Добавить статью
14:37, 1 марта 2021 Обновлено 14:45 1 Марта 2021 6391

Древнетюркские надписи и эпос «Манас»: параллели, аналогии

«Күл Тегин эстелигинен» (из «Памятника Кюль Тегину» (Большая надпись).

“(14) Оң жакта түштүктө табгач эли жоо эле, сол жакта Баз каган, тогуз эли жоо эле, кыргыз, курыкан, отуз татар, кытаң, татабы баары жоо эле” (“(14) Справа на юге народ табгач был врагом, слева Баз каган, народ тогуз огуз были врагами, кыргыз, курыкан, отуз татар, кытан, татабы все были врагами”) [1, с. 152]. Однако в тексте отмечается, что после смерти отца-кагана вместе с Баз каганом ему поставили памятник (“(16) Баз каганды баштап балбал тиктик”) [1, с. 152]. Дело в том, что Баз каган ранее считался врагом, теперь ему сооружают памятник. Там же говорится, что кыргыз был врагом, затем и кыргыз кагану соорудили памятник (“(25) Кыргыз каганды баштап балбал тиктим”) [1, с. 153]. Похоже, враждебность между древнетюркскими каганатами имел преимущественно политический характер, после примирения (или мирного соглашения) могли сосуществовать в согласии и сотрудничестве.

О руническом Баз кагане, скорее всего, говорится в эпосе «Манас» (“Эштектен келген Жамгырчы // Бас журтунда бу бир кан”) (Из иштяков Ямгурчи // Хан в народе Бас) [3, с. 61]. По эпическим сведениям, этнос башкыр мог состоять в структуре сорокаплеменного Кыргыз журту, в лице эштека Жамгырчы и кызайа Байкап (“Кызайлардын Байкабы”) [2, с. 69]. Надо полагать, что более поздний антропоним Ямгурчи (XIV в.) [8, с. 476] башкирских иштяков [12], принадлежал народу Бас. В поэме «Слово о полку Игореве» имеются аналогичные сведения (“320 Всю нощь съ вечера // бусови врани възграяху у Плесньска»; «350 поютъ время Бусово») [10, с. 57], где речь могла бы идти о племенах антропонима Бус.

«Тонукук эстелигинен» (из «Памятника Тонукуку»).

“1. Билге Тонукук мен өзүм Табгач элинде тарбияландым. Түрк эли табгачка карар эле” (“1. Бильге Тонукук я сам воспитывался в государстве Табгач. Тюркский народ принадлежал к Табгачу”) [1, с. 158]. Тонюкук (с др.-тюрк. – Первенец-сокровище, кит. – Юань-чжень) (ок. 2-й пол. 7 в. – 1-й четв. 8 в.), один из создателей и гос. деятель Второго (Восточного) Тюркского каганата. Из знатного тюрк. рода Ашидэ. Воспитывался в Китае [11]. Тонукук имел древний титул бильге. Если государство Табгач воспитал такого героя, полководца, настоящего тюрка-государственника, то оно (Табгач) не имело бы какое-либо отношение к Серединному государству Чжунго (Тань, Цинь, Хань). Ибо система (школа) воспитания и образования Серединного государства, разумеется, не была заинтересована в воспитании умного, образованного, талантливого, совершенно враждебного к Чжунго, тюрка-чужестранца. В тексте говорится, что тюркский народ был зависим от Табгача. Табгач (Тоба; сяньби) “пяти северных племен” – это государство на Северном Китае (IV-X вв.), где правителями были тюркские каганы.

В тексте о Тонукуке отмечается, что тогуз огузы выбрали себе кагана, отправили послов к странам табгач (Куны Сеңун) и кытаң (Тоңра Семиг) (9) [1, с. 158]. В надписи о Кюль-тегине фигурирует этнос тоңра (тоңра (47)) [1, с. 154-156]. В эпосе «Манас» говорится о племени думара (“Окчу менен думара”) [2, с. 165]. Если слово Тоңра в антропониме (этнотопониме) Тоңра Семиг тюркского происхождения, то принадлежность рунического этнонима кытаң к народу кидан (кыдан, кара китай) остается под вопросом.

Бильге каган. Бильге-каган (собств. имя по кит. источникам – Могилянь) (684–734), 3-й каган Восточного (Второго) Тюркского каганата. Сын его основателя Ильте-риш (Ильтерес)-кагана [6]. Известно, что И.М.Дьяконов находит идентичность слов шумерского Гильгамеша (bil-ga-mes) и древнетюркского титула бильге. Так, «в шумерских поэмах это имя (Гильгамеш. - А. Э.) в большинстве случаев записывается как bil-ga-mes. Первый элемент имени – bilga “предок” (восходит к ра – bilga), второй – mes “юноша”, “герой” [7, с. 225]. Стало быть, слово билге (бильге) – одно из древнейших древнетюркских эпонимов-титулов. Судя по надписи-эпитафии (3-8) [1, с. 163-164], Бильге каган воевал с народами (и племенами) тангут, алты чуб согдак, табгач, чик, кыргыз, аз, тюргеш, карлук. Из них этносы тангут, чуб согдак, чик, аз, карлук имели статус ниже каганата, их правители имели титулы шад, ябгу или эльтебер. Эти народности могли существовать на правах суверенной государственности вне структуры какого-либо каганата.

«Билге каган эстелигинен» (из «Памятника Бильге кагану»).

“8. ... тогуз огуз менин элим эле” (“8. ... тогуз огуз был моим народом”) [1, с. 164], т.е. народ тогуз огуз был собственным народом Билге кагана. В «Большой надписи» Кюль тегина написано “(44) Тогуз огуз эли өзүмдүн элим эле” [1, с. 156], т.е. “народ тогуз огуз был своим народом”. Судя по всему, народ тогуз огуз в организационно-структурном плане состоял в структуре Восточного Тюркского каганата, в то же время, Бильге каган и Кюль тегин, могли принадлежать к одному племени родоплеменного союза (объединения) тогуз огуз.

“11. Үч огуздун колдору басып келди” (“11. Войска трех огузов напали”) [1, с. 164]. Наверное, здесь речь идет о коалиции трех крупных огузских племен. В эпосе «Манас» говорится о трех родственных племенах: алчын, үйшүн, аргын, которые составили основу этноса казак (казах).

Алчын, үйшүн бу да бар, (Есть алчын и уйшун,)

Аргын Каракожо бар, (Есть аргын Каракожо,)

Айдаркан баатыр кошо бар (Вместе с ними герой Айдаркан) [4, с. 233].

По эпосу Айдаркан глава этноса казак (казах) (внук Барак хана, сын Камбар кана, отец эр Кокчо).

Үч уруу казак болгондон (Трехплеменный казак)

Чачкыны жок бүтүн бар (Всецело в строю) [4, с. 283].

Быть может, в руническом тексте речь идет о трех этнических единицах (үч огуз) этнического объединения казак (казах)? Эпические этносы казак, алчын, үйшүн, аргын находились в структуре сорокаплеменного Кыргыз журту Манаса. Надо отметить, что в эпических строках вышеуказанные родоплеменные структуры по преимуществу фигурируют вместе и сообща. По эпосу журт состоял в ранге державы, каганата. Например, державные журты в евразийском геополитическом пространстве: Кыргыз журту, Кытай журту, Орус журту, Кырым журту, Ооган журту [3, с. 152].

В надписях не комментируются (цифровые) наименования народов токуз огуз (девять огузов), токуз татар (девять татаров), отуз татар (тридцать татаров), үч огуз (три огуза), үч курыкан (три курыкана), он ок (десять племен). Пожалуй, знали о ком идет речь. Например, народ токуз огуз (или токуз татар) состоял из девяти племен, конфедерация (или федерация) отуз татар состояла из тридцати родственных племен и т.д. В структуру древних кыргызов входило межплеменное объединение отуз уул (тридцать сыновей (племен)) - общее название сол канат (левое крыло) и оң канат (правое крыло) кыргызов. Он них сообщается в Таласском руническом тексте (VI-IX вв.). По мнению тюрколога А.Н.Кононова, «отуз уул» означает тридцать племен [9].

“13. Огуз эли тогуз татар менен (бирге) жыйылып келди... Колун буздум” (“13. Народ огуз вместе с тогуз татаром навалились... Я разгромил их войска”) [1, с. 164]. В тексте тут написано “тогуз татар” (девять татаров), в других надписях “тогуз огуз” (девять огузов). Надо полагать, тогуз татар и тогуз огуз, один и тот же союз девяти огузских (татарских) племен. Этнонимов татар и огуз надо бы рассматривать как синонимичные этнонимы. Такие параллели встречаются в эпосе «Манас», где имя (эпоним) Чагоо называется иногда Чагоо татаром (“Татар Чагоо карысы”) [5, с. 20], другой раз Чагоо ногоем (“Ногойдун Чагоо кары бар”) [2, с. 59], эпоним Эштек порой представителем племени ногоев («Эштектен келген Жамгырчы» [3, с. 61], «Ногойлордон Жамгырчы» [2, с. 25]), иной раз татаром (“Татарлардан эр Эштек”) [4, с. 99].

“14. Тогуз огуз эли жерин, суусун таштап, Табгачка барды... 15. түштүктө табгачта аты, даңкы жок болду” (“14. Народ тогуз огуз бросив землю и воду, ушли к Табгачам, и на юге в Табгаче потерял свое имя, славу”) [1, с. 165]. Судя по всему, тюркские каганы Табгача всячески переманивали в свою сторону отдельные племена или союзы племен из структуры другого (дружеского или вражеского) каганата.

“16. ...Уйгурлардын элтебери жүзчө эрлери менен илгери – чыгышка качты” (“16. ... Эльтебер уйгуров со ста витязями убежали подальше - к востоку”) [1, с. 165]. По тексту у уйгуров правитель назывался эльтебер. Очевидно, государственность уйгуров в какой-то мере зависела от тюркских каганатов, которые ограничивали ее правителя титулом эльтебер. В древнетюркских текстах этнический союз в составе девяти огузских племен именуется - “тогуз огуз”, этническая единица уйгур - “уйгур”. В эпосе «Манас» этнос уйгур (“Уйгурдан келген черүүгө // Кайыпкан болгон баштыгы”) (Уйгурским войском // Командовал Кайыпкан) [2, с. 31] воевал в союзе с Кыргыз журту против калмыков (ойротов) и кара китайцев (киданей).

Эшиев Асылбек Мирзатилаевич, доктор филологических наук, профессор Жалал-Абадского государственного университета (Жалал-Абад, Кыргызстан).

Статья опубликована в научном журнале “Евразийское научное объединение”, №5 (63), май, 2020.

Список литературы:

1. Абдыразаков А. Орхон-Енисей байыркы кыргыз-түрк жазуулары жана рух башаттары. Бишкек: Бийиктик, 2004. (Абдыразаков А. Орхоно-енисейские древние кыргызо-тюркские письмена и духовные зачатки).

2. Манас. Сагымбай Орозбаковдун варианты боюнча. II китеп. Фрунзе: «Кыргызстан», 1980. (Манас. По варианту Сагымбая Орозбакова. II книга).

3. Манас. Сагымбай Орозбак уулунун варианты боюнча. III китеп. Фрунзе: “Кыргызстан”, 1981. (Манас. По варианту Сагымбая Орозбакова. III книга. Фрунзе, 1981).

4. Манас. Сагымбай Орозбаковдун варианты боюнча. I китеп. Фрунзе: «Кыргызстан», 1984. (Манас. По варианту Сагымбая Орозбакова. I книга).

5. Манас. Шапак Рысмендеевдин айткан варианты боюнча. Бишкек: «Газета.KG», 2013. (Манас. По варианту Шапака Рысмендеева).

6. Бильге каган. Большая российская энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/archeology/text/1866213 (дата обращения: 15.05.2020).

7. Гильгамеш И. М. Дьяконова: попытки реставрации // Вестник древней истории. 2012, №3.

8. Карамзин Н.М. Предания веков. М.: Изд. «Правда», 1988.

9. Кыргыз тарыхы. Энциклопедия. Мамлекеттик тил жана энциклопедия борбору. Бишкек, 2003. [Электронный ресурс]. URL: https://ky.wikipeц222цуdia.org/wiki/%D0%9E%D1%82%D1%83%D0%B7_%D1%83%D1%83%D0%BB (дата обращения: 15.05.2020).

10. Слово о полку Игореве. Ленинград: «Советский писатель», 1990.

11. Тонюкук. Большая российская энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/world_history/text/4197299 (дата обращения: 14.05.2020).

12. Этимология башкирского этнонима «Иштяк». [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/topic-19956983_24633595 (дата обращения: 14.05.2020).

Стилистика и грамматика авторов сохранена
Добавить статью

Другие статьи автора

01-03-2024
Красный флаг Кыргыз журту
393

04-12-2023
Грандиозная тризна в эпосе «Манас»
1233

02-12-2023
«Манас» эпосунун тарыхый орду жана заманбаптыгы
1121

24-11-2023
Токтогул ырчы, Асан Кайгы жана Жаныбек хандар
981

23-06-2023
Акындар поэзиясы Чыгыш ренессансында (интегративдик тенденциялар)
1871

20-06-2023
Акындар поэзиясы орток түрк адабиятында (абалы)
1934

12-06-2023
Кыргыз жазма поэзиясынын башаты
1901

12-05-2023
Высший воинский титул в эпосе «Манас»
75207

03-05-2023
Орхоно-енисейские надписи и эпос «Манас»
2855

24-04-2023
Акыны-импровизаторы в эпосе «Манас»
6532

Еще статьи

Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×