Добавить статью
10:41 1 Августа 2018 Обновлено 18:21 1 Августа 2018

Кыргызский этнос был сформирован в эпоху Кыргызского Великодержавия, а история казахского народа начинается с Чингизхана

В ХIV веке, в период войн между империей Тимура (1336-1405 гг.) и Токтамыш ханом, интересующий нас регион входил в состав владений и театр военных действий Золотой Орды и его союзников Анга Торе, Салучи-Булгачи и кыргызов. Амир Тимур планировал захватить Моголистан и сделать его плацдармом для нападения на Золотую Орду. Токтамыш хан, хорошо зная замыслы противника, стал поддерживать князей Моголистана Анга Торе и эмира дуглатов Камар ад-Дина, натравливая их против своего врага Амира Тимура. В это время кыргызы активно включились в дворцовые интриги между царевичами – чингизидами с одной стороны, в борьбу между Золотой Ордой и империей Тимура с другой.

В связи с вышеизложенным мы считаем, что «Маджму ат-Таварих» С.Ахсикенди представлял, прежде всего, политический заказ кыргызской политической элиты XVI века, которая в то время решила испытать свое счастье и побороться за власть на Тянь-Шане (Моголистане) и Средней Азии. Неслучайно, в исторических источниках рассказывалось о предводителях кыргызов и казахов Мухаммеде Кыргызе и Тагир хане, которые носили мусульманские имена и имели союз против чингизидов Моголистана. В интересующее нас время, по данным исторических источников, кыргызы превратились в ведущий этнос в Моголистане. Кыргызы смогли образовать сравнительно небольшое ханство и провозгласить своего хана с тронным именем Мухаммед Кыргыз, что давало ему право на власть не только на Тянь-Шань, но и на всю Среднюю Азию. Источники сообщают, что Мухаммед Кыргыз пытался захватить города и Ташкент, Туркестан и Сайрам [47.-С. 444.].

В целом можно подчеркнуть, что в «Маджму ат-Таварихе», хотя и в эпической форме, но отражены наиболее яркие события, произошедшие в связи со смертью Тоглук Тимура, когда его преемник Ильяс Ходжа, из-за своей слабости, не смог взять под контроль крупные кланы и племена, главным образом дуглатов, канглы, кыргызов, кыпчаков и других. После смерти Тоглук Тимура в Моголистане и Мавереннахре сталкиваются интересы Амира Тимура, Токтамыш хана, могольских князей Камар ад-Дина, Анга Торе и кыргызов. Политическая ситуация усугубляется после убийства преемника хана Ильяс Ходжи вместе со всем его семейством со стороны эмира дуглатов Камар ад-Дина.

С тех пор Моголистан был втянут в долгую не прекращающуюся борьбу между различными политическими группировками за господство в регионе. В борьбе за власть в регионе важную роль сыграл религиозный фактор. После объявления Тоглук Тимуром, пришедшего к власти 1348 году и объявления ислама государственной религией в 1354 году, открылись новые возможности для усиления своей власти чингизидам, отныне претендовавшим на власть в Мавереннахре и во всей Средней Азии. Кочевая знать получила новые возможности для политической борьбы и обогащения.

В связи с этим, сразу после смерти Тоглук Тимура, а затем и его преемника Ильяс Ходжа, в Моголистане и Мавереннахре сталкнулись интересы в борьбе за власть между раздичными политическими группировками улусами и союзами племен. Новыми хозяевами данного региона не прочь были стать дуглатский эмир Камар ад-Дин, могольский князь Анга Торе и кыргызы. И между первым и вторыми развернулась жесткая борьба за власть и лидерство в регионе. Одним из главных претендентов на трон был князь дуглатов Камар ад-Дин, уничтоживший царствующий род чингизидов.

В версии эпоса «Манас» С.Ахсикенди как раз описывались события тех времен, жестокое противоборство и борьба Токтамыш хана и его союзников – Манаса, Анга Торе, Салучи-Булгачи с Ильяс Кожо (сын владыки Моголистана Тоглук Тимура) и могольским князем Камар ад-Дином и за власть в Моголистане [16.-С. 46-83.]. Сюжеты, посвященные этим событиям, прежде всего, говорят о том, что Анга Торе и кыргызы были против захвата и установления личной власти Камар ад-Дином в Моголистане. Поэтому Анга Торе и кыргызы выступали против Камар ад-Дина, не давая ему усилиться и установить полный контроль над Моголистаном.

Следовательно, в результате сложившегося политического кризиса в Моголистане, активизировались кыргызы, закрепившиеся в Центральном Тянь-Шане. Кыргызы превратили в свой политический центр долину реки Талас, где, согласно «Манасу» С.Ахсикенди, находилась ставка их предводителя Манаса. Однако, одной из главных целей и задач книги С.Ахсикенди являлось обеспечение безупречной генеалогии предводителю кыргызов Мухаммед Кыргызу, сделавшему в то время политическую заявку, претендуя на власть в Моголистане и Средней Азии.

Исторические источники сообщают об очередном этапе активности кыргызов в Моголистане в эпоху правления Вейсхана и его потомков в XV-XVI века. Походы Тимура и усиление на востоке ойратских племен заставили могольские роды забыть все обиды и снова объединиться под единоначалием хана. В ХV веке на могольский трон вступил Вейс хан.

В эпоху правления Вейс хана кыргызы были признаны как одна из могущественных политических сил в Моголистане. Правители отдельных кыргызских кланов вошли в близкое окружение хана. Например, кыпчаков, кушчи и др. Брачующими родами были признаны моголы и кыпчаки. Тем самым, Вейс хан и его преемники усиливали свои позиции среди тюркских племен, устанавливая родственные связи, заключив брачные узы между двумя домами. Вейс хан имел двух сыновей. От моголки – Эсенбука, а от кыпчачки – Юнус хана. Д.Сапаралиев пишет, что Вейс хан был женат на дочери или внучке Сары Буги, правителя области Кыпчак [155.].

Признание Вейс ханом кыргызов как одной из основных политических сил, была вынужденной мерой, поскольку в то время стране угрожала внешняя опасность со стороны Ойратской державы. Однако это усложнило ситуацию в стране, когда вопрос коснулся престолонаследия после смерти Вейс хана. Могольские кланы желали видеть на отцовском троне Эсенбука хана, сына Вейс хана от моголки, а тюркские кочевники Юнус хана, от кыпчачки. В период политических интриг Юнус хана поддерживали тюркские роды – кыргызские племена – булгачи, кыпчаки, баарины, кончи (сагарачи), кушчи и другие. На стороне Юнус хана были тюркские племена не только со стороны родственников по материнской линии, но и по линии родственников жены царевича. Юнус хан был женат на дочери знатного бека из племени сагарачи (или кончи) Шер Коджо – Исан Даулет ханум. Ее братья Али Дос Тагай и Мир Кыяз Тагай служили при дворе тимуридов. Не исключено, что племя сагарачи (кончи) имело родственеы связи или предком кыргызского племени мундуз, которое в своем родоплеменном составе имело подразделения кончи-мундуз и айбаш мундуз.

Однако, Эсенбука в целях усиления своего влияния на тюркские племена разрешил переселиться казахским князьям – Жаныбек султану и Гирею – в долину реки Талас в Моголистан, которые были вынуждены возратиться в свои прежние места обитания после смерти хана.

В межклановой борьбе выиграла могольская партия. Племена проигравшей стороны после объявления Эсенбука ханом, вынуждены были покинуть страну, боясь возмездия новоиспеченного хана. Многие племена были вынуждены мигрировать на север, в том числе и кыргызы. Каждое племя спасалось самостоятельно, по племенной близости. По сообщению М.Хайдара, племена чорасов и бааринов ушли к калмакам, сыну Эсен тайши – Амасанджи тайше, а калуджи и булгаджи – к Абул-Хайр хану. Согласно сведениям китайского источника «Си юй чжи», в это время кыргызы ушли на север, примерно в районы южных предгорий монгольского Алтая [76. - C. 63.].

Следует отметить, что обнаруживаются этнополитические и этногенетические связи кыргызов с улусом Тайбуга. Вполне возможно, что эти отношения могли иметь место еще до покорения улуса Тайбуга Абул-Хайр ханом, что стало причиной миграции тяньшаньских кыргызов и моголов в данное княжество. Этнографические материалы подтверждают связь кыргызских племен с Абул-Хайр ханом и племенами его улуса. В одном из вариантов предания кыргызское племя кара чоро связывало свое происхождение с самим Абул-Хайр ханом. В улусе Тайбуга аристократическим родом считался род аялы, о чем говорили выше [6. - C. 260-272.]. Выше мы писали о том, что ряд кыргызских племен имели названия связанные с термином «ай» («луна»). Например, айбаш мундуз, ай тамга солто, ай тамга доолос, ай тамга нойгут и т.д. Ряд топонимических данных тоже подтверждают связь кыргызов с данным улусом.

Однако, сторона Юнус хана, проигравшая борьбу за трон, беки Иразан Барин и Мирак Туркман с 30 000 могольских семейств бежали с малолетним царевичем в Самарканд к тимуриду Улугбеку. Юнус хана отправили на воспитание к его отцу Шахруху в Герат. Шахрух воспитывал его 12 лет, дав ему хорошее образование.

В 1456 году тимурид Абу Саид отправил Юнус хана во главе войска воевать с Эсенбукой. Юнус хану удалось овладеть западным Моголистаном. Центр его владения сначала находился в Кашгаре, а затем в Яркенде. После смерти Эсенбука хана, в 1462 году на трон был возведен Юнус хан.

Поддержка тимуридов помогала Юнус хану вовлечь на свою сторону большинство моголов и тюркских племен Тянь-Шаня и Алтая. Это также способствовало возвращению беглых племен кыргызов, кыпчаков, баринов, булгачи и других с севера на Тянь-Шань. Кыргызы оставались верными союзниками Юнус хана и продолжали поддерживать его в борьбе за власть против Эсенбука.

Таким образом, с помощью тимуридов и тюркских племен – кыргызов, кыпчаков, бахринов и других – Юнус хан возвратился в Моголистан.

Кыргызы в целях дальнейшего укрепления своих позиций и отстаивания своих интересов в регионе в новой разразившейся между Моголистаном и ойратами войне решили воевать на стороне первых. Очевидно, что в войнах между моголистанским Юнус ханом и ойратским Аши-Тэмуром в 1470-1471 годах первый привлек на свою сторону кыргызов, которые также стремились защитить свои земли в Восточном Туркестане и не пустить ойратов на Тянь-Шань.

В 1484 году кыргызы, поддержав сына Юнус хана Ахмеда, провозгласили его своим ханом, по традиции подняв на белом войлоке. Ему удалось в двух основных сражениях дать достойный отпор врагу и остановить продвижение калмаков в западном направлении. Ойраты вынуждены были отступить в Степь. Впоследствии Ахмед хан за свою особую жестокость был прозван ойратами Алача ханом (букв. кровопийца).

В начале ХVI века кыргызы во главе со своим предводителем Мухаммед Кыргызом стали претендовать на политическое первенство в Моголистане. Кыргызы, ведя активную политику по ликвидации гегемонии моголов в регионе, стали открыто притеснять последних. После смерти Ахмед хана в 1504 или 1505 году в стране разразился политический кризис, способствовавший вмешательству других заинтересованных политических сил. На трон, вместо умершего Ахмед хана, сел его старший сын Султан Мансур. Однако его младшие братья – Султан Халил и Султан Саид – не желали прихода к власти Мансур хана. В результате вспыхнула междоусобная борьба за власть между сыновьями Ахмед хана. Султан Саид хана и Султан Халила поддержали кыргызы. Султан Халил был провозглашен ханом кыргызов.

В 1508 году Мансур хану удалось разбить силы своих братьев в местности Чарын Чулак в Илийской долине, побудив их к бегству. Однако хан Мансур не смог удержаться в Центральном Тянь-Шане. Он был вынужден отступить из-за действий отрядов другого могольского князя Абубакира, который контролировал северные районы Моголистана и использовал силы кыргызских племен в войне. Видя в кыргызах зачинателей всех смут и беспорядков в стране, Мансур хан увел последних с собой в Чалыш (Карашар), значительная часть их впоследствии была истреблена. В Моголистан вернулись лишь те, которые смогли спастись бегством.

Султан Халил и Султан Саид, проигравшие решающее сражение, вынуждены были бежать из страны. Султан Халил бежал в Фергану, где всем семейством был утоплен местными князьями в Сырдарье, а Султан Саид бежал в леса вблизи Нарына. Затем, переодевшись в одежду дервиша, ушел к своему двоюродному брату Султану Бабуру в Афганистан.

Как нам кажется, Султан Саид бежал в земли своих союзников – кыргызов, которые в то время, по сообщению Ибн Вали, жили в районах одноименной реки Кыргыз. По утверждению отдельных ученых, река Кыргыз Ибн Вали соответствует реке Нарын. Отсюда он с помощью кыргызов смог благополучно перебраться к Султану Бабуру.

В 1508 году, воспользовавшись очередным политическим кризисом в стране, кыргызы провозгласили своим ханом Мухаммед Кыргыза, подняв его на белом войлоке. Кыргызы сформировали свое ханство во главе с Мухаммед Кыргызом. Ставка новоиспеченного хана находилась в нынешнем селе Барскоон на Иссык-Куле.

Однако на этом проблема власти в стране не решилась. В 1510 году с вовлечением в династийную борьбу Султана Бабура, следившего из Кабула за развитием событий в Моголистане, междоусобица в стране усилилась. Поддерживая Султан Саида, скрывавшегося до этого в Кабуле, Бабур стремился укрепить свои позиции в Моголистане с тем, чтобы заручиться поддержкой с тыла в предстоящем походе на Индию и coздании там государства Великих Моголов.

В 1510 году с помощью Бабура Султану Саиду удалось овладеть городом Андижан. Благодаря поддержке Бабура, Саид хан добился признания большинства могольских, кыргызских и других племен. Сразу же после занятия Султаном Саидом Андижана недовольные правлением Абубакира дуглатские знатные князья и могольские эмиры – Сейит Мухаммед (родной брат Абубакира), Махмут султан, Бекчик мырза и Пишкек мырза – ушли к Саид Султану в Андижан.

Вскоре о своей поддержке Султана Саида заявил предводитель тянь-шаньских кыргызов Мухаммед-Кыргыз. В то время кыргызы делились на два объединения – кыргыз (северные) и бурут (южные). Первые жили в Центральном Тянь-Шане. Ставка их предводителя Мухаммед-Кыргыза находилась в районе нынешнего села Барскоон на Иссык-Куле. Вторые кочевали в районе Хами. Ставка предводителя южных кыргызов – Бу-лювана (правителя бурутов) находилась к северу от Хами в местности Басыко (Барскуль) [28.- C.20-21.].

Кыргызы в данный период в количественном отношении представляли довольно многочисленный народ. По подсчетам китайских историографов, они насчитывали более 100 тысяч человек. Племя сяолету (солто), управляемое вождем Ибрагим-онганом, насчитывало 7 тысяч человек. Солтинцы обитали в районах Басыко (Барскуль). Племя Бек-Арслана (Цзяцзясылана) емекэли (дикие меркиты) насчитывало около 50 тысяч человек, кочевавших в окрестностях Хами. Здесь же, в горных районах Восточного Притяньшанья – Хами, Барскуля и других, жили племена кэшиту (кушчу), челикэ (черики), сяоши (саяки) [28.- C.20-21.] и др.

По распоряжению Султан Саида предводитель кыргызов Мухаммед Кыргыз был отправлен в страну Яркенд, где последнему удалось узнать, что Абубакир не в состоянии собрать достаточное количество войска для отражения нападения хана.

Осенью 1514 года Султан Саид хан, опираясь на объединенные силы кыргызов, могольских князей и эмиров, без боя овладел Кашгаром, Янги Хисаром, Яркендом и другими городами. В результате этого в Восточном Туркестане было сформировано Яркендское государство (или государство Саид Султана), в котором кыргызским предводителям был предоставлен ряд мест, что значительно укрепило их позиции в этом регионе.

Особой чести был удостоен Мухаммед Кыргыз, оказавший большую услугу хану в борьбе с Абубакиром. Саид Султан поставил его во главе своего народа. Одарил «поясом для сабли, золотыми сосудами и серебряными чашками и прочими ценными подарками за его многообразные труды и старания».

Получив весть о взятии Кашгара и создании Яркендского государства, к Султан Саиду от Бабура ушел главный его советник Али Дост Тагай, который всю жизнь был верным придворным вельможей у тимуридов и возглавлял правое крыло войска султана.

В 1516 году в Арбате (Восточный Туркестан) состоялось свидание Мансур хана и Султан Саида, завершившееся примирением противоборствующих сторон. Восточный Туркестан был разделен между могольскими царевичами. Мансур хану достались Турфан и Карашар, и он был признан верховным правителем Восточного Туркестана. Эмиль Ходжа получил Уч-Турфан и Аксу, третий – Бабачак Султан Бай и Кучу.

Правитель кыргызов Мухаммед-Кыргыз всегда пытался вести самостоятельную политику, что вызывало недоверие центральной власти. Однако авторитет и слава кыргызского правителя росли с каждым днем. В 1517 году Мухаммед Кыргыз совершил набеги на города Сайрам, Ташкент, Туркестан. Клин между Султан Саидом и Мухаммед Кыргызом был вбит после того, как предводитель кыргызов пощадил и отпустил попавшего к нему в плен правителя Туркестана узбекского царевича Абдуллу, сына Кучкунчу, причем он был отпущен с почестями.

Это насторожило Султан Саида, подозревавшего своего недавнего союзника в измене, а именно в том, что правитель кыргызов мог вступить в тайный союз с шейбанидами против хана. В том же 1517 году сам Саид хан выступил против Мухаммед Кыргыза. Войска хана моголов, незаметно подкравшись к ставке правителя кыргызов в Барскооне (на Иссык-Куле), внезапно напали. Мухаммед Кыргыз был схвачен и доставлен к Саид хану. Однако хан не смог подвергнуть смерти правителя кыргызов, имевшего большой авторитет и поддержку среди соплеменников. Он был лишь строго предупрежден. «Тебя по обычному праву кочевников (тура) и по правилу следовало бы предать смерти. Но я великодушно прощаю тебя», - довольствовался хан. По велению Султан Саида Мухаммед Кыргыз был заточен в оковы и отдан под охрану Улусбегу Сеид Мухаммеду.

Однако арест Мухаммед Кыргыза не принес желаемого результата хану моголов. Зимой того же года он был вынужден покинуть Центральный Тянь-Шань.

В 1521 году Султан Саид хан решил окончательно подчинить себе кыргызов. Во главе войска, отправляемого к кыргызам, стоял Рашид (кыргызы звали его Иреше хан) – тринадцатилетний сын хана. С ним вместе был отправлен Мухаммед Кыргыз, освобожденный из заточения с целью вызвать снисхождение у кыргызов и подчинить их власти хана. Ставка молодого царевича расположилась в Кочкорской долине.

Мухаммед Кыргызу удалось собрать вокруг себя большинство кыргызских племен и услить свое влияние в Моголистане. Численность его войска росла довольно быстро и, главным образом, за счет местных кыргызских, казахских и других тюркских племен. Даже ежегодное посещение Султан Саидом ставки молодого царевича в Кочкорской долине не могло помешать усилению позиций кыргызов в регионе.

В конце концов, убедившись в силе и могуществе кыргызского правителя, Рашид Султан был вынужден покинуть Моголистан и возвратиться в Кашгар.

В 1524 году Султан Саид хан зимовал в Кочкорской долине. Здесь он узнал об усилении позиции и роста авторитета Мухаммед Кыргыза среди кыргызских племен. Ему также стало известно о встрече Мухаммед Кыргыза с казахским султаном Тагиром. Возвращаясь в Кашгар, Султан Саид снова распорядился арестовать правителя кыргызов. На этот раз Мухаммед Кыргыза подозревали в союзничестве с правителем казахов Тагир ханом против ханской власти. Мухаммед Хайдар по этому поводу писал: «Его неповиновение стало явным, потому что (он) начал искать поддержки у казахов. По этой причине Мухаммед Кыргыз оставался в заключении и был освобожден из заточения лишь после смерти хана».

Однако, как полагают, несмотря на аресты, Мухаммед Кыргыз до конца своей жизни правил кыргызским ханством. При нем окончательно сформировалась этнополитическая структура кыргызов – он (правое крыло) канат, сол (левое крыло) канат, ичкилик (внутренние), которая фактически означала государственное устройство народа.

Следует отметить, что события, связанные со встречей Мухаммед Кыргыза с Тагир (Таир) султаном, остались в народной памяти кыргызов и казахов. История с Тагир ханом вошла в родословную кыргызов, где говорилось о беглых потомках (Коко и Тагир) Кылыч хана из рода тору кыпчак, скрывавшихся у Тагай бия. Далее рассказывается о том, как Тагай бий назвал сына Коко и Наал эже Монуулдуром (Монолдором), а приемный сын Наал эже был неречен Чериком [15. - C. 126.]. От них пошли племена монолдор и черик. Черик был знаменоносцем Тагай бия [15. - C. 80-85.].

Однако, если верить казахским генеалогическим преданиям, черики (шерики), мигрировавшие с востока на запад, по пути в Арке, в землях древней области Каркырахан, вовлекая в свое движение кыпчаков, достигли Тянь-Шаня. Здесь они вошли в состав государства Хайду, а после участвовали в формировании Моголистана. Черики и кыпчаки создали свой улус в данном регионе. Здесь кыпчаки были признаны брачующим родом с правящим кланом чингизидов Моголистана.

Следовательно, Мухаммед Кыргыз с помощью Тагир султана сумел перетянуть на свою сторону и объединиться с кыпчаками Тянь-Шаня, считавшимися брачующим кланом с Домом чингизидов в Моголистане. В родословной кыргызов кыпчакам предоставили право и статус брачующего рода с аристократическим кланом Тагай бия, а Черику предопределили статус приемного сына Наал эже. Очевидно, именно эти процессы были отражены в родословной кыргызов, где говориться о женитьбе Коко и сестры Наал эже, а также об их сыне Монуулдуре (Монолдоре).

Видимо, Мухаммед Кыргыз прибегал к подобному приему по двум причинам. Во-первых, тем самым, он пытался указать на их родство с кыпчаками, являвшимися брачующим родом правящей династии чингизидов Моголистана. Во-вторых, это делалось специально для того, чтобы кыпчаки не имели каких-либо претензий на власть.

Следовательно, из всего вышеизложенного можно заключить, что, во-первых, сочинение «Маджму ат-Таварих» является одним из ценных трудов по истории кыргызов и Кыргызстана в средние века. Во-вторых, все исторические источники и генеалогические предания говорят о тождестве Мухаммед Кыргыза и Тагай бия, упоминавшегося как родоначальник кыргызских племен правого крыла в родословной кыргызов, записанных С.Ахсикенди. В-третьих, «Маджму ат-Таварих» С.Ахсикенди посвящено истории тяньшаньских кыргызов, проживавших компактно в трех областях, в Или-Таласской долинах, в Восточном Казахстане и Западной Монголии, и их консолидации в XIV веке вокруг Анга Торе и улуса чериков, а в XVI в. вокруг Мухаммед Кыргыза на Тянь-Шане.

Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать вывод:

1. Тяньшаньские кыргызы в своем развитии имели важный этап, связанный с историей енисейских кыргызов, которые оставили неповторимый след в истории Центральной Азии. В VI-VIII века они успели создать Кыргызский каганат на Енисее. В VIII веке Кыргызское государство возглавлялось Барсбек каганом. В данный период кыргызы формировались как этнос и стали постепенно включать в свой состав соседние племена, расширяя свое владение. 840 году кыргызы разбили Уйгурский каганат на Орхоне и установили свое господство над Центральной Азией. В этом Кыргызскому кагану оказал посильную помощь уйгурский подководец, кыргыз по происхождению Бойла Кутлук Ярган, который со стотысячной армией перешел на сторону кыргызов. Земли Великого Кыргызского каганата простирались на востоке до озера Байкал, на западе Каспия. Кыргызы переселились на Алтай, взяли под контроль Кашгаро-Таласский регион Тянь-Шаня. Отуз огланы, азы, канглы имели здесь свое владение. Ставка вождей канглийцев Кангу-Тарбан находилась в долине реки Талас. По С.Ахсикенди, резиденция Манаса, внука Каркырабека (из рода жети кыпчак) находилась в области Каркыра в долине реки Талас. По С. Ахсикенди Манас родился в области Каркыра в долине реки Талас.

2. Кыргызский каган, снарядив стотысячную армию, отправляет военную экспедицию во главе с Алп Сол Тепеком в Восточный Туркестан для уничтожения и ликвидации уйгурских царевичей, скрывшихся в вышеуказанном регионе. В данном походе участвовали и военный контингент Бойла Кутлук Яргана, который был сформирован из западных кочевников тюрков-шато, онгутов и других тяньшаньских племен. Данное наше мнение подтверждают сведения из источников, где кыргызы упоминались вместе с чигилями, ягма, тюрками-шато и другими в Восточном Туркестане. По данным китайских хроник, кыргызы, проживая в данном регионе, могли поддерживать лидера тюрков-шато Ли Кэюна в событиях в Китае, относящихся к 940 году.

3. В эпоху Кыргызского Великодержавия началось формирование новой кыргызской этнической общности, проживавшей за пределами страны енисейских кыргызов. Эти процессы могли охватывать кочевников, проживавших на огромной территории от Прибайкалья до Каспия, с центром на Алтае. Во главе кыргызов стоял князь Эмке, которому, по данным источников, подчинились огузы. В данную эпоху часть огузских племен могли сдаться Бойла Кутлук Яргану, который мог выступать в качестве гаранта и связующего звена между Кыргызским каганом и огузской аристократической верхушкой. В эту эпоху на западе от Алтае создается союз племен черных клобуков, ядро которых составили азы, предки кара калпаков, бурджаны, башкиры, тюргешские племена. Народ черных клобуков сыграл важную роль в этногенезе украинцев, казаков, черкесов и др. Племена кара калпаков, союза аз-ширинов (особенно кыпчаки и аргыны), канглы и другие могли составлять ядро современного казахского этноса.

4. В Х-XI века возвышаются кимако-кыпчакские племена на Алтае. В данную эпоху кыргызы входили в состав государства Кимаков. С началом возвышения кимаков пассионарная часть азов слившись с кимако-кыпчаками и канглы создают субэтническое образование шары или команы. В кимако-кыпчакскую эпоху западная ветвь кыргызов была разделена на две группы – на алтайскую – с центром в области Каркырахан и тяньшаньскую – с центром в области Каркыра в долине реки Талас. По данным М.Кашгари, в конце XI века кыргызы становятся одним из лидеров на Алтае. В эпосе «Манас» кыргызы возглавили союз алтайских племен против экспансии кара китаев. В эпоху господства кара китаев кыргызы были объединены в рамках единого кара китайского государства, земли которого простирались от Енисея до Таласа.

Однако, в XII веке переселение ставки кара китайского гурхана в Баласагын усилило позиции енисейских кыргызов на востоке. В монгольскую эпоху кыргызы на восток от Алтая насчитывали ряд владений: Кыргыз, Кяньжоу (Кэм-Кэмджиут), Иланьжоу, Ханьхэна (Капканас) Усы, Анкэла (Ангара) и другие. Наиболее могущественными из них были Кыргыз и Кэм-Кэмджиут, которые постоянно имели большое влияние на восточные племена булагачинов, керемучинов, кераитов, дурманов, салжигутов, конгиратов и другие кыргызообразные и тюрко-монгольские племена.

5. Перебазирование ставки кара китайского гурхана на запад в Баласагын обусловили: во-первых, усиление кыргызов на востоке, во-вторых, появление нового пассионарного социума на востоке, объединившегося вокруг представителя аристократического клана борджугинов Темучина, сына Эсугей бахадура. На востоке появляется новый аристократический клан борджугинов, затмивший своим появлением противоборствующие доселе кыргызский и кара китайский господствующие кланы. Темучин быстро расправился с теми, кто не хотел объединяться под его единоначалием, многих из них уничтожил, вынудил покориться или бежать, что, в конечном счете, обусловило появление на Алтае улуса Тайбуга. В формировании данного улуса важную роль сыграли кераиты, дурмены (азы западномонгольских степей), салжигуты, конгираты, бежавшие в земли кераитов или азов, или кыргызов (ай), имевших тесные этнополитические связи с кыргызами.

В XIII веке Темучин покорив и подчинив своей власти тюрко-монгольские и монгольские племена, создает новое государство, вскоре превратившееся в Монгольскую империю. В 1206 году Темучин был официально коронован и признан всемонгольским ханом с тронным именем Чингиз хан. В 1207 году он покорил кыргызов, подчинив северные племена, напал и захватил Китай, затем пошел походом на Среднюю Азию. В 1220 году покорив город Бухару, завершил завоевание Средней Азии. Центральная Азия оказалась в руках нового клана и династии, родоначальником которого был более коварный, жестокий, предприимчивый и талантливый вождь Чингиз хан. Монгольский владыка после взятия Бухары, разделил свою империю между четырьмя сыновьями – Джучи, Чагатам, Угедеем, Тулуем, положив начало новому отсчету истории народов Центральной Азии. Центральная Азия оказалась под управлением новой династии.

После раздела империи Чингиз хана между четырьмя его сыновьями улус Джучи стал играть важную роль в политической жизни кочевников западной части Центральной Азии. Бату и его главный темник Ногай стремились усилить влияние улуса Джучи, пытаясь сделать его одним из главных улусов чингизидов. При Бату Золотая Орда не столько стремилась к независимости, сколько пыталась стать одной из главных держав или империй на евразийском пространстве. Для реализации этого плана Бату (в сговоре с потомками Тулуя) уничтожил улусы Чагатая и Угедея, привел к власти одного из потомков Тулуя Мунке, объявив его всемонгольским ханом. При преемниках Бату, продолжавших его политику по усилению влияния Золотой Орды на восточных кочевников. Было разрешено потомкам Чагатая и Угедея сформировать совместный улус – государство Хайду в долине реки Талас в 1269 году. Тем самым, Золотая Орда и государство Хайду сделали ставку на бахринов, чериков, кыргызов, мангытов и других восточных кочевников. С этого времени кыргызы активизировались на Алтае и Тянь-Шане. Начинается новый виток миграции кыргызов и других восточных племен на запад, на Алтай, Семиречье, Тянь-Шань, Северный Кавказ, Крым и Причерноморье и далее на запад.

7. Всемонгольский хан Хубилай всеми силами пытался не дать объединению сил Хайду с алтайскими и енисейскими кыргызами. Хубилай, усилив главного темника Токтака, пытался усмирить мятежные племена кыргызов и других кочевников, а тех, кто ослушивался, переселял вглубь своей страны. Кыргызские племена были переселены в северные районы Китая, Манжурские степи. Кыргызы и другие восточные кочевники, пытаясь скрыться от преследований и ищя защиты, бежали в земли Золотой Орды и государства Хайду.

8. В XIII-XIV века в Золотой Орде усиливается роль союза племен кочевников, воглавляемых аз-ширинами, союзниками Джучи, а позже Токтамыш хана, основу которого составляли аз-ширины, бахрины, кыпчаки и аргыны. Союз племен аз-ширинов с первых дней поддержал в восшествии на престол новоиспеченного хана Золотой Орды Токтамыш хана. Племена этого союз были до конца его жизни верными союзниками хана. Союз племен аз-ширинов имел тесные этнополитические связи с алтайскими кыргызами и Мангытской Ордой. Азы, представляя брачующий род с Домом Джучи хана, играли ключевую роль в Мангытской Орде. Существование трехсторонних этнополитических связей между союзом племен аз-ширинов, мангытов и кыргызов обусловило появление новой этнической общности – субэтноса ногайцев в составе кыргызского этноса. Однако, в политической жизни золотоордынского общества ключевую роль занимали аристократические кланы, возглавлявшие ногайский субэтнос азы (возможно, аристократический род азов в составе ногайцев представлен родом караши, состоявшем из четырех основных родов – шерин, барын, аргын, кыпчак) и мангыты. Первые возглавляли правое крыло, а вторые – левое крыло войска Золотой Орды.

9. В период правления Токтамыш хана разразилась борьба за лидерство в регионе между империей Амира Тимура и Золотой Ордой. В целях усиления своей власти в регионе Амир Тимур стремился захватить Моголистан, чтобы сделать его плацдармом для нападения на Золотую Орду. В свою очередь, Токтамыш хан стал поддерживать моголистанских князей Анга Торе, Камар ад-Дина и кыргызских вождей Салучи-Булгачи, натравливая их против Амира Тимура. Токтамыш ханом была сформирована коалиция для усиления влияния в Моголистане и борьбы с бездарными моголистанскими царевичами-чингизидами. Ее возглавил Анга Торе. Согласно С.Ахсикенди, ставка делалась на кыргызов во главе с Анга Торе, Манасом, Салучи-Булгачи и вождей племен союза аз-ширинов – аз-ширинов, бахринов, кыпчаков и аргынов, кераитов, канглов и других.

В данный период Кыргызское княжество Угэчи Кашка активизировало свою политику на юго-западе, постоянно организовывая походы против Моголистана, что сыграло важную роль в переселении кыргызских племен на Тянь-Шань.

В результате это привело к усилению позиций кыргызов на юге и переселению алтайской части народа на Тянь-Шань, что обусловило консолидацию кыргызских племен в данном регионе. Миграция алтайских кыргызов резко изменила этническую ситуацию в Золотой Орде и привела к разделению мангытского общества на два большие группы, расколу союза племен аз-ширинов, а также распаду владения Тайбуга. Та часть мангытского общества, последовавшая за Едиге и его потомками, стала называться ногайцами. Она обосновалась на Северном Кавказе и близлежащих к нему землях. Другая часть народа мигрировала вместе с кыргызами на Тянь-Шань, где окончательно связала свою судьбу с ними. Примерно, такая же судьба постигла племен союза аз-ширинов и владения Тайбуга, часть родов которых вкупе с ногайцами ушла за Волгу, а другая последовала за кыргызами на Тянь-Шань, а также вошла в состав племен Абулхайр хана, Жаныбека и Керея.

10. В XV веке чингизиды не могли установить полный контроль над всеми землями Золотой Орды. Господство аристократического клана не имело всеобщего значения. Племена Золотой Орды были разделены на ряд мелких групп, над которыми правили чингизиды. Часть племен Золотой Орды под названием узбек-казаки находилась под влиянием Абул-Хайр хана, который сначала попытался закрепиться во владении Тайбуга. Но позже под влиянием мангытов, которые пытались закрепиться в торговых городах Средней Азии, переселил свою ставку в город Сыгнак. Племена Дашти Кыпчака оказались под влиянием отпрысков чингизида Барака Жаныбека и Гирея. Последние, сначала отколовшись от Абул-Хайр хана, попытались закрепиться в районах области кыргызов и кыпчаков Каркыра в долине реки Талас, но после смерти Абул-Хайр хана вернулись в земли кыпчаков средневековой области Каркырахана и образовали Казахское ханство в 1456 году.

11. В XV-XVI века кыргызы консолидировались на Тянь-Шане. Кыргызы образовали свое ханство во главе с Мухаммедом Кыргызом. Правитель кыргызов был сподвижником и другом Моголистанского хана Султана Саида, который щедро отблагодарил за оказанные услуги в его восшествии на трон.

Однако Мухаммед Кыргыз вел активную политику по усилению своего влияния в регионе. В сложившейся ситуации правитель казахов чингизид Тагир видел большую опасность не от родственных им кыргызов, а со стороны чингизидов Моголистана Султана Саида и других царевичей, которые могли выступить с претензией на власть в Дашти Кыпчаке. В связи с чем, Тагир стал поддерживать и усиливать правителя кыргызов Мухаммеда Кыргыза, который собрав воедино народ, настроил кыргызов против власти моголов.

В результате в XVI веке власть чингизидов пала в Моголистане, а кыргызы стали единственными хозяевами Тянь-Шаня. Казахские султаны-чингизиды тоже получили из этого большую выгоду, став единственными хозяевами Дашти Кыпчака.

12. Следовательно, из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что кыргызский этнос был сформирован в эпоху Кыргызского Великодержавия, а история казахского народа начинается с Чингиз хана.

Однако, предки кыргызов пережили трудный период в своей истории с появлением на исторической арене Чингиз хана и созданием им империи монголов в Центральной Азии.

Процесс развития кыргызского этноса был откинут на целое столетие назад. Новый господствующий клан во главе с Чингиз ханом уничтожил все предыдущие династии кыргызов, кара китаев и правящую верхушку в покоренных странах, установив власть новой династии в регионе.

Представители новой династии затмили своей популярностью почти все предыдущие династии и контролировали целые регионы и довольно длительное время. Чингизиды правили в Дашти Кыпчаке вплоть до ХХ века. Тем самым играя важную роль в процессе формирования казахского этноса, консолидировав все кочевые объединения Дашти Кыпчака в единое целое – в народ. Все это дает нам возможность признать и вести отсчет начала нового (монгольского) этапа истории современного казахского народа с Чингиз хана и Золотой Орды.

(Отрывок из книги Т.Акерова «Маджму ат-Таварих»)

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

О происхождении Анга Торе и племен его улуса

Ногайская орда. Мангыты и кыргызы в Золотой орде

Кыпчаки и кыргызская область Каркырахан

Бахрины – союзники кыргызов

Карачаевцы, кумыки, ногайцы и крымчаки и некоторые другие народы Северного Кавказа – это осколки азов – древнего рода кыргызов

При Токтамыш хане кыргызы выступали как одна из ведущих политических сил в Золотой Орде

О происхождении клана Тайбуга

Улус Хорчи. Изменение этнополитической ситуации на Саяно-Алтае и Тянь-Шане до и после образования государства Хайду

Бату Хан. Золотая орда в борьбе за геополитические интересы

Сочинение С.Ахсикенди «Маджму ат-Таварих» является бесценным источником в изучении истории эпохи этнического возрождения кыргызского народа

Еще статьи

Комментарии в ВЫХОДНЫЕ дни и НОЧНОЕ время (с 18.00 до 9.00 по Бишкеку) будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком
X
Для размещения комментария авторизуйтесь