Окуневская культура – это южносибирская скотоводческо-земледельческая культура бронзового века (конец III – II тысячелетие до х.э.). Имеет локальное происхождение и была открыта русским археологом С.А.Теплоуховым в 1928 году у улуса Окунев в южной Хакасии. Эта культура развивалась под сильным влиянием афанасьевской культуры и сменилась андроновской и карасукской культурами. Интересно, что все эти культуры были найдены на территории Хакасии, но естественно, что российские археологи не могут допустить того, что эти культуры могли быть автохтонными и приписывают эти культуры миграциям индоевропейских народов, откуда-нибудь с территории Европы.
Это вообще непонятная практика, связанная с идеологией и нежеланием российских археологов признавать, что в Южной Сибири мог существовать собственный источник цивилизации, хотя всегда в археологии места, где впервые находят какую-либо культуру и она там наиболее ярко представлена, считают родиной этой культуры. Но нет же, все приписывается миграциям индоевропейского населения. Придуманы даже волны таких миграций, со сменой культур и даже прародина этих культур в Восточной Европе. То есть территория России была как бы колыбелью цивилизации во все времена, а не только во времена экспансии Российской империи. Миграция, наоборот, из Южной Сибири, всегда рассматривается в российской археологии как лженаука.
Окуневцы уже могли обрабатывать не только медь, но и бронзу. Они оставили наиболее яркую культуру возможных предков кыргызов и других тюрко-монгольских народов. Антропологический тип населения был смешанным, преимущественно монголоидным.
Афанасьевцы и окуневцы. Реконструкция М. М. Герасимова
Судя по всему окуневцы, широко использовали двух- и четырехколесные повозки, запряженные волами.
Окуневская культура известна своими каменными уникальными изваяниями, аналогов которым в мире нет. Кто-то их считает богами, кто-то их считает изваяниями, посвященными предкам. В любом случае, они до сих пор почитаются хакасами, народом-близнецом кыргызов. Наиболее известным памятником окуневской культуры, почитаемой хакасами, является изваяние вблизи аала Анхаков и называется Улуг Хуртуяхтас (букв. с хак.: Большая каменная старуха).
О Хуртуяхтас зафиксировано около двадцати различных легенд. Наиболее распространенный сюжет связывает Хуртуях и Сартакпая. Строитель мостов и муж Хуртуях, Сартакпай (по одной из легендарных версий) — популярный у всех народов Саяно-Алтая культурный герой. Сартакпай возвел мост через Енисей, которым воспользовались враги для вторжения на территорию Хакасии. Усадил Хуртуях и двух своих сыновей на коней Сартакпай. Напутствуя, просил он Хуртуях скакать прочь и под страхом немедленной смерти не оборачиваться. Сам же встал на пути врагов, пытаясь их задержать. Недолго длилась битва, погиб достойно Сартакпай. Хуртуях и сыновья добрались до берегов реки Абакан. Хуртуях перепрыгнула на своем коне на другой берег, сыновья же не смогли последовать за ней и погибли в водах бурной реки. Не удержалась Хуртуях, обернулась посмотреть, что случилось с сыновьями. Увидев их гибель, воззвала Хуртуях к богам, моля о справедливости. Боги, внимая ей, обратили Хуртуях в камень и дали ей силу помогать женщинам от бесплодия.
Окуневские стелы носят у хакасов название хыстас, и практически все они улыбаются и весьма дружелюбны.
Часто их называют солярными божествами, солнце, конечно же, представлено в этих изваяниях, но не во всех, в любом случае их улыбки несут тепло.
Они очень похожи на «сборных» животных и людей, которые использовались в зверином стиле, так как состоят из различных животных и частей их тела, с той лишь разницей, что здесь нет «сцен терзаний», а все части находятся в более мирной гармонии, образуя единое целое. В целом чувствуется некий культ жизни, который и сохранился среди хакасов, женщины которых приносили дары этим каменным девушкам с просьбами избавить их от бесплодия и защитить детей.
Многие изваяния сопровождаются так называемыми «солярными знаками», хотя мне кажется, что там также идет соединение земли (квадрат) и неба (круг), что наверное отразилось в кыргызском словосочетании «төгөрөктүн төрт бурчу» – букв. «четыре угла круга», «вселенная».
Таблица знаков на окуневских изваяниях
Один из этих знаков попал на флаг и герб Хакасии и также носит название символа Вселенной.
В любом случае заметно соединение в изваяниях различных животных, обозначающих различные силы природы, жизнь и смерть, день и ночь, мужское и женское начало и тому подобное. Очень красиво это выражено в стеле у улуса Шира.
Все изображения этого памятника могут восприниматься как части тела или костюма одного человека или мироздания. Глаза зверя в нижнем ярусе стелы, если смотреть на него анфас, воспринимаются как грудь центрального божества, а пасть совмещена с выпуклым, «беременным» животом. Передние лапы зверя одновременно воспринимаются как руки антропоморфного образа.
Что могли обозначать эти изваяния, точно никто не знает. Возможно, цельность и единство мирового разнообразия. Но их высокие головные уборы, скорее всего, стали прообразами кыргызских головных уборов калпак и шөкүлө. Сами окуневцы также деформировали свои черепа, стараясь возможно подражать образу единорога-создателя (кыйат) – образ единицы, начала и одновременно всего сущего, впрочем, это авторская версия.
В любом случае, кыргызским деятелям искусства стоит уделять больше внимания этой культуре, черпая в ней возможное вдохновение, как это делает, например, хакасский художник Алексей Ултургашев, известный своими работами во всем тюркском мире.
Эти изваяния, возможно, демонстрировали цельность мироздания, частью которого был человек, и понимание этого могло бы помочь нам сохранить природу и, следовательно, сохранить себя.