Добавить статью
4:34, 11 сентября 2014 74570

Кыргызская самобытная борьба – неотъемлемая часть тюркской культуры
(часть 3)

Часть 1

Часть 2

Основные общественно-социальные функции самобытной борьбы кочевников

Состязания по борьбе у тюркских народов были близки к соревнованиям демонстративно-показательного типа, во время которых молодые парни и взрослые мужчины могли проявить силу, ловкость, мастерство и мужественность на глазах у публики, в том числе женского пола. Для наблюдавшего за схваткой подрастающего поколения борьба выполняла важную воспитательную функцию, представляя образец жесткого и бескомпромиссного противоборства и возможность одолеть соперника в открытой и честной борьбе «один на один». Способность одерживать победу, то есть, таким образом, доказать в ходе борьбы психофизические и интеллектуальные возможности, обеспечивала взрослому мужчине или парню высокий социальный статус, самоутверждение, самоопределение и значительный авторитет в роде и племени.

Искусству борьбы кыргызских мальчиков учили рано. Еще в древние времена у тюркских народов существовала профессия тренера. Они методикой «народной педагогики» обучали юных кочевников приемам и навыкам борьбы. У них существовали и своеобразные самобытные обряды проверки (тестирования) психофизических и интеллектуальных способностей подопечных. Кстати, в эпосе-трилогии «Манас» отражен институт воспитания юных героев наставниками (аталычество). Так, например, старый воин Ошпур методикой «народной педагогики» воспитывает юного Манаса. В процессе умственного, физического и военного воспитания он также обучает его приемам борьбы «куреш» и «оодарыш» (эр эниш). Очевидно, что здесь самобытные виды борьбы явились полноценным средством психофизического и интеллектуального воспитания. Таким образом, можно констатировать, что самобытная борьба издавна обладала воспитательными, а наряду с ним и оздоровительными функциями.

По тюркскому героическому эпосу, точнее, по контексту описаний поединков с врагами выясняется еще одна важная функция борьбы – военно-прикладная (оборонная). Т.е. юный герой применяет приемы и навыки борьбы не только для получения статуса – неформального лидера, возмужалости, батыра, но и в военно-прикладных (оборонных) целях, защищая от инородцев сверстников, отца, род-племя, территорию и пр.

В быту кочевника постоянные и длительные перекочевки были сопряжены с большими трудностями. Они сопровождались угрозой нападения и требовали в любую минуту быть готовыми к отражению опасности. В силу этого, физические упражнения и игры начинают приобретать все более специфический характер и постепенно превращаются в средства, имеющие большое военно-прикладное значение. Они способствовали воспитанию у молодежи необходимых навыков для военно-кочевого образа жизни. В этих условиях прогрессивные тенденции развития физической культуры определялись творчеством народа. Активное и непосредственное участие в обороне своего рода-племени способствовали повышению роли военно-физической подготовки подрастающего поколения, отдельные физические упражнения и игры постепенно превращаются в упражнения, имеющие узко-военную направленность. Реальная жизнь кочевника в суровых условиях военно-демократического строя и воинственного средневековья была весьма экстремальной. В связи с этим становятся доходчивыми слова краеведа М.Н.Лаврова о том, что в подобных условиях кочевник-кыргыз вырастал смелым, выносливым, лихим наездником и ловким борцом [10, с. 32].

Данные морально-волевые и физические качества жизненно необходимы были в барымта и в военном походе, а также для защиты сородичей при ответном набеге. Эти свои качества они демонстрировали и на состязаниях в рамках общественных собраний, которые неизменно устраивались по случаю удачного барымта и военного похода.

Отметим и одну важную функцию борьбы, открыто проявлявшуюся, когда состязания по нему устраивались не на общественных собраниях, а на вооруженных сходках противоборствующих родов и племен. Точнее, когда на войне два воина-борца из противоборствующих сторон в состязательной борьбе решали участь всего боя, тем самым предотвращая массовое кровопролитие. Победителем всего боя по договору становилась сторона сильнейшего воина-борца. В связи с чем, древние кыргызы, как и другие тюркские племена, в своих дружинах имели специальных балбанов для подобных целей. Пешая и конная борьба как мирные противоборства издавна являлись гуманным средством урегулирования спорных (конфликтных) ситуаций и издревле были спортивной моделью состязаний, призванных, по возможности, обезопасить участников от негативных последствий (как кровопролитие) со своими примитивными, но гуманными, основанными на определенных правилах и запретах условиями. Поэтому данные мирные противоборства всегда несли высокую гуманную функцию миротворчества (противовес войне). Между тем, пешая борьба «куреш» и конная борьба «оодарыш» (эр эниш) составляли основной фонд средств психофизической и военно-прикладной подготовки у кыргызского народа.

Бесспорно, что мирные противоборства − пешая борьба «куреш» и конная «оодарыш» (эр эниш) − имеют еще одну важную функцию − зрелищную. Под зрелищным обычно понимают такое действие, в котором достигается разрешение достаточно понятного зрителям конфликта с помощью активных, построенных по законам игровой стратегии действий, которые могут быть восприняты зрителем непосредственно в их развитии и сопровождаются глубокими эмоциональными переживаниями участников и зрителей. Данные требования зрелищности присущи и самобытным видам борьбы.

Состязания по борьбе у тюркских народов во все времена обеспечивали высокую зрелищность. Так как в ней присутствуют все грани положительных и негативных эмоций, которые проявляются во всей красе как у самих борцов, так и у зрителей-болельщиков. Это − великодушие, злость, переживание, сочувствие, отчаяние, сдержанность, огорчение, радость, слезы, смех и т.д.

Так, например, краевед М.Н.Лавров, чутко уловивший настроения борцов и болельщиков на состязаниях, в конце XIX века констатировал: «борьба у киргизов лучшее удовольствие» [10, с. 83]. Он же кратко описал атмосферу, царившую среди зрителей на борьбе: «Снимут борцы верхние одежды, обнажатся до пояса, схватятся и стараются пригнуть друг друга к земле. А кругом хвалят, одобряют, подсмеиваются, бьются об заклад. Наконец, один из борцов лежит на земле. Шум, крик подымаются со всех сторон: упреки побежденному, похвала победителю» [10, с. 83].

Таким образом, можно выделить следующие основные общественно-социальные функции самобытной борьбы тюркских народов: оценочная, воспитательная и социализации, военно-прикладная, зрелищно-развлекательная (досуговая), миротворческая (противовес войне), коммуникативная, функция разрешения конфликтных вопросов (личных и групповых).

Известные кыргызские балбаны

140911_1
Памятник перед Дворцом спорта в г.Бишкек легендарному Кааба уулу Кожомкулу

Из Чуйской долины выходили балбаны Нышаа, Тарамыш, Сомбилек, Таберик. Карамерген уулу Кыдык, который мерился силами с именитым казахом Акбалбаном. Выдающимся кыргызским балбаном первой половины ХХ века по праву является легендарный Кааба уулу Кожомкул (1888-1956 гг.) из Суусамырской котловины. По антропометрическим данным 1935 года рост его составлял 1, 97 м., а мышечный вес доходил до 164 кг.

Традиционно Южный Кыргызстан богат сильными балбанами. Прославились на всю ферганскую долину балбаны из Ляйляка (Баткенская область) Абдрахман, Сейит, Турдали, Жалил, Жоро, Ботобек, Карим. А выходцем из Нооката являлся Токсонбай балбан.

Уроженцем села Ылайталаа Кара-Кульджинского района был Төрөбек Абакиров (1910-1986 гг.). Рост его составлял почти 2, 30 м.

Именитыми на всю округу балбанами из села Кара-Дарыя Сузакского района Ошской области были Абдыманап, Шарап, Турдаш, Турсунбай, Темир, Абдилла. Не единожды победителями на состязаниях «куреш» по ферганским правилам выходили старшие братья мастера спорта СССР, многократного чемпиона по поясной борьбе Ибраима Узакова (Тапанча балбана) – Жакып, Турдумамат, Кадыраалы из того же села Кара-Дарыя.

Из села Кош-Булак Тогуз-Тороуского района выходил балбан Моңош уулу Аккөз (1910-2000 гг.). Он был потомком силача Алп Тобока. Его вес доходил до 100 кг. Широкую известность Аккөз получил на крупном состязании, когда он одержал победу над сильными балбанами − Касымалы из Тянь-Шаня, Карачай из Чуя, Очогор из Таласа, Чойбек из Оша, Кашкабаш из Приисыкулья.

Из Таласской долины были известны Төө балбан, Өмүраалы Чойбек уулу, Кулеш Калча уулу, Ырысаалы балбан. Умелым балбаном был легендарный Бердике батыр. Таковыми были и его прямые потомки − Өзүбек, Темиралы, Жумагул, Курама Чамак уулу.

Известным балбаном был Кулеш Калча уулу (1860-1947 гг.) уроженец села Арал Таласского района, который в Чуйской долине и сопредельном Казахстане был известен под прозвищем Акбалбан. Он воспитывался Ниязалы и Өмүраалы балбанами. В зрелые годы Акбалбан познакомившись с навыками вольной борьбы, затем успешно сочетал их с приемами самобытной борьбы «куреш».

Из Приисыкулья (Иссык-Кульской области) известны балбаны Сарыбалбан, Бөлтүрүк, Букачар, Кашкабаш. Умелым балбаном слыл Балбай батыр (XVIII век). Вот как описан его образ в фольклоре:

«Ийни бар эңиш тарткан…

Темирден бүткөн го деп, ойлоор адам

Күрөшсө каптай жерге чабуучудай,

Эңишсе эңкейбөөгө жан койбочудай.

− Широкоплечий, чуть сутулый…

«Будто из стали» − гадают люди о нем

То в борьбе он соперника бросит далеко,

То в энише (с коня) он ловко стащить соперника

Не дав поднять ему головы» [12, с. 25].

Из Тянь-Шанской (Нарынской) области выходили балбаны Жусуп, Коной, Жумаалы, Кыдырша уулу Абдыманап. В 1940-50-е годы не единожды лучшим борцом в классической и в национальной борьбе «куреш» признавался Кудайберген Кыдырбаев (Кадырбаев) (1927-1967 гг.) из села Мазар. Будучи студентом сельхозинститута он был членом сборной республиканского спорткомитета. Он многократный чемпион Киргизской ССР 1940-50-х гг.

Уроженец Джумгала Куйручук (Кудайберген Өмүрзөк уулу, 1866-1940 гг.) был не только известным юмористом, но и балбаном. Известно, что Куйручук 17 раз выступал на борцовском майдане на крупных соревнованиях и 16 поединков выиграл.

Представители национальных видов борьбы «куреш» и «оодарыш» (эр эниш) участвовали и в борьбе с фашизмом в 1941-45 гг. После вероломного нападения фашистской Германии на СССР в 1941 г. представители национальных видов борьбы «куреш» и «оодарыш» (эр эниш) – Сатыбалды Омурбеков, Торобек Абакиров, Кулжыгач Чолпонбаев, Шадыков Аулгазы, Тыналиев Дж., Токторбаев С., Горбылев А., Иван Михайлюк и другие встали в ряды Красной Армии. Борцы национальных видов борьбы проявили себя на передовой подготовленными и отважными воинами. А один из них – Самат Садыков (1920, с. Кара-Сай, Ош. обл. − 1945, г. Фризакк) − на века вписал свое имя в списки героев Великой Отечественной войны (в 1945 г. ему присвоено звание Героя Советского Союза посмертно).

Азамат Казакбаев, этнограф, педагог

Список использованной литературы:

1. Бейшеналиев, Ш. Сын Сарбая; Испытание славой: роман / Ш.Бейшеналиев; пер. [с кирг.] Е.Босняцкий. – М.: Художественная литература, 1987. – 543 с.

2. Бичурин, Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. 1 / Н.Я.Бичурин; ред-сост.: С.П.Толстов, А.Н.Бернштам.  М-Л.: Изд-во АН СССР, 1950. – 379 с.

3. Горбунов, Б.В. Народные виды спортивной борьбы в традиционно-бытовой культуре восточных славян ХIХ-начала ХХ в.: Автореф. дис. … канд. ист. наук: 07.00.07 / Б.В.Горбунов. – М., 1990. – 24 с.

4. Грязнов, М.П. Древнейшие сведения об героических эпосах Южной Сибири / М.П.Грязнов // Археологический сборник Государственного Эрмитажа. Вып. 3. – Л.: Наука, 1961. – С. 7-32.

5. Древние авторы о Средней Азии: хрестоматия / Под ред.: Л.Баженов. - Ташкент: Гос. изд. науч. соц.-экон. лит-ры УзССР, 1940. – 172 с.

6. Ермак, Н.Р. Единство и многофункциональность спорта: Дисс. … канд. пед. наук: 13.00.04 / Н.Р.Ермак.  Малаховка, 1999. – 142 с.

7. Ермак, Н.Р. Культурно-исторические истоки спорта в контексте объяснения многообразия и противоречивости его развития / Н.Р.Ермак, Р.А.Пилоян // Теория и практика физической культуры. № 7. - М.: ФиС, 1997. – С. 13-15.

8. Зеланд, Н.Д. Киргизы (этнологический очерк) / Н.Д.Зеланд. – СПб.: ОГИЗ, 1885. – 78 с.

9. Ибн, Сино. Канон врачебной науки: В 10 т. Т. 1. 3-е изд. / Ибн Сино; ред. колл.: Т.Д.Джураев [и др.]; пер. [с араб.] Ю.Н.Завадовского, С.Мирзаева. – Ташкент: Изд. мед. лит. им. Абу Али Ибн Сино, 1996. – 539 с.

10. Лавров, М.Н. Кочевники / М.Н.Лавров. – СПб.: Читальня народной школы, 1896. – 45 с.

11. Левшин, А.И. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей. Ч. Третья: этнографические известия / А.И.Левшин.  СПб.: Тип-я Карла Крайя, 1832. – 304 с.

12. Маликов, К. Балбай / К.Маликов; түз.: А.Эсенканов. – Фрунзе: Адабият, 1991. – 328 б.

13. Манас. Эпизоды из киргизского народного эпоса / Пер. С.Липкина, Л.Пеньковского. – М.: «Художественная литература», 1960. – 310 с.

14. Манас. Эпос. Биринчи бөлүк. 2-китеп, Фрунзе: Кыргызмамбас, 1958. - 78 б.

15. Севортян, Э.В. Этимологический словарь тюркских языков. T. III / Э.С.Севортян.  М.: Наука, 1980. – 389 с.

16. Худяков, Ю.С. Вооружение енисейских кыргызов VI-ХII вв. / Ю.С.Худяков; отв. ред.: В.Е.Медведев. - Новосибирск: Наука, 1980. – 176 с.

17. Kâşgarli Mahmud. Divanü Lûgat-it-Türk. Cilt I.  Ankara: Türk Tarih Kurumu Basimevi, 1992. – 530 b.

18. Kâşgarli Mahmud. Divanü Lûgat-it-Türk. Cilt II.  Ankara: Türk Tarih Kurumu Basimevi, 1992. – 366 b.

19. Yûsuf Hâs Hâcib. Kutadgu Bilig: Metim / Hazirlayan Mustafa S Kaçalin. − Ankara: Kültür ve Turizm Bakanlığı, 2010. – 345 b.

20. Чоротегин Т.К. Махмуд Кашгари (Барскани) жана анын “Дивану лугати-т-турк” сөз жыйнагы: (1072-1077). Жооптуу редактор Өмүркул Караев. – Бишкек: Кыргызстан, 1997. – 169 бет, сүрөт, карта. - (ISBN 5-655-01222-7).

Стилистика и грамматика авторов сохранена
Добавить статью

Другие статьи автора

02-04-2023
К этимологии слов, обозначающих спортивные виды борьбы у кыргызов
95012

10-09-2014
Кыргызская самобытная борьба – неотъемлемая часть тюркской культуры
(часть 2)
52296

09-09-2014
Кыргызская самобытная борьба – неотъемлемая часть тюркской культуры
62947

Еще статьи

Комментарии будут опубликованы после проверки модератором

×