Я видел своего Господа оком сердца. Я спросил: “Кто Ты?” Он сказал: “Ты!”
Мансур аль Халладж. Китаб ат Тавасин
26 марта 922 казнили Мансура аль Халладжа. Одни говорят, что его повесили…
Другие рассказывают, что его распяли…
Третьи говорят, что сначала Халладжу отрубили кисти рук и ступни, затем его распяли на кресте или повесили. И, наконец, обезглавили. Тело его было сожжено, а прах выброшен в реку Тигр. Говорят, что прах его в воде образовал слова «ана ал хакк», но это какие-то карматские домыслы. Собственно, обвинение в связях с карматами [1] и в пропаганде их идей и стало главным в обвинении и последующей казни.
Мансур аль Халладж должен быть интересен для истории и культуры кыргызов хотя бы тем, что его прозвище - слова, за которые его казнили – “Ана-л Хакк”, становятся первопредком кыргызов. Согласно Маджму ат-Таварих, муллы Сейф Ахсикенти первопредки-основатели правого и левого крыльев кыргызов Ак уул и Куу уул происходили от одного родоначальника – Ана-л Хакка [2].
Ак Огул ибн Боз-оглан ибн Долон ибн Дамбур ибн Гази-бий ибн Сара-бий ибн Сангин-бий ибн Кафланг-бий ибн Шукур-бий ибн Шахфур-бий ибн Кули-бий ибн Арсланг-бий ибн Гуз-хан ибн Лур-хан ибн Ана-л-хакк.
Ку Огул ибн Сар(ы) Буга-бий ибн Лаклак-бий ибн Атан-бий ибн Абу-бий ибн Кувай-бий ибн Кункайды-бий ибн На'аш(?) ибн Кендже Мурад ибн Бай-Мухаммад ибн Сары-Мухаммад ибн Суйундук-бий Назар-бий Джарам-бий ибн Михран ибн Нури ибн Кемин-бий ибн Дарвиш-бий ибн Му'нин-бий ибн - бий ибн Доуле-бий ибн Гузз ад-Дин Клыч ибн Лур-бузург ибн Ана-л-хакк
В тексте Маджму ат-Таварих приводится легенда о происхождении кыргызов от 40 гузов (гиз), оставшихся в живых при истреблении султаном Санджаром, правителем Узгенда, обитавших в узгендских горах гузов. Эти 40 гузов бежали в Ходжендские горы и там обосновались, от них будто бы и произошли кыркгыз — кыргызы. В Узгендские горы гузы пришли из Восточного Туркестана, где вели войны под предводительством имама Джафар Садика против кафиров, а в Восточный Туркестан пришли через Кашмир с запада — из Аравии и Рума.
Скорее всего, уже тогда зарождается легенда о происхождении кыргызов от Эркеша – знаменосца пророка Мухаммеда, популярная среди правящего класса манапов кыргызов в прошлом. Интересно, что по легенде знаменосец пророка Али Айюб аль Ансари умер во время осады Константинополя, точно также как и воины-кыргызы, погибшие во время осады Изника.
Эти сведения приведены здесь с тем, чтобы показать, что многие вещи, в том числе и происхождение кыргызов, можно объяснить с точки зрения ислама. Ислам многогранен и сегодня, когда речь заходит о традиционном для кыргызов исламе, мы должны выяснить, что такое «традиционный», «народный» ислам кыргызов.
Ислам, как и любая другая религия – это средство познания бога, мироздания и места в нем человека при жизни и после смерти. Ислам пришел к кыргызам вместе с суфистскими проповедниками из накшбандиййа. Неслучайно, наверное, у кыргызов сложился культ мазаров, схожий с поклонением могиле одного из основателей братства (тарикат) Бахауддина Накшбанди в Бухаре. Пир – духовный покровитель Манаса – Бабедин (Бахауддин), а супруга Манаса – Каныкей – из Бухары. Смотрители мазаров, священных мест для посещения (зиярат), называются «шайык», т.е. «шейхи», как учителя в тарикате. Одним из главных внешних атрибутов братства был войлочный калпак. Также присутствует деление на “дар аль-фана” – “тленный мир” (“жалган дүнүйө”) и “дар аль-бака” (“чын дүнүйө”) – истинный мир. Духовные лидеры кыргызов как и в суфизме назывались «олуя» («аулийа», «вали») – «покровитель», которые обладают божественной благодатью – «баракат» («берекет»), сходной с кыргызским «кут’ом».
Мавзолей Бахауддина Накшбанди (1318 – 1389)
Эти особенности характерны для всего центральноазиатского “традиционного” ислама, так как он развивался из местных центров. Накшбандиййа развивался на основе учений местных духовных школ и авторитетов, таких как Абдулхалик Гуджувани (ум. 1199), Ахмад Яссеви (1103 – 1166), Арыстанбаб и многих других.
Суфистский ислам оставил немало духовных практик, которые были приписаны советской этнографией и религиоведением к «доисламским пережиткам» шаманизма, тотемизма, анимизма и т.п. Сегодня наши богословы, основываясь на таких исследованиях, выступают с речами, где многие вещи объявляются ширком (многобожием), грехом или нежелательным действием. При этом часто идут отсылки к предкам и к тому, что они будучи мусульманами, не делали тот или иной обряд или не праздновали какие-либо праздники, например Нооруз.
Ислам, который существовал здесь, и ислам, который якобы существовал здесь в воображении современных кыргызских полуграмотных богословов, – это две абсолютно разные вещи. Традиционный центральноазиатский ислам имел вековые традиции и практики духовного совершенствования, когда внешние атрибуты отходили на задний план. Так, например, в истории про шейха Санаана, влюбившегося в христианку, герой готов отречься от ислама, выпить запрещенного вина, съесть свинину и даже пасти свиней. Но его полное самоотречение во имя любви и оказалось высшим духовным достижением.
“Ученики навещают пасущего свиней шейха”. Бухарский манускрипт XVI в.
Тема любви к богу, оставшаяся в наследство суфиям от знаменитой отшельницы Рабии аль Адавии (717 – 807), делает любовь средством достижения воплощения (хулул) или единства (иттихад) с создателем. В этой связи не было большой разницы между мужчиной или женщиной, так как в конечном итоге все приходили к одному единому.
Рабийа аль Адавийа
Поэтому и отношения между полами были равными или гендерных различий не существовало, и в тарикатах были как мужчины, так и женщины, в том числе и лидеры «братств». Тихий зикр (хафи) ставил своей целью качество, а не количество произнесенных молитв. Поэтому, наверное, неслучайно, что при «бата» молитву произносили шепотом и ограничивались зачастую собственно одной сурой из Корана («бата – фатиха»).
Сегодня, когда государство ставит своей целью поддержку традиционного народного ислама в нашей стране, нам всем следует задуматься над тем, что эта религия имеет здесь десятивековую историю. Эта история богата своей глубиной, где есть и способы достижения нирваны (фана), обретения свободы от вредных привычек и человеческих слабостей (нафс), толерантности, любви к ближнему и просто любви. Потому что, не познав любовь человеческую, нельзя познать любовь божественную. Эта действительно была религия, привлекавшая к себе любовью к богу, а не формализмом, страхом перед последующим наказанием. Если говорить о кыргызском «народном» исламе, то он всегда отличался от официального, связанного с государством и интересами власть имущих. Какой же ислам собирается поддерживать наше государство своей религиозной политикой?
Примечания
1. Карматы – радикальная группой исмаилитов, выступавших против хаджа и поклонения Каабе как идолу, более того бывших вегетарианцами.
2. “Я – Истина (الحق أنا , анā ал-хакк)”. Фарид ад-Дин Аттар (XII в.) в комментариях "Поминовении святых" пишет: "Я удивляюсь тому, что мы признаем пылающий куст купины [отсылка к библейскому эпизоду беседы бога с Моисеем через горящий, но несгораемый куст], говорящий "Я есмь Господь" и веруем, что это речение есть слово Бога Всемогущего, но не в состоянии признать слов Халладжа "Я есмь Истина", хотя и эти слова могут быть словами Самого Бога!"