Автор: Кулуйпа Акматова
Благополучие белого хлопка (Ак кебез ырыскысы)
Когда провожают девушку замуж, она оставляет в отчем доме кусочек белого хлопка, специально прячет в укромный уголок и шепчет: «Оставайся здесь в родительском гнезде, если будет нужно, я приду за тобой». Это означает, что она не все свое благополучие уносит с собой, а оставляет семье.
Байкубат келини Сакен, 70 лет, с. Сопучан,
уезд Ак-Суу, СУАР, КНР
Девичьи слезы на подоле (Кыздын этек жашы)
Обычай таков, девушка плачет и уходит из дома, тут же у порога ее ждет младший брат, он подставляет сестре подол своей рубашки, вытирает ей слезы. Пусть она хорошо запомнит, что в этом мире есть кому ее слезы вытирать. А младший брат навсегда усвоит, что вдали от дома живет часть семьи, сестра его, которой он должен помогать, защищать, а если надо, то и быть опорой, вытирать слезы. Есть и другая причина, по которой младший брат должен своим подолом вытереть слезы старшей сестры. Сочувствие и сопереживание сохранит между братом и сестрой родственную связь.
Пожелание младенца (Май көтөн)
Этот обряд обычно проводят перед брачной ночью. Родители жениха просят привести одного ребенка до года, обычно из семьи близких родственников, где много детей. Ребенку моют лицо, заводят в юрту для новобрачных, раздевают до нижнего белья. Затем самая старшая женщина берет ребенка на руки и говорит: “Будь ангелом для этой пары, приводи за собой ангелов, пусть твоя попа будет удачливой (май көтөн бол) и за тобой придут много детей в эту семью”. После этого его кладут в постель новобрачных и катают туда-сюда вдоль постели и говорят «проси, проси», на что обычно дети откликаются и издают какие-то звуки. После этого дают невесте подержать малыша и уносят его из юрты. В качестве вознаграждения матери ребенка дают одежду или другие подарки, бывает, дарят овцу и её режут в честь этого малыша.
Объятие теплой требухи (Карын кучактамай)
Когда у беременных начинались боли в животе или была опасность остановки роста плода в лоне матери, кыргызы резали барана. Беременная сидела рядом и женщина-повитуха, приговаривая слова молитвы, вытаскивала баранью требуху, полную его содержимым. Мужчины выходили, а беременной поднимали подол, на голый живот клали теплую, почти горячую требуху, сверху накрывали белой тканью, одевали ее, тепло укутывали овчинной шубой многодетного мужчины. Она должна была сидеть, пока повитуха не закончит молиться. Повитуха молилась о прощении, говорила, что принесли жертву, просила о нерожденном плоде. Мольбами и слезами она просила Умай эне перенести всю нечистую силу из чрева беременной в эту требуху и помочь вырасти малышу, увидеть белый свет. Женщине тоже нужно было, закрыв глаза, молиться о рождении ребенка и просить ангелов спасти его, она обращалась к Матери-Земле с просьбой наполнить ее тело силой, чтобы спасти младенца. Этого малыша потом долго еще будут называть “карын кучак” – рожденный в объятиях требухи барана.
Я сама была свидетельницей того, что “объятие” теплой требухи действительно помогает женщине, если плод внутри чрева перестал развиваться или у нее была угроза выкидыша.
Муканбет кызы Канымкан, с. Кок-Терек,
уезд Текес, СУАР, КНР