Добавить статью
8:28, 27 апреля 2013 5137

О «Программе и плане перехода к устойчивому развитию» в экологическом аспекте


Не исправление ошибки, а упорство в ней роняет

честь любого человека или организации людей.

Б.Франклин

«Никогда не указывайте на ошибки,

если не знаете, как их исправить»

Б.Шоу

В цикле статей, посвященных вопросам устойчивого развития и «зеленой экономики», автором обращалось внимание на то, что достижение устойчивого развития страны невозможно без сильного и компетентного государственного органа в области охраны окружающей среды, поскольку одним из столпов концепции устойчивого развития является экологическая составляющая.

На этих вопросах акцентировалось внимание в авторских статьях, вышедших в начале прошлого года, когда было принято крайне неудачное и глубоко ошибочное решение о расчленении Госагентства охраны окружающей среды. В частности, об этом писалось в следующих статьях: «Функции определяют структуру системы» и «Ломать не строить… еще раз об управлении экологией и «зеленой» экономике».

Тогда это решение вызвало шквал критики - писались статьи, проводились пресс-конференции, принимались обращения к руководству страны и т.д. - на кыргызском телевидении даже было проведено ток-шоу «Свободный микрофон», специально посвященное этому вопросу с участием министра экономики Т.Сариева, который, надо полагать, был одним из инициаторов того решения.

Помнится, тогда под давлением этого шквала критики и аудитории он заявил, что вот решение-де принято и сегодня обратного хода уже трудно добиться, поскольку структура правительства новая и ему надо дать поработать, и если оно покажет свою неэффективность то, тогда можно будет вернуться к данному вопросу.

Тогда же, в начале года на крупной международной конференции по экономике он же заявил, что-де Кыргызстан имеет все шансы превратиться азиатского дракона «зеленого» цвета и горного подвида… Этими заявлениями он тогда вроде бы успокоил экологическую общественность страны.

Этим же вопросам были посвящены и другие авторские статьи, вышедшие уже в начале года текущего, когда обсуждалась и принималась Стратегия устойчивого развития страны - «О стратегии устойчивого развития», «О стратегии устойчивого развития в экологическом аспекте», «Реформа и экономика – будет ли развитие устойчивым?», где опять подчеркивалась важность институционального укрепления главного природоохранного органа страны в контексте эффективного выполнения задач и достижения целей, заложенных в Стратегии.

Причем, в последней статье даже приводился текст указа соседней страны, которая не на словах, а на деле предпринимает конкретные шаги по реализации курса на «зеленую» экономику и укрепляет природоохранное ведомство данной страны. Это делалось в надежде, что наши реформаторы возьмут на вооружение передовой опыт.

Теперь сквозь призму этих замечаний посмотрим, какие же меры по данному вопросу заложены в проекте «Программы и пятилетнего Плана по переходу Кыргызской Республики к устойчивому развитию на период 2013-2017гг.», которое разрабатывалось под кураторством того же Т.Сариева.

Как обычно, будем брать ключевые положения и подвергать их анализу.

«…Модель устойчивого развития, определяется в «Повестке дня ООН на ХХI век», как система гармоничных отношений в триаде «человек–окружающая среда–экономика», реализующая сбалансированное социально ориентированное, экономически эффективное и природозащитное развитие страны в интересах удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений.

Модель устойчивого развития сама по себе предполагает стремление к системности, комплексности и сбалансированности в развитии. Переход к устойчивому развитию предлагает рассматривать экономический рост через призму человеческих ценностей, разумного использования природных ресурсов и повышения общей культуры природопользования.

Сегодня во всё мире растёт число стран, принявших за основу модель устойчивого развития. Приверженность мирового сообщества к этой идее была отчётливо обозначена в рамках работы Международного Саммита РИО+20. Кыргызстан, являясь полноправным участником мирового сообщества и заняв активную позицию в работе этого Саммита, политически заявил о присоединении к этой инициативе…»

Все очень правильно и со всем этим можно только согласиться, но вот какие конкретные управленческие механизмы в области экологии будут задействованы в «природозащитном развитии» страны?

«…Национальный орган по охране окружающей среды (ГАООСЛХ – Госагентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики), с момента обретения независимости КР, претерпел неоднократные структурные преобразования, которые касались как понижения статуса, так и изменения функций. В настоящее время, ГАООСЛХ не имея соответствующих полномочий, осуществляет одновременно разработку природоохранной политик и оказывает услуги, при этом ослаблены функции экологического контроля и надзора.

В 2012 году функции государственного экологического надзора и контроля были переданы в специальную инспекцию, что еще больше разрушило комплексность природоохранной деятельности и привело к «размыванию» ответственности за состояние окружающей среды между несколькими ведомствами. До сих пор существует неясность в вопросах распределения полномочий и осуществления экологического контроля, проявляется межведомственный саботаж. На национальном и региональном уровнях органы охраны окружающей среды продолжают испытывать дефицит штатных сотрудников, значительный отток профессиональных кадров и отсутствие преемственности передачи знаний и опыта. Разделения полномочий в области охраны окружающей среды между государственными органами и органами МСУ остаются не ясными.

Реализация политики устойчивого развития требует межведомственного взаимодействия и комплексного подхода в реализации как национальных, так и секторальных стратегических документов. Однако, на сегодняшний день такие механизмы отсутствуют, либо не дают действенных результатов. …

Приоритетные направления и политика мер: Для достижения поставленной цели и решения вышеуказанных проблем деятельность Правительства будет сфокусирована на следующих приоритетных направлениях: (i) реформа системы государственного управления охраной окружающей среды и природопользования; (ii) снижение вредного воздействия и минимизация негативных экологических последствий экономической деятельности; (iii) сохранение биоразнообразия и восстановление природных экосистем в условиях изменяющегося климата; (iv) продвижение принципов низкоуглеродного развития...»

Тоже все очень правильно и со всем этим тоже трудно не согласиться. Однако, что мы видим дальше?

«…Первое приоритетное направление по реформе системы государственного управления охраной окружающей среды и природопользования будет сфокусировано на решении следующих задач: (i) обеспечить институциональное развитие государственного органа охраны окружающей среды; (ii) интегрировать аспекты экологической устойчивости и изменения климата в секторальные и региональные программы развития, с учетом международных экологических обязательств; (iii) усилить потенциал мониторинга окружающей среды; (iv) обеспечить доступ к достоверной, качественной информации по состоянию окружающей среды.

Первую задачу Правительство намерено решить через реализацию следующих мероприятий: (i) повышение статуса государственного органа охраны окружающей среды; (ii) разработка и внедрение регламента взаимодействия между ГАООСЛХ и ГИЭТБ по обеспечению экологической безопасности; (iii) разработка и внедрение координационного механизма взаимодействия государственных структур по вопросам охраны окружающей среды и рационального природопользования; (iv) проведение анализа и пересмотр природоохранных НПА на основе функциональных изменений государственных структур и ОМСУ; (v) пересмотр и внесение изменений в НПА по повышению ответственности органов местного самоуправления за обеспечение экологической безопасности на местном уровне через введение системы экологических показателей в критерии оценки эффективности их деятельности…»

Здесь опять можно увидеть те же самые бюрократические уловки, которые ни на йоту не улучшают сложившуюся ситуацию в сфере охраны окружающей среды, которая буквально несколькими параграфами описывается выше.

Как говорится «Рыбак рыбака видит издалека», так и бюрократ может увидеть бюрократа через ньюансы тех или иных формулировок, заложенных в документе.

Зададимся вопросом: почему в вышеприведенном пункте (i) по первому приоритетному направлению по реформе системы государственного управления охраной окружающей среды и природопользования говорится «обеспечить институциональное развитие государственного органа охраны окружающей среды», а не усилить или укрепить.

Другой вопрос: почему первую задачу Правительство намерено решить через, с одной стороны, (i) повышение статуса государственного органа охраны окружающей среды, с другой стороны, (ii) разработку и внедрение регламента взаимодействия между ГАООСЛХ и ГИЭТБ (Госинспекции по экотехбезопасности – И.Д.) по обеспечению экологической безопасности.

Ведь эти два пункта противоречат друг другу, поскольку если повышать статус госоргана охраны окружающей среды (причем, опять речь идет не об усилении или укреплении, а о каком-то аморфном или формальном повышении статуса?!), то какого именно: ГАООСЛХ или ГИЭТБ, но в таком случае, зачем здесь нужен следующий пункт?

Таким образом, складывается впечатление, что ГАООСЛХ как был немощным придатком при Правительстве страны, ставший таковым в результате прошлогодней глубоко ошибочной реструктуризации, таковым он и останется. Такие бюрократические игры опять ведутся в угоду некоторым должностным лицам, как это и было в недавнем прошлом.

Отсюда сразу же рождаются вопросы, как же будет выполняться разработанный План, Программа и Стратегия по устойчивому развитию в целом?... Опять на бумаге и на красивых словах…и опять мы готовим себе те же самые грабли…

Вот и верь, после всего этого, словам некоторых высоких должностных лиц…

Исмаил Даиров

27.04.13

Другие авторские статьи на данную тему:

«О стратегии устойчивого развития в экологическом аспекте»

«Реформа и экономика – будет ли развитие устойчивым?»

«О стратегии устойчивого развития»

«Политика реформ и внешний долг»

«О «консенсусе» и «нашем будущем»

«Об экономической стратегии с точки зрения эколога»

«Зеленая экономика» - принципы, инструменты и механизмы»

«О некоторых проблемах внутренней и внешней политики»

«Итоги Рио+20 – будущее, которое мы хотим»

«Рио+20 – шаг вперед, два шага назад»

«Интересы Кыргызстана в процессе Рио+20»

«Рио+20» - основа новой внешней и внутренней политики Кыргызстана»

«Рио+20» и «зеленая экономика» - перспективы для Кыргызстана»

«Устойчивое развитие Кыргызстана – стратегический путь в условиях глобализации»

Стилистика и грамматика авторов сохранена
Добавить статью

Другие статьи автора

18-04-2024
«Небесные горы и новый мир» – глобальный проект Кыргызстана в борьбе мировых проектов.
260

16-04-2024
«Шестеро и седьмой» - израильско-иранская «квазивойна»… затрагивает ли она соседние регионы, в том числе и наш?
350

15-04-2024
«Шестеро и седьмой» - о возможном влиянии Кыргызстана на борьбу шести мировых проектов
436

12-04-2024
О борьбе геополитических игроков и мировых проектов в новом формирующемся миропорядке
688

08-04-2024
О будущем Центральной Азии и Кыргызстана в условиях распадающегося мира или концепте образующихся панрегионов
744

03-04-2024
Климат и горы - источник воды… и многих проблем национального и регионального уровней
624

29-03-2024
БРИКС продолжает строить новую финансовую архитектуру мира
590

21-03-2024
Образование, мышление и идеология – какую картину мира они формируют?
734

18-03-2024
В чем отличие понятий «народ» и «нация»? К проблемам общественных ценностей и отношений
776

18-03-2024
«Бал вампиров заканчивается» - о новом соотношении сил в мире…
759

Еще статьи

Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×