тюркское племя») [6, с. 715]. В «Маджму ат-таварихе» Ахсикенти (XV-XVI вв.) среди тюркских племен имеется этноним татар [13], а в кыргызском племени Ават (Ичкиликов) - род татар [14].

В эпосе «Манас»:

Кезектин уулу Шоорук кан ... (Шоорук хан сын Кезека …)

Татала деген журту бар (У него племя татала) [4, с. 201].

У Махмуда Кашгари:

Уйгур дагы татлака ... (К уйгурам и теталам ...)

Кушлар киби учтымыз (Летели как соколы) [7, с. 125].

В вышеупомянутых стихотворных строках, похоже, говорится об историческом этносе теталь. Так, «в 573 году Хозрой отправил к туркам-тетальцам 7 т. пленных дев, прося помощи в войне с римлянами, армянами и таджиками (арабами)» [1, с. 110]. Сирийский историк IV века Иешу Стилит писал: "Хиониты, которые суть гунны”, имея в виду, наиболее вероятно, так называемых “белых гуннов”, которых большинство историков считают эфталитами, которых Гардизи называл “тохаристанскими хайталами”, а Вадан великий – Теталами” [15]. Примечательно, что этноним теталь отождествляется с историческим этнонимом гунн. Надо полагать, эпический этноним татала, этноним татла у Кашгари и исторический этноним теталь - один и тот же этноним, в зародыше которого мог стоять род (эпоним) тат и теоним эл.

Главное в том, что одни и те же древнетюркские этнонимы отражаются в средневековых тюркоязычных народных героических эпосах, аналогично идентифицируются и дополняют друг друга как историко-этнографические источники.

Эшиев Асылбек Мирзатилаевич, доктор филологических наук, профессор Жалал-Абадского государственного университета (Жалал-Абад, Кыргызстан).

Статья опубликована в журнале «Евразийское научное объединение», №7 (65), июль, 2020.

Список литературы:

1. Аристов Н. А. Усуны и кыргызы или кара-кыргызы. Бишкек, 2001.

2. Идегей [Текст]: татарский народный эпос: пер. с татар. С. Липкина / науч. ред. М. А. Усманов. Казань: Татар. кн. изд-во, 1990. - 256 с. [Электронный ресурс]. Адрес доступа: https://xn--80ad7bbk5c.xn--p1ai/ru/content/idegey (дата обращения: 21.07.2020).

3. Манас. Сагымбай Орозбаковдун варианты боюнча. I китеп. Фрунзе: Кыргызстан, 1984. (Манас. По варианту Сагымбая Орозбакова. I книга).

4. Манас. Сагымбай Орозбаковдун варианты боюнча. II китеп. Фрунзе: Кыргызстан, 1980. (Манас. По варианту Сагымбая Орозбакова. II книга).

5. Манас. Шапак Рысмендеевдин айткан варианты боюнча. Бишкек: Газета.KG, 2013. (Манас. По варианту Шапака Рысмендеева).

6. Махмуд Кашгари. Түрк тилдеринин сөздүгү – Дивану Лугати ат-түрк. I том. Бишкек, 2011.

7. Стеблева И. В. Развитие тюркских поэтических форм в XI в. М., 1971. - 285 с.

8. Татары Евразии: своеобразие генофондов крымских, повольжских и сибирских татар. Вестник Московского университета. Серия XXIII, Антропология. 2016, №2.

9. Большая надпись в честь Кюль-Тегина. [Электронный ресурс]. Адрес доступа: http://greylib.align.ru/540/bolshaya-nadpis-v-chest-kyul-tegina.html (дата обращения: 11.07.2020).

10. Бушаков В. Этноним “татар” во времени и пространстве. [Электронный ресурс]. Адрес доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Article/bush_etntat.php (дата обращения: 10.07.2020).

11. Манас. Көкөтөйдүн ашы. Тыныбек. Семетей баатырдан бир бөлүм: Эпос // Түз. Р. Сарыпбеков. Бишкек: Ала-Тоо, 1994. (Манас. Тризна Кокотоя).

12. Марко Поло. Книга о разнообразии мира. Книга первая. [Электронный ресурс]. Адрес доступа: http://www.vostlit.narod.ru/Texts/rus3/Polo/frametext4.htm (дата обращения: 10.07.2020).

13. Сайф ад-дин Ахсикенди. Собрание историй. Маджму ат-таварих. [Электронный ресурс]. Адрес доступа: http://www.vostlit.info/Texts/rus4/Ahsikendi/frametext.htm (дата обращения: 10.07.2020).

14. Киргизские роды. [Электронный ресурс]. Адрес доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%8B (дата обращения: 10.07.2020).

15. Магерамов А. А. Мое "крайнее" исследование на историческую тему. [Электронный ресурс]. Адрес доступа: http://artofwar.ru/m/maa/text_0580-1.shtml (10.07.2020).

Стилистика и грамматика авторов сохранена
Добавить статью

Другие статьи автора

12-04-2024
Манаска чейинки Алтайдагы кыргыз
552

01-03-2024
Красный флаг Кыргыз журту
851

04-12-2023
Грандиозная тризна в эпосе «Манас»
1468

02-12-2023
«Манас» эпосунун тарыхый орду жана заманбаптыгы
1366

24-11-2023
Токтогул ырчы, Асан Кайгы жана Жаныбек хандар
1175

23-06-2023
Акындар поэзиясы Чыгыш ренессансында (интегративдик тенденциялар)
2031

20-06-2023
Акындар поэзиясы орток түрк адабиятында (абалы)
2182

12-06-2023
Кыргыз жазма поэзиясынын башаты
2202

12-05-2023
Высший воинский титул в эпосе «Манас»
82107

03-05-2023
Орхоно-енисейские надписи и эпос «Манас»
3006

Еще статьи

Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×