Автор: К.Акматова, редактор: Г.Ибраимова
Установка, разборка и хранение юрты
Кочевники-животноводы обычно ставят свои юрты на возвышенности, откуда им легко следить за пасущимися стадами и наблюдать за окружающей территорией. Вход юрты чаще всего ориентировали на восток. Таким образом, можно было следить за течением времени от восхода до заката, благодаря лучам солнца, проникающим через тюндук. Также можно ориентировать расположение входа юрты в зависимости от условий местности. Кочевнику было удобно, если вода рядом и не дул ветер с порога внутрь дома. Нужно учесть то обстоятельство, что в отличие от других сезонов года, опираясь на народные приметы, перед суровой зимой юрту утепляли дополнительной стенкой, толстой камышовой циновкой. Специально вокруг юрты копали землю и туда клали своеобразный фундамент из песка и камня, чтобы вода не просочилась внутрь. На случай появления слабого потомства животных в эту зиму, для приплода держали просторный шалаш, где можно было ухаживать за новорожденными ягнятами.
Часто встречалось круговое расположение юрт одного рода. Обычно, на летних стойбищах, где айылы должны были провести большую часть времени, все юрты ставили в круг, и двери были обращены к центру. Учитывалось направление частых ветров и расположение самой площадки. От юрт выходили тропы к центру круга, там располагался временный загон для животных. По рассказам аксакалов этот загон использовался крайне редко в случаях, когда были часты нападения хищников на скот или в военное время.
Кок-Ойрокцы, чтобы рационально использовать пастбища, берегли свой журт. Во время кочевки на жаздоо или күздөө все юрты должны были ставиться кругом, то есть расположение юрт должно было проходить по линии круга. Это было необходимо, для того, чтобы не растаптывать зря землю. А тропинка из территории круга должна была быть только одна, ведущей к пастбищам из стана. Внутри круга должен располагаться загон для скота, чтобы охрана загона была обеспечена с разных сторон.
Тыналиев Камбар, животновод с пятидесятилетним опытом работы, Кеминский район, Чуйская область, Кыргызстан
Установка юрты была праздником для семьи. Весной, летом, осенью при кочевках всегда устраивали праздники. С ней были связаны самые различные обряды, обычаи и ритуалы. Люди чтили традиции, поскольку поверья были сильными, и наши предки верили, что обряды помогут заслужить доброе расположение духов местности, Матери-Земли, воды и ветра. Сначала приглашали самого уважаемого и почетного человека в роду, по возможности многодетного. Уважаемый аксакал должен был вместе с джигитами держать тюндюк. Тогда считалось, что он возвел тюндюк, и теперь семья, которая будет жить в этой юрте, пойдет по его пути, будет процветать, как и семья аксакала и у них будет много детей. Он дает благословление семье, все читают молитву вместе с ним. Также проводили такие обряды, как журт майлоо, өрүлүктөө, чтобы выказать уважение новому соседу или помочь при необходимости. Все, кто узнавал о переезде новых соседей подходили и без приглашения брали ууки и начинали помогать в установлении юрты.
Действия по установке юрты
1. Выбрать удобную площадку для установки с учетом ровности земли, направления ветра, расстояния от источника воды. Учитывая природные явления дверь юрты желательно должен смотреть на восток, поскольку обычно ветер дует на запад. Очистив площадку от камней, состричь траву, если она высокая. Чтобы юрта была под свой размер, берем одну унину и согнутым концом ставим в центр, а острым концом начертим круг. Это и является площадью юрты, какая бы величиной не была юрта, унина определяет площадь юрты. После установить дверной косяк, рассчитав, где будет располагаться дверь. Если крылья юрты 6 секций, то длина унины 3,1 м будет.
2. Вдоль косяка начать расставлять секции кереге и прикреплять друг другу.
3. Специальной веревкой кереге чалгыч стягивали, чтобы их концы сходились в квадратах кереге, и могли подпирать друг друга.
4. После прикрепить к дверному косяку секции кереге, так как есть секции, которые должны быть прикреплены именно к дверному косяку. В дверном косяке есть по три отверстия с разных сторон, через которые просовываются веревки, ими кереге крепко привязываются дверному косяку.
5. Когда все секции кереге встанут устойчиво, посмотреть на площадку, которая уже очерчена прикрепленными секциями кереге и подвести головки кереге под один уровень.
6. После занести внутрь скелета юрты тюндюк с той стороны, откуда приехали.
7. После поднятия тюндюка сразу закрепить 5-6 жердей-ууков, в отверстие тюндюк с равными площадями (равным количеством отверстий) между ними, чтобы держать равновесие.
8. Дальше все ууки с узкой и острой стороны должны устанавливаться в специальное отверстие в тюндюке, и крепко закрепляться специальными шнурками – боо к кереге.
9. Затем закрепить ууки, их стягивают специальной лентой таңгыч.
10. Теперь, когда скелет юрты прочно установлен, прикрепляется внутреннее убранство жабык баш, это убранство должно прикрепляться узорами на ууки снаружи. После накрывают үзүком. Оно прикрепляется к ууку и свисает на кереге. Жабык баш занимает место между ууком и кереге.
11. Вокруг кереге устанавливается циновка (чий), количество секций зависит от размера юрты.
12. Сначала из войлочных покрытий (узук туурдук) накрываются покрытия для стенок одной стороны, их привязывают к уукам специальными веревками.
13. Узук и туурдуки закрепляются посередине арканом - кырчоо арканом.
14. Украшенную орнаментами циновку двери эшик-чий прикрепляют к тюндюку, это циновка, покрытая войлоком.
15. Теперь покрывается оставшаяся часть скелета юрты үзүк-туурдуками.
16. Последним накрывают войлочным покрытием түндүк жабуу.