О стране Табгач.
Византийский автор раннего средневековья Феофилакт Симокатта (VI-VII вв.): «Те варвары, которые живут около Тавгаста, являются племенем очень сильным и многочисленным, а по своей величине не могут быть сравнимы ни с одним из других народов, обитающих во всей вселенной» [5, с. 160]. Упоминание центральноазиатского Тавгаста именитым византийским писателем истории означало бы о величии и славе северокитайского тюркского государства той эпохи. Е Лун-ли (XII-XIII вв.): «Географическая среда надежно защищала кочевников, и они непрерывно, на протяжении столетий, сменяя друг друга, тревожили Китай. Вначале это были сюнну, затем ухуани и сяньбийцы, далее жоужуани и туцзюэсцы, киданы, монголы и целый ряд других, более мелких народов» [4, с. 15]. Известный китайский историк в своей «Истории государства киданей» повествует историю тюркского государства Табгач Северного Китая, эпоху его образования и распада под ударом киданей Тай-Цзу. У Махмуда Кашгари (XI в.): “2696 тавгач – Мацин, Цинден нары төрт айлык жол алыстыкта жайгашкан. Башында Цин үч бөлүктөн туруучу: жогору, чыгыш тарап - тавгач, ортоңку – хытай, төмөнкү – бархан - бул Кашкар. Азыр болсо тавгач Мацин аталышында белгилүү, а хытай – Цин” [10, с. 783]. “2697 тавгач – ошол жерде жашаган түрк уруусу” [10, с. 783]. Здесь говорится, что Тавгач – это Мацин, где проживает тюркское племя. Народ хытай с составлял основу государства Цин. Тавгач назывался Мацином, кажется, это цинский экзотопоним. К XI в. Цин и Тавгач отличались, каждый имел свое государственное устройство.
В эпосе «Манас»:
Баш калаасы Бакбурчун, (Столица Бакбурчун,)
Какан калаа, Чын-Мачын, (Город Какан, Цин-Мацин,)
Казалдаган Чоң-Бээжин (Оживленный Чон-Бээжин) [19, с. 216]
Түтүнү туман Түп-Бээжин, (Туманный Тюп-Бээжин,)
Чылан, Дарбан, Чын-Мачын (Чылан, Дарбан, Цин-Мацин) [19, с. 255]
Это из речи Алманбета (друга и соратника Манаса) в пути к Тюп Бээжину, накануне большой войны (“Чоң чабуул”), где описывает местоположения главных городов Кытай журту. По Махмуду Кашгари хытайский Цин находился от Мацина (Табгача) в три дня пути расстояния. Главное, что в эпосе «Манас» есть сведения о странах Цин и Мацин, которые у кыргызов назывались соответственно Чын и Мачын.
У российских синологов.
Смута восьми ванов Северного Китая и привлечение ими северных кочевников в своих между усобицах, по традиции, называвшиеся «пяти северных племен»: сюнну, цзе, сяньби, ди, цян «пробудило в них вкус к власти» [3, с. 21-22]. Получается так, что пять северных племен, пользуясь смутой и расторопностью восьми ванов, в 316 г. окончательно добивают империю Цзинь. Китайская власть на центральной равнине перестает существовать, а вождь гуннов объявляет себя императором Северного Китая. «В период IV-VI вв. население Северного Китая сложилось в основном из сюнну (гунны), сяньби (тоба) и цзинь, и, этот новый этнос назывался северокитайскими “табгачами”. В Табгаче в употреблении был только сяньбийский, т.е. тюркский язык Тоба» [3, с. 93]. Пожалуй, российскими историками-синологами разборчиво подчеркивается, что сюнну – это гунны, сяньби – это Тоба (тобасцы), а сяньбийский язык – это тюркский язык Тоба. «Племя сяньби представлял тюркской династии Тоба. Например, некоторые представители династии: Тоба Гуй (386-409 гг.), Тоба Тао (423-452 гг.). Они назывались табгачами» [3, с. 72]. Как видно, геополитическое понятие Табгач сформировано от антропонима Тоба.
Дөөлөстүн Медер султаны, (Султан Медер Дөөлөса,)
Төбө бийдин Кулжаны (Кулжан Төбө бия)
Төрө Манас баатырды (К Манасу, правителю-батыру,)
Төгөрөктөп турганы (Приблизились вплотную) [8, с. 94]
По эпосу Кулжан, сын Төбө бия, был одним из сподвижников Манаса. Наименование сяньбийского антропонима Тоба (IV-VI вв.) аналогично с эпическим эпонимом Төбө бий.
«В середине VI века, когда ханы Бумин и Истеми создавали в Центральной Азии великое тюркское государство, Китай потерял политическое единство, и превосходство перешло к тюркам. … Тюрки называли династии Тоба «Табгач» (733). Это были окитаившиеся тюркские роды» [20]. В «Памятнике Тонукуку»: “1. Билге Тонукук мен өзүм Табгач элинде тарбияландым. Түрк эли табгачка карар эле” (“1. Бильге Тонукук я сам воспитывался в народе Табгач. Тюркский народ принадлежал к Табгачу”) [22, с. 158]. Здесь небезызвестный Тонукук, главный герой древнетюркских текстов, сам подсказывает нам о народе Табгач. «Таспар-каган, устар. Тобо-хан» [13], греч. Арсила (кит. пиньинь tobokehan) - четвёртый тюркский каган (572-581), сын Бумын-кагана (до интронизации Арслан-хан)». Родословный эпоним Түбөй хан [7, с. 33], прапрадед (буба) главного эпического героя, мог бы отождествляться с титульным антропонимом исторического Тобо кагана (572-581 гг.). (Это не предполагает, что эпический Түбөй хан жил в VI в.).
В Кыргызской родословной в Левом крыле кыргызских племен имеются этнические единицы төбөй [16], тубай [15]. Самоназвание тувинцев - тыва. По мнению исследователей, тувинский язык (вместе с тофаларским) является наиболее близким к древнеогузскому языку [16]. Тувинский язык от¬но¬сит¬ся к са¬ян¬ской (то¬бас¬кой) груп-пе тюрк¬ских языков [14]. Быть может, эпические эпонимы Түбөй хан (прапрадед Манаса) и Төбө бий, антропоним Тоба (Тобо-хан), этнонимы төбөй, тубай, тыва (тоба) имеют одни и те же этнические корни?
Табгачский правители придворным детям давали тобаские имена. Например, «у Се Бяня, уроженца Сычуани, было два внука, старшего из которых звали Чугуба, а младшего – Челуба» [3, с. 93]. Табгачское имя Челуба сильно напоминает имени одного из соратников Манаса - Чалыбая.
Күлдүр, Камбар, Чалыбай (Кюлдюр, Камбар, Чалыбай)
Бу да келди Таласка, (Прибыли в Талас,)
Чоро болду Манаска (Стали витязями Манаса) [9, с. 195]. ,
Чыландынын оюнда, (В местечке Чыланды,)
Чылаба кандын тоюнда (На празднестве Чылаба хана) [19, с. 192].
Известно, что перед Куликовской битвой сойдутся в поединке историко-легендарные богатырь Пересвет и Челубей батыр. «Имя «Челубей (Чалабай)» - тюркского происхождения, судя по составу и звучанию (ср. Челеби)» [6, с. 215-219].
У Иакинфа: «Шаболо Хилиши Ханъ разделилъ свои владения на десять поколений или аймаков. Каждому начальнику дал по одной стреле, отъ чего они именовались десять Ше, и также десять стрелъ» [2, с. 350]. Шаболио-Хан – это представитель династии Ышбара (VI в.). Китайское Ше, кажется, это тюркское Ок. Е Лун ли: «Ли-Кэ-юн заболел и, находясь при смерти, вручил Чжуан-цзуну (сын Ли Кэ-юна, Ли Цунь-сюй) стрелу, обязав его непременно уничтожить кидан» [4, с. 350]. Скорее всего, стрелу вручил тюркский каган десятистрельного объединения он ок, надо полагать, после того, как были подвергнуты губительному вторжению киданей. Такое могло случиться в первой четверти X в., в период возвышения киданей Тай-Цзу.
«Судя по надписям на памятниках Кюль-Тегину и Могилян-хану у орхонских тюрок было два главных рода: Телес и Тардуш, из которых первый управлялся ябгу, а второй шадом. Оба эти два титула: ябгу и шад известны и по китайским источникам, где ябгу передается как “ше-ху”, а шад – “ша” [1, с. 75]. «Въ семъ году Нили-ханъ и Шеху были разбиты Телесцами» [2, с. 288]. Здесь говорится о событии, произошедшем предположительно в 601 г. Шеху - эпоним-титул десятистрельного объединения.
Дөөлөстүн Медер султаны (Султан Медер Дөөлөса) [8, с. 94]
Антропоимы главного рода орхонских тюрок Телес и Телесцы Иакинфа заметно аналогичны с эпическим эпонимом Дөөлөс.
Аскардын уулу Жабагы (Сын Аскара Жабагы)
Ачуусу келе калганы (Разгневаться начал) [7, с. 256].
Эпический эпоним Жабагы мог бы идентифицироваться с аналогичными титулами: орхонским ше-ху (ябгу), антропонимом Шеху, западнотюркским Ышбара-ябгу-каган, (640-641 гг.), хазарским Джебу-Хаган (вторая четверть VII в.). Надо отметить, что в эпосе «Манас» обозначены преимущественно эпонимы (родовые интронизированные имена предков, династические титулы) глав и политической элиты родов, племен.
Е Лун-ли: «Каган туцзюэ Шаболюэ послал тутуня Паньчжи для управления киданями. Кидане убили тутуня и бежали. В седьмом году эры правления Да-е (611 г.) от киданей прибыли послы с данью» [4, с. 508]. Каган туцзюэ Шаболюэ (тюрк. Ышбара) – представитель династии каганов Западнотюркского и Енисейского каганатов (icbara yamatar) [11, с. 44]. Здесь важное то, что в VII в. тюркские каганы правили над киданями, брали дань. До киданской эпохи небезызвестного Тай-цзу (Абаоцзи) было еще три века.
В эпохе Тай-цзу (Абаоцзи).
Политический подьем киданей начинается «в конце эры правления Сянь-тун (860-873), где князем был Сиэр. При котором начинается расширение территории киданей» [4, с. 30]. Основатель династии Ляо кидань Тай-цзу (Абаоцзи) в 916 г. станет императором (“Тяньхуан-ван – Небесный император”). Титул Тай-цзу ему был поднесен в 926 г. как основателю династии Ляо. Стало быть, возвышение киданей начинается только со времен правления Абаоцзи (Тай-цзу). Так, «на севере Тай-цзу покарал племена шивэй и нюйчжэнь, на западе захватил древние земли туцзюэ, напал на племя си и разбил последнее, после чего снова поставил над племенем си князя, установив контроль киданей над его войсками» [4, с. 42]. Наверное, «древние земли туцзюэ» - это юго-восточный регион Средней Азии и Восточный Туркестан.
По другим сведениям, «в 916 г. усилившиеся кидани совершили поход в Монголию под предводительством Елюй Абаоцзи (907 – 926), подчинили себе тюрков, туюйхуней, шато и дансянов, причем о кыргызах источник молчит» [21, c. 375]. Как нам представляется, когда речь идет о древних и средневековых кыргызах, очевидно, не совсем рационально зациклиться единственно в этнониме кыргыз, ибо исторический Кыргызский каганат (как и эпический Кыргыз журту) до и после своего “великодержавия” состоял из многочисленных родоплеменных структур, объединений, союзов по признакам кровного родства. Об этом могли бы засвидетельствовать сведения в «Маджму ат-Таварихе» (XVI в.), Кыргызской родословной и эпосе «Манас» как историко-этнографического источника. Поэтому объектами исследования, наравне с этноним кыргыз, могли бы стать многочисленные кыргызские роды (антропонимы), племена (этнонимы), их фратрийные объединения, ушедшие с великим переселением в разные географические точки Центральной Азии, Южной Сибири, Северного Китая, Кыпчакской Степи, Древней Руси и т.д.
Е Лун-ли: «Следует сказать, что в прошлом, когда Тай-цзу вторгся и напал на область Юньчжоу во главе войска численностью в триста тысяч человек, Ли-Цунь-сюй, носивший титул Цзинь-вана, заключил с ним мир» [4, с. 42]. Видимо, после нашествия войск Тай-цзу армия династии Тан тюрков Цзинь-вана (Чжуан-цзуна) была повержена и вынуждена идти на сепаратное перемирие. Это могло произойти в 905 г. В комментарии: Ли-Кэ-юнь (856-908) был отцом Ли Цунь-сюя – создателя Поздней династии Тан, вошедшего в истории под именем императора Чжуан-цзуна, происходил из тюркского племени шато [4, с. 349].
По эпосу «Манас» главными неприятелями сорокаплеменного Кыргыз журту были кара китаи (киданы), калмыки (ойроты) державного Кытай журту. В эпосе говорится, что после смерти Ногой хана (деда Манаса) неисчислимое количество войск кара китайцев Алооке хана вероломно нападает на Кыргызские земли. Примечательно, что численность войск киданей Тай-цзу и предполагаемая эпическая численность кара китайцев почти совпадают. Разумеется, только адекватная сильная армия могла разгромить войск Кыргыз журту. По эпосу кыргызские племена были разбиты и рассеяны из древних исконных земель в разные географические точки Центральной Азии, Южной Сибири и Северного Китая. «Наступивший в середине IX в. «вакуум власти» в степях и падение в 907 г. династии Тан в Китае позволили киданям сделать шаги к созданию собственной государственности. В 907 г. роды киданей были объединены под властью Елюй Абаоцзи (Амбагяня), а в 916 г. фактически провозглашена империя» [21, c. 381]. Следует подчеркнуть, что кидани создали свое собственное государство только при Тай-цзу (Абаоцзи) в 907 г. Такие исторические сведения помогли бы уточнить эпохи эпоса «Манас», ибо в эпосе «Манас» нет сведений, что до падения Кыргыз журту Ногой хана (деда Манаса), кыргызские объединенные родоплеменные структуры, начиная с Огуз хана, Аланча хана (прапрадеда Манаса) до Көгөй хана (отца Ногой хана), находились бы в состоянии подчинения или покорности какого-либо другого державного государства на евразийском геополитическом пространстве.
Найман, дуулат кошо бар... (Есть и найман, и дуглат...)
Тарактын Тана бийи бар... (Есть Тана бий тарака...) [8, с. 69].
Наименование Поздней династии Тан (Чжуан-цзуна) из тюркского племени шато созвучно с эпическим эпонимом Тана. По сведениям некоторых исследователей, «племя шато в XIX веке отмечено среди киргизов. В VI-VII вв. от Западной Сибири до Северного Кавказа раскинулся тюркский каганат, в состав которого входило и это племя (Гейбуллаев Г. А. 1977, с. 13)» [12, с. 150]. У Мойсея Каганкатваци (X в.): «Католикосъ Виро построил 6 городовъ во имя Шата, сына хазарскаго князя, Джебу-Хагана» [18, с. 363]. В названии города Шатарь легко просматривается эпоним Шато. Похоже, сын хазарского Джебу-Хагана был интрозирован в династического родового эпонима Шато, следовательно, Хазарский каганат мог иметь соответствующие политические связи с табгачами Северного Китая.
В эпосе «Манас» имеются любопытные эпические строки, где речь шла бы об этнониме шато.
Куткарбады кудайым (Бог нас еще не вызволил)
Кытай, калмак, чатадан (От киданей, калмыков и чата) [7, с. 103].
Эти горестные эпические строки озвучены еще в период изгнания в далеком Алтае, в сборе политической элиты кыргызских племен, по случаю наречения имени новрожденному Манасу. Если эпический этноним чата в самом деле – этноним шато, то, судя по всему, в первой половине IX в. у кыргызских племен сложились не совсем добрые отношения с табгачами северо-восточного Китая. Известно, что несмотря на тюркской основы государства Табгач, оно подверглось к сильному окитаизированию в течение добрых пяти веков. И, не исключено, что некоторые тюркские (кыргызские) племена уже бывшей Позднетанской империи, по политическим и деградированным ментальным соображениям, могли примкнуться к победителям-киданям Тай-цзу (Абаоцзи) (эпические, соответственно, к Эсенкану, Алооке хану). Например, по эпосу дети Үсөна (старшего брата Жакыпа) выросли абсолютно чуждой и враждебной кыргызам среде (Калмакча динге көчүптүр (Почитают калмыцкую религию) // Көзкамандын жети уулу (Семь сыновей Көзкамана) // Бир ооз сөз билбейт кыргызча (Не знают по-кыргызски ни слова) // Калмакча сүйлөп калдырайт (Тараторят на калмыцком) [17, с. 107-108].
Таким образом, на Северном Китае с IV в. до первой четверти X в. могли господствовать племена тюркского происхождения. Это в основном сюнну (гунны), сяньби (династия Тоба), сэ (си, цзе; саки), династия туцзюэ Шаболио (Ышбара), Позднетанская династия шато (Тан). От вышеназванных тюркских племен и китайцев цзинь была образована империя Табгач (Таугач, Тамгач, Тавгаст) на громадной территории Северо-Восточного Китая. В стране доминировали этнокультурная традиция и язык тюркских племен сяньби, шаболио, шато. Главное то, что эти исторические этнонимы, антропонимы могут идентифицироваться с эпическими аналогичными этнонимами, эпонимами. В эпосе не говорится об этнонимах сюнну, сяньби, сэ, ухуани, жоужуани, туцзюэ, ди, цян, антропонимах Да-е, Шаболио, Чжуан-цзун, Ли Кэ-юн, Ли Цунь-сюй, Тай-цзу (Абаоцзи), титулах ша, шеху, ше, ибо все они китайская (ханьская, цзинская, суньская, джунго) письменная идентификация и фиксация наименований тюркских (кыргызских) племен (родов, династий). Эпические названия этнонимов, эпонимов, топонимов первичны и правдивы, ибо первые и последующие сказители-манасчи повествовали произошедшие исторические события той грандиозной эпохи, где нельзя было соврать или искажать перед многотысячной осведомленной и критичной аудиторией. Очевидно, вместе с распадом исторического Кыргызского великодержавия (соответственно, эпического Кыргыз журту эпохи трилогии «Манас») распался и Табгач “пяти северных племен” Северного Китая.
Эшиев Асылбек Мирзатилаевич, доктор филологических наук, профессор Жалал-Абадского государственного университета (Жалал-Абад, Кыргызстан).
Статья опубликована в научном журнале «Sosyal Araştırmalar ve Davranış Bilimleri Dergisi» (Journal of Social Research and Behavioral Sciences). Турция, 2018, апрель.
Список литературы:
1. Артамонов М. Н. Очерки древнейшей истории хазар. Ленинград: Соцэкгиз, 1936.
2. Иакинфъ О. Собрание сведений о народахъ обитавшихъ въ Средней Азии въ древние времена. Часть I. СПб., 1851.
3. Крюков М. В., Малявин В. В., Софронов М. В. Китайский этнос на пороге средних веков. М.: «Наука», 1979.
4. Таскин В. С. «История государства киданей» как исторический источник // Е Лун-ли. История государства киданей. М.: «Наука», 1979.
5. Феофилакт Симокатта. История. М.: Изд. АН СССР, 1957.
6. Чистякова Е. В. Синопсис. // Вопросы истории. 1974, № 1.
7. Манас. Сагымбай Орозбаковдун варианты боюнча. I китеп. Фрунзе: «Кыргызстан», 1984.
8. Манас. Сагымбай Орозбаковдун варианты боюнча. II китеп. Фрунзе: «Кыргызстан», 1980.
9. Манас. Эпос. Саякбай Каралаевдин варианты боюнча. I китеп. Фрунзе: Кыргызстан, 1984.
10. Махмуд Кашгари. Түрк тилдеринин сөздүгү – Дивану Лугати ат-түрк: I том / Которгондор: Т. Токоев, К. Кошмоков. Б.: 2011. – 906 с.
11. Huseyin Namik Orkun. Eski turk yazitlari. Ankara, 1994.
12. Ханмагомедов Х. Л. Топонимия и миграция населения. Вопросы географии Сибири. Томск, 1993. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_27194090_43998238.pdf
13. Бичурин Н. Я. (Иакинф). Тобо-хан // Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950. - Т. I.
14. Большая российская энциклопедия. Тувинский язык. [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/linguistics/text/4218682
15. Каратаев О. К. Этнокультурные связи кыргызов (по материалам родоплеменных тамг, этнонимов... [Электронный ресурс]. URL: http://www.history.krsu.edu.kg/index.php?option=com_content&view=article&id=209%3A--------&catid=24&Itemid=56&limitstart=6
16. Кыргыз уруулары. [Электронный ресурс]. URL: https://ky.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%8B%D1%80%D0%B3%D1%8B%D0%B7_%D1%83%D1%80%D1%83%D1%83%D0%BB%D0%B0%D1%80%D1%8B
17. Манас. Шапак Рысмендеевдин айткан варианты боюнча. Бишкек: «Газета.KG», 2013. (Манас. По варианту Шапака Рысмендеева).
18. История агванъ Мойсея Каганкатваци, писателя X века. СПб., 1861.
19. Манас. Сагымбай Орозбаковдун варианты боюнча. IV китеп. Фрунзе: «Кыргызстан», 1980.
20. Садри Максуди Арсал. Тюркская история и право. http://xacitarxan.narod.ru/sma/p25.htm
21. Дробышев Ю. И. Человек и природа в кочевых обществах Центральной Азии (III в. до н.э. – XVI в. н.э.) / Отв. ред. Д. Д. Васильев. – М.: Институт востоковедения РАН, 2014. – 608 с.
22. Абдыразаков А. Орхон-Енисей байыркы кыргыз-түрк жазуулары жана рух башаттары. Бишкек: Бийиктик, 2004. (Абдыразаков А. Орхоно-енисейские древние кыргызо-тюркские письмена и духовные зачатки).