Добавить статью
8:55 18 Июня 2019 Обновлено 14:32 23 Июня 2019

Игры на джайлоо: С помощью таких игр вдохновляли игроков на пение

Читать предыдущую часть

Встать на место (Орунга турмай)

В эту подвижную игру можно играть в любое время года на любом удобном месте и в лунную ночь.

Количество игроков: 15-20 человек.

Место проведения: зеленая лужайка.

Реквизиты: скрученный в веревку платок.

Ход игры. Участники игры образуют двойной круг, обычно юноша и девушка. Два игрока начинают игру. Один бежит по кругу, другой его догоняет. В руке догоняющего скрученный платок. Убегающий не может пройти через круг, он должен бежать только по окружности и, сделав один-два круга, должен незаметно встать перед кем-то. Там, где он встал, второй человек окажется третьим, теперь его очередь бежать, чтобы не получить удар скрученным платком. Если догоняющий игрок достанет, то выбросив платок, начинает убегать.

Человек, получивший удар, поднимает выброшенный платок и догоняет убежавшего, поэтому каждый, чтобы не получить удар, старается быть бдительным и не дать догнать себя. Игра будет продолжена, пока сами игроки ее не остановят.

Правила игры. Нельзя пересекать круг, бить сильно или бить в голову, мешать убегающим и догоняющим.

Воспитательное значение игры. Учит не нарушать установленных правил, быстроте реакции, формирует ловкость, расторопность.

Описано по рассказам жителей Лейлекского района, Баткенская область, Кыргызстан

Жылдырмай (Сдвигайка)

Эту игру по-разному называют в разных местах. Например, где-то ее называют «кетти-кетти» (ушел – ушел), «кетти-кетти корозум» (ушел-ушел мой петух). В нее играют женщины, мужчины и даже малые дети. Игру можно проводить летом на жайлоо или зимой в юрте.

Количество игроков: 15-20 человек.

Место проведения: зеленая лужайка, юрта.

Реквизиты: платок, ожерелье, любая небольшая вещь.

Ход игры. Участники сидят вплотную друг к другу, поджав колени. Игру ведет смелый юноша или девушка. Один из игроков назначается искателем. Если юноша пришел за невестой, то искателем назначался друг жениха, потому что он должен создавать условия, чтобы невеста и жених сидели рядом. Спрятанную под коленями вещь, потихоньку сдвигают, а искатель наблюдает за ее продвижением. Игроки, желая запутать искателя, шутят: «сдвинулся, сдвинулся» и балагурят. Если искатель найдет спрятавшего вещь, то ударяет его платком. Если он правильно нашел, игроки меняются местами.

Во время игры, молодые люди стараются сесть рядом с понравившимися девушкой или юношей и, если вещь продвигается к тому игроку, с которым хотят сидеть рядом, то кричат: «найди, найди». Если искатель, несправедливо наказывая, ударил платком не спрятавшего вещь игрока, то остается в роли искателя. Если искатель ошибается в третий раз, то он должен петь, плясать или сыграть мелодию. Игроки, не имеющие склонность к пению, очень старались найти спрятанную вещь, чтобы не стать посмешищем.

Дополнительные сведения. В некоторых местах, например, в кыргызском айыле Улуу Памир Кыргыз, который находится в долине Ван (Турция), во время игры, если проигравший игрок совсем не умеет петь, то один из игроков кричит в отношении к нему:

- Я купил!

- Что купил?

- Нос.

- Что с ним делаешь?

- Делаю шимек для своего малыша.

Шимек – колыбельная трубочка для стекания мочи. Такими оскорблениями вдохновляли проигравшего научиться петь.

Правила игры. Нельзя остановить вещь с момента ее передачи игрокам. Должно пройти некоторое время.

Воспитательное значение игры. Основная задача игры – вдохновить игроков на пение.

Описано по рассказам жителей айыла Орток Сузакского района Жалал-Абадской области и дополнено по рассказам жителей айыла Улуу Памир в долине Ван, Турция.

Передавать платок (Жоолук жылдырмай)

Есть еще одна схожая по правилам игра, назывется жоолук жылдырмай. Играют, когда трава густая, чтобы сесть можно было, или в юрте зимой. Все вместе садятся в круг и плотно прижимаются друг к другу коленями. Ведущий, обычно парень, передает игрокам платок, завязанный в узелок, и отворачивается. Он должен будет угадать у кого платок. И все начинают передавать его, чтобы запутать, иногда могут стукнуть узелком по чьей-то коленке, чтобы ведущий подумал, что платок там, и бесшумно передать дальше. Если ведущий игры три раза подряд угадывал у кого находится платок, то его заводят внутрь круга. А узелок передается со спины через руки. Самому наблюдательному парню достается платок девушки.

Байкубат кызы Сакен, с. Сопучан, уезд Аксу, СУАР, КНР

Читать продолжение

Стилистика и грамматика авторов сохранена
Добавить статью

Другие статьи автора

12-07-2019
Игры на джайлоо: Томук катмай – играть в эту игру можно было очень долго, иногда более 2 месяцев
986

02-07-2019
Игры на джайлоо: «Битье дубинкой»
1924

07-06-2019
Игры на джайлоо: Такыя саймай – мать девушки, если юноша ей понравился, отвечала «направо», если нет, то «налево»
1326

30-04-2019
Игры на джайлоо: Альчики - что значит «айкур»?
2758

12-04-2019
Обряды кочевья: Легенда о дикобразе, который когда-то был человеком
2134

04-04-2019
Игры на джайлоо: «Убегай от мяча» - кыргызский бейсбол
1983

02-04-2019
Запреты кочевья, связанные с воспитанием детей
3061

28-03-2019
Игры на джайлоо: Отгадывать следы животных учились с детства в играх
1785

27-03-2019
Запреты кочевья: Нельзя было плевать на землю
5057

20-03-2019
Игры на джайлоо: Теке тырмак - перетягивание каната на четвереньках спиной друг к другу
1940

Еще статьи

Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком
X
Для размещения комментария авторизуйтесь

×