Добавить статью
18:38, 18 декабря 2018 4773

Предложения по повышению качества издаваемых учебников в Кыргызстане

В настоящее время общественностью страны много обсуждаются недостатки школьных учебников, выпущенных отдельными издателями.

Мы считаем, что критика обоснованная. Однако недостаточно четкую работу издательств нужно рассматривать в контексте общей сложившейся системы по изданию учебников, в которую, помимо издательств, также входят Министерство образования и науки (МОиН) и Кыргызская академия образования (КАО). Конечный издательский продукт – готовый учебник – у всех на виду и потому сразу привлекает внимание именно к его издателю; с данной точки зрения, издатели являются наиболее заметным и потому наиболее уязвимым звеном цепочки.

Какие-либо санкции в отношении издателей, допустивших нарушения, сами по себе, в отрыве от других мер, не приведут к решению проблемы.

Следует согласиться с тем, что МОиН и КАО также несут свою долю ответственности. МОиН – по причине создания крайне неблагоприятных условий для издания учебников: непонимания специфики работы издательств, не всегда уважительное отношение к разработчикам и издателям книг, постановка нереальных сроков выполнения проектов, что приводит к цейтноту времени и напряжению в работе – следствием является снижение качества. Кроме того, разработанная МОиН система проведения отбора учебников (ведомственное Положение от февраля 2016 года) по существу отпугивает авторов и авторские коллективы, снижает интерес профессионалов, что также приводит в конечном итоге к ухудшению качества.

Что касается КАО, то эта организация не всегда и во всем выполняет возложенные на нее функции, по существу не контролируя в достаточной степени и не проверяя досконально предоставляемые на экспертизу материалы. По сути процесс утверждения представленных разработанных учебников производится в ряде случаев «для галочки».

В результате учебники выпускаются в свет с многочисленными ошибками и недоработками. И справедливо подвергаются критике родителями учащихся.

ЧТО НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ, чтобы изменить сложившуюся систему?

На наш взгляд, существуют программа-минимум и программа-максимум.

В программу-минимум мы бы включили четыре основных шага, часть из которых уже сделана, однако эффект они дадут в своей совокупности.

1. Разработка и утверждение новых предметных стандартов, учебных программ и учебно-методических комплексов.

2. Ведение арендной платы за учебники, выпущенные по новым стандартам.

Данные два шага на сегодняшний день уже реализованы или находятся на стадии реализации. Однако они обязательно должны быть дополнены следующими двумя шагами, чтобы реформирование не затормозилось на полдороги.

3. Отказ от принятой в Кыргызстане в 2015-2017 гг. системы издания учебников, при которой государство в принудительном порядке отчуждает в свою пользу авторское имущественное право на созданный автором/авторским коллективом/издателем учебник. Тем самым снижается стимул для творческой работы авторов/авторских коллективов/издателей, и это прямым образом влияет на конечный продукт.

Данная система первоначально была введена в феврале 2016 года ведомственным документом МОиН «Положение «О порядке проведения отбора учебников и/или учебно-методических комплексов для общеобразовательных организаций, их разработки, утверждения и издания в Кыргызской Республике» (пункт 2.9). Согласно ему, издателю/автору не оставляют выбора: либо он соглашается на передачу прав МОиН, либо его не допускают к участию в тендере на учебники.

Затем эта система была узаконена – 9.03.2018 г. была принята поправка к «Закону об авторском праве и смежных правах», в частности п.33-1, который гласит: «1. Имущественные права на произведение, созданное за счет государственных средств, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, принадлежат Кыргызской Республике, если иное не предусмотрено договором».

Мы считаем, что данная поправка носит дискриминационный характер – она ограничивает в правах создателей учебников, которые не согласны с условиями государства – в лице МОиН, и таким образом вводит государственный диктат на распоряжение продуктами творческой деятельности. Это имеет следствием незаинтересованность многих профессионалов в сотрудничестве с МОиН, и им на смену могут привлекаться лица и организации, более лояльные к жестким условиям государственных чиновников, – даже в том случае, если уровень профессионализма ниже. На смену качественной работе приходит лояльность; на взгляд наших экспертов, это неделовой подход.

Выход из создавшегося положения мы видим в отмене дискриминационной поправки. Изначально данная поправка п.33-1 Закона об авторских правах подразумевала защиту слепых и слабовидящих людей (бенефициарии) и условия выпуска книг для них, но недостаточно четко сформулированный текст позволил автоматически распространить действие поправки и на издание учебников. Если состоится отмена поправки, то слепые и слабовидящие при этом не пострадают, поскольку их права и без поправок к Закону защищены Марракешским договором об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям от 27.06.2013 г., который Кыргызстан подписал и ратифицировал (по сути п. 33-1 дублирует положения Марракешского договора).

Однако после отмены поправки 33-1 к Закону об авторских правах произойдет возврат к прежнему порядку выпуска учебников: МОиН больше не будет правообладателем, а все права останутся по-прежнему у автора/авторского коллектива/издателя. И работа по отбору и изданию учебников будет осуществляться в рамках ГЧП, т.е. государственно-частного партнерства: государство заказывает, частные издательства выполняют заказ на принципах соревновательности; они же остаются владельцами авторского имущественного права, и в этом реализуется их творческий и коммерческий интерес. Что же касается МОиН, то министерство, уважая чужие права, принимает готовый учебник и ставит на нем гриф «Допущено в качестве учебного пособия».

По такой схеме работают практически во всех странах мира, включая Россию и другие государства СНГ. По такой же схеме работал и Кыргызстан до 2015-2017 годов.

И последний, 4-ый шаг. Он предусматривает создание работающей, эффективной системы выпуска электронных учебников в Кыргызстане. В настоящее время электронных учебников в полном смысле этого слова (позволяющие работать в интерактивном режиме) в стране нет. Вместо них в интернете на сайте lib.kg размещены простые сканы выпущенных книг – права на которые были отчуждены у авторов/авторских коллективов/издателей в пользу государства в лице МОиН. Такие «электронные» учебники имеют статус СС, т.е. Creative Commons (разрешение делать что угодно с произведением, в т.ч. третьим лицам – использовать в коммерческих целях).

Однако общемировая практика решает вопрос с учебной литературой по-другому. В частности, электронные учебники размещаются не на бесплатном государственном сайте, а на сайтах издательств, выпустивших книги, со взиманием символической платы за скачивание. При большом числе скачиваний – если учебник реально ценится школами, учителями и учениками – образуется гонорарный фонд, из которого выплачивается роялти (последующее вознаграждение) авторам. При малом числе скачиваний или их отсутствии – учебник признается неудачным, не выдержавшим проверку временем. Таким образом, в образовательном процессе происходит естественное улучшение качества учебной литературы.

До настоящего времени подобная схема ни разу не обсуждалась МОиН с авторами/авторскими коллективами/издателями. Не было проведено ни единой встречи, ни одного семинара.

В случае выполнения шага 3 данной программы-минимум (отмена дискриминационной поправки) шаг 4 станет возможным и реальным. Он стимулирует создателей учебников и позволит покончить с практикой широкого распространения в Кыргызстане контрафактных книг, которая в настоящее время подкармливает «теневой рынок».

И наконец, программа-максимум, о которой говорилось в начале письма. Она может быть воплощена в жизнь после реализации программы-минимум из четырех шагов. Подразумевает разработку общегосударственного правового документа (а не ведомственного, в рамках отдельного госучреждения МОиН), который бы законодательно регламентировал весь процесс выпуска учебников: устанавливал порядок и сроки, принципы закупки и поставки, орган, способный осуществлять мониторинг и контроль, в т.ч. за МОиН, а также сделал бы весь процесс «прозрачным» для общественности.

Будем рады обсудить данные предложения с заинтересованными организациями.

Олег Бондаренко
Исполнительный директор
Ассоциации издателей и книгораспространителей

Стилистика и грамматика авторов сохранена
Добавить статью

Другие статьи автора

20-08-2022
Начало. К годовщине смерти Тилека Мураталиева
9772

04-04-2022
Злая сказка с добрым концом
4025

25-02-2022
Грингизм как новая реальность
3662

19-08-2021
Тилек Мураталиев: Человек эпохи
5838

12-01-2021
Что я думаю о США
5962

29-05-2019
Реформа в области издания учебников под угрозой срыва
3889

07-05-2019
День победы над собой
3354

11-01-2019
Новая военная политика России заявлена с привлечением специалиста из Кыргызстана...
3283

Еще статьи

Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×