Добавить статью
6:21, 27 ноября 2014 14516

40 элементов кыргызской культуры: 17. Жетиген

Жетиген – это древний музыкальный инструмент, игру на котором постепенно возрождают в нашей стране и в соседнем Казахстане. Раньше выдалбливали из цельного куска определенного дерева (кедр или сосна у хакасов), имел от 3-4 до 7-8 или 12-14 струн сплетенных из конского волоса или металлических. Сейчас уже непонятно, почему он исчез у кыргызов и казаков, в то время как у хакасов и тувинцев он сохранился даже в советское время.

chathan

Хакасский чатхан

Непонятно, каким образом этот инструмент перестал использоваться в музыке кыргызов и казахов, хотя, например, видел жетиген в отделе, посвященном казахам, в музее г.Урумчи Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая (хотя непонятно, к какому году относится сам инструмент).

IMG_0738

Казахский жетиген

Жетиген раньше использовался в инструментальных ансамблях тюркских народов, что видно по дунхуанским фрескам, нарисованных уйгурами буддистами в 7-9 веках. С постепенной децентрализацией тюркских государств оркестровая музыка сходит на нет, сегментарность общества порождает музыку акынов-одиночек. Музыка - как душа народа. Раздробленность общества ведет к появлению музыки для одного, солидарность, сплоченность порождает оркестровую музыку.

Dunhuang011

Кстати будет сказать, что в этих фресках проскальзывает изображение танцовщицы, которая играет на инструменте за головой. Эта техника пришла в Китай в Танскую эпоху (как и многие тюркские инструменты) и сегодня используется в танцевальных музыкальных номерах. У кыргызов же такую технику используют при игре на комузе.

2008

Техника игры за головой на фресках Дунхуанских пещер и в современной китайской постановке

В эпоху раздробленности жетиген стал использоваться для горлового пения (кай, көмөкөй), однако кайджи, как считается, получают некий потусторонний посыл, который побуждает их к исполнительству. Скорее всего, этот канал был перекрыт в эпоху веры в прогресс и у кыргызов исчез как жетиген, так и горловое пение, хотя о нем есть упоминания в начале ХХ века.

Сегодня жетиген постепенно возрождается в кыргызском музыкальном сообществе, пока усилиями энтузиастов-одиночек. Жетигену еще предстоит найти свое место в оркестровой музыке консолидированного кыргызского общества. Жусуп Айсаев, преподаватель консерватории, руководитель фольклорного ансамбля «Достук» этой весной привез жетиген из Хакасии (хак. Чатхан)

Видео Сергей Майнагашев (Хакасия)

Возможно, классический жетиген имел 7 струн, так как легенды об этом инструменте строятся вокруг этого числа. У казахов существует такая легенда: «В глубокой древности в одном ауле жил старик. Было у него семь сыновей. Однажды холодной зимой из-за джута (массовый падёж скота вследствие голода) люди остались без еды, и в доме старика поселилось горе. Смерть одного за другим унесла всех сыновей. После смерти старшего сына Кании убитый горем старик выдолбил кусок иссохшего дерева, натянул на него струну и поставив под неё подставку, исполнил кюй «Карагым» («Родной мой»), после смерти второго сына Тореалыма старый отец натягивает вторую струну и импровизирует кюй «Канат сынар» («Разбитое крыло»), третьему сыну Жайкелды он слагает кюй «Кумарым» («Любимый мой»); четвёртому, Бекену, посвящается кюй «От сонер» («Погасшее пламя»), пятому сыну Хауасу сочиняет «Бакыт кошти» («Утерянное счастье»), шестому сыну Жулзару — «Кун тутылды» («Затмившееся солнце»). После утраты последнего младшего сына Кияса старик натягивает седьмую струну и исполняет кюй «Жети баламнан айрылып куса болдым» («Горе от утраты семи сыновей»). Извлекая из инструмента звуки, полные скорби, исполнитель в различных по характеру мелодиях показывает образы своих детей». У хакасов один смышленый мальчик выкрал чатхан у семи безглазых великанов, владевших этим инструментом.

У хакасов чатхан применяется в очень широком спектре народного творчества. В сопровождении чатхана хайджи (горловики) рассказывают богатырские былины (алыптых нымах). Кстати, по хакасским поверьям, если сказитель эпоса спутает слова или не закончит сказание, то его век укоротится. Мне кажется, это поверье стоит принять во внимание у нас в стране, где исполнение эпоса постепенно превращается в заполнение десятиминутных ниш в каком-либо представлении. И хотя сами манасчи это понимают, но они считают, что, чем больше Манаса, тем лучше. Конечно это их дело, но чрезмерное употребление эпоса, без соответствующей обстановки и подготовки зрителя, на мой взгляд, ведет к десакрализации, к потребительскому отношению к Манасу. Алыптых нымах или жомок (эпос) – это ведь почти что сакральный ритуал, а ритуал требует трех классических вещей: время, место, личность, проводящего ритуал.

В любом случае, хотелось бы выразить благодарность нашему народу-близнецу хакасам, за помощь в возрождении жетигена. О чатхане не стоит писать или читать, его надо слушать и надеяться, что и у нас скоро будет и жетиген и көмөкөй.

Чатхан и горловое пение

Стилистика и грамматика авторов сохранена
Добавить статью

Другие статьи автора

31-05-2021
Битик. Происхождение древнекыргызского (тюркского) письма
49883

23-04-2019
Украденная государственность
21620

20-03-2018
40 элементов кыргызской культуры: 34. Казылык
20851

15-03-2018
Повстанцы с палками: образ «басмачей» в жизни и в кино
20837

15-12-2017
40 элементов кыргызской культуры: 33. Эреже
22072

24-11-2017
Почему у кыргызов нет чингизидов, а у казахов – есть?
162298

13-11-2017
Зордук и предательство родителей
25271

08-11-2017
Голод 1930-х годов: казахские беженцы и Киргизская АССР
51850

20-10-2017
40 элементов кыргызской культуры: 32. Эл
23471

29-08-2017
40 элементов кыргызской культуры: 31. Кут
18969

Еще статьи

Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×