Открытое обращение Президенту
Кыргызской Республики Жапарову С.Н.
Уважаемый Садыр Нургожоевич,
Как известно, 23 октября 2022 года в Кыргызстане начались массовые задержания активистов, блогеров и общественных деятелей. Согласно сообщениям средств массовой информации число задержанных на данный момент достигло 23 человек, в отношении всех по ходатайству следственных органов судами избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Избрание меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении всех обвиняемых вызвало в обществе не только озабоченность, но и недовольство как в юридическом, так и в нравственном плане.
В соответствии с частью 1 статьи 114 УПК заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется по судебному решению при невозможности применения иной более мягкой меры пресечения.
Согласно части 2 статьи 114 УПК в исключительных случаях эта мера пресечения может быть применена в отношении лиц, обвиняемых в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет, при наличии одного из следующих обстоятельств:
- обвиняемый не имеет постоянного или временного места жительства на территории Кыргызской Республики;
- его личность не установлена;
- им нарушена ранее примененная мера пресечения;
- он скрылся от органа, осуществляющего производство следствия, или суда.
Согласно части 1 статьи 107 УПК Кыргызской Республики: «При разрешении вопроса о необходимости применения меры пресечения, об определении ее вида при наличии оснований, предусмотренных статьей 105 настоящего Кодекса, следственный судья, суд учитывает обоснованность обвинения, сведения о личности обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства».
Таким образом, при решении вопроса о применении меры пресечения в виде заключения по стражу, в отношении каждого лица необходимо подходить индивидуально, учитывать все вышеуказанные обстоятельства.
Однако, в отношении всех обвиняемых следственными органами в «конвеерном» порядке были внесены в судебные органы идентичные ходатайства о применении меры пресечения в виде заключения под стражу, несмотря на то, что личности всех обвиняемых были установлены, все имели постоянное место жительства, нигде не скрывались, наоборот вели открытую общественную деятельность. А судами в нарушение требований постановления Пленума Верховного суда Кыргызской Республики от 13 сентября 2019 года № 16 «О практике применения судами уголовно-процессуального законодательства о проверке законности и обоснованности задержания и мерах пресечения» как под копирку были вынесены постановления об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.
В то же время среди задержанных оказалось шесть женщин: Асия Сасыкбаева, Гульнара Джурабаева, Клара Сооронкулова, Рита Карасартова, Перизат Суранова и Орозаим Нарматова. У многих из них на иждивении есть как престарелые родители, так и несовершеннолетние дети, некоторые из них имеют хронические заболевания, и никто из них не представляет общественной опасности.
В кыргызском обществе женщинам всегда отводилась особое почетное место. Женщины испокон веков являются хранителями домашнего очага и семейных ценностей. Каждый кыргызский джигит воспитывался в традициях защиты дома, матери, сестер и дочерей. Всегда считалось недопустимым поднять руку на женщину.
В связи с изложенным, Садыр Нургожоевич, прошу Вас поставить перед руководством правоохранительных органов вопрос о целесообразности содержания под стражей на период следствия вышеуказанных женщин.
Надеюсь, что вышеуказанное будет принято во внимание, и следственные органы внесут в установленном порядке в суд ходатайства об изменении меры пресечения на не связанную с содержанием под стражей в отношении задержанных женщин.
С уважением,
Директор
ОФ «Правовая Клиника «Адилет» Ч.Джакупова