Добавить статью
23:51, 15 декабря 2015 70149

Полуцарь в Белом доме и этническая чистка в 1916 году

В зале было полно. Со всех сторон виднелись знакомые лица. Неподалёку от входных дверей, в ветхом, замызганном пальтишке, с предусмотрительно срезанными с погон царскими вензелями, стоял генерал-адъютант Куропаткин. Его лицо смышлёного мужичка, хозяина чайной или плутоватого целовальника, выражало живейшее любопытство. В острых щёлочках глаз скользила хитренькая улыбка.

Юрий Галич. Красный хоровод [1]

«Сегодня пришло сообщение, что генерал Черняев взял Ташкент. Никто не знает, почему и зачем. Есть все-таки что-то эротическое в происходящем на границах нашей империи», - так госсекретарь Российской империи и действительный тайный советник Александр Половцев комментировал в своем дневнике известие о взятии Ташкента, которое произошло 17 июня 1865 года.

Генерал М.Г.Черняев, командовавший русскими войсками, действовал на свой страх и риск. Как французские офицеры в Африке в XIX веке или японские генералы в Манчжурии в 1931 году и т.д. Это был некий вызов и даже презрение военных гражданским чиновникам и гражданским вообще – «шпакам» [2] или диванным экспертам, как назвали бы их сегодня.

Tashkent-Dom-General-Gubernatora-1871

«Белый дом» генерал-губернатора Туркестана, Ташкент

Империи, даже самые централизованные, не могли полностью управляться из центра, поэтому роль местных высших чиновников в принятии решений зачастую была решающей. Российская империя не была исключением, недаром генерал-губернатора Туркестанской колонии местные называли «Йарым-паша» - «полуцарь». Например, первый генерал-губернатор Кауфман имел право даже заключать международные договора. Так, например, во время русско-турецкой войны 1877–1878 гг. он от имени России заключил договор, направленный против Великобритании как противовес противодействию англичан на Балканах.

Посольство Кауфмана во главе с генералом Столетовым заключило договор о помощи России эмиру Афганистана Шир Али. Был сформирован даже так называемый Джемский отряд, который выдвинулся в Афганистан. Однако в начавшейся войне Россия не поддержала его, несмотря на заключенный договор. Дело в том, что после Берлинского конгресса Россия отказалась от поддержки Афганистана. Оставшийся один Шир Али был разгромлен и Афганистан на 40 лет попал под влияние Великобритании. Афганцам не везет на союзы с Россией, как и тем, кто ставит на такой союз.

2nd_afghan_war

Сикхские солдаты Британской Индии и пленные афганцы. Вторая англо-афганская война

Эти сведения нам нужны для того, чтобы понять одну вещь – полуцарь Туркестана, правивший из Белого дома в Ташкенте, мог вести самостоятельную политику, исходя из своих взглядов на будущее края. Кстати, иногда кажется, что политика в нашей стране ведется из Белого дома, где все еще сидят колонизаторы.

Вот список правителей Туркестанской колонии. Командующий войсками округа одновременно занимал должности Туркестанского генерал-губернатора и войскового наказного атамана Семиреченского казачьего войска. 26 декабря 1897 Закаспийская и Семиреченская области перешли из ведения Военного министерства и МВД соответственно в Туркестанский военный округ и были подчинены главному надзору Туркестанского генерал-губернатора. При этом в управлении Туркестаном был бардак, Семиреченская область жила по Степному уложению, Закаспийская - по собственному.

07.1867 — 04.05.1882 — Константин Петрович фон Кауфман;

25.05.1882 — 01.02.1884 — Михаил Григорьевич Черняев;

21.02.1884 — 28.10.1889 — Николай Оттонович фон Розенбах;

28.10.1889 — 17.03.1898 — Александр Борисович Вревский;

28.03.1898 — 01.01.1901 — Сергей Михайлович Духовский;

23.01.1901 — 18.05.1904 — Николай Александрович Иванов;

22.06.1904 — 24.11.1905 — Николай Николаевич Тевяшёв;

28.11.1905 — 15.08.1906 — Деан Иванович Субботич

08. — 12.1906 — Евгений Осипович Мациевский;

15.12.1906 — 08.03.1908 — Николай Иванович Гродеков;

02.05.1908 — 17.03.1909 — Павел Иванович Мищенко;

17.03.1909 — 19.07.1914 — Александр Васильевич Самсонов;

04.10.1914 — 07.1916 — Фёдор Владимирович Мартсон;

07.1916 — вр. и.д. Михаил Романович Ерофеев;

22.07.1916 — 28.02.1917 (формально до 05.07.1917) — Алексей Николаевич Куропаткин

Из этого списка мы видим, что в Туркестан приезжали на очень короткое время, ничем ни показавшие себя генералы; тот же Ерофеев за время своего краткого исполнения должности губернатора известен лишь тем, что дал следующее распоряжение: «В знак преклонения туземного населения перед русской властью предложить всем туземцам всегда почтительно приветствовать офицеров и чиновников всех ведомств вставанием и поклоном» [3].

poklon

Из кратких воспоминаний Г.П.Федорова видно, что после завоевания Туркестана Российской империей сюда присылались люди, не особо разбиравшиеся в местной политике и порой неработоспособные. Вот его характеристика генерал-губернатора Духовского, при котором произошло Андижанское восстание. «Как я уже упомянул выше, Духовской назначен быль к нам совсем больным. Руки его дрожали в такой степени, что он должен был брать стакан с водою обеими руками. Он не способен был уже ни к какому серьезному умственному труду» [4]. Более того, «Кавказ и Туркестан были во многом местом своеобразной ссылки неперспективных чиновников» [5]. «Меньше взвода не дадут, дальше Кушки не пошлют» – говорили выпускники-двоечники и молодые военные алкоголики, как в царской России, так и в советской. Хуже было, когда Туркестаном правили деятельные полуцари, имевшие в своем багаже не только болезни, но и грандиозные планы по освоению этих земель. На беду кыргызов таким в 1916 году стал генерал Куропаткин.

Генерал-лейтенант, генерал от инфантерии Алексей Николаевич Куропаткин (1848 – 1925) интересен уже тем, что его не расстреляли большевики и он прожил при советской власти 8 лет, работая после 1917 года в основанной им же сельской школе и заведуя библиотекой у себя на родине в Твери.

Сделал военную карьеру при завоевании Туркестана и поэтому считался знатоком Туркестана и Востока в целом, так как участвовал во французской экспедиции в Сахару.

Куропаткин провалил военную реформу, будучи военным министром (1898-1904 гг.), командовал русскими войсками в сражениях русско-японской войны (1904-1905 гг.) при Ляояне, Шахэ, Сандепу и Мукдене, последовательно проиграв их все, бездарно командовал на вверенном ему Северном фронте во время Первой мировой войны (январь – июль 1916 г.). Неудивительно, что такие белые генералы проиграли в первой мировой, а в гражданской войне были биты вчерашними своими подчиненными из унтер-офицеров. Зато очень много писал и собирал материалы, оставил архив в более чем 800 тысяч листов.

RusforRus

Так, например, в «Задачах русской армии» он пишет с откровенно расистских позиций о «желтой опасности» и о том, что азиаты соединятся, несмотря на религиозные различия против европейцев: «По причинам религиозным и политическим, особенно, если столкновение белой и желтой рас ознаменуется первоначально успехами желтолицых, магометане могут соединиться с язычниками, чтобы общими усилиями свергнуть иго белолицых христиан. Тогда на каждого христианина будет приходиться два врага не христианина» [6]. Восстание 1916 года давало повод для царской России для подготовки базы для дальнейшего продвижения в Центральной Азии и разделения «желтой угрозы» чисто русскими землями по линии мусульман и язычников азиатов.

siberia_plan_moving

Но дело даже не в планах и мечтах Куропаткина, поддержанных царем, о которых я уже писал (http://kgcode.akipress.org/unews/un_post:2043). В истории России, там где появлялось казачье войско – местное население либо уничтожалось, либо вытеснялось, поэтому вопрос не в том, что кто-то (шпионы) или что-то (указ о мобилизации) спровоцировали восстание. Дело в том, что удаление местного населения с территории Семиречинского казачьего войска был делом времени, а восстание просто убыстрило этот процесс, дало повод ускорить его, и назначение Куропаткина как «чистильщика территорий» – лишнее тому подтверждение.

Куропаткин, будучи военным министром, уже применял такую меру как этническая чистка после Андижанского восстания 1898 года – «об отчуждении в казну всей полосы, по которой прошла шайка ишана Мадали от кишлака Минь-тюбе до Дон-кишлака, с выселением жителей и устройством русских поселений» [7]. Царь Николай II ставит резолюцию «согласен» на его доклад от 13 сентября 1898 года.

«Репрессия была, конечно, крута, но иначе нельзя было поступить, ибо мусульмане всякую снисходительность и милость трактуют как слабость и трусость правительства», пишет «знаток» Туркестана Федоров, прослуживший здесь долгие годы [4].

После подавления восстания 1916 года Куропаткин рассуждает о том, как примирить русских и кыргызов в своем дневнике от 12 октября 1916 года: «Все обдумываю, как наладить дело в Семиречьи, как восстановить в этом богатом крае мирную жизнь, как помирить русское население с киргизским. Прихожу к заключению, что необходимо на долгий срок разъединить, где представится возможным, эти народности. Надо образовать русский уезд кругом оз. Иссык-Куля, отобрав у киргиз земли вокруг этого озера за совершенные ими злодейства; с другой стороны, надо образовать особый киргизский горный уезд с центром в Нарынском укреплении и с двумя приставствами среди киргиз...» [8].

Таким образом, он «искренне» считает, что этническая чистка и выселение кыргызов – это путь к примирению двух народов.

8 ноября 1916 г. при посещении города Казалинска Куропаткин предложил семи тысячам уральских казаков, выселенным в 1874 г. из Уральской области, переселиться на киргизские земли по берегам озера Иссык-Куль. Земли для переселенцев предполагалось отобрать у местного населения, участвовавшего в восстании. Киргизы написали письмо депутату Государственной думы князю С.П.Мансыреву. Отвечая на жалобу, думцы рекомендовали Куропаткину не принимать поспешных решений. Но думцы не имели никакой власти над полуцарем Туркестана и их рекомендации не имели никакой юридической силы и уже в декабре 1916 года начинается оформление конфискаций земель в юридическую плоскость.

«Ознакомившись с содержанием означенного протокола и всецело разделяя мысль вашего высокопревосходительства, я полагаю, что в порядке проведения намеченной вашим высокопревосходительством меры в жизнь ближайшее распоряжение о переселении мятежных волостей из мест, где они до сего времени проживали, и размещении их в пределах территории, намеченной совещанием, может быть отдано вашим высокопревосходительством на основании примечания к ст. 17 Положения об управлении Степных областей (по Прод. 1912 г.) и в силу полномочий, представленных вам как главнокомандующему ст. 12-ю приложения к ст. 23-й Общего учреждения губернского. Когда же это переселение мятежных волостей на новые места фактически состоится, то временные комиссии (Св. Зак. т. IX, Особ, прилож., кн. VIII, ст. ст. 126 и след.) оформят обращение освободившихся земель, как излишних для кочевников (Степи, полож. ст. 120 прим.), в состав переселенческих запасных участков» [9].

Такая же мера была применена Куропаткиным к кочевникам-кыргызам в Джизаке. Назначенный 22 июля 1916 года он как будто бы ждал августовского восстания в Семиречье. Документально доказуемые меры (здесь только отдельные документы), которые он принял по отношению к кыргызам Семиречья, могут, по крайней мере, называться современным термином «этническая чистка» [10].

Примечания

1. Г. И. Гончаренко. Генерал-майор генштаба Российской империи. Возможный автор романса «Поручик Голицин»

2. «Пэслюшайте, - сказал Калинин, коверкая, по обыкновению, фатовским манером свою речь, - кэкой-то "шпак" (на нашем языке это означало штатский) просил меня передать вам вот эту штуку…». А. И. Куприн. «Первенец».

3. «Восстание 1916 года в Казахстане. Документы и материалы». Алма-Ата, 1947, стр. 65

4. Г. П. Федоров. Моя служба в Туркестанском крае (1870 – 1910). Исторический вестник, №12, 1913

5. Бахтурина А. Ю. Институты и структуры управления национальными окраинами в России XIX - начала XX века // Административно-территориальное устройство России. (ред.) Пыжиков А. В. Москва, 2003

6. А.Н.Куропаткин. «Россия для русских. Задачи русской армии», СПб., 1910, т. 1- 3. Глава «Желтая опасность» (http://1916.kg/ru/articles/ankuropatkin-rossiya-dlya-russkih-zadachi-russkoy-armii-spb-1910-t-1-3)

7. Из доклада военного министра ген.-лейт. Куропаткина Николаю II, 13 сентября 1898 г. Андижанское восстание 1898 г. // Красный архив, № 3 (88). 1938 (http://1916.kg/ru/documents/iz-doklada-voennogo-ministra-gen-leyt-kuropatkina-nikolayu-ii-13-sentyabrya-1898-g)

8. Из воспоминаний генерала А. Н. Куропаткина. Восстание 1916 г. в Средней Азии // Красный архив, № 3 (34). 1929 (http://1916.kg/ru/memories/iz-vospominaniy-generala-n-kuropatkina)

9. 1916 г. декабря 11. — Отношение управляющего Министерством земледелия Риттиха генерал-губернатору Туркестанского края А. Н. Куропаткину о мерах по конфискации земель у восставших киргизов в районе оз. Иссык-Куль и долин рек Кебиня и Текеса // Восстание 1916 года в Средней Азии и Казахстане. Сборник документов. Москва, 1960

10. Термин впервые применяется по отношению к событиям 1916 года современным итальянским исследователем Марко Буттино в книге: Революция наоборот. Средняя Азия между падением царской империи и образованием СССР. Москва, "Звенья", 2007 (http://1916.kg/ru/library/marko-buttino-revolyuciya-naoborot).

Стилистика и грамматика авторов сохранена
Добавить статью

Другие статьи автора

18-12-2015
Системная коррупция и 1916 год
30855

08-12-2015
Усуньский синдром. Жить и умереть внешними страстями
17596

03-12-2015
Мое отношение к Керенскому, Ленину и вообще
28263

02-12-2015
Не стоит делать из Керенского очередного спасителя кыргызов после 1916 года
60098

Еще статьи

Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×