Добавить статью
5:09, 23 апреля 2013 8876

Упорядоченность мира в философии «төгөрөктүн төртчарчысы» и основы государственного управления по Жусупу Баласагыну в поэме «Куттуу билим»

Статья подготовлена в рамках научно-практической конференции «Вопросы управления в фольклоре и письменных памятниках кыргызского этноса», посвященной 1170-летию Великого кыргызского каганата, проведенной 11 апреля 2013 г. Академией государственного управления при Президенте КР.

Особая организованность мира кыргыза: внутренняя упорядоченность и внешняя соотнесенность с другими мирами (культурами), стала основанием именования его кыргызской культурой.

Мир (внешний и внутренний) кыргыза-кочевника был гармонично организован, что послужило основанием гармоничной соорганизованности мира кыргыза-кочевника с миром природы.

По тенгрианскому поверью кыргызов, основной принцип истинного мира переносится в мир человеческий. Кыргыз, живущий в мире земном, соорганизовывает свое бытие согласно основам мироустройства мира истинного, мира духов предков, именуемого принципом «ТЕҢ» (равный). Тенгрианский принцип «ТЕҢ» дает нам основание говорить о бинарном строении мира кыргыза-кочевника – мужское – женское, правое – левое, төр – босого (почетное место – порог “старшее – младшее”), верх – низ, түндүк – казан, духовное – материальное. Эти бинарные пары равны по форме, но различны по содержанию, что делает их необходимыми друг другу как дополняющее одно другое. В пользу такого понимания, т.е. единства противоположностей, говорит и то, что в кыргызской культуре идеальной геометрической фигурой признается сфера, шар, круг (тоголок, томолок, тегерек). Говоря точнее, в кыргызской космогонии целостность мира воспринимается и передается через сферу, круг (“Тегеректин төрт бурчу” – четыре стороны света. Точнее “четыре стороны круга”, т.е. целого).

Осознание себя и своего мира как части мирового целого диктует кыргызу-кочевнику особую форму жилища – бозүй, ошибочно именуемый юртой. Бозүй по форме – полусфера, т.е. это то, что, по сути, является незаконченной фигурой, что делает его неполноценным и несамодостаточным. Он может быть таковым, если данное жилище рассматривать в отрыве от окружающего его мира. Но если рассматривать его в связи с окружающим миром, то второй полусферой окажется Земля (мир вообще), придающая первой гармоничность и самодостаточность.

Именно такое восприятие и понимание мира говорит о желании кыргыза-кочевника жить в гармонии, в единстве с окружающим миром.

130423_1

Внутреннюю настроенность кыргызского мировоззрения на гармоничное сосуществование с миром можно назвать экологическим основанием кыргызской культуры, которую как юристы, так и философы могут использовать как методологическую основу научных исследований онтологических истоков кыргызского экологического права.

В кыргызской космогонии один рождает два, два рождает три. Один – это символ начала, таковым выступает круг, округлая форма жилища (рис. 1). Один рождает два – мужское «эр» и женское «эпчи» начала (рис. 2). Внутреннее пространство бозүй поделено на правую и левую половины. Правая мужская половина обозначается «эр жак», а левая женская половина – «эпчижак».

130423_2 Определение правой и левой половин не произвольно. Оно строго регламентировано. Некоторым исследователям незнание этого дает возможность вольного толкования при описании строения бозүй. К примеру, они могут писать так: «При входе в юрту левая сторона – это мужская сторона, а правая – женская». Символическое определение, упорядочивание мира человеческого осуществляется как продолжение истинного, божественного мира, мира духов предков, мира Теңгир-Ата[2.]

В жилище кыргыза-кочевника есть два места, откуда берет свое начало упорядоченность, земной мир – төр (почетное место) и түндүк (остов).

130423_3 Почетное место (төр), находящееся в глубине жилища прямо напротив порога (босого), связано с миром Теңгир-Ата (рис. 3).То, что мы считаем почетным местом, по сути, есть порог (босого), но порог истинного мира, мира духов предков с которого и берет свое начало упорядоченность, мир кыргыза-кочевника [3]. Порог в истинный мир сакрален для мира кыргыза-кочевника. В силу своей сакральности порог истинного мира маркируется, как төр (почетное место) для мира кыргыза-кочевника. Если расположиться на почетном месте лицом к порогу, то можно мысленно провести линию, соединяющую «төр – босого». Она определит правую (оң), мужскую (эр жак) и левую (сол), женскую (эпчижак) половины жилища. Так же мы можем провести поперечную линию, соединяющую «эр – эпчи».

Она определит другую пару – «төр – босого».При соединении двух линий мы получаем равносторонний крест круга (рис. 4). Его мы можем назвать нижней горизонтальной маркировкой пространства боз үй. В отличие от него, есть и верхняя маркировка пространства боз үй – это түндүк, представляющий собой такой же равносторонний крест круга.

130423_4 Нижняя маркировка пространства боз үй должна быть точным отражением верхней маркировки.

Другой исток, придающий упорядоченность миру кыргыза-кочевника – түндүк (остов). Түндүк по форме - это «төгөрөктүн төртчарчысы» (равносторонний крест круга) – символ структурированности мира истинного, духовного (рис. 5). Он ниспослан с мира духов в мир человеческий через остов (түндүк) для придания упорядоченности, структурированности материальному миру.

130423_5 В пользу этого говорит расположенность казана – прямо под түндүком. Казан тоже имеет форму равностороннего креста круга, который маркируется ушками казана (рис. 6). Ушки казана должны не диссонировать, а соответствовать маркировке равносторонним крестом круга внутреннего пространства боз үй.

Остов (түндүк) боз үй символизирует духовное начало, а казан – материальное начало, которое традиционно располагается прямо под духовным началом (түндүком). Казан – прямая противоположность остова (түндүк) боз үй. Здесь можно уловить и другую организованность мира духовного и материального. Где түндүк по форме полусфера символизирует отдачу, приход (рис. 7), а казан в отличие от түндүк по форме – перевернутая полусфера, принимающая духовный посыл мира истинного (рис. 8).

130423_6 Духовное одухотворяет материальное, а материальное подпитывает духовное.

Духовное, освящая материальное, одухотворяет его и придает материальному расширению духовную направленность.Материальное, подпитывая духовное, не дает духовному началу отрываться от материального начала, тем самым духовное расширение в основе своей будет иметь духовно-материализованную окрашенность.

Итак, духовное начало в виде света мира истинного, мира духов предков, символически обозначенный как түндүк, не только ниспадает с остова (түндүк) боз үй, имея онтологическую, изначально-духовную определенность, структурированность, организованность, но и соединяется с темным, материальным началом, символически обозначенный казаном, и расширяется духовно-материализованным. Тем самым, маркируя внутреннее пространство боз үй равносторонним крестом, означающим устойчивость и упорядоченность мира.

130423_7 Говоря иначе, вертикальное попадание солнечного света с деревянного остова боз үй на пол, на внутреннее пространство жилища, на нем вырисовывается точно такая же упорядоченность, как и на остове боз үй – равносторонний крест круга (рис. 9). Это говорит о том, что мир земной должен быть организован по основам истинного мира. По крайней мере, кыргыз-кочевник таким способом не только осознает, но и пытается по такому принципу выстроить свой мир.

Духовное начало, передаваемое в мир кыргыза-кочевника через остов бозүй спаданием, стеканием в виде солнечного света, имеющего внутри себя онтологическую изначально-духовную определенность, структурированность, организованность, упорядоченность истинного мира, мира духов предков, именуется благодатью (кут).

130423_8 Таким образом, если горизонтальная упорядоченность мира берет свое начало с почетного места, являющегося порогом истинного мира, то вертикальная упорядоченность мира ниспадает с мира көкө Теңгир (Небесного) как кут (благодать). Стоит еще раз уточнить и особо отметить, что благодать, ниспадающая с истинного мира, придает человеку и человеческому миру духовную направленность развития.

Духовная направленность мира – это когда материальное начало обусловлено духовным, а обусловленность духовным заключается не в том, чтобы материальное начало было ради материального начала, способного порождать только нескончаемую жажду преувеличения материального, а в том, чтобы подпитывать духовное начало.

Мы можем выявить уникальность и особую связь двух миров, основу упорядоченности и организованности управления миром земным также и в поэме Жусупа Баласагына «Куттуу билим». В ней четыре главных героя: Элик (правитель) Күнтууду (Кюнтогды) – «правда стези справедливой», визирь Айтолду (Айтолды) – «добро, благо, доли счастливой», сын визиря Акдилмиш (Огдюльмиш) – «премудрость и ум», брат визиря Өткүрмүш (Одгурмыш) – «праведность, сдержанность дум» [1. Предисл. В стихах бейты 65-66].

130423_9 Они это то, что объемлет оба мира. Следовательно, они и есть универсум, целое, т.е. круг, сфера. Четыре, круг. Равносторонний крест круга. Их не так просто заметить, ибо сам автор в своей дидактической поэме «Куттуу билим» настраивает нас на это:

«В науке – все благо, в познаниях – величье,

Даны божьим слугам два важных отличья,

И правду сих слов подтвердит моя речь,

Сумей из нее все, что нужно извлечь». [1. бейты 152-153].

Эти строки характеризуют Жусупа Баласагына интеллектуально тонким и предельно воспитанным человеком, предупреждающим читателя быть внимательным для точного понимания истинного смысла его произведения.

Цементирующим, объединяющим, организующим началом государства, по мнению Ж.Баласагына, является справедливость, что и стало основанием того, что она стала отличительным качеством правителя, имя которого Күнтууду (рожденные солнцем, солнцесияние). Справедливость также должна быть как свет солнца, озарять всех одинаково.

«Как солнце незыблема сущность моя:

Сияю всегда неизменно и я!» [1. бейт 835]

В отличие от Элика, качество визиря – счастье, счастье – это то, что не обладает постоянством. Именно это качество счастья побудили Жусупа назвать его, т.е. визиря Айтолду (полнолуние). Счастье подобно полнолунию, которое длится только мгновенье, после чего ускользает, теряя свою определенность.

Сюжетная линия произведения ведет к тому, что визирь покидает мир земной. Уход, кончина визиря, отличительной чертой которого является счастье, говорит о невозможности удержания его одной справедливостью. Отсюда, по мысли Жусупа Баласагына, государство, основанное на справедливости, недостаточно для достижения и сохранения счастья.

Счастье не просто покидает земной мир. Уходя в иной мир, он оставляет вместо себя своего сына Акдилмиша, чье качество – Разум. О чем и сообщает Айтолду правителю Күнтууду.

Союз Справедливости и Разума может свести к минимуму недостатки общества.

«И ввел Огдюльмиш справедливость повсюду,

И много деяний раздал всему люду.

Народ он избавил от тягот и бедствий,

И слуг отдалил он, повинных в зловредстве.

Упрочен закон был, окрепла страна,

Элик был спокоен: держава прочна» (1.бейты 1770-1772)

И, тем не менее, Элик чувствует ненадежность и временность достигнутого состояния общества, которую он желает продлить с помощью Акдилмиша и еще кого-то. Впрочем, послушаем самого Күнтууду:

«О том, что один ты, грущу я скорбя,

О доблестный, был бы собрат у тебя!» [1.Бейт 3134]

«Подумай, кто есть меж собратьев-друзей,

Способный помочь тебе в службе твоей!» [1. бейт 3136]

Акдилмиш рассказывает Элику об Өткүрмүше:

«Меня он сторицей во всем превзойдет,

Он – избранный муж небывалых высот

И был бы сей славный собрат мой со мной,

Он стал бы умом всему делу главой!

И ты бы при нем жил спокойно, Элик,

И, правя всем миром, блаженства достиг» [1.бейты 3150-3152]

Өткүрмүш отказывается от службы Элику, считая, что служить можно только Всевышнему. Өткүрмүш продолжает вести отшельническую жизнь до самой кончины.

Жусуп Баласагын завершает поэму тем, что оставшиеся в живых Күнтууду и Акдилмиш вели благие дела.

«Цвела вся страна и молился народ,

Хваля времена неизбывных щедрот». [1.Бейт 6424]

То, что Күнтууду и Акдилмиш остались в живых дает основание С.Н.Иванову высказать следующую мысль: «Вряд ли случайны смерти двух из четырех главных героев «Благодатного знания». Умирают Айтолду и Өткүрмүш – символы Счастья и Отрешенности, в живых остаются Күнтууду и Акдилмиш – образы Справедливости и Разума. В этом можно усматривать определенный авторский умысел: автор считает два последних качества наиболее существенными и поэтому вечными; счастье и отрешенность от суетного производны от разума и справедливости и не обладают сами по себе непреложной ценностью». [1.530]

Утверждать, что Счастье и Отрешенность производны от Справедливости и Разума и считать их не обладающими «непреложной ценностью», на мой взгляд, не соответствует авторскому замыслу. Для Жусупа Баласагына, как человека набожного, важен мир иной, божественный, истинный. Жизнь в бренном мире обретает определенный смысл своей устремленностью к миру истинному. Говоря точнее, мирская жизнь – это подготовка к жизни в мире божественном. Подготовка к нему не осуществляется в суете. Отсюда и смерть Өткүрмүша для этого мира, для мира суетного, организованного по иным, нежели в истинном мире основаниям. Продолжая, можем отметить, что и счастье тоже временно, мимолетно для этого мира, в силу того, что в конечном мире для конечного существа не может быть бесконечного, безграничного счастья. Оно (счастье) возможно только в мире истины, бесконечном, беспредельном, божественном.

Теперь если логически выстроить ценностный ряд Жусупа Баласагына отраженный, до конца нерасшифрованный в его «Куттуу билим», то он будет выглядеть следующим образом: первое – это то, что есть два мира: человеческий и божественный; второе – переход из одного мира в другой осуществляется постепенно.

По Жусупу Баласагыну, неистинный, суетный земной мир должен быть организован на основе Разума, чтобы восторжествовала Справедливость. Отсюда ценностью этого мира является Справедливость и Разум. Именно поэтому они сохранились в поэме в отличие от Айтолду и Өткүрмүша.

Суммируя вышеизложенное, еще раз отметим, что для Жусупа Баласагына, как человека набожного, важен мир иной, нежели мир бренный, земной. Но этим Жусуп не умаляет значимость мира бренного для человека. Поэтому мир бренный должен быть упорядочен и эта упорядоченность возможна только тогда, когда в государстве главенствуют Разум и Справедливость. А для человека, избравшего путь божественный, более значимыми становятся Айтолду и Өткүрмүш, т.е. Отрешенность и Счастье. В пользу этого говорит и то, что в конце своей жизни сам автор «Куттуу билим» Жусуп Баласагын избирает путь отшельничества, ведущего к счастью безграничному, божественному [4.].

Поводя итоги, можно сказать, что знание основ мироустройства и построение своего мира в соответствии с ним и управление, своим миром руководствуясь Разумом и Справедливостью, дает возможность кыргызам-кочевникам создать особую форму правления, которую можно назвать Софиократией (Мудрократия). Софиократия, т.е. Мудрократия – это высшая форма демократии. В отличие от демократии, означающей власть народа, Софиократия – это власть мудрости [5.].

В кыргызском обществе правитель для мудрого правления использовал механизмы Мудрократии – советы старейшин-мудрецов, суды аксакалов, курултаи. Выбор или закрепление передачи жезла аскер-башчы (главнокомандующего армией) осуществлял совет мудрецов (аксакалов). К примеру, во время «Великого похода» кыргызов на Бейджин, Манас по собственной инициативе передает пост главнокомандующего армией мудрецу Бакаю, затем батыру Алманбету. Это говорит о том, что у Манаса не было желания узурпировать власть. Это решение он согласует со своими советниками. Такую форму правления можно назвать Софиократией.

Итак, Софиократия, как высшая форма демократии, была основой устройства и управления кыргызского государства.

Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что основа традиционной управленческой культуры кыргызов – это следование установленным культурным основаниям, в которых все имеет свое функциональное место.

Отношение «төр – босого» говорит об отношении старший – младший, руководитель – подчиненный. Босого должен относиться к төру уважительно, учитывая то, что төр – это тот, кто придает направленность развития семьи, рода, народа. В свою очередь тот, кто занял почетное место, должен соответствовать төру и бережно относиться к босого, поскольку босого является основанием төра. Без босого не может быть төра. Без төра не может быть босого в силу того, что каждый о себе может подумать, что он тот, кто может занять это место. При этом он не будет задумываться, достоин ли он этого места или нет, что и произошло на президентских выборах Кыргызской Республики 2011 года, когда артист разговорного жанра (юморист) и другие не совсем соответствующие по образованию и другим специфическим, в том числе нравственным, критериям, люди возомнили о себе как о лицах, достойных президентского кресла.

Итак, следование онтологическим основам своей культуры есть гармонизация своего мира по законам мироздания. А традиционная управленческая культура кыргызов базировалась на нравственных основах. Не следование кыргыза-кочевника онтологическим основам своей культуры порождало только проблемы и конфликты на всех уровнях человеческой жизнедеятельности, в том числе и в управлении, делая его безнравственным.

Если потомки Манаса Великодушного хотят длить свое бытие в мире культур, то они должны знать не только свою историю, онтологические основы своей культуры, государственного управления, базировавшиеся на нравственных основах Софиократии, но и руководствоваться ими для сохранения себя и своей духовности от нивелирующей и разрушающей поступи эпохи глобализации.

Саветбек Мисиркулович Абдрасулов, кандидат философских наук, заведующий кафедрой философии и социально-гуманитарных наук Кыргызской государственной юридической академии

Литература

  1. Юсуф Баласагунский. Благодатное знание. – М., Наука. 1983.
  2. Кыргызская буква “ң” состоит из двух букв “н” и “г”, что дает нам основание записать Теңир как Теңгир. Такое написание слова Теңгир наглядно показывает его сложносоставность состоящего из “Тең” (равный) и “гир”(войти). Они дают нам понимание смысла слова Теңгир означающего “войти равным” Здесь уместно задать вопрос: “Войти равным куда? Войти равным в мир духов предков, в мир Теңгир-Ата. Дополнительно см.: [3].
  3. См.: Урманбетова Ж.К., Абдрасулов С.М. Истоки и тенденции развития кыргызской культуры. – Бишкек: Илим, 2009.
  4. См.: Абдрасулов С.М. Онтология ценностных приоритетов «Куттуубилим» Ж.Баласагына. //Сборник материалов международной конференции «Жусуп Баласагын жана анын идеяларынын азыркы учурдагы орду». – Б.: 2005. – МУ «Ататүрк Алатоо».
  5. См.: Абдрасулов С.М. Дух кыргыза-кочевника. // «Общественный рейтинг». 23 июля 2009; Абдрасулов С.М. Дух кыргыза-кочевника. // Вестник КНУ им. ЖусупаБаласагына. Вып. 4. 2012. с. 42-46.
Стилистика и грамматика авторов сохранена
Добавить статью

Другие статьи автора

11-01-2021
Истоки и проблемы современной кыргызской интеллигенции
11909

22-11-2016
Оправдание философии, или о философах и философии, и не только о них в Международный день философии
6876

23-11-2015
К вопросу прочтения этимологии теонима Тенгри
8302

11-11-2015
История одной поездки
6273

07-04-2015
События 24 марта 2005 года и 7 апреля 2010 года: философский аспект
8771

06-01-2015
Кто или что может сохранить, развить или разрушить не только суверенный Кыргызстан, но и любую другую страну?
10745

11-12-2014
Акбалта баатыр, кодекс чести кыргыза или о миссии Чоң жомокчу (сказителя)
13557

15-09-2014
Опережающий ритм бытия манасчы
8230

11-09-2014
Сакральный смысл игры
6125

26-05-2014
Будущее сакральности и носителя сакральности в современном кыргызском обществе
6518

Еще статьи

Комментарии будут опубликованы после проверки модератором

×