Добавить статью
4:43, 15 апреля 2014 9901

Неоколониализм в Кыргызской Республике

Пока империализм существует, он, по определению,

будет стремиться к господству над другими странами.

Это-то господство и называется сегодня неоколониализмом.

Че Гевара, из речи о марксистской революции, 1965

Я ничем не обязан обществу

J. P. Morgan

Термином неоколониализм обычно обозначают вмешательство более развитых стран в дела развивающихся. При этом широко используются существующие и исторические международные договоренности, в том числе и экономические, а также международные институты, находящиеся под контролем развитых стран.

Кваме Нкрума, который в 1957 году стал во главе независимой республики Гана, был одним из первых критиков и авторов концепции неоколониализма. Во введении к своей книге «Неоколониализм как последняя стадия империализма» он в частности писал:

Неоколониализм – это социально-экономический контроль, который может быть выражен экономически, лингвистически и культурно и пропаганда культуры неоколонизаторской страны создает условия для культурной ассимиляции колонизированного народа и таким образом открывает национальную экономику для транснациональных корпораций неоколонизаторских стран.

Результатом неоколониализма является эксплуатация, а не развитие менее развитых частей света. Вложения при неоколониализме увеличивают, вместо того, чтобы уменьшать пропасть между богатыми и бедными странами мира. Борьба против неоколониализма заключается не в исключении участия капитала развитых стран в экономиках менее развитых. Она нацелена на препятствование финансовой силе развитых стран в обеднении менее развитых [1]

Интересно, что в описании стратегической видеоигры «Неоколониализм» сказано: «В этой игре вы научитесь основам того, как разрушить мир. Неоколониализм – это игра о том, как финансовые банкиры пытаются извлечь максимальную прибыль из этого мира. Выигрывает тот, у кого в конце игры будет самый большой банковский счет». Но эта игра о так называемом экономическом империализме, у нас же есть и другая ситуация. После восстановления независимости Кыргызской Республикой в 1991 году, страна столкнулась с двумя видами неоколониализма – экономический империализм – со стороны стран Запада и Китая и патерналистский неоколониализм (со стороны России).

Экономический империализм будет усиливаться в связи с глобализацией рынков, развитием транспортной системы, удешевления производства товаров корпорациями и, собственно, сейчас наступил момент, который был назван «Экономизм»[2], когда принятие решений перешло от политических и социальных институтов к экономическим. Естественно, что тот, у кого больше денег и капитала, в этой ситуации будет стремиться к доминированию. Демократические институты постепенно теряют свою силу в связи с тем, что средний класс уничтожается повсеместно в мире, в том числе и на Западе. Каким образом уничтожается средний класс?

В связи с открытостью финансовых рынков государство не трогает богатых и их корпорации, не увеличивает налоговую ставку на сверхприбыли, так как опасается оттока капитала, с бедных – взять нечего, остается средний класс, который находится под двойным давлением – убивающей средний бизнес конкуренцией со стороны корпораций и увеличивающегося налогового бремени. Поэтому нельзя думать, что приобщение к большому рынку может привести к нормальной жизни и развитию среднего класса. В этой связи лучше подумать о региональной политико-экономической интеграции стран Центральной Азии, где как экономические, так и политические игроки будут в примерно равных условиях. Помнится, даже страны ЕС говорили в 1990-х годах, что они не видят будущее России в ЕС, так как это будет не интеграция России в ЕС, а присоединение ЕС к России. Что же говорить о таких малых странах как Кыргызская Республика или Таджикистан?

Экономический империализм, прежде всего, заботится о культурном и информационном завоевании сознания населения какой-либо страны. Вспомним времена перестройки и первые годы независимости, когда населению внушалась неизбежность рыночных реформ (как прежде внушалась неизбежность коммунизма и краха капиталистического мира). Те же зомбирующие вышки были использованы для изменения ценностей подвластного населения, в результате чего практически многие страны бывшей советской России превратились в сырьевой придаток Запада, как и, впрочем, сама Россия.

Экономический империализм внушает ценность капитала и технологий (в том числе и технологий управления, так как управлять будут они и по своему), нежели ценность земли и сырья, даже если это сырье – золото. Международное экономическое законодательство, полностью написанное на Западе, обеспечивает относительную неприкосновенность капитала проникшего в ту или иную страну, что делает практически невозможным пересмотр многих незаконных сделок.

Поэтому совершенно неприемлемо считать, что земля – в обмен на заводы, свобода – в обмен на прогресс, загрязнение природы – в обмен на рабочие места и другие, к сожалению, привычные нам вещи являются адекватным и честным обменом. Все это на самом деле всего лишь внушенные «истины», так как игроки на рынке также зависят от самого рынка и на место одного «незаменимого» агента экономического империализма можно найти другого. То есть не так страшен «агент» в «Матрице», если он сам зависит от матрицы – «Ты должен помнить всего лишь одну вещь – говорит мальчик избранному – ложки нет».

Патерналистский неоколониализм. Сейчас многие говорят об опасности присоединения Кыргызской Республики к России, но скорее всего мы уже находимся в состоянии патерналистского неоколониализма со стороны России. Со времен СССР и, что удивительно, после развала советской России, многим нашим гражданам было внушено, что доминирование метрополии принесло Кыргызстану много положительного и что в советской России все люди были счастливы. «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство» - очень хороший показатель того, как могут быть счастливы зомбированные дети, родителей которых расстрелял Сталин.

Патерналистский неоколониализм применяется империями в тех случаях, когда военная интервенция, оккупация страны или невозможна или невыгодна, что подходит к примеру взаимоотношений Кыргызской Республики и России. Патерналистский неоколониализм строится на том, что посредством колониального языка и захвата информационного пространства населению какой-либо постколониальной страны внушается мысль о том, что колониальное время было самым лучшим временем для страны. Что независимость ничего хорошего не может принести населению, которое не способно физически решать собственную судьбу (при этом забывается, что именно внешнее вмешательство не дает народу самому решать свою судьбу). Что управление и вмешательство в дела колоний со стороны метрополии в долгосрочной перспективе принесет пользу этой стране. Мы, кстати, все стали свидетелями этой технологии на примере передачи «Кыргызгаза» «Газпрому» и возможной передачи аэропорта «Манас» в руки русских. Однако, пока что речь идет об отдельных сферах бизнеса, которыми «местные аборигены» не способны управлять. С присоединением Кыргызской Республики к Таможенному и Евразийскому союзам речь пойдет о том, что коренное население не способно управлять своей страной (собственно об этом всегда говорилось) и необходимо многие системы управления передавать в наднациональные структуры, которые естественно будут и находятся в Москве.

Таким образом, видно, что первое, с чем приходится столкнуться стране, на которую направлены хищные руки и кулаки экономического и патерналистского неоколониализма – это информационное и культурное доминирование. Это доминирование возможно лишь при той ситуации, когда внешнее является сильнее внутреннего – и здесь не важна степень открытости миру того или иного информационного пространства страны. Поэтому прежде всего населению Кыргызской Республики следует избавляться от собственной ужасающей вторичности, которая делает возможным внушение того, что сами они ни с чем не справятся. А ведь когда-то уроженцы этих мест сами внушали такое другим народам и правителям, что видно на примере слов Захир-ад-дин Бабура.

С тюрком не вступай в борьбу, о эмир Бианы.

Ловкость и смелость тюрка очевидны.

Отчего не приходишь поскорее и не внемлешь увещеваниям?

Ведь то, что ясно – не требует изъяснения.

И сегодня непонятно, куда девалась та самая ясная, не требующая изъяснений простая вещь, что мы можем делать все сами и ничего не боятся

[1] Kwame Nkrumah. Neo-Colonialism, The Last Stage of Imperialism. Thomas Nelson & Sons, Ltd., London, 1965

[2] TeivoTeivainen. Enter Economism, Exit Politics. Experts, economic policy and the damage to democracy, Zed Books 2002

Стилистика и грамматика авторов сохранена
Добавить статью

Другие статьи автора

31-05-2021
Битик. Происхождение древнекыргызского (тюркского) письма
50173

23-04-2019
Украденная государственность
21756

20-03-2018
40 элементов кыргызской культуры: 34. Казылык
21001

15-03-2018
Повстанцы с палками: образ «басмачей» в жизни и в кино
20991

15-12-2017
40 элементов кыргызской культуры: 33. Эреже
22195

24-11-2017
Почему у кыргызов нет чингизидов, а у казахов – есть?
163971

13-11-2017
Зордук и предательство родителей
25413

08-11-2017
Голод 1930-х годов: казахские беженцы и Киргизская АССР
52334

20-10-2017
40 элементов кыргызской культуры: 32. Эл
23664

29-08-2017
40 элементов кыргызской культуры: 31. Кут
19103

Еще статьи

Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×