Добавить статью
22:29, 18 апреля 2023 Обновлено 9:19 19 Апреля 2023 2405

Айнура Тентиева: Нужно воспитывать бережное отношение к наследию

18 апреля - Международный день памятников и исторических мест / День всемирного наследия.

Об объектах Кыргызстана, которые внесены в Список всемирного наследия рассказала Айнура Тентиева, советник Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО в Кыргызстане:

Если считать объекты в терминологии ЮНЕСКО, то в Cписок внесены три: первый – это священная гора Сулайман-Тоо, объект, внесённый Кыргызстаном в 2009 году. Два других объекта «Западный Тянь-Шань» и «Шёлковый путь» – серийные, они ещё и трансграничные. Природный объект «Западный Тянь-Шань» внесён совместно с Узбекистаном и Казахстаном. Западный Тянь-Шань имеет мировое значение, так как является местом происхождения ряда видов фруктовых деревьев и отличается разнообразием типов лесов и уникальным растительным миром. Он включает четыре природных ландшафта Кыргызстана, — государственный биосферный природный заповедник Сары-Челек, основную часть и территорию Сандалаш государственного природного заповедника Беш-Арал, государственный природный заповедник Падыша-Ата. «Шёлковый путь» — сеть маршрутов Чаньань-Тянь-Шаньского коридора внесен в Список в 2014 году большой трансграничной серией вместе с Китаем и Казахстаном, это 33 объекта, 3 из них – наши археологические объекты «Красная Речка», «Ак-Бешим» и «Бурана».

— По каким критериям отбираются объекты?

— В Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 года, и в Операционном (рабочем) руководстве по её выполнению прописаны критерии. Для включения в Список всемирного наследия объект должен отвечать критериям для определения Выдающейся Универсальной (Мировой) Ценности (ВУЦ). Критерии сформулированы в параграфе 77 Руководства по выполнению Конвенции всемирного наследия. Всего 10 критериев, 6 из них для культурных объектов, 4 – для природных. Чтобы считаться выдающейся мировой ценностью, объект должен также удовлетворять условиям целостности и/или подлинности (аутентичности), должен иметь адекватную защиту и систему менеджмента, гарантирующую его сохранность.

Также составляется «Список всемирного наследия, находящегося под угрозой». Согласно пункту 4 статьи 11 Конвенции «в этот список могут включаться только ценности культурного и природного наследия, которым угрожают серьезные и конкретные опасности, как, например, угроза исчезновения вследствие прогрессирующего разрушения, проекты проведения крупных общественных или частных работ, быстрое развитие городов и туризма, разрушение в связи с изменением предназначения или права собственности на землю, серьезные повреждения вследствие неустановленной причины, заброшенность по каким-либо причинам, стихийные бедствия и катаклизмы, опасность вооруженных конфликтов, большие пожары, землетрясения…».

— «Шёлковый путь» был инициирован Кыргызстаном?

— Этот проект имеет очень долгую историю, ещё с начала 2000-х. Идеи о внесении «Шёлкового пути» в Список всемирного наследия как маршрута, а не отдельных памятников, конечно, возникали и ранее в Китае и Центральной Азии, в других азиатских странах. Эту идею подхватило, поддержало ЮНЕСКО. Начиная с 2005 года пять стран Центральной Азии и Китай начали совместную работу по внесению объектов Шёлкового пути в Список всемирного наследия. И вот первая серия была внесена в 2014 году, то есть это был довольно долгий процесс.

— Была задумка внести башню Бурану как отдельный объект?

— Попыток не было, но в Предварительном списке всемирного наследия Бурана — ещё с 90-х годов. Была идея внесения в Список серии объектов Кыргызстана, но не отдельно Бураны. Оценив все «за» и «против», насколько наши объекты в отдельности будут удовлетворять каким-либо критериям, приняв во внимание то, что идёт большая работа по проекту внесения «Шёлкового пути» в Список, Кыргызстан решил включить объекты Чуйской долины в эту серию.

— Если сравнить состояние башни Бураны в 2014 году и нынешнее, оно улучшилось?

— Безусловно, во-первых, во время подготовки этих памятников к внесению в Список всемирного наследия была проведена огромная работа, в том числе, с местным населением, поскольку, вся буферная зона памятника используется местным населением. Были подписаны документы по каждому участку земли, которые находятся в частном пользовании. Эта работа с какой-то периодичностью поддерживается. Однако, если сравнивать хозяйственную деятельность, когда были подготовлены последние дополнительные документы для внесения в Список, это 2012-2013 годы и сейчас – то это, конечно, большая разница. Давление на памятник сейчас намного выше, и поэтому, усилий нужно сейчас предпринимать намного больше, чем это было в 2014 году. И это касается не только Бураны. Это касается всех памятников. Надо серьёзно работать по буферной зоне, там, где больше хозяйствующих субъектов. Надо очень серьёзно работать с соседними хозяйствами, которые пасут скот на территории памятника. Надо объяснять, что можно делать, что нельзя. То есть надо выстраивать отношения, а может и задействовать административные меры.

Если сравнивать с другими объектами этой серии, то на Буране и менеджмент есть, и интерпретация есть, и управление посетителями есть. То есть, с этой точки зрения, можно сказать, что на Буране дела обстоят получше, чем на Красной Речке или Ак-Бешиме. Но с другой стороны, на Буране и посетителей больше, и есть объекты, где нужен сложный и детальный мониторинг. И сама башня — это очень сложный объект, ответственный, где нужно проводить долгосрочные исследования для того, чтобы её сохранить в лучшем виде и предложить какие-то методы для её сохранения. Может быть, проводить исследования, используя технологии, которых у нас пока нет.

— Установка информационных стендов на Буране инициирована Национальной комиссией?

— В функции Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО входит координация работ, проектов, которые осуществляются в рамках деятельности программ ЮНЕСКО в Кыргызстане. Национальная комиссия – это связующее звено между ЮНЕСКО и государственными и негосударственными организациями в Кыргызстане. Она тесно сотрудничает с Министерством культуры по разным направлениям деятельности ЮНЕСКО, в том числе, по охране объектов.

Объекты находятся в ведении Министерства культуры. Любые решения, которые принимаются, независимо от того, кем они инициированы, они обсуждаются, и потом утверждаются в Министерстве культуры. По инициативе Министерства в рамках проведения мероприятий, посвященных 1000-летию Жусупа Баласагына, на территории комплекса были проведены ремонтно-реставрационные и консервационные работы трех мавзолеев и минарета, благоустройство территории, оформлен отдельный музейный павильон.

Также было несколько проектов ЮНЕСКО, не Национальной комиссии. Первый проект — Японского трастового фонда ЮНЕСКО. Один из последних, завершающийся проект ЮНЕСКО-ЕС, в рамках которого установлена юрта на Буране, информационные стенды на трех объектах, были проведены консервационные работы, тренинги и другие мероприятия.

— Какие меры должны быть предприняты для защиты исторических объектов от антропогенного воздействия?

— Снизить негативное воздействие деятельности человека можно только улучшая управление, больше никакими другими способами невозможно защитить памятники. Нужно хорошее управление на местах, понятная и постоянная координация между локальными и центральными органами управления. Естественно, невозможно сделать что-то, не имея для этого средств, специалистов. Поэтому нужны хорошие специалисты, нужны средства.

— Достаточно ли в Кыргызстане специалистов?

— Нет, крайне недостаточно. К сожалению, специалистов мало.

— Какой специализации, — археологии, реставрации?

— Это зависит от нужд каждого объекта, где-то больше нужны реставраторы, где-то больше нужны исследователи, чтобы сказать, что это за памятник, каким образом его сохранить, где-то нужны управленцы. От специфики объекта зависит, какой именно нужен реставратор. Но если говорить о Кыргызстане, то, по моему мнению, я могу, конечно, ошибаться, у нас не хватает специалистов во всех сферах охраны памятников.

— Вы отметили одну из проблем в сохранении памятников, это необходимость воспитания нового поколения профессионалов, какие ещё есть проблемы?

— В последнее время, привлекается внимание общественности к памятникам, особенно, к историческим, посещению и использованию для туризма. Но всё же, мне кажется, недостаточно только знать памятники, нужно воспитывать бережное отношение к наследию. И это возможно сделать только всеобщими усилиями. Конечно, проводятся мероприятия, пусть даже с какой-то периодичностью, но всё-таки этих мероприятий недостаточно. Надо с малых лет воспитывать отношение к наследию, показывать это наследие, показывать в чём ценность и смысл его сохранения, причём разносторонне. На это, мне, кажется, надо обратить больше внимания. Надо воспитывать молодое поколение, чтобы они могли принять и понять памятник, охранять или беречь его, не из-за того, что это нужно, а потому что они сами понимают его ценность.

— Узгенский минарет, мавзолей Шах-Фазиль вошли в серию объектов всемирного наследия?

— В странах Азии сейчас идёт работа по внесению в Список всемирного наследия нескольких «коридоров» Шёлкового пути. Поскольку Шёлковый путь очень большой и механизм внесения в Список всемирного наследия, механизм группирования памятников был очень сложным, поэтому одним из последних тематических исследований (как раз перед внесением в Список всемирного наследия первой группы памятников), было предложено поделить путь на «коридоры». По территории Кыргызстана проходит несколько «коридоров». И вот сейчас идёт подготовка к внесению в Список всемирного наследия совместно с Казахстаном, Узбекистаном и Таджикистаном ещё одной группы памятников под названием «Шёлковый путь: Фергана-Сырдарьинский коридор». От Кыргызстана в этот коридор входят Узген, Шах-Фазиль и другие памятники.

— Какие преимущества и обязательства несёт включение в Список всемирного наследия?

— Во-первых, все обязательства стран, подписавших Конвенцию о всемирном наследии, записаны в Конвенции, в Руководстве по выполнению конвенции. При внесении в Список всемирного наследия государство, гарантирует, что выдающаяся универсальная ценность (ВУЦ) объекта, в том числе условия целостности и/или подлинности, существовавшие на момент включения в Список, будут поддерживаться или улучшаться в будущем. Также при внесении в Список всемирного наследия выносится решение Комитета всемирного наследия. В этом решении даются рекомендации государству, что нужно выполнить для того, чтобы улучшить состояние сохранности с точки зрения всемирного наследия и даётся какой-то срок для этого. По истечении срока государство отчитывается о выполнении этих рекомендаций.

Преимущества статуса объекта всемирного наследия:

Повышение интереса к объекту;

Усиление защитных мер;

Комплексные менеджмент планы/система;

Привлечение международных фондов;

Получение технической и экспертной помощи;

Рост туризма.

***

Интервью записано 30.08.2022. Интервьюировала Аида Алиева

Стилистика и грамматика авторов сохранена
Добавить статью

Другие статьи автора

08-12-2022
Более 70% памятников имеют охранные документы
2892

13-05-2022
Часть V. Созвездие Босого
4297

Еще статьи

Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×