Добавить статью
19:10, 8 ноября 2017 54809

Голод 1930-х годов: казахские беженцы и Киргизская АССР

"Айылын жоодой аңдыган жыйын чыгаар"

(Появится сборище, следящее за своим аулом, как за врагом)

Калыгул Бай уулу (1785 – 1855)

Ровно 88 лет назад, 7 ноября 1929 года в газете «Правда» была опубликована статья Сталина «Год Великого перелома», в которой текущий год был объявлен годом «коренного перелома в развитии нашего земледелия». Началась сплошная коллективизация сельского хозяйства СССР.

«Можно с уверенностью сказать, что благодаря росту колхозно-совхозного движения мы окончательно выходим или уже вышли из хлебного кризиса. И если развитие колхозов и совхозов пойдет усиленным темпом, то нет оснований сомневаться в том, что наша страна через каких-нибудь три года станет одной из самых хлебных стран, если не самой хлебной страной в мире» - заявил вождь Страны Советов со страниц газеты «Правда».

«Около Фрунзе вырос 2-й город – город юрт казахских граждан, переселившихся сюда от… голода и нищеты. Это результат работы Филиппа. Только ли его?» [1].

Эту запись в своем дневнике председатель правительства (СНК – Совета народных комиссаров) Жусуп Абдрахманов сделал 25 февраля 1932 года будучи во Фрунзе. С конца 1931 года беженцы с Казахстана стали уходить из его южных регионов, куда они пришли в надежде добыть себе пропитание у стен столицы КазАССР. Голод в той или иной мере охватил весь Союз. Угроза большого голода возникла также и над Киргизской АССР. В Казахстане голод назван «голощекинкским», по имени первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Голощекина или ашаршылық.

goloshekinf

Голощёкин Ф. И., секретарь Казахстанского крайкома ВКП(б), 12 сентября 1925 — февраль 1933

«Только ли его?».

Проблема голода в СССР в 1930-х годах была связана со многими причинами. Начало сплошной коллективизации [2] и выкачивание ресурсов из деревни в город, хлебозаготовки, обобществление скота, ликвидация кулака как класс, индустриализация, которую необходимо было обеспечивать продовольствием, экспорт хлеба. Сокращение смертности от голода в СССР к 1934 году было результатом сокращения экспорта хлеба, а не «становлением колхозного строя».

В 1930 г. было экспортировано 4,8 млн т зерна, в 1931 — до 5,2 млн, в 1932 г. — 1,8 млн, в 1933 — 1,7 млн т. [2].

В связи с «Великой депрессией», начавшейся в мире в 1929 году, наибольшую выручку за вывоз хлеба удалось получить в 1930 г. — 883 млн руб. При этом в тот же год от продажи нефтепродуктов и лесоматериалов было получено более 1430 млн руб. В последующие годы цены на зерно на мировом рынке упали. Экспорт большого количества хлеба в 1932-1933 гг. суммарно составил всего 369 млн руб., а лесоматериалов и нефтепродуктов — почти 1570 млн руб. В 1933 г. только продажа пушнины позволила выручить средств больше, чем продажа хлеба [3].

Согласно официальной оценке Государственной Думы Российской Федерации погибло около 7 миллионов человек (из них около 2,5 миллионов на территории РСФСР) [4]. В Казахстане оценка потерь «Малого Октября» (как называл свое правление Голощекин) доходит до 1 миллиона 750 тысяч человек. В это же время в Казахстане произошло снижение численности и других этносов: украинцев с 859,4 тыс. до 658,1, узбеков - с 228,2 тыс. до 103,6, уйгуров - с 62,3 тыс. до 36,6 тыс. человек. Около миллиона казахов откочевало за пределы Казахской АССР, из них около 400 тысяч впоследствии вернулось [5].

yurt

При этом авторы опирались на перепись 1939 года, где разница численности казахов в СССР по сравнению с 1926 годом, составляет уменьшение на 867 340 человек. В то время как по официальной переписи 1937 года, разница между 1926 (казахов в СССР – 3 968 289) и 1937 (казахов в СССР – 2 862 458) годами, составила – 1 105 831 человек [6]. Украина также понесла многочисленные потери от «Голодомора», которые оцениваются в пределах 4-5 миллионов человек.

Сопротивление хлебозаготовкам и сплошной коллективизации предполагалось, поэтому были запланированы и репрессии. Теоретическое обоснования репрессиям дал «вождь народов». 9 июля 1928 года на пленуме ЦК партии Сталин озвучил тезис о том, что по мере приближения к социализму классовая борьба не затухает, а усиливается.

qulaq

«Не бывало и не будет того, чтобы отживающие классы сдавали добровольно свои позиции, не пытаясь сорганизовать сопротивление. Не бывало и не будет того, чтобы продвижение рабочего класса к социализму при классовом обществе могло обойтись без борьбы и треволнений. Наоборот, продвижение к социализму не может не вести к сопротивлению эксплуататорских элементов этому продвижению, а сопротивление эксплуататоров не может не вести к неизбежному обострению классовой борьбы. Вот почему нельзя усыплять рабочий класс разговорами о второстепенной роли классовой борьбы...» [7].

Впрочем, Сталин был учеником Ленина, лучшим его учеником и этот тезис был заимствован им у Ильича: «Уничтожение классов – дело долгой, трудной, упорной классовой борьбы, которая после свержения власти капитала, после разрушения буржуазного государства, после установления диктатуры пролетариата не исчезает (как воображают пошляки старого социализма и старой социал-демократии), а только меняет свои формы, становясь во многих отношениях еще ожесточеннее» [8].

leninstalin

Такие тезисы давали вождям возможность искать внутренних врагов и подавлять их сколько угодно времени, укрепляя диктатуру. Тысячи восстаний по всей территории СССР были подавлены.

Абдрахманов противоречиво реагировал на такие события: «За мое отсутствие (пока был в командировке) Киргизия пережила несколько неприятных событий: Иссык-Куль, Нарын, Ат Баши, Балыкчи дали что-то наподобие Тамбова (крестьянские выступления). Однако объяснение – все это результат классовой борьбы. Получила право гражданства странная теория – если население устраивает восстание, это значит линия правильная» [1а. С. 43].

Но в то же время пытался заручиться «научной» теорией ленинизма-сталинизма для победы над своими сомнениями: «10. 01. 31. Джалал-Абад. Я кажется, окончательно запутался в понимании происходящих событий. Все, что делаю – конкретно, убежденно. А содержание моего дневника полно сомнений. Почему? Трудно ответить. Маргайтис мне говорил, что ожидает весной выступления басмаческих шаек. Он объясняет это тем, что мы ведем неправильную политику. Неверно, конечно. Басшайки могут, конечно, возникнуть. Но это не результат нашей работы, а результат нашей работы за ликвидацию кулачества как класса. Ни один класс не сойдет со сцены без боя» [1. С. 146].

В том же 1931 г. по Средней Азии по официальным данным ГПУ «было ликвидировано различного антисоветского элемента — 22 584 человек» [9].

Plakat_unichtojim_kulaka_1930

Из дневника Жусупа Абдрахманова: «13. 01. 31. Инкогнито посетил Джалал-Абадский базар, побывал в нескольких чайханах. То же – в Карасу. Объявил себя красноармейцем-калмыком, не знающим местных языков. И нарочито разговаривал все время на русском языке. Если бы они знали, что сидящий с ними красноармеец есть ПредСНК, они не были бы так откровенны. Недовольство огромное. Их разговоры вполне подтверждают опасения о возможности возникновения басмачества. Кто они такие? Я не знаю. Может быть они те, которых мы подвели под кулаков и зажиточных и основательно на них нажали» [1. С. 146].

Что значат слова: «Может быть они те, которых мы подвели под кулаков и зажиточных и основательно на них нажали»?

Согласно секретной инструкции Президиума ЦИК СССР «О выселении и расселении кулацких хозяйств», подписанной председателем ВЦИК СССР М.И.Калининым и председателем СНК СССР А.И.Рыковым, от 4 февраля 1930 года, раскулачиванию и выселению подлежало 3-5% от числа всех крестьянских хозяйств. Зачастую ради выполнения планов как по хлебозаготовкам, так и по раскулачиванию, практически все середняцкие и иногда бедняцкие хозяйства были раскулачены одной из трех категорий (выселение за пределы республики или колхозных земель, помещение в исправительно-трудовые лагеря или колонии, обложение налогом). На территории Киргизской АССР на 1934 год существовало 9 сельскохозяйственных исправительно-трудовых колоний: Таласская, Джалал-Абадская, Нарынская, Фрунзенская (в 18 км от г. Фрунзе), Кара-Балтинская (в 25 км от Кара-Балты), Узгенская (в 18 км от Узгена), Иссык-Кульская (с.Сазановка), Каракольская (пристань Каракол) и Кызыл-Джарская (в 7 км от с Караван).

karakolcolony

Вид на Каракольскую пристань с территории бывшей Иссык-Кульской сельскохозяйственной исправительно-трудовой колонии

Из дневника Жусупа Абдрахманова: «28. 01. 31. Разговаривал с одним дехканином из Каракольского района. Он говорит, что весной начнется массовое бегство киргиз в Китай. Трудно себе представить это зрелище. То же, т.е. о бегстве говорит и ПредРИК Иссык-Кульского района… Советская власть и бегство киргиз в Китай – нелепо, но возможно. Слишком круто завернули с заготовками» [1. С. 153].

12. 02. 31. Из Киргизии уже убежали сорок хозяйств» [1. C. 156].

Раскулачивание и коллективизация сопровождались расправами и массовыми расстрелами. При этом много жертв приходится на внесудебные расправы, такие как расстрел «при попытке к бегству» 127 «раскулаченных» человек из Алая на железнодорожной станции Андижана в июле 1931 года [10]. Сплошная коллективизация, хлебозаготовки и раскулачивание привели к тому, что кыргызы начали убегать в Китай. Так начался третий малый исход кыргызов за пределы территории нынешней республики, который кызылсууйские кыргызы называли «Кичи Качкын» или «Кичи Үркүн» [11].

Из дневника Жусупа Абдрахманова: «18. 04. 31, г. Ош. Прилетел на почтовом самолете в Ош. С высоты 700-800 метров рассмотреть поля было нетрудно. Что же я видел? Одинокие киргизские юрты в степи, но без украшающих их принадлежностей: пасущихся около них стад овец, табунов лошадей, не видел мальчиков, играющих по существу и пасущих по форме ягнят недалеко от аулов. Было жалко смотреть на эти юрты, на эти остатки, на последние остатки погибающего экономически, погибшего политически, строя родного народа... Я не сравнивал старое с новым, а радовался тому, что я участник создания нового и разрушения старого» [1. C. 166].

Кроме упомянутых Абдрахмановым, «тамбовов – крестьянских выступлений» на Иссык-Куле, в Нарын, Ат Баши, Балыкчи, были и другие, в том числе и мятеж в Таласе. «В Таласском районе Киргизии 22 марта 1930 г. началось восстание, охватившее 11 кишлаков. Толпа в 400 чел., половина из которых была вооружена, напали на арестное помещение кантонного центра в с.Дмитриевское, освободив 53 «кулака», которые не замедлили примкнуть к повстанцам. Восстание подавили быстро, но четверо местных сельских активистов оказались убиты» [12].

maillart

Осужденные кыргызы на железнодорожной станции города Фрунзе. Фото Эллы Маярт, 1932 (фото подписано как «басмачи», но так ли это?)

Вот пример отчета по Киргизии из обзора ОГПУ:

«Киргизия

Басмачество и антисоветские проявления

На территории Киргизии за октябрь месяц действовали 5 шаек с 281 джигитом. Наиболее зараженными басмачеством являются горные районы Кзыл-Джарский и Узгенский, менее задеты хлопководческие районы. Вдохновители басмачества используют искажения линии в проведении текущих кампаний для разжигания антисоветских настроений среди основных слоев населения. Усиление басмачества вызвало общий рост антисоветской агитации. Байско-манапские элементы в своих выступлениях призывают население к организации, к оказанию помощи басмачам и т.п. Одновременно бросаются угрозы по адресу сельского актива, коммунистов и наделенных по земреформе. Наряду с усилением антисоветской агитации и басмачества за последние три месяца в киргизском ауле количество терактов пошло на убыль (июль — 11 случаев, август — 5, сентябрь — 2, октябрь — ни одного). В русской же деревне за октябрь зарегистрировано 4 теракта на почве хлебозаготовок.

Хлебозаготовки

Дальнейшее резкое снижение темпа заготовок особенно наглядно наметилось в Северной Киргизии. Октябрьский план выполнен на 56,9%. Основной причиной снижения темпа является недостаточный нажим на кулачество. В ходе заготовок продолжает отмечаться острый недостаток тары и складочных помещений. Зарегистрирован целый ряд фактов искривления классовой линии. В Карабалтинской и Беловодской волостях при содействии низового аппарата обложение кулацких хозяйств снижалось до 50 и более процентов. Наряду с этим в Быстроречинской вол. середняцкие хозяйства переобложены, местами облагались в порядке разверстки. В Таласской вол. обложению были подвергнуты не только середняки, но и бедняки. Аналогичные факты отмечены и в ряде районов Южной Киргизии. На почве искривления классовой линии имели место массовые выступления в селах Шанкол и Наукат с участием около 600 человек. Байство, манапы и кулачество продолжают усиленно агитировать против хлебозаготовок. Особую активность проявляет русское кулачество. В Тепло-Ключинской вол. кулаки категорически отказались получать повестки по сдаче хлеба. В русских селах Токмак и Дмитровка кулаками были расклеены листовки против хлебозаготовок с призывом к восстанию против власти» [13]. Видно, что восстание в Таласе было отнюдь неслучайным и в результате хлебозаготовок обложили не только середняков, но и бедняков. В таких условиях была вся Страна Советов, в том числе и Киргизская АССР, куда на рубеже 1931/32 годов, в условиях нарастающего голода, прибывают казахские беженцы.

В 1929-1931 гг. в Казахстане их произошло 372 с числом участников более 80 тысяч. Только в 1929-1933 гг. областные тройки ОГПУ приговорили к расстрелу (по неполным данным) 3386 казахстанцев и заключили в лагеря ещё 13151 чел. Известно, что за 1930 г. тройки расстреляли 1218 человек, а в 1931 г. – 1001 человек [12]. Казахи бежали не только от голода. Они также бежали и от репрессий и убийств со стороны коммунистов. Однако и в других республиках их ждал такой же прием. Репрессии не заканчивались после бегства из КазАССР.

«На основе проверенных материалов и фактов устанавливается, что в районах, прилегающих к Средней Азии и Киргизии, борьба баев и националистов против политики Советской власти и социалистического строительства, выражается в виде массовых откочевок со скотом в Среднюю Азию и Киргизию… Крайком постановил: «Просить СредАзбюро ЦК ВКП (б) и КирОбком оказать содействие по изъятию из откочевавшего населения баев и руководителей откочевок и содействовать добровольному возвращению бедняков и середняков в Казахстан», - гласит протокол КазКрайКома ВКП (б) от 19 февраля 1932 года, подписанный Голощекиным и посланный в указанные республики.

«Сообщаем о стихийном наплыве казахского населения на территорию Киргизии, в частности города Фрунзе, где число казахских хозяйств достигло свыше двух тысяч… Поручили ГПУ выявить и изъять байско-кулацкие элементы», - ответил глава КирОбкома ВКП (б) А.О.Шахрай [14].

goloshekin

Переписка первого секретаря Крайкома ВКП (б) КазАССР Голощекина и секретаря обкома КирАССР А.О.Шахрая

В условиях распространения голода в собственной республике, отношение к беженцам было разным, были положительные моменты помощи беженцам, но были случаи конфликтов. Урезание суточной нормы хлеба для рабочих до 400 граммов, повышение цены на хлеб, создание лагерей для беженцев, и их отчаянные поступки в голодающем крае, боязнь за своих детей, голод и другие факторы могли породить отрицательное отношение к беженцам.

Фрунзенская милиция сообщала: “Ежедневно в дежурные части милиции, а особенно в Дунгановке и ниже Ташкентской улицы (3 и 5 дежурные части), поступают неоднократные жалобы на уничтожение огородов, посевов и порчу садов казахами-откочевниками, которые вырывают овощи, выкапывают картофель (были случаи выкапывания семенника), рвут колосья и недозрелые фрукты. Принимать против них меры уголовного порядка не представляется возможным, т.к. эти преступления совершаются ими на почве голода. На базарных площадях продолжаются, как и раньше, случаи грабежа (выхватывание продуктов из рук покупателей или продавцов). Вопросом сбора детей до сих пор занимались только Красный крест и деткомиссия при содействии милиции. Сбор проводился по улицам и окраинам города и охватывал только беспризорных детей или тех, которых сдавали сами родители. Имеющиеся факты убийства детей с целью употребления в пищу диктуют необходимость немедленного выделения всех детей к передаче в детдома и детприемники. Эти учреждения, имеющиеся в г.Фрунзе, не могут в себя вместить всего количества детей, находящихся в городе. Поэтому одновременно с систематическими обходами города в целях сбора детей казахов-откочевников надо организовать добавочные приемники и детдома” [20].

toqmoq

Надпись на обратной стороне фотографии

Бейше Турусбаев, преподаватель истории революционных движений, которому судя по всему надоела его работа пропагандиста (оказывается, такое бывает) в Иссык-Кульском конезаводе, в письме Сталину задает очень знакомые вопросы и немного упоминает о казахских беженцах:

“Иосиф Виссарионович! Разрешите получить у Вас ответ и соответствующее освещение на следующие мелочные вопросы помимо всех и всяких вопросов революции, партии, государства, класса, руководства, индустриализации, нации, экономики и коллективизации...

1. Неимоверный наплыв в Киргизию голодных, разоренных, погибающих от нищеты казахов из Казахстана, жуткую цену на хлеб (240 руб пуд муки), враждебно настроенных киргизов против прибывших нищих (почему это?).

2. Колхоз по госцене (1,16 руб.) сдает хлеб государству, но по 70-90 рублей не может найти и купить пуд хлеба на семена (это почему?)

3. В силу каких “кризисов” и затруднений установлен рецепт 400 граммов хлеба рабочим, считаете ли Вы с точки зрения физиологии труда такую штуку допустимой?” [15]

nevandovskaya

Татьяна Невадовская пытается помочь умирающему от голода казаху за несколько минут до его смерти. Казахстан, 1933 год [16].

Большевики предпринимают меры по исправлению ситуации и «помощи» откочевникам и голодающим, включая использование в работе. Когда говорят о «помощи» со стороны московских или каких-либо местных руководителей голодающим казахам и не только им, зачастую говорится о том, что благодаря этой «помощи» многие спаслись. Однако не стоит забывать, что голод был организован этими же руководителями, поэтому говорить о «помощи» и тем более о «спасении» нелогично. Многие цифры на бумаге, на самом деле, не доходили до голодающих и беженцев, по причине либо отсутствия достаточных для выделения резервов (помощь остается на бумаге), либо по причине того, что выделенные резервы вновь сдавались государству в счет плана хлебозаготовок.

«Решили дать вам дополнительно семенную помощь в размере 2 млн пуд. пшеницы и 1 млн пуд. проса. Просим немедля сообщить, какая дополнительно продовольственная помощь требуется для Казахстана и в каких культурах. Подойдет ли просо для продпомощи?» - спрашивает Сталин у Голощекина 7 марта 1932 года [17].

Эта «помощь» зачастую не доходила до голодающих. Даже по разнарядкам, по словам Турара Рыскулова, до голодающих доходило «15 процентов (и то видимо не полностью). Большая часть предназначенного голодающим хлеба расхищаются районными центрами и разными учреждениями, и частью сдается обратно в счет хлебозаготовок» [18].

Киргизская АССР тех лет находилась в состоянии управления тремя центрами: союзным, РСФСР (в Москве) и среднеазиатскому центру в Ташкенте. КирОбком партии подчинялся как центру, так и Средазбюро ЦК ВКП (б). Центр мог «выделить помощь» для откочевников и голодающих, но в то же время требовать выполнения плана по заготовкам продовольствия. В результате выделенная «помощь» на местах в некоторых случаях уходила вновь на закрытие плановых обязательств. Кроме этого, организованные в приграничных с Казахстаном районах пункты питания для беженцев («помощь» беженцам была не только в Киргизской АССР) управлялись людьми, которые могли совершать злоупотребления, потому что голодали повсеместно.

7 июля 1933 г. Турар Рыскулов перенаправил со своим письмом руководству Средазбюро ЦК ВКП(б) и Киргизской АССР копию письма наркома юстиции РСФСР Н.В.Крыленко о безобразиях на питательных пунктах, организованных для казахов-откочевников в г.Токмак [19. ЦГА ПД КР. Ф. 10. Оп. 1. Д. 506, с. 63–64].

Количество беженцев, прибывших в Киргизскую АССР, по Турару Рыскулову, составило 100 тысяч человек [18]. Упомянутое в статье Джунушалиева и Семенова количество в более 130 тысяч голодающих хозяйств, хлынувших в республику «из Казахстана и Сибири», представляется завышенным [1a. C. 51].

Киробком ВКП(б) 31 декабря 1932 г. рассмотрел вопрос о казахских откочевниках (как их тогда называли) и просило Средазбюро ЦК ВКП(б) о выделении продовольствия для оказания помощи беспризорным казахским детям и казахским беженцам [20]. Следует отметить, что в той системе все решения следовало согласовывать с краевым центром, который в свою очередь должен был направлять заявку в союзный центр. Любые решения должны были приниматься на основе решений Москвы. Другое дело, что на местном уровне могли приниматься решения, которые имели свои толкования.

colonalism

После отставки из-за срыва плана хлебозаготовок, в объяснении на имя Антипова Ю.Абдрахманов писал: «Весной 1932 г. казахи массами прикочевывали в Киргизию. Среди них началась смертность на почве голода. Это напугало многих руководителей, в т.ч. и меня. По плану хлебозаготовок были разногласия в Средазбюро ЦК ВКП (б), так как мы считали, что нашу республику перегружают. В связи с казахскими откочевниками у нас – руководящих работников появились сомнения насчет реальности плана. Это демобилизовало нас и мы в начале хлебозаготовок допустили по некоторым районам юга (Джалал-Абад, Араван-Бура, Наукат) торговлю хлебом. Беседуя с Шахраем и Исакеевым о том, что план трудно выполнить, я сказал: «Лучше пускай нас снимут за невыполнение плана, чем за то, что мы довели республику до положения Казахстана. Оба с этим согласились» [1а. C. 47 – 48. ЦПА, ф. 589, оп. 3, д. 56, л. 258].

Торговля хлебом могла вестись только на основе Постановления Совета народных комиссаров СССР и Центрального комитета ВКП(б) от 6 мая 1932 г. «О плане хлебозаготовок из урожая 1932 года и развертывании колхозной торговли хлебом», где говорилось о том, что колхозам можно продавать излишки в случае перевыполнения плана. Точно также как постановление о люготах кочевым и полукочевым хозяйствам КирОбкома ВКП (б) было “расширительным толкованием” (как писал Абдрахманов в дневнике) решения СНК Союза [21].

“Это попытка задним числом исправить первоначальную ошибку. Хорошо что исправляется, если не будет возражений со стороны Москвы” – пишет в своей последней от 11. XI. 1932 года (доступной нам по урезанной версии), записи Абдрахманов. Однако возвражения со стороны Москвы последовали. Несмотря на провозглашенные льготы и директивы о помощи откочевникам, центр требовал выполнения плана. Когда республика не смогла выполнить, ЦК ВКП (б) приняло постановление от 13 мая 1933 года “О разбазаривании и хищении хлеба в Киргизии”, а в сентябре того же года снимают с должностей А. О. Шахрая и Ж. Абдрахманов.

Из дневника Жусупа Абдрахманова: 10. 02. 31. Жизнь – сложная игра. Ею играешь, но не можешь учесть ее неожиданных поворотов. А от этого получается, что жизнь играет тобой [1. С. 156].

Выживание беженцев в голодающей республике на самом деле было очень проблематичным. Из-за того что беженцев считали за хозяйства и включали в план хлебозаготовок, республика старалась избавиться от них. Так, например, были вручены обязательства на хлебозаготовку по Иссык-Кульскому району на 8400 хозяйств, из которых 1837 хозяйств не имели совсем посевов (казахстанцы и сибиряки, спасавшиеся от голода) [1a. C. 49]. Турар Рыскулов, в течение весны 1933 г. он направил 4 правительственных телеграммы председателю СНК Киргизской АССР Ю.Абдрахманову по вопросу об обустройстве казахских беженцев и имевшей место практике административного выселения откочевников с территории автономной республики [19].

qazaqs

Пока что в оборот введено мало источников о помощи казахским беженцам в Киргизской АССР. Народный коммисар снабжения КирАССР Словацкий подписал распоряжение о распределении 1200 ц проса,при чем в случае его отсутствия производить выдачу кукурузой или кунаком. При этом 500 ц остается в резерве, 500 ц – Управлению общественного питания, которое организовывало питательные пункты для взрослых беженцев-казахов и 200 ц Народному комиссариату просвещения, который курировал детдома. Из Рыковского района КирАССР сообщали о том, что было учтено 3 тыс. переселенцев, из которых передано в колхозы 2 тыс. человек, организавано 4 детских питательных пункта на 200 чел., для трудоспособных с семьями на 600 человек. “На все строительство района потребную силу берем лишь из казахов. Организуем детдом на 100 чел. в с. Александровка” [1a. С. 51].

Несмотря на эти меры, смертность от голода была высокой. «Т.Туганбаев (зам. председателя Киргизского ЦИКа) сообщает, что в г.Фрунзе и его окрестностях скопилось до 10 тыс. казахов (о чем писал в ЦК ВКП (б) и Киробком ВКП (б) и ежедневно умирают 15-20 человек (особенно дети)» [18]. Смертность среди детей была также высокой и среди местного населения.

О надвигающемся голоде в Киргизской АССР, сам Абдрахманов пишет в своем дневнике:

«25. II. 1932. Фрунзе. У Маркса есть замечательное указание: капиталистически развитые страны с его, капитализма, болезнями (разорение народных масс, кризис, безработица и т.д.) только показывает будущность тех стран, которые идут к этому. Так не показывает ли участь казахов и будущность киргиз? Похоже на то» [1. C. 185].

23. VIII. 32. Еще. Директор Аламединской МТС сообщил мне, что в некоторых колхозах уже перебрали хлеб, т. е. очень мало оставили на питание. Надо бы на ходу исправлять эти перегибы, но … мои коллеги очень оптимистичны и мне «не удалось» ни доказать, что лучше недополучить, чем переполучить и в результате иметь «украинскую» историю. От нашего поколения, от наших современников мы требуем слишком много жертв для благ будущего! [C. 187]

Спецсообщение СПО ОГПУ СССР о продовольственных затруднениях в Киргизии по данным на 1 июля 1933 г.

1 июля 1933 г.

В ряде районов Киргизии ощущаются продзатруднения. На этой почве имеют место заболевания и опухания от голода, зарегистрированы голодные смерти. Только по одному Алай-Гульчинскому району за последние 1,5 месяца зарегистрировано свыше 30 голодных смертей. В Калининском районе случаи голодания отмечены в 12 колхозах. В Ортоевском сельсовете 2 колхозника умерли от голода. В Рыковском районе ряд колхозов совершенно не имеют хлеба. Колхозники голодают. В колхозе «Итымак» 2 колхозника умерли от голода.

На почве продзатруднений наблюдаются выходы из колхозов, бегство колхозников в другие районы и республики, массовые переходы в Китай за продуктами. За последние 1,5 месяца в Сталинском, Таласском, Кзыл-Джарском и Аламединском районах учтен 91 случай бегства из колхозов в другие районы Киргизии [22].

hlebozagotovka

Плакат: «Выполним полностью и в срок план хлебозаготовок. Заставим кулака безоговорочно выполнять хлебозаготовительный план»

Батырбаева Ш. Д. только по северу Кыргызстана оценивает число погибших от голода в около 40 000 человек [23], а сколько было по югу?

Вопросов по голоду 1930-х годов на территории Киргизской АССР, положения и смертности беженцев-казахов, оказания им помощи, больше чем ответов. Республика не могла дать казахам-беженцам много и спасти их всех. Хотя многим из беженцев удалось выжить, и они остались в республике: число казахов выросло с 1766 (перепись 1926 года) до 23925 (1939). Мне не хочется при имеющихся фактах идти в ногу с современной идеологией, которая восхваляет Абдрахманова, потому что он был частью той системы и по его собственному признанию ему «не удалось ни доказать, что лучше недополучить, чем переполучить, и в результате иметь «украинскую» историю». Если мы действительно чтим предков, то зачем приписывать им то, чего они сами не признавали. Или мы чтим начальство замаскировав это в память предков, потому что упоминаются только вожди, а простых людей нет даже списков и их трудно получить из архивов чекистов? Неужели нельзя предположить, что расстрелянные в Чоң Таше поняли, что значит быть назначенным “врагом народа” или “вредителем”, “бай-манапом” или “кулаком”, что значит быть съеденным заживо системой, которую они сами строили? Неужели мы не можем предположить, что они захотели бы если не отречься от той системы, то хотя бы не быть использованными в идеологии, которая по сути всегда бесчеловечна?

Голод в Киргизской АССР был. Как и любой другой голод он был страшным. Все, включая беженцев, выживали как могли, скорее вопреки государству, нежели благодаря ему или его мизерной помощи, взятой у самого народа.

Эта страшная трагедия не может быть объектом идеологии или гостайны. Потому что любая такая тайна всегда одета в ложь. Указ президента о днях памяти предков может и должен привести к тому, что наконец будут найдены места массовых захоронений жертв коллективизации и раскулачивания, голода и репрессий. Составлены книги памяти. Потому что для того, чтобы помнить и чтить предков, нужно хотя бы знать, где они лежат. Потому что память предков не терпит лжи. Они относятся к чын дүйнө – миру истинному, в отличие от нашего жалган дүйнө – мира, полного фальши. Для этого следует открыть архивы ГКНБ того периода для открытого их изучения, потому что это не является гостайной, если только чекисты все еще мысленно не живут в советском режиме.

Примечание

1. Юсуп Абдрахманов. 1916. Дневники. Письма к Сталину. Фрунзе: Кыргызстан, 1991.

1.1. Дж. Джунушалиев, И. Е. Семенов. Верный сын народа (ЦПА, ф. 589, оп. 3, д. 56, л. 72) // Юсуп Абдрахманов. 1916. Дневники. Письма к Сталину. Фрунзе: Кыргызстан, 1991.

2. Сельское хозяйство СССР. Ежегодник. 1935. Москва, 1936. С. 222.

3. История СССР. 1990. № 4. С. 17—18.

4. Постановление ГД РФ от 2 апреля 2008 г. N 262-5 ГД "О заявлении Государственной Думы Российской Федерации «Памяти жертв голода 30-х годов на территории СССР».

5. Абылхожин Ж.Б., Козыбаев М.К. и Татимов М.Б. Казахстанская трагедия // Вопросы истории. Москва. №7. 1989.

6. Всесоюзная перепись населения 1937 года: Общие итоги // Сборник документов и материалов//Москва, РОССПЭН, 2007. Сталин не признал итогов переписи и репрессировав ответственных за нее, назначил новую перепись на 1939 год.

7. Сталин И. В. Сочинения, Москва, 1949 г., т.XI, С.171-172.

8. Ленин В.И. Сочинения. Москва, Партиздат, Госиздат 1926-1937г. т. XXIV, С.315.

9. Спецсправка Секретно-политического отдела ОГПУ О ходе коллективизации и массовых выступлениях крестьянства в 1931 г. — январе—марте 1932 г. // Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы Том 3. Конец 1930 - 1933. Москва, РОССПЭН, 2000. Стр. 318-354. ЦА ФСБ РФ Ф. 2. Оп. 10. Д. 53. Л. 1-64. Подлинник.

10. Расстрел на станции Андижан 127 человек из Алайской долины (июль 1931). http://1916.kg/ru/documents/rasstrel-na-stancii-andizhan-127-chelovek-iz-alayskoy-doliny-iyul-1931.

11. Гүлзада Абдалиева. 1916-жылдагы көтөрүлүш. Кыргыздардын Кытайга качышы http://1916.kg/ky/articles/gulzada-abdalieva-1916-zhyldagy-kotorulush-kyrgyzdardyn-kytayga-kachyshy.

12. Тепляков А. Г. Опричники Сталина. Москва: Яуза. 2009.

13. Обзор политического состояния СССР за октябрь 1929 г. (по данным Объединенного государственного политического управления) // "Совершенно Секретно": Лубянка Сталину о положении в стране (1922-1934 гг), т.7. 1929 г., Москва, 2004. ЦА ФСБ РФ Ф.2. Оп. 7. Д. 508. Л. 78-131. Заверенная копия.

14. ЦГА ПД КР. ф.10. оп.1. л.25 (Протокол №91 КазКрайКома партии от 19. 02. 1932 года), л.26 (Записка по проводу Голощекину от Шахрая). Выражаю свою благодарность за предоставленные документы, главе Центра историко-культурных исследований, Мыктару Тагаеву.

15. Позже автор письма будет репрессирован и расстрелян. См.: Джениш Джунушалиев. Время созидания и трагедий. 20-30-е годы ХХ в. Бишкек, Илим, 2003. С. 165 – 166.

16. «Ранняя весна 1933 года. Я шла с кем-то из специалистов, со мной был фотоаппарат. На дороге сидел обессиленный, истощенный казах. Он с трудом тащился с полевых работ, обессилел, стонал, просил и есть, и пить. Я передала фотоаппарат своему спутнику и поспешила принести воды. Казах пил с жадностью. Я не заметила, когда мой товарищ меня сфотографировал. Я снова поспешила домой, чтобы принести голодающему кусочек хлеба и сахара. Когда я подошла к нему с хлебом, он уже был мертв»

17. Шифротелеграмма И.В.Сталина Первому секретарю Казахского крайкома ВКП(б) Ф.И. Голощёкину о семенной и продовольственной помощи Казахстану. 7 марта 1932 г. РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 11. Д. 43. Л. 8. Копия // Голод в СССР. 1929—1934: В 3 т. Т. 1: 1929 — июль 1932: Кн. 2. Стр. 211-212. Москва: МФД, 2011. — 560 с. — (Россия. XX век. Документы).

18. Письмо Турара Рыскулова Сталину о голоде в Казакстане от 5 марта 1933 года. Архив Президента РК. Ф. 141. Оп. 1. Д. 6403. Подлинник. http://1916.kg/ru/documents/pismo-turara-ryskulova-stalinu-o-golode-v-kazakstane

19. В.В. Плоских. Революцией мобилизованный и призванный: Турар Рыскулов. Вестник КРСУ. 2017. Том 17. № 4.

20. Сарсенбаев, Б.С. Помощь Кыргызстана казахам в период голода 1932−1933 гг. Вестник КРСУ. 2015. Том 15. № 3

21. Речь идет о постановлении СНК СССР от 5 октября 1932 г. за № 1533 “О сельском хозяйстве и животноводстве в Казакстане” для кочевых и полукочевых животноводческих хозяйств в Казакстане, которое было дополнено распространением таких же льгот и на 60 тысяч подобных хозяйств в Киргизской АССР (см. Протокол № 120 заседания Политбюро ЦК ВКП(б) от 23 октября 1932 года. п. 65/38: О льготах кочевым и полукочевым животноводческим хозяйствам Киргизской АССР. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 904. Л. 1-52; РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 162. Д. 13. Л. 131-136).

22. Голод в СССР 1929-1934 Т. 2. Москва: МФД 2012 С. 735. ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 11. Д. 47. Л. 236–237. Подлинник

23. Батырбаева Ш.Д. Демографические потери киргизского населения в годы голода в начале 30-х годов ХХ в. Известия Томского политехнического университета. 2004. Т. 307. № 6.

Стилистика и грамматика авторов сохранена
Добавить статью

Другие статьи автора

31-05-2021
Битик. Происхождение древнекыргызского (тюркского) письма
53240

23-04-2019
Украденная государственность
22503

20-03-2018
40 элементов кыргызской культуры: 34. Казылык
22680

15-03-2018
Повстанцы с палками: образ «басмачей» в жизни и в кино
22477

15-12-2017
40 элементов кыргызской культуры: 33. Эреже
23283

24-11-2017
Почему у кыргызов нет чингизидов, а у казахов – есть?
177463

13-11-2017
Зордук и предательство родителей
26345

20-10-2017
40 элементов кыргызской культуры: 32. Эл
25260

29-08-2017
40 элементов кыргызской культуры: 31. Кут
20417

07-07-2017
40 элементов кыргызской культуры: 30. Төрү (закон и порядок)
17554

Еще статьи

Комментарии будут опубликованы после проверки модератором

×