Добавить статью
6:33, 10 мая 2012 12852

Близкий и загадочно-далекий Пакистан

Ровно 20 лет назад, 10 мая 1992 года между Кыргызстаном и Исламской Республикой Пакистан (ИРП) было подписано Соглашение об установлении дипломатических отношений. Значимость данного международно-договорного документа становится более понятным, если напомнить, что в недалеком прошлом Кыргызстан и Пакистан находились по разные стороны баррикады и вращались на разных геополитических орбитах, сначала Российской и Британской империй, затем двух противоборствующих мировых общественно-политических систем.

По прошествии 20 лет, и Кыргызстан, и Пакистан, продолжают сохранять сдержанность в отношениях и не спешат кидаться с распростертыми руками в объятия друг-друга. Здесь причины кроются не только в инерции мышления времен «холодной войны», но и в сложных внутренних общественно-политические процессах, переживаемых каждым государством. Еще один нюанс: всякое упоминание о Пакистане ассоциируется в нашем обществе с чем-то опасным и нестабильным.

Тем, не менее, наступившая эпоха глобализации и эра господства всемирной информационной интернет-паутины видоизменяют все человеческое сообщество: взламываются стереотипы мышления, страны стремительно закручиваются в одну геополитическую моноспираль, государственные границы становятся, всего лишь, географическими условностями и, не далек тот день, когда все народы земли, по пророчеству великого Чынгыза Айтматова, будут ощущать себя, плывущими в одной лодке.

Настало подходящее время обратить более пристальный взор на Пакистан – ближайшую соседнюю страну, которая остается для нас, кыргыстанцев, все еще – загадочным дальним зарубежьем.

Современный 180 - миллионный Пакистан – крупнейшая мусульманская держава, превосходящая по населению все арабские страны, вместе взятые. Вооруженные Силы ИРП (7-я армия мира) как по численности, так и по боеспособности несопоставимы с армией любого исламского государства. Высокий мобилизационный ресурс Пакистана не может не впечатлять: в постоянной готовности находится один миллион вооруженных резервистов, а в течение одной недели «под ружье» может быть поставлен еще один миллион ополченцев. При наступлении «особого периода» численность пакистанской армии в кратчайшие сроки может быть доведена до 3-х миллионов военнослужащих.

Нельзя забывать и о том, что Исламская Республика Пакистан - единственная мусульманской страна, обладающей ядерным оружием, что является весомым аргументом в международных делах и, безусловно, обеспечивает Пакистану позицию геополитического игрока не только регионального, но и мирового масштаба. Подтверждением этому, служит и тот факт, что Пакистан в очередной, 7-ой раз, допущен за «главный стол» международных переговоров (на 66 сессии ГА ООН осенью 2011года, ИРП вновь избрана Непостоянным членом Совета безопасности. Для подавляющего большинства развивающихся стран, такая возможность, в лучшем случае, выпадает раз в 40 -50 лет).

Пакистан является одним из ключевых региональных игроков современной мировой геополитики и от его политического поведения во многом зависит стабильность и безопасность всего Южноазиатского и Центральноазиатского регионов, в том числе и безопасность Кыргызстана.

Роль и место Пакистана в геополитическом раскладе сил предопределено его географическим местоположением на стыке Среднего Востока и Южной Азии, исламской и буддийской цивилизаций. Сведущие международные эксперты единодушны во мнении, что ключи от Афганистана – головной боли всего человечества, находятся в Пакистане и ни один режим не сможет взойти на престол в Кабуле, не будь на то, воля Исламабада.

Понятное дело, что игнорировать такого мусульманского гиганта – никак нельзя. В Исламабаде аккредитовали свои посольства все, без исключения, мусульманские государства (включая, непризнанные Палестину и Турецкую Республику Северный Кипр). Дипкорпус в Пакистане широко представлен государствами Евросоюза, Юго-Восточной Азии, Африки. Географически отдаленные - Австралия, Куба, Аргентина, Бразилия, также сочли благоразумным аккредитовать свои диппредставительства в этой ключевой исламской стране.

После долгих раздумий на открытие своего посольства Кыргызской Республики в Исламской Республике Пакистан наконец-то решился и официальный Бишкек. Произошло это знаменательное событие в 2007 году, во времена президентства К.Бакиева. Первым Чрезвычайным и Полномочным Послом Кыргызской Республики в Пакистане стал Нурлан Айтмурзаев, вторым – Бектур Асанов, третьим, в 2010 году - ваш покорный слуга. За три года своего дипломатического присутствия в Пакистане, Кыргызстан умудрился сменить трех послов. Ну, как тут не вспомнить один курьезный случай: накануне вручения Верительных грамот президенту Пакистана Асифу Али Зардари, пакистанский МИД «прогонял» генеральную репетицию с послами Австрии, Бутана, Исландии, Кубы, Кыргызстана и Европейского Союза. Музыканты, по всей видимости, находились в цейтноте и не успевали достигнуть оркестровой слаженности: басы не ладили с альтами, одним словом духовой оркестр не играл, а вымучивал незнакомые иностранные мелодии. И только лишь государственный гимн Кыргызской Республики музыканты исполнили безукоризненно, на одном дыхании, как говорится «без сучка и задоринки», чем вызвали немалое удивление и оживление у всех присутствующих. Озадаченные, слегка обескураженные послы подходили ко мне и, пожимая руку, приговаривали, не скрывая при этом чувства зависти: ваш гимн сыграли отлично. Эх, сыграли отлично.., и невдомек, им, послам, что для президентского оркестра кыргызский гимн - почти родная песня. Играют – чаще некуда. Нет, я, конечно, совсем не против того, что меня назначили послом. Это, просто, здорово, но только для меня лично. Для государства же, частая рокировка послов – верх нерачительности. У стабильных стран и отношения - завидно стабильные. Китай держал своего посла в ИРП 23 года! А туркменский посол Сапар Бердыниязов несет вахту на своем боевом посту, уже, семнадцатый год. И дело тут, не в том, что некем их было заменить, а в бесценных наработанных связях, личностных отношениях с каждым министром, сенатором, в конце-концов, в оперативном чутье на результат, который вырабатывается за долгие годы. Посол, это все равно, что акустик на подводной лодке, который на слух ощупывает каждую иностранную подлодку и по шуму винтов, по почерку, по повадкам, по множеству различных нюансов, может безошибочно определить куда держит путь американская – «Лос Анжелес» или поплыла «Огайо».

Экономика Пакистана сильно хромает и слабость государства, как это не парадоксально звучит, кроется в его военной силе. Милитаризованное государство не может развиваться гармонично. Длительное противостояние с Индией и бесконечная гонка вооружений с этим вторым по величине азиатским гигантом, истощает ресурсы страны. Внимание Пакистана отвлечено на два фронта: спереди –многократно сильная и миллиардная Индия, сзади- рыхлый, бесформенный и ненадежный тыл – Афганистан. Паническая боязнь Индии, толкает Пакистан в объятия Китая, который, в свою очередь, не может не знать, что за спиной Индии притаились Соединенные Штаты. В последнее время наметилось резкое сближение позиций Пакистана с Россией, которую мы, кыргызы, считаем своим самым главным стратегическим партнером.

Независимо от сложных процессов и внутренних неурядиц, имеющих место быть в наших странах, Кыргызстану придется выстраивать отношения с Пакистаном. Наши пути никогда не пересекались, у нас нет территориальных споров, взаимных обязательств, политических трений и разногласий. Кыргызстан ничего не должен Пакистану, равно как и Пакистан ничего нам не должен. Наши отношения абсолютно чистые, но это не значит, что нам придется строить отношения на ровном месте и писать историю двусторонних отношений с чистого листа.

Если заглянуть вглубь истории, то можно обнаруживаются общие корни. Приведу только один исторический штрих, но, который расскажет о многом. Выдающийся политический и государственный деятель середины второго тысячелетия - султан Бабур, обосновавший на завоеванных землях Индостана великую империю и обративший местное население в исламскую веру, родился и вырос на ошской земле. Наш прославленный земляк привнес в традиции и обычаи пенджабцев, пуштунов, синдов и белуджей элементы тюркской культуры и всей кочевой цивилизации. Язык урду, на котором говорят упомянутые народы Пакистан, впитал в себя свыше 5000 тюркских слов.

В более ближнее время, в двадцатых годах прошлого века, часть южных кыргызов, переселилась в северные районы Пакистана, который стал для них второй родиной. Наши соплеменники практически не говорят на родном, кыргызском языке, утрачивают традиции и обычаи. А в последнее, новейшее время, многие наши девушки повыходили замуж за пакистанских парней и навечно связали свою женскую долю и судьбу с этой страной. По-разному у них сложилась судьба, но об этом подробнее в следующей публикации.

 

 

Стилистика и грамматика авторов сохранена
Добавить статью
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×