Каныкей. Кара сурдун сулуусу, аялзаттын нурдуусу
Из эпоса Манас
Если посмотреть на карту стыка Азии, Европы и Африки, то мы видим три моря, в названии которых есть цвета. Вполне возможно, что эти названия являются наследием тюркских народов. Это Черное, Красное и Белое (Ak deniz – турецкое название Средиземного моря) моря. В более ранний период Каспийское море (Hazer denizi) называлось Синим морем (Kök deniz).
Стороны света в тюркском мировоззрении отмечались различными цветами и обозначали . Север – черный (ночь, зима), юг – красный (день, лето), восток – көк/синий/зеленый (утро, весна), запад – белый (вечер, осень). Центр, а точнее зенит, отмечался желтым, золотым цветом.
Хотя на кыргызском языке, скорее всего, необходимо говорить об углах света – төгөрөктүн төрт бурчу – четыре угла света, которые обозначены еще в окуневский период на Енисее (II тысячелетие до н.э.). Здесь также центр обозначен солнцем (или солнцем в зените) и, следовательно, обозначается желтым цветом.
«Четыре угла света» на каменных окуневских изваяниях
Окуневские изваяния с «четырьмя углами света»
По данным уйгурских памятников, как писал академик А.Н.Кононов, четыре страны света обозначались так: восток – сине-зеленый (символ – дракон); запад – белый (ему соответствовал образ тигра); юг – красный (сорока); север – черный (змея). У алтайцев для сторон света употреблялось пять цветов: красный – юг, черный – север, голубой – восток, белый – запад, желтый – зенит [Кононов А.Н. Семантика цветообозначений в тюркских языках // Тюркологический сборник 1975. – М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1978. – С. 159–179].
Деление улуса Джучи на западную (Ак орда) и восточную (Көк орда) части
Скорее всего, это относилось ко всей восточной Евразии, так как такие же смысловые нагрузки цветов есть как у китайцев, так и у кочевников. Много общего у китайцев и кочевников просматривается после чжоуского завоевания Китая в XI в. до н.э. Чжоуская династия, пришедшая со степных районов, правила Китаем с 1045 до 256 гг. до н.э. Что касается животных, символизирующих стороны света, то у китайцев сегодня это: лазурный дракон – восток, белый тигр – запад, черная черепаха – север и красный феникс – юг. В ассирийском календаре север назывался Чёрной страной, юг — Красной, восток — Зелёной, а запад — Белой. И сегодня стрелка компаса имеет два цвета – черный (север) и красный (юг).
Цвета имели не только географическую, но и политическую окраску. Синий – небесный цвет был символом не только восточных тюрков, восстановивших «вечный божественный эл» - самоназвание «каганата», но и становится цветом имперской власти в трактовках современных авторов. Скорее всего, каганским, императорским цветом власти был желтый или золотой цвет. Среди кочевников часто встречаются сочетания желтого и черного цветов в названиях подразделений их эля-государства. Например, желтые и черные тюргеши, сары багыш – кара багыш, шира (желтые) югур (уйгур) и хара (черные) югур и т.д. Так как желтый цвет символизировал центр – он становится символом центральной власти. Власть от неба, где светит единственное солнце – каган, император обладает единственным сакральным правом на власть.
Часть войлочной покрышки седла, Пазырык, Алтай V - IV вв. до н.э.
Интересно, случайно ли Ормон-хан выбран был ханом войска и случайно ли сары багышы происходят от старшего в роду? Черный цвет ассоциировался с землей и материнским началом. Это был либо катунский род, откуда брали в жены каганы, либо род, главенствующий в другом крыле эля-государства. У тюрков каганы ведали левым крылом, правое же было младшим, земным крылом. После монголов все поменялось – правое стало главным, левое – подчиненным. Точно также и с одеждой - раньше у тюркоязычных народов и у скифов был левосторонний запах одежды, но сегодня наши мужчины запахивают одежду направо, женщины же налево.
Скифская золотая гривна, курган Куль-Оба (V – IV вв. до н.э.)
Необходимо учитывать этот фактор в восстановлении и исторической реконструкции одежды наших предков в домонгольский период, так как, например, одежда воинов вокруг памятника Барсбек-кагану в Оше, имеет правосторонний запах, что, скорее всего, не соответствует той эпохе. Это имело принципиальный характер – запахивать одежду в правую сторону для тюрков обозначало признать себя подданным китайцев. Так, во времена междоусобицы в тюркском каганате каган Бага Ышбара (Шаболио в китайских источниках: 581-587) искал поддержки от империи Суй (581 – 618). Он в своем письме китайскому императору, признает, что ему, как верноподданному, следовало бы изменить свои обычаи и принять китайские, в частности изменить на китайский манер способ запахивания одежды (т.е. запахивать её направо), но каган ссылается на то, что обычаи тюрков установились издавна и он не может их изменить.
Такие, казалось бы, мелочи важны для восстановления нашей культуры, когда можно будет не только следовать формам, но и знать содержание, смысл вещей. Не секрет, что нас часто привлекает в чужих культурах их законченность, расставленные по полочкам элементы культуры, где все стоит на своем месте и в гармонии друг с другом. Никто не мешает нам сделать то же самое.