В 2016 году в Кыргызстане летнее солнцестояние будет 21 июня в 04:34 утра.
Астрономические даты, такие как летнее и зимнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие, служат не только для календарных целей. Эти даты делают сознательных обитателей планеты Земля сопричастными к космическим процессам, по крайней мере, в рамках Солнечной системы.
Аналемма – фиксация точек движения солнца по небосклону образует восьмерку – символ бесконечности
Сейчас уже сложно говорить о том, какой смысл вкладывали наши предки в празднование летнего солнцестояния. Люди пользовались торжеством дня, света, белого и старались полностью очиститься от всего темного в их душе. Отсюда, скорее всего, и распространенные прыжки через костер, характерные для этого дня во многих культурах. С другой стороны, с этой даты продолжительность дня уменьшается вплоть до своей противоположности – зимнего солнцестояния.
Конь (единорог) мог символизировать солнце и парные S-образные линии – путь солнца по небосклону в виде восьмерки
Остатки тех празднеств можно увидеть в таких хакасских праздниках как Тун пайрам (или «тун айран» - праздник первого айрана) и «таг тайыг» (поклонение горе/горам), при этом в этих праздниках есть много общего с другими евразийскими ритуалами, посвященными летнему солнцестоянию (например Иван Купала).
Судя по всему, в связи с этой датой широко практиковалось ритуальное питье белого, то есть молочных продуктов – айран, кымыз, а также молоко, саамал, чалап и т.п. Конечно же, в условиях Теңир Тоо первые молочные продукты и перекочевка на горные пастбища происходит гораздо раньше, чем в Южной Сибири или Алтае.
Один из таких обрядов был зафиксирован и описан этнографом Степаном Дмитриевичем Майнагашевым, основателем хакасской автономии и письменности в 1914 году. В этом обряде мы видим обход березы и коновязи (сарчын) для ритуального коня (ызых - священный хранитель стада) хороводом по солнцу (күнгер) девять раз.
Обряд «таг тайыг» у хакасов. Фото С.Д.Майнагашев, 1914 год
9 миндалевидных символов жизни – 9 кругов хоровода (бронза, эпоха хунну)
Береза используется алтайцами и хакасами в свадебных обрядах. Связь березы и солнцестояния идет через белый цвет. Июнь (до солнцестояния) в некоторых культурах северной Евразии считается благоприятным для проведения свадеб. При этом следует отметить, что береза используется кочевниками Евразии в качестве священного дерева с незапамятных времен, например, прах сожженных покойников клали в берестяные коробочки.
Интересен выбор соревнований у хакасов на праздник «Тун пайрам» – это скачки, борьба и стрельба из лука. Скачки символизируют путь солнца по небосклону (конь-единорог – как символ солнца). Борьба символизирует единство и борьбу противоположностей, дня и ночи. Стрельба из лука, возможно, подходит под легенду о космическом охотнике (Тарбаган-мерген), сбившего из лука лишние солнца с небосклона, которые грозили сжечь планету – то есть привел систему в гармонию. Интересно, что на аналогичных трех игрищах мужей у монголов (Наадам) лучники стреляют в кольца, которые возможно символизировали «лишние» солнце. Стрельба из лука по кольцам в день летнего солнцестояния «регулировала» свет и день, который с того момента уменьшался.
Таким образом, можно предположить, что праздник летнего солнцестояния отличался культом белого, света и жизни. Его атрибутами были молочные продукты, хороводы вокруг березы (белоствольного древа), три вида спортивных соревнований.