Добавить статью
2:31, 12 сентября 2011 5469

Он памятник воздвиг себе нерукотворный. Перечитывая Ч.Айтматова

«А она, пречудная мать-олениха,

завещала нам дружбу и в жизни, и в памяти…»

Ч.Айтматов

aitmatov

Открытие памятника Ч.Айтматову вызвало целую гамму переживаний и воспоминаний, связанных как с его творчеством, так и личными встречами с этим поистине выдающимся человеком.

Они же побудили начать читать заново его произведения и перечитывая их открывать новые, порой совершенно неожиданные, грани-стороны его богатого творческого и духовного наследия, которые представляются весьма актуальными в свете тех процессов, происходящих в стране и в мире.

Почему актуальными? Потому что, уже сколько лет ведутся разговоры о том, что нет у нас национальной идеи вокруг которой сплотился бы кыргызский народ, что нам нужен национальный проект, который обеспечит процветание нации и государства, проводятся семинары, совещания, круглые столы…одни разговоры, разговоры, разговоры…

В то время как пристальное изучение наследия Ч.Айтматова и его осмысление приводит к выводу, что такая Идея есть, и сопутствующих ей, вспомогательных идей очень много…, только бери и воплощай…

Однако, прежде чем перейти к изложению этих открытий, хотелось бы поделиться некоторыми воспоминаниями о том, как творчество Ч.Айтматова оказало влияние на формирование и развитие мировоззрения автора, - процесс, продолжающийся, как оказывается и сегодня.

В свете открывающихся новых обстоятельств, думается, что этот процесс будет только нарастать, и в этом непреходящая ценность произведений Ч.Айтматова и содержащихся в них идей, которые он оставил после себя…, для нас, для потомков…

Первое более-менее серьезное знакомство с Ч.Айтматовым состоялось в середине 80-х годов, когда автор, будучи студентом одного из российских вузов, наткнулся на обширное интервью с Ч.Айтматовым, опубликованным в одной из центральных газет того времени: «Правда», «Известия» или «Комсомольская правда».

Это интервью содержало очень много интересных вопросов и не менее интересных ответов. Запомнилось два из них: что такое счастье и какое из написанных им произведений больше всего нравится ему. И если на первый вопрос последовал достаточно общий ответ, что счастье это сложная философская категория и едва ли он сможет дать ему определение, но на уточняющий вопрос, чувствует ли он себя счастливым он ответил положительно, то на второй вопрос ответ был более чем конкретный - «Пегий пес, бегущий краем моря».

Автор тут же помчался в библиотеку нашел эту повесть и погрузился в ее изучение… Помнится, какую бурю эмоций вызвало чтение этого произведения: описание природы, народных традиций, подготовительного процесса к охоте, сама охота, шторм, туман, «синяя мышка, дай воды»…, и как постепенно покидали лодку дядя, отец и дед Кириска…

В 1986 году вышла «Плаха», как раз в это время автор писал дипломную работу по поведению охотничьих животных, и описание внутреннего мира Акбары и Ташчайнара, было вдвойне интересно, также как и описание сцен охоты и картин природы, но совершенно непонятны сцены Христа с Понтием Пилатом и богоискательство Авдия Каллистратова.

Помнится общество книголюбов организовало обсуждение этого романа в областной библиотеке, где и автор высказался в критичном духе, что дескать Ч.Айтматов подходит к проблеме охоты с позиций абстрактного гуманизма и волк-де зверь хищный, вредитель и т.д…, и только сегодня начинает открываться глубина и мощь идей Ч.Айтматова о кризисе религиозного сознания и истоках современных экологических проблем, их тесной и глубокой взаимосвязи, и его поистине гениального замысла в попытке разрешить их.

Впрочем, разговор о «Плахе», также как и о «Тавре Кассандры» должен быть отдельный и особый, и он еще впереди.

В 1987 году автор окончив институт, начал профессиональную карьеру эколога, продолжающуюся и по сей день, об основных этапах которой можно прочитать в статье «Управление и экология» и в других авторских публикациях, но идеи Ч.Айтматова о необходимости построения человеческой жизни в гармонии с Природой и ее составляющими, а через нее достижения согласия с самим собой и окружающими, были и до сих пор являются источником и путеводной звездой в профессиональной и творческой деятельности автора.

В 2002 году, уже работая в Алмате в Региональном экологическом центре Центральной Азии, новой международной структуре, встал вопрос о формировании Консультативного Совета этой организации из ведущих, авторитетных представителей гражданского общества стран Центральной Азии, своего рода клуб аксакалов региона, и тогда родилась идея пригласить Ч.Айматова в этот Совет с предложением председательствовать в нем. Началась переписка в конце концов завершившаяся формированием Совета и согласием Ч.Айтматова возглавить его.

Помнится первое заседание Совета, когда проходили формальные процедуры по выборам председателя и его утверждению, и как он шутил с академиками из Туркменистана и Казахстана, кто из них старше, поскольку у кыргызов считаются даже месяцы, кто старше тому больший почет и уважение…

Как он старался вникать в суть проводимой работы в регионе, и ответственно выполнял свои обязанности Председателя, возглавляя президиум до конца встречи…, а мы с замиранием сердца ловили каждое его слово и каждый взгляд.

Помнится встреча в Брюсселе в 2004 году, когда автор будучи в командировке, договорился о встрече с Ч.Айтматовым в посольстве Кыргызстана в странах Бенилюкса, с каким благоговением он ждал этой встречи и искал посольство в чужом городе, и какая аура добра, света и тепла исходила от него во время встречи в его рабочем кабинете…

Таковы, вкратце, основные вехи-воспоминания о Ч.Айтматове, оставившие неизгладимые впечатления в памяти и оказавшие огромное влияние на формирование и эволюцию мировоззрения автора…

Теперь от этих воспоминаний хотелось бы перейти непосредственно к произведениям Ч.Айтматова, к тем мыслям и идеям, которые представляются весьма интересными и многообещающими, но не получившими должного внимания и практического развития в сегодняшней жизни, особенно в свете тех проблем, которые стоят сегодня перед нашим обществом и государством, да и не только перед нашим.

Начать хотелось бы с «Белого парохода» и его центрального сюжета-линии – сказки о Рогатой матери-оленихи…

Более подробно об этом в следующей статье.

Исмаил Даиров

11.09.11

Стилистика и грамматика авторов сохранена
Добавить статью

Другие статьи автора

08-06-2021
«Жети-ата» - фундамент духовно-нравственного возрождения
17277

12-05-2019
Об истоках кыргызской культуры и возрождение Кыргызстана
8296

19-07-2013
«Манас», Тора и Библия – о сравнительном анализе Саяка
8971

24-01-2013
Ала-Тоо – Божественные горы
5154

21-08-2012
К истокам духовной культуры – небесные горы Кыргызстана
6348

26-07-2012
Салам, шалом и ассалоум алейкум – к истории кыргызов
5629

25-08-2011
20 ЛЕТ НЕЗАВИСИМОСТИ – ЧТО ДАЛЬШЕ?
3520

02-08-2011
Центральная Азия: Вода и политика
3273

14-06-2011
Этнос и этногенез
4323

04-06-2011
В поисках национальной идеи
4137

Еще статьи

Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×